Статья. Проектирование урока с позиции формирования УУД и его самоанализ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий и его самоанализ.

Требования нового ФГОС не является абсолютно новыми для учителей, и все же у многих из нас вызывали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из заданий целесообразно отобрать для урока? Какие технологии будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остается урок. Урок, его проектирование и проведение - это то, с чем учителя имеют дело ежедневно, это то, что ему понятно. При проектировании урока с позиции требований стандарта второго поколения, необходимо учитывать деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделять те универсальные учебные действия (УУД), которые необходимо формировать.

Аспектный анализ урока с позиции формирования УДД


Этапы урока

Деятельность учащихся на современном уроке

Формируемы универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся(учитель подводит учащихся к определению темы)

Познавательные, коммуникативные

Определение целей и задач

Определяют границы знания и незнания и формулируют сами учащиеся, (учитель создает проблемную ситуацию).

Регулятивные (целеполагание), коммуникативные

Проектирование результатов урока

Проектирование учащимися способов достижения намеченных целей (учитель помогает, советует)

Регулятивные (проектирование)

Отбор содержания учебного материала

Использование разных источников информации, предоставленных учителем, в том числе и субъектного опыта ученика

Познавательные, личностные

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются коллективные групповые, индивидуальные формы организации деятельности)

Коммуникативные, познавательные, регулятивные ( алгоритм работы в парах, группах)

Осуществления контроля

Учащиеся осуществляют контроль ( применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные (контроль и самоконтроль), коммуникативные

Коррекция

Учащиеся формулируют затруднения, проблемы и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель помогает, консультирует, советует)

Коммуникативные, регулятивные (коррекция)

Оценочная деятельность

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) по определенным ранее нормам и критериям

Регулятивные (саморегуляция), коммуникативные

Итог урока

Рефлексия

Регулятивные (саморегуляция), коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные.

В таблице представлены универсальные учебные действия в обобщенной форме. Ориентируясь на таблицу можно определить при проектировании, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формировать при правильной организации деятельности учащихся, и с учетом данных сведений, отбирать задания, формы организации деятельности и средства обучения к каждому этапу урока.

Учитель творец своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Прежние технологии работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Схема самоанализа урока как системы

Содержание анализа

Критерии

1

Педагогические цели и задачи урока (главная дидактическая, обучающая, развивающая и воспитывающая цели)

Компетентность в их планировании. Четкость, полнота формулировок. Предъявление учащимся и согласование с ними (имели ли место). Результат достижения

2

Информационно-содержательная насыщенность урока

Уровень знания предмета. Умения отбора содержания учебного материала.

3

Использование информационных технологий

Разнообразие, оптимальность, организация работы с информацией, перевода информации в личностное знание учащегося, результативность применения

4

Определение дозировки времени

Соответствие норм

5

Выбор методов и приемов обучения на уроке, их целесообразность

Знание классификации методов обучения. Результативность выбора и применения их на уроке.

6

Выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, их сочетание

Результативность выбора и организации, разумность сочетания. Взаимодействие на уроках (парное, в группах, индивидуальное)

7

Организация общения

Монолог, диалог, полилог

8

Объем и характер самостоятельной работы учащихся на уроке

Количество времени.

Воспроизведение, поиск, творчество

9

Осуществление дифференцированного подхода

Разноуравневость заданий

10

Домашнее задание.

Степень подготовленности учащихся к его выполнению. Инструктаж

Оптимальность, вариативность.

Высокая, средняя, низкая

Имел место

11

Педагогическая оценка результатов учебной деятельности учащихся, самооценка учащимися своей деятельности.

Отметка за выполненный уровень знаний учащихся, комментарий

Объективность, оперативность.

Уровень самооценки.

Отметки объявлены и прокомментированы

12

Оценка урока учителем с позиции достижения запланированных целей и задач урока

Приращении знаний, умений, степень развития, степень воспитания(высокая, средняя, низкая)


© 2010-2022