Семинар Урок-основная форма организации обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар « Урок - основная форма организации обучения»

1. Вступительное слово. Актуальность темы.

2. Уроки основных типов - краткая характеристика.

3. Структурные элементы комбинированного урока:

1) формы организации повторения, актуализация знаний;

2) проверка домашнего задания;

3) изучение новой темы (проблемное);

4) форма закрепления

4. Самоанализ урока.

5. Советы психолога.

6. Заключение.

1. За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков.

Уроку отводится не менее 98 % учебного времени.

Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков.

В.А. Сухомлинский писал: «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Урок - не самоцель, это инструмент воспитания и развития личности. И если мы хотим перевести нашу школу в режим развития, мы должны в совершенстве овладеть этим инструментом.

Итак, каковы же требования к современному уроку начала 21 века. Слово «требования» употребляется здесь больше в силу традиций, и носят они более рекомендательный характер, методический, нежели административный. Я хочу перечислить некоторые недостатки сложившейся практики урока в школе, как источник возникновения требований.

  1. Привычка к прямому заимствованию «готовых» методических разработок урока

Почему это относится к недостаткам?

Ни в одном пособии нет рекомендаций, для каких учителей и с какими детьми эти разработки дали наибольший эффект.

  1. Противопоставление творчества и программно-методической дисциплины.

Никакое творчество не должно уводить учителя и учеников от точного выполнения программных требований, а наоборот, закономерности науки и творчества не противоречат друг другу, не исключают друг друга и продуктивно совмещаются на урок.

  1. Шаблонная структура урока.

(без комментариев)

  1. Неоправданное нарочитое стремление к игровым формам урока.

Это массовая ошибка последних лет, встречающаяся больше всего на открытых уроках в классах младшей и средней ступеней. Игра начинает превалировать над содержанием, над целями и потому - результатами образовательной деятельности на этом уроке.

  1. Слабое знание личности школьника и классных коллективов и, как следствие этого, - уроки- близнецы в разных классах, невозможность опереться на особенности учащихся.

  2. Игнорирование возможности воспитания в процессе обучения (Мавроди, диктатор Пол Пот).

  3. Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, за обилием второстепенного материала, необоснованное желание отойти от учебника, отношение к ребенку, как к безразмерной емкости, которую нужно максимально заполнить.

  4. Отсутствие какого бы то ни было стремления к раскрытию личностного смысла конкретных знаний для большинства учеников.

Многие дети не стремятся хорошо учиться потому, что не понимают, зачем им нужны те или иные конкретные знания, не видят связи между изучаемым на различных предметах, не проецируют его на жизнь за порогом школы. Это, конечно же, упущение учителя.

  1. Бедность арсенала выбора методов обучения.

  2. Отсутствие опоры на какие-то технологии развивающего обучения или же использование одной из них (якобы универсальной) по отношению ко всем учащимся.

  3. Традиционный подход к формулированию домашних заданий учащимся: всем одно и то же без дифференциации и без какой бы то ни было оценки времени его выполнения.

  4. Отсутствие сколько-нибудь выраженных элементов артистизма учителя в проведении урока.

И т.д. и т.п.

Готовясь к семинару, мы не стремились отойти от общеупотребляемой «универсальной» структуры урока. Мы понимаем, что одним семинаром не решить все перечисленные проблемы, но как можно дополнить имеющийся у нас арсенал методов обучения, как можно организовать тот или иной этап урока?

Об этом сегодня пойдет речь.

2. Вопросу типологии уроков посвящено много педагогических исследований. Уроки классифицировали исходя из методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся, из содержания и способов проведения уроков. Поэтому единой общепризнанной классификации уроков в современной педагогике нет. Наблюдаются единые подходы к делению уроков.( Послушаем Иванову А.П.)

Эти уроки называют уроками основных типов. Они наиболее универсальные по своим возможностям для реализации целей урока, поставленных учителем. Но чаще всех остальных типов в нашей работе мы используем комбинированный урок. Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

  1. ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

  2. проверка домашнего задания;

  3. проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;

  4. изложение нового материала;

  5. первичное закрепление изученного материала;

  6. подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Об этапе проверки домашнего задания расскажет Павлова Е.С.

