• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на педагогическом совете «Эффективные формы воспитательной работы классных руководителей по духовно-нравственному развитию обучающихся начальной школы»

Выступление на педагогическом совете «Эффективные формы воспитательной работы классных руководителей по духовно-нравственному развитию обучающихся начальной школы»

Выступление на педагогическом совете"«Эффективные формы воспитательной работы классных руководителей по духовно-нравственному развитию обучающихся начальной школы» В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогичес...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Верхне-Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области



















Выступление на тему:

«Эффективные формы воспитательной работы классных руководителей по духовно-нравственному развитию обучающихся начальной школы»



















Подготовила: Гребеник Наталия Сергеевна

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание - двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Внеучебная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Модель выпускника 1 ступени 4 класса начальной школы:

  • имеет широкий познавательный интерес, любознателен, владеет мыслительными операциями;

  • способен к установлению устойчивых взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, проявляет сочувствие, может поделиться с другими, оказать помощь;

  • наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;

  • умеет замечать и приумножать красивое в искусстве, природе;

  • следит за своей внешностью, занимается физическими упражнениями

  • осознаёт ценностные нормы человеческой жизни;

  • ориентирован на здоровый образ жизни.

Вопрос духовно-нравственного развитие детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

- воспитывать уважение к нравственным нормам, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

- формировать чувство любви к Родине на основе национальных культурных традиций.

- развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

- формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

Духовно-нравственное воспитание детей является неоспоримо и важнейшей целью нашего общества. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимается школа и конкретно классный руководитель.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. В школу дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

Убеждение - это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего родителей, педагогов, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Я как классный руководитель провожу эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть я выступаю как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Передо мной стоит важнейшая задача по воспитанию нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественную, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Я как классный руководитель постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространенной формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу - это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя, большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанные с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

Дети чутко и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивлять красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислять все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

Например, классный час на тему «Мир -наш дом», я обращаю внимания обучающихся на богатство, красоту и разнообразие окружающего мира. Способствовать пониманию необходимости бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственной возможности их сохранения.

Классный час «Без друга в жизни туго» воспитываются такие качества как ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими одноклассниками; развивать стремления быть терпимым в обществе людей.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общественных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.

Эффективные формы работы с обучающимися



1. Через учебную деятельность (решение воспитательных задач на каждом уроке).

  1. Через внеклассную и внеурочную деятельность:

  • факультативные занятия, кружковая работа;

  • беседы, классные часы нравственного и духовного содержания.

  • проведение совместных праздников;

  • детская благотворительность;

  • экскурсии, целевые прогулки, игры духовно-нравственного содержания;

  • просмотр слайдов фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;

  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, творческие вечера, тематические утренники;

  • деловые и ролевые игры, проигрывание ситуаций, дискуссии;

  • моделирование, проектирование;

  • встречи с интересными людьми;

  • коллективные творческие дела учащихся;

  • рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;

  • презентация книг духовно-нравственного воспитания;

«Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо»

А.Ф.Романова.



© 2010-2022