«Работа с одаренными детьми в образцовой детской шоу-группе «Поющие звезды»

Целью работы с одаренными детьми на кружке вокала (шоу-группе «Поющие звезды») является создание среды, способствующей поддержке и развитию творческих способностей одаренных детей.          Для достижения этой цели нужно решить ряд задач различного характера: Образовательных: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым  репертуаром; Воспитательных:воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере; воспитание ор... Принципы приема и отбора детей в шоу-группу «Поющие звезды». Наличие музыкальных и вокальных данных. Предварительный отбор проводится по рекомендации преподавателей музыки, родителей, на основе самооценок детей с обязательным последующим проведением диагностических мероприятий специалистами, кроме того, одним из плодотворных направлений поиска одаренных детей является диагностическая работа во время проведения смотров,  фестивалей, конкурсов и т.д.  
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





















«Работа с одаренными детьми в образцовой

детской шоу-группе «Поющие звезды»













Нестеренко Наталья Михайловна

Руководитель кружка - методист

образцовой шоу-группы

«Поющие Звезды»

МОУ лицей «МОК №2»

г. Джанкой,

Республика Крым, Россия



Пение - одна из самых активных и доступных форм музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в вокальном коллективе несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат.

Более 15 лет я занимаюсь с детьми искусством вокала. Наша шоу-группа «Поющие звезды» за это время стала образцовым художественным коллективом, уже мои ученики после окончания институтов пришли преподавать вокал в нашу школу-комплекс. Кроме развития голосового аппарата, формирования музыкальных и вокальных данных, я много времени уделяю созданию музыкально-артистического имиджа одаренного ребенка и тех детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, или просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей. Занятия в шоу-группе «Поющие Звёзды» проходят по образовательной модифицированной программе кружка вокала. Работа на кружке построена таким образом, чтобы дать возможность каждому ребенку выразить себя. Главный акцент переносится на творческое развитие личности детей, поэтому особое внимание обращается на события в детской биографии и органичное отражение этих событий в творческой деятельности.

Таким образом, целью работы с одаренными детьми на кружке вокала (шоу-группе «Поющие звезды») является создание среды, способствующей поддержке и развитию творческих способностей одаренных детей.

Для достижения этой цели нужно решить ряд задач различного характера:

Образовательных: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;

Воспитательных: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере; воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного и сольного музицирования;

Развивающих: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому и сольному пению, как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию. Развитие у детей музыкально - артистических способностей, соединение внутреннего состояния с внешним физическим действием.

Организационных: организация концертной деятельности, участие в конкурсах, фестивалях, привлечение общественных организаций и частных лиц в целях поддержки одаренных детей.

Принципы приема и отбора детей в шоу-группу «Поющие звезды».

Наличие музыкальных и вокальных данных. Предварительный отбор проводится по рекомендации преподавателей музыки, родителей, на основе самооценок детей с обязательным последующим проведением диагностических мероприятий специалистами, кроме того, одним из плодотворных направлений поиска одаренных детей является диагностическая работа во время проведения смотров, фестивалей, конкурсов и т.д.

Методы и формы работы с одаренными детьми в шоу-группе «Поющие звезды».

  1. Творческий подход: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и воспитанника вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

  2. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

  3. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у кружковцев осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

  4. Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

  5. Тесное сотрудничество с родителями одаренных детей, а также их классными руководителями: Важная задача стоит перед родителями одаренного ребенка. Часто одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Особенно если это первый ребенок или все дети одинаково талантливы. Нередко родители не хотят, чтобы их ребенок чем-то выделялся среди других детей. Таких родителей раздражает самобытность ребенка, и они всячески гасят его талантливость. Но встречается и другая ситуация, когда родители "вымучивают" талант, стараясь развить небольшие или даже отсутствующие способности ребенка, истощая тем самым его физические и духовные силы, убивая детство. Немногие дети выдерживают такое насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстроенное физическое здоровье можно поправить, но трудно восстановить здоровье духовное. Задача родителей и руководителя - вовремя заметить проявление талантливости у своих детей и создать условия для ее развития.

Задача руководителя кружка : наблюдать за семьями одаренных детей и выделить следующие особенности:

  • высокая ценность образования в семье;

  • повышенное внимание к ребенку;

  • выступление родителей в роли наставников;

  • детоцентричность семьи;

  • особое внимание к школьному обучению ребенка и работе ребенка в кружке.

