- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации Обобщение ППО в вопросах и ответах
Методические рекомендации Обобщение ППО в вопросах и ответах
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колпащикова В.П. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
« Дворец детского (юношеского) творчества » городского округа город Салават Республики Башкортостан
Методические рекомендации
« Обобщение передового педагогического опыта в вопросах и ответах»
Автор-составитель:
Колпащикова В. П., зав.отделом,
высшая квалификационная категория
г. Салават
Что такое ППО ( передовой педагогический опыт)?
-
«Передовой педагогический опыт- это новая образовательная практика , дающая устойчиво высокие результаты». М. Н. Скаткин
-
« ППО- это такая образовательная практика , которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны и оригинальности.» Ф. Ш Терегулов
На кого ориентировано обобщение передового педагогического опыта?
-
на группу педагогов;
-
на отдельно взятого педагога;
-
на обобщение опыта творческого коллектива;
-
на обобщение целого направления творческой деятельности в УДО детей;
-
на методическое объединение.
Кто занимается обобщением ППО?
-
инициативная группа из числа педагогов;
-
возглавляет группу зам. директора или методист по определенному направлению деятельности;
-
в инициативную группу входят не менее трех педагогов дополнительного образования и психолог;
-
сам педагог.
С чего начинать обобщение ППО?
-
С обоснования причины, свидетельствующей о необходимости изучения именно этого опыта;
-
С постановки конкретной цели обобщения.
Каковы пути распространения опыта?
-
Выступление на педсовете;
-
Представление практических материалов: конспектов, перспективных планов и т. д.;
-
Показ отдельных приемов или системы работы.
Классифицируется ли ППО?
Исследователи, занимающиеся изучением опыта, разделяют его по масштабу, качеству и новизне.
-
По качеству - положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, передовой;
-
По новизне - репродуктивный, творческий, новаторский.
Чем передовой опыт отличается от массового
ППО возникает из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам. Он отличается от массового рядом признаков, важнейшими из которых являются:
-
Актуальность;
-
Новизна;
-
Воспроизводимость;
-
Эффективность;
-
Стабильность результатов.
По каким критериям оценивается, что этот опыт является передовым?
-
Соответствие опыта ведущим идеям современной педагогической науки;
-
ППО характеризуется стабильными, устойчивыми положительными результатами учебно- воспитательного процесса;
-
Судить об опыте следует по конечным результатам: качество знаний, умений, навыков детей, уровень их сформированности.
Каковы методы изучения опыта?
Что выявляем
№ или название занятия
Методы
Опрос (беседа)
Анкетирование
Наблюдение
Тестирование
Анализ
продуктов творческой деятельности
Какую работу следует проводить по систематизации работы передового педагогического опыта?
Целесообразно составить перспективный план .
К примеру, возьмем опыт работы Храмовой А. Ю. по работе с детьми с ОВЗ :
2010- 2011 уч. год
2011- 2012 уч. год
2012- 2013 уч. год
2013- 2014 уч. год
2014- 2015 уч.год
С
И
О
Р
В
Условные обозначения:
С - создание опыта;
И - изучение опыта;
О - обобщение опыта;
Р - распространение опыта;
В- внедрение опыта.
Каковы ошибки при описании опыта?
Наиболее сложной формой обобщения опыта является его описание. Наиболее часто встречающиеся ошибки при его написании:
-
Описание опыта, достаточно известного в литературе, он не несет новизны и является передовым только для этого коллектива.
-
Изложение мыслей и выводов общего характера, использование теоретических выкладок из литературы. Это не обобщение опыта, а скорее сообщение, которое может быть использовано для расширения кругозора педагогов.
-
Не всегда выделяются наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, поверхность описания , подмена анализа работы отдельными примерами.
Назовите формы представления опыта?
-
Выступление на педсовете;
-
Мастер - класс- одна из форм распространения опыта;
-
Показ- панорама- моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно- воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами;
-
Творческий отчет, в процессе которого проходит:
* Демонстрация фрагментов опыта;
* показ элементов педагогической технологии;
* уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
* изучение методических материалов в деловой документации;
* тематические и персональные выставки опыта автора ;
* Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой выделяются элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами;
* Показ фрагментов работы педагога- мастера, отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных автором- новатором.
Как оформить педагогический опыт?
-
Титульный лист:
* Название ОУ;
* Название опыта;
* Ф. И. О. педагогических работников инициативной группы, их должность.
-
.Информационная карта передового педагогического опыта:
-
Название опыта
2.Автор (ы) опыта
Ф. И. О.
3.Сведения об авторе ( кратко)
Личные: образование, педстаж, звания , место работы, должность.
Групповые: методическое объединение.
4. Для кого предназначен опыт.
5. Актуальность и новизна.
6. Уровень научной обоснованности.
Теоретическая, практическая, психолого- педагогическая
7. Длительность функционирования
8. Краткое содержание опыта
9. Возможности изучения опыта
Методические разработки, практические пособия, видеозаписи, выставки, конспекты, статьи, открытые занятия и др.
3. Описание опыта по разделам.
4. Каждый раздел сопровождается аналитическими выводами и советами по применению данного опыта.
5. В завершение работы инициативная группа готовит советы по распространению опыта.
6. Теоретические материалы могут войти в раздел « Приложения».