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

От того, насколько успешно идет приготовление домашних заданий часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

Способствовать творческому отношению к делу - одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказывать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».

Домашняя работа - это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности.

Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребенка. Естественно, что любой учитель прикладывает максимум сил для того, чтобы его ученики получили глубокие и прочные знания. Но при всей важности знаний необходимо признать, что главным «первичным» является здоровье ребенка, а всё остальное, в том числе и знания, «вторично».

Определено, что домашние задания должны даваться с учетом возможности их выполнения в примерных пределах:

  • в первом классе - до 1 часа;

  • во втором классе - до 1,5 часа;

  • в третьем-четвертом классах - до 2 часов;

  • в пятом-шестом классах - до 2,5 часов;

  • в седьмом классе - до 3 часов;

  • в восьмом-одиннадцатом классах - до 4 часов;

Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объему и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересы школьников.

Грамотный подход к объему, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

  • задание должно быть понятно каждому ученику;

  • задание должно носить характер вопроса посильного для самостоятельного решения;

  • задание должно предопределять его проверку;

  • задание на дом должно учитывать особенности класса;

  • задание должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

  • задание не должно быть однообразным и однотипным;

  • задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений;

  • в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы;

  • каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся;

  • задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем заданий порождает хроническое недопонимание.

Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задается до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся.

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • творческая;

  • дифференцированная;

  • одна на вест класс;

  • составление домашней работы для соседа по парте.

Дифференцированная домашняя работа - такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика.

Одна на весь класс - самый распространенный вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времен и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведет к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте - новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперед.

Основные цели ТДЗ:

  • Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой

  • Научить выделять главное из общей информации

  • Сформировать умение лаконично и интересно излагать информацию

  • Сформировать ораторские навыки

  • Воспитание эстетической культуры

  • Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету

Классификация ТДЗ:

По содержанию:

  1. Вопросник

  2. Кроссворд

  3. Макет, модель

  4. Ребус

  5. Сообщение

  6. Доклад

  7. Сочинение

  8. Реферат

  9. Исследование

  10. Эссе

По виду деятельности:

  1. Индивидуальная

  2. Парная

  3. Мелкогрупповая (3-7 чел.)

  4. Групповая (10-15 чел.)

  5. Коллективная

По уровню оформления:

  1. Рабочая (в тетради, «с листа»…)

  2. Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):

    • файл-лист;

    • буклет;

    • брошюра;

    • газета;

    • альбом;

    • «раскладушка»;

    • и т.д.

Эффективность домашней работы в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся, связанную с выполнением домашних заданий. Руководство домашней работой он осуществляет не только в процессе задавания уроков на дом, но и в процессе их проверки. От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.

О педагогическом значении проверки домашних заданий в свое время писала Н.К.Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учет выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. (Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности)»

В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей все-таки остается фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем в своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки.

Если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика.

Такая проверка домашнего задания соответственно влияет и на характер его выполнения. Ученик старается только аккуратно оформить работу, не разобравшись до конца в тех задан6иях, которые он должен был выполнить.

Следствием же такой методики проверки обычно является то, что ученик не может справиться с самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. Поэтому учителю не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после уроков и простым воспроизведением выполненных учащимися домашних заданий во время фронтальной проверки, а необходимо использовать различные способы и приемы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу.

Продумывая способы проверки домашних заданий, учитель должен иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функций проверки позволяет повысить ее воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий.

Проверка домашней работы должна стать органической частью урока, т.е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов.

Сегодня существует множество образовательных программ, поэтому просто необходимо ставить вопрос об организации и проверке домашней работы на одну из главенствующих позиций в методике преподавания.

При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

  • фронтальная проверка выполнения упражнения;

  • выборочная проверка письменного задания;

  • фронтальный опрос по заданию;

  • выполнение аналогичного упражнения;

  • взаимопроверка выполнения письменного задания;

  • опрос по индивидуальным карточкам;

  • опрос с вызовом к доске.

Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.

Проверить выполнение домашнего задания - значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приемы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять.