Семья во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию личности и одаренности ребенка. Причем значение семьи для развития одаренного ребенка всегда остается решающим. Задачи, возникающие перед руководителем, стоят и перед родителями.

Этапы работы с одаренными детьми в шоу-группе «Поющие звезды».

  1. Организационный. Обеспечение необходимой техникой (музыкальный центр, звуковая аппаратура, микрофоны), музыкальными инструментами (фортепьяно, детские музыкальные инструменты).

  2. Диагностический. Определение вокальных способностей ребенка, диапазона, составление индивидуальных творческих маршрутов, соответствующих индивидуальности каждого одаренного ребенка и созданию его музыкально - артистического имиджа. Составление концертных программ.

  3. Отборочный. Подбор нового материала, прослушивание и отбор фонограмм для учебного процесса, просмотр концертов профессиональных исполнителей и видеоклипов.

  4. Учебно-репетиционный. Развитие вокальных данных, индивидуальные занятия с солистами.

  5. Постановочный. Подготовка концертных номеров.

  6. Анализирующий. Анализ выступления солистов и коллектива после концерта.

  7. Перспективный. Постановка новых задач для коллектива. Расширение репертуара. Заполнение карточек банка данных одаренных детей.

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод "шаг за шагом").

Так, например, когда ребенок попадает в коллектив и явно видны его вокальные способности, наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях), то к концу первого года обучения проявляются:

  • навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);

  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом;

  • умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия - подголоски.

Ко второму году обучения видны:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов - принцип "веера", усложненные вокальные произведения);

  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

По окончании третьего (а бывает и раньше) года обучения проявляются:

  • навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки - синкопы;

  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

  • участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

  • исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

  • услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

  • умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

Проанализировав свою работу за прошедший период, я делаю вывод, что начальный фундамент успешно заложен: учащиеся с удовольствием посещают занятия вокального кружка, родители детей заинтересованы в этом творческом процессе и охотно помогают руководителю, продолжается сотрудничество с КРВУЗ «РЦДЮТ», городским Центром Культуры и Досуга, музыкальной школой, Джанкойским радио и другими общественными организациями. Дети, занимающиеся в шоу-группе «Поющие звезды» - постоянные участники насыщенной школьной и общественной жизни. Обилие и разнообразие концертной деятельности, участие в конкурсах, фестивалях, позволяет им раскрыть свои врожденные задатки и таланты. Они выступают с неизменным успехом на линейках, внеклассных мероприятиях, праздниках: День Учителя, Новый год, 8 марта, Выпускные вечера.

Безусловно, успех в вокально-хоровом развитии одаренных детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен вокально-хоровым пением и владеет им. Руководитель, работающий с одаренными детьми, будет профессионально успешен, если он ощущает свою связь с другими людьми, рассматривает себя в качестве компетентного специалиста, несущего ответственность за свои действия и заслуживающего доверие, оценивает себя как привлекательного человека. Свою педагогическую функцию он видит в помощи одаренным воспитанникам, их поддержке, развитии их способностей.

Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.

Спонтанно могут возникать более тесные личные связи между наставником и учеником, что чрезвычайно важно. Потребность в таких взаимоотношениях особенно велика у ребенка с высоким уровнем креативности, с необычными запросами, которые трудно удовлетворить в условиях обычного школьного обучения, а атмосфера кружка как нельзя больше подходит к этому. Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения, и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Другими словами таланту нужна постоянная забота всего общества. Нужно признать тот факт, что одаренные дети есть и что они другие - не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям, но и личностным особенностям. Ведь одаренность - не только подарок судьбы для отмеченных ею, но еще и испытание.

Литература:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка /Сост. Залепа Е.А., Люманова Л.Р., Алексюк М.И.- Симферополь, 2004.-136 с.

  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика Учебник для вузов. - СПб:Издательство «Питер», 2000г. С-П

  3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. - М.; «Владос», 2000г.

  4. Кузьмина Н.В. «Способности, одаренность, талант учителя», Л. 1985

  5. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. « Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадриков, М., 1998.

  6. Креативный ребенок. / Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 443 с.

  7. Как воспитать в ребенке творческую личность? / Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.



© 2010-2022