Практический пример 2. Традиционный прием. Весь класс учит «Я помню чудное мгновенье…». Добросовестный учитель считает своим долгом опросить как можно больше человек. И вот в классе три, пять раз звучит одно и то же, и далеко не всегда в хорошем исполнении. Периодически, чтобы «материал» не забывался, учитель спрашивает еще раз. Ученикам заранее скучно слушать. И поэзия гибнет под пеленой однообразия, отвращение к выученным в школе стихам нередко сохраняется на всю жизнь. Другой прием. Учитель предлагает каждому ученику выбрать наиболее понравившееся стихотворение и выучить его наизусть. Урок в таком случае проходит несравненно интереснее. Прежде всего, выбранное читается совсем не так, как заданное: личное отношение к нему обязательно почувствуется при исполнении, даже неумелом. Ответ каждого интересен остальным: а что он выбрал? Это же особенно интересно учителю: выбор стихотворения по-своему отражает личность ученика. Важно и то, что класс слышит в течение урока не пять раз подряд одно и то же.

Каждый из учащихся перед началом урока занятий ставит против своей фамилии оценку за выполненное домашнее задание. Учитель, изучив оценочный лист, вызывает к доске только того, кто поставил себе пятерку. Зачем вызывать того, кто поставил себе двойку? Он все равно ничего не скажет, будет потеряно время и зря потрачены нервы. «Пятерочник» расскажет материал быстро и толково и тот же «двоечник», слушая его ответ, восполнит свой пробел. Если ученик три дня подряд поставил себе двойку, то она автоматически переносится уже учителем в журнал. Ученик сам себя оценил. Если ученик поставил себе пятерку, но не выполнил домашнее задан6ие, то этот обман тут же выявляется у доски, так как вызывают отвечать, в основном, «отличников». Четверку вправе себе поставить тот, кто не уверен, что знает на отлично, но готовился к занятиям и двойки не заслуживает. Его также вызывают к доске, но реже, чем «пятерочника». Тройка в оценочный лист не ставится вообще. Это очень трудно определяемая градация уровня знаний и ученики будут активно спекулировать на ее неопределенности. Итак, есть оценки 5, 4 и 2. Поставил себе 5 - вызвали к доске отвечать. Поставил себе 2 - сиди на месте и слушай знающих, но каждая третья двойка заносится в журнал. Кроме того, ставить себе постоянно двойки (чтобы не вызвали к доске) психологически трудно. Человек вынужден целый день или несколько дней подряд смотреть на свои двойки и волей-неволей (даже на подсознательном уровне), у него возникнет потребность в изменении этих оценок. Не последнюю роль будет играть и мнение окружающих - друзей, товарищей, подруг. Двойки, спрятанные в журнале, никто не видит, а здесь они открыты для всех и постоянно воздействуют на сознание. Конечно, в предполагаемой схеме самооценки выполнения домашнего задания есть, вероятно, и слабые стороны. Их нужно выявлять и находить пути устранения. Но ясно одно - схема работает на формирование у ученика умения оценивать свой труд, вырабатывает чувство ответственности и правдивости.

Об этапе проверки знаний учащихся по пройденному материалу и подготовке к восприятию нового расскажет Семенова Н.И.

Актуализация прежних (опорных) знаний.

Многие учителя полагают, что актуализация - это то же самое, что и опрос, "только термин новый". Актуализация - более широкое понятие, чем опрос. В нее входит и контроль преподавателя за состоянием знаний ученика, его умений и навыков, который осуществляется в форме опроса и в форме проверки выполнения учебных заданий. Видами деятельности учащегося на этапе актуализации могут быть

Значение самого слова "актуализация" говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть "освежить" прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку (нетрудно заметить, как вплетается в этап актуализации мотивационная структура). Практически этот этап осуществляется или в виде проведения проверочного диктанта (математического, физического и пр.), или в виде сочетания различных способов опроса (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный и пр.), или в виде повторного разъяснения учителя, или с помощью опорных конспектов Шаталова, решение задач, чтение текста, самостоятельные работы, взаимопроверка, выполнение упражнений и т.д.- все эти моменты представляют методическую структуру. В то же время на этом этапе активизировались многие компоненты внутренней структуры урока: учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Иначе говоря, на этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, какие способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности. Пренебрежение этим этапом приведёт к отсутствию мотивации к учению, а значит, отсутствию интереса, нежеланию ребёнка работать и, как следствие, невыполнению целей урока.

Например, при изучении в 10 классе темы «Биосинтез белка» можно провести актуализация опорных знаний о содержании и функциях белков в клетке по вопросам:

  1. Как пополняются запасы белков в клетке?

  2. Где осуществляется процесс биосинтеза белка?

  3. В какой период жизни клетки идет наиболее интенсивный синтез белка?

Подводя итоги беседы, учитель обобщает материал.

Этап изложения нового материала охарактеризует Воронова Л.С.

Если в традиционной системе обучения: ученик-это объект учения (учитель дает информацию, правила, дети отрабатывают), то в развивающей системе: ученик - это субъект учения (обучающиеся наблюдают над проблемой и ведут совместный поиск решения). Такое обучение, при котором учитель, опираясь закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников является проблемным. Немецкий педагог А. Дистерверг основными принципами эффективности обучения считал заинтересованность, самодеятельность и активность обучающихся, что и предполагается в развивающем обучении. Именно ему принадлежит афоризм: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Психологи признают, что начало и источник творческого мышления _ это проблемная ситуация на уроке. Она вызывает познавательную потребность, через которую преподаватель может управлять процессом усвоения обучающимися новых знаний. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению. Известные способы действия не обеспечивают достижение цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация - это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом, и незнанием того, как объяснить новые явления. Проблемная ситуация содержит в себе следующие основные компоненты:

  1. неизвестные знания;

  2. противоречие, когда прошлого опыта недостаточно для выхода из затруднения;

  3. познавательную потребность, стимулирующую мыслительную деятельность;

  4. интеллектуальные возможности обучающихся к «открытию» нового.

То есть, используя предыдущие знания детей, опираясь на их опыт, учитель ставит перед ними новую проблему. И потом уже вместе с учителем с помощью практической работы, наблюдений, выдвижения и доказательства гипотез, логических рассуждений, дети сами «открывают» новые знания, делают выводы. Затем сверяют их с выводами в учебнике. Вы бы видели их радостные лица, когда их вывод совпадает с выводом ученых, которые составляли учебник. Такой материал воспринимается ярче, с живым интересом, дети лучше усваивают новое.

Эффективность проблемного обучения доказана многочисленными исследованиями по разным учебным предметам и практикой в школе. Проблемное обучение положительно влияет на активное отношения обучающихся к учения, формирует их творческий потенциал в решении учебных задач, стимулирует общее интеллектуальное развитие. Есть, конечно, и маленький недостаток: такое обучение отнимает много времени, значительно больше, чем информационное (по сообщению готовых знаний). И всё же его достоинства перевешивают его слабости. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

Об этапе закрепления расскажет Котова В.Ю.

Урок - поиск истины. Поиск истины приводит к открытию. Маленькие открытия способствуют развитию интереса, который пробуждает активность, ведущую к знаниям.

(Схема №1)

Среди множества путей воспитания у школьников интереса к учению наиболее эффективными я считаю сочетание игровой деятельности и использование опорных схем, таблиц. Благодаря такому сочетанию методических приемов удается привлечь внимание большинства обучающихся к сложным вопросам школьной программы. По ходу рока школьники моделируют реальные и предполагаемые события, что способствует развитию интереса к науке.

Методика работы с ОС у многих учителей разная, каждый пытается привнести что-то своё. К примеру, при переходе к новой теме ученики знакомятся с планом, заранее написанным на доске. План соответствует количеству частей ОС. При объяснении новой темы ОС может висеть на доске или в распечатанном виде лежать на партах. Однако, лучше всего, когда он рождается на глазах у ребят и с их непосредственным участием.

ОС отражает минимум знаний, который обозначен в государственных нормативных документах, поэтому умение воспроизвести и расшифровать ОС - общее требование для всех учащихся. Школьники могут работать с ОМ по памятке.

(Схема №2)

Памятка.

  1. Просмотрите материалы учебника и документов и выпишите на отдельном листе заголовки разделов, а также подразделов.

  2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая основные понятия и категории, встречающиеся в тексте.

  3. Ещё раз прочтите текст с целью нахождения связей между понятиями и категориями, найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия и категории.

  4. Закрой учебник и расскажи содержание по ОС

  5. Если затрудняешься, прочти текст еще раз.

Работа с ОС, по мнению самих детей, помогает «разложить всё по своим местам», увидеть логические связи, а, кроме того, слабо подготовленным обучающимся чувствовать себя увереннее во время ответов на уроке.

Работа на уроке по заполнению таблиц может сочетаться с работой со словарем. Глоссарное обучение - это метод целенаправленного заучивания терминов, понятий, фактов.

(Схема №3)

Анализируя опыт своей работы со старшеклассниками, я пришла к выводу, что необходимо давать обучающимся больше возможностей проявить свою индивидуальность, «пережить» прошлое как личностно-значимый процесс.

Одно из решений проблемы я вижу в применении целостной системы деловых игр по истории, которые развивают мотивацию учеников, развивают их способности к осмыслению события и явлений, готовят к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучают содержательному и эффективному взаимодействию. В своей работе я использую различные виды деловых игр.

(Схема №4)

  1. Игра - анализ конкретной исторической ситуации предполагает детальный анализ сложившегося в тот или иной момент положения. Учащихся объединяет общая цель - выработать определенное решение.

  2. Игра - анализ исторических инцидентов отличается от предыдущей тем, что её целью является не столько нахождение решения, сколько поиск необходимой информации. Учитель сознательно предлагает недостаточную информацию и просит восполнить пробелы.

  3. Игра - мозговой штурм основана на предположении американского ученого А.Осборна о том, что оригинальность творческого мышления тормозит критичность мышления и боязнь выглядеть глупым. Не допускается никакой критики высказываемых идей, в том числе шутливых, фантастических.

  4. Игра - синектика (совмещение разнородных элементов) начинается с формулировки проблемы и дискуссии, направленной на выявление и отказ от очевидных решений. Проходит защита идей по командам: новаторов (представляют и обосновывают новые идеи), оптимистов (показывают конструктивные стороны идеи), пессимистов (выявляют слабости идеи), реалистов (доказывают возможность реализации идеи).

  5. Игра - информационный лабиринт предполагает работу обучающихся с набором документов.

  6. Игра - разыгрывание исторических ролей связана с инсценировкой конкретных ситуаций.

  7. Игра - аукцион помогает оценить деятельность каждого обучающегося на уроке.

Как провести игру-аукцион?

Заранее необходимо подготовить список вопросов.

(Схема №5)

Обязательно надо подготовить дополнительны вопросы, так как работоспособность учеников разная в разное время. У учителя обязательно должны быть ответы на предлагаемые обучающимся вопросы. Перед игрой ученикам раздаётся кредит в 1000 у.е. Это означает, что в конце игры каждый должен вернуть банку 1200 у.е. Купить вопрос имеет право каждый. Если ответ неверный, то платит штраф, В течение игры можно еще раз взять кредит в банке, но в этом случае в банк необходимо вернуть уже 1500 у.е.

У каждого ученика есть карта самоконтроля (схема №6) и лицевой счет участника аукциона (схема №7). Также на доске размещается таблица с критериями оценок за урок (схема №8). Для поддержания дисциплины в классе вводится система штрафов от 100 до 200 у.е. за некорректное поведение.

Что значит «образованный человек»? Говоря словами Н.Г.Чернышевского это «обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств».

Какова задача учителя и, по сути, смысл его работы? Это, во-первых, вооружить ученика определенной суммой знаний, информацией; во-вторых, научить ученика мыслить, научить его культуре мышления и, в-третьих, необходимо разбудить, воспитать и настроить чувства ученика, так как образование, несомненно, должно быть высоконравственным и гуманным.

О творческих домашних заданиях расскажет Чудова С.В.

Если учитель регулярно пользуется этим приемом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия. Сейчас можно купить книжки с готовыми кроссвордами на многие учебные темы. Но ребятам интереснее работать с тем материалом, который сделан их же сверстниками. И самим авторам-ученикам будет приятнее сочинять, составлять эти работы, если они станут использоваться в живом деле.

4. Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Послушаем Васильеву Н.В.

Конечная цель анализа и самоанализа - способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Вот почему основные положения рассмотренных схем анализа и самоанализа должны быть в поле зрения учителя и на этапе разработки урока, а не только после его проведения.

5. От чего устает современный учитель?

Конечно же, на его работоспособность влияют в первую очередь социальная нестабильность, правовая незащищенность, маленькая зарплата, постоянный дефицит денег и отсюда чувство ущемленности в своих возможностях.

Кроме того, сама педагогическая деятельность требует от учителя постоянной концентрации психических сил. Работа по звонку, бережное отношение к каждой минуте урока напоминает конвейерный ритм жизни, кроме того, постоянное пребывание на людях, отсутствие уединения мешают расслаблению и способствует накоплению усталости.

Педагогической работа, предполагающая отодвинутость результата труда во времени, сопровождается чувством неопределенности и порождает тревожность.

Постоянный контроль со стороны администрации, самоконтроль за качеством своей работы, беспокойство от нереализованных порой целей урока, от недостаточного владения педагогической техникой и непродуктивного общения с детьми закрепляет чувства усталости и рождается уныние.

Изнуряет и проблема поисков творческих приемов работы. Влияют на самочувствие учителя и новые веяния педагогической науки, не всегда понятные и близкие ему.

Увеличивают усталость циклы учебного года и связанные с ними организационные моменты. К тому же учителя мало хвалят, больше указывают на недостатки. Учитель живой человек и его собственный организм, как психологическая система, подвержен влиянию биологических ритмов и нуждается в особом режиме жизнедеятельности, который не всегда выдерживается. К тому же учителю нельзя болеть. Больной учитель срывает учебный процесс.

Требует забот своя собственная семья, особенно дети, а времени на это нет, потому что приходится работать на полторы, а то и две ставки, чтобы обеспечить минимально достойную жизнь.

Таким образом, учитель постоянно находится под влиянием "спрессованного" времени и ритма. Он не замечает, как истощаются его жизненные силы.

Обследования учителей показали, что к концу III четверти

  • 35% педагогов находятся в состоянии высокой степени истощения жизненных сил и на грани срыва адаптационных механизмов,

  • 62% - на среднем уровне риска

  • и лишь 3% показали нормальное самочувствие.

Часто переживаемые отрицательные психические состояния оставляют негативный след, проявляющийся в поведении учителя. Это и раздражительность, обычно проистекающая из-за чрезмерного возбуждения нервной системы, и несдержанность, как отсутствие контроля за эмоциями. Несдержанные мысли наносят вред мозгу, тогда как несдержанные действия наносят вред телу: травмы, ушибы, аварии...

Страх, появляющийся в результате переутомления, также является одной из частых причин нездоровья. Он делает человека неуверенным в себе, рождает безволие и пассивность, инертность. Эти статические состояния снижают способность принимать решения и претворять свои планы в жизнь. Из всего этого проистекает пессимизм, отнимающий веру в счастье и надежду на успех, В то время как человек, желающий преуспеть, должен придерживаться оптимистического, бодрого взгляда на жизнь, поддерживать и поощрять мысль, что все хорошо и видеть только хорошее во всём.

Как преодолеть это противоречие?

Послушаем Велехову А.В.

Самочувствие педагога может быть тем лучше, чем больше времени он ежедневно выделяет для восстановления жизненных сил: физических, нервно-психических и духовных.

Если предположить, что время активной ежесуточной жизни учителя занимает 18 часов, то из них на каждые 6 часов деятельности приходится 1 час, посвященный себе - личному здоровью и отдыху. Чем напряженнее ритм жизни и выше стрессовые нагрузки, тем актуальнее для педагога учет степени истощенности его жизненных сил.

Установлено, что, для того чтобы восстановить жизненную энергию, человек ежедневно должен проходить пешком до 7 километров и выполнять физическую зарядку утром. Это обеспечивает снятие напряжение через мышцы. Если вы пережили стресс, то главное условие выхода из него - не отдаваться негативным эмоциям, а управлять своими чувствами. Этому способствует система дыхательных упражнений и психологических техник, которые вы видите на памятках (раздать каждому памятку):

1. «Свободное дыхание»

Вы успокоитесь и овладеете своими эмоциями, если всего на несколько мгновений сосредоточитесь на дыхании, наладите спокойный «вдох» и «выдох». Расслабленные кисти рук положите на живот в области пупка; следите за тем, чтобы руки опускались плавно и медленно, в такт дыханию. Дышите спокойно и равномерно: спокойный вдох на счет «раз-два-три», небольшая пауза, выдох на счет «раз-два-три», задержка дыхания. При этом необязательно дышать глубоко или очень медленно, главное - ритм, который вы найдете сами.

Делая вдох, представьте, как радость и покой наполняют вас, проникая в ваш организм вместе с воздухом. Уже через 1-2 минуты вы почувствуете себя спокойнее. Данное упражнение дает прекрасный эффект в сочетании с другими приемами и психотехниками.

2. Гармонизация с природой

Сядьте удобнее, закройте глаза, вообразите себя в лесу. Вокруг большие деревья, всё красиво, могущественно и загадочно. Продолжите воображаемое путешествие по лесной полянке, выйдите на тропинку. Почувствуйте землю под ногами, прикосновение к стволу дерева, солнечный лучик сквозь тенистые кроны деревьев, прохладу ключевой воды из местного ручья, его журчание. Гомон и пение лесных птиц. Полностью отдайтесь возникающим переживаниям. Через 10 минут выйдите из состояния гармонии и единения с природой. Вы почувствуете умиротворение и гармонию в душе, прилив духовных сил и желание работать.

3. Устранение беспокойства

Эта техника используется для снятия тревожности и стрессов. Она дает педагогу возможность быстро отключиться, отдохнуть от рабочей обстановки, восстановить силы даже тогда, когда нет времени на отдых. Этот прием очень напоминает фантазирование. Он заряжает энергией. Для этого организуйте мысленное путешествие. Постарайтесь сделать это так ярко, чтобы перед мысленным взором у вас возник созданный фильм. Для этого нужно сесть в тихом уединенном месте, закрыть глаза, отправиться в путешествие по любимому и желанному для вас маршруту.

4. Насколько реалистичны мои цели? (время 1-2 минуты)

Это быстрое упражнение для определения реалистичности ваших целей. Особенно оно полезно в том случае, если Вы хотите, чтобы произошло важное для вас событие. Для этого представьте экран компьютера и мысленно наберите волнующий вас вопрос, например: «По силам ли мне этот эксперимент?». Постарайтесь «увидеть» внутренним взором на экране один из ответов «да», «нет» и «возможно». Следите за реакцией внутреннего «я».

5. Саморегуляция

Упражнение выполняется за 10-15 минут до урока. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его тепло. Например, по команде «Нога» сосредоточьте внимание на правой ноге, по команде «Рука» - на правой руке и т.д. команды подавайте с интервалом 10-12 секунд. Благоприятный ритм подбирается индивидуально. Так снимаются мышечные зажимы, сопровождающие усталость.

6. Мысленное совершенствование педагогического мастерства.

Наличие сложного адаптационного периода характерно не только для молодых учителей. Кратковременную, но довольно болезненную адаптацию испытывают и опытные учителя после длительного перерыва в работе, например, после летних каникул. У них отмечается некоторая внутренняя инертность, разбалансированность, повышенная утомляемость, нежелание напрягаться, проявлять волевые усилия. Чтобы настроить свою психофизическую систему на успешное выполнение профессионального труда, можно использовать следующее упражнение: за несколько минут до урока сядьте в тихом месте, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что Вы в классе. Пред вами хорошо подготовленные дети. Они рады вас видеть. Вы не испытываете никакого труда организовать их работу. У вас творческий подъем. Ваши объяснения вызывают у детей активность. От взаимного понимания совместной работы Ваше сердце наполняется гармонией и счастьем. Всё запланированное Вы успели сделать. Благодарные ручонки детей тянутся к Вам. Вам хочется их всех обнять и приласкать.

Упражнение выполняется ежедневно в течение 3-5 минут накануне рабочего дня. Через некоторое время Вы обнаружите, что уроки у Вас получаются значительно лучше.

7. Как увеличить Вашу творческую энергию?

Каждый человек от рождения обладает творческой энергией. Суть творчества состоит в выдвижении новых идей, в выполнении работы по-другому, в обдумывании альтернативных подходов. Творчество это скорее процесс, чем результат. Предлагаем упражнение, активизирующее процесс творчества. Вначале возьмите бумагу и карандаш и напишите название предметов, которые постоянно применяете на уроке. Потом для каждого предмета (таблицы, книги, карточки и т.д.) Запишите как можно больше способов применения. Можно свободно изменять размеры, форму, цвет предметов. Комбинируйте два или более предметов и придумывайте применение для их комбинаций. Упражнение выполняйте ежедневно от 2 до 5 минут.

8. Групповая игра «А у меня проблема…»

У многих учителей возникают определённые трудности в аргументации своих педагогических целей, поступков, советов, рекомендаций. Технику аргументации можно отработать, организовав групповую игру среди Коллег "А у меня проблема…». Для этого группа рассаживается по кругу. В центре - ведущий. Он выдвигает проблему, например: «У меня проблема: я затрудняюсь установить дисциплину в классе». Все сидящие подают ему советы: «Чтобы в классе на уроке с дисциплиной не было проблем, заботься о том, чтобы каждый ребёнок был занят делом... « и т.д. Предложения могут опровергаться при соответствующей аргументации. Игра продолжатся до тех пор, пока ведущий не примет правильное, на его взгляд, предложение.

9. Психическая зарядка на каждый день

Её суть - создание нужных эмоциональных установок на предстоящий день.

Очень хорошо, если учитель внутренне готов учиться этой методике. Он овладеет приёмами самовнушения быстрее и полнее, если имеет убедительную мотивацию к этому, а не просто любопытство. Подлинный гарант успеха - вера в систему психического саморегулирования. Упражнения обычно проводятся 3 раза в день: утром - после подъема, днём - после обеда и вечером перед сном. Формулы самовнушения лучше использовать на фоне релаксации. Они могут быть разными в зависимости от особенностей дня.

На уверенность в себе. Я всё умею. Урок у меня получится. Я справлюсь с ситуацией.

На любовь к профессии и детям. Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу.

На оптимистическое мировосприятие. Мир красив и прекрасен. В природе вечность и гармония. Я частица великого Космоса. Я счастлива и красива.

На уменьшение напряжения в работе. Я спокойна, стабильна. У меня много сил. Я управляю собой. Моя энергия позволяет преодолеть препятствия. Я люблю свою работу.

В случае дневной перегрузки и когда не удаётся уснуть. Голова свободна ОТ Мыслей. Я равнодушна к заботам и впечатлениям дня. Чувствую душевое успокоение. Хочется отдохнуть. Сон охватывает без таблеток. Мне хорошо и глубоко спится….

Формулы самовнушения индивидуальны для каждого человека. Лучше, если каждый сам себе составит формулы. Очень важно, чтобы они были краткими, позитивными и жизнеутверждающими, не имели в себе отрицания. Каждую формулу целесообразно произносить сначала до 10 раз, но по мере овладения техникой самовнушения это число сократится. Произносить слова важно в медленном темпе, в такт дыхательным движениям. При вдохе произносите одно слово, при выдохе - другое. Если же произносится одно слово, его произносят на выдохе. Сеансы самовнушения должны быть ежедневными при продолжительности не более трёх недель. Если успех не достигнут, занятия нужно прекратить и возобновить после небольшого перерыва. Но при этом установить главную причину неудачи и подготовить другие формулы самовнушения.

10. Чтобы сохранить энергию, так необходимую учителю в его трудной, но благородной работе, важно помнить простые правила:

Правило первое: Не зацикливайтесь на плохом, подводя итоги дня, - считай только удачи.

Правило второе: Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети.

Правило третье: Каждый день начинайте жизнь с «нового листа». В «реку жизни», как в Вашу ближайшую речку, нельзя войти дважды. Всё течет, всё меняется.

Правило четвертое: В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству. Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно транслируйте дружелюбность.

Правило пятое: Помните восточную мудрость: «Трудись не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя до истощения сил».

Правило шестое: Осознайте высшую самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы оттого, что живём. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.

6. Заключение

«Здравствуй, урок!

Где ты рождаешься, где ты живешь урок?

В классной комнате?

Но ты не можешь жить там один,

ты ведь не можешь существовать без меня!

Я тебя обдумываю, планирую, провожу!

Вот и получается, что ты живешь в моей голове, в моем сердце…»

Ш.А. Амонашвили




© 2010-2022