• Преподавателю
  • Другое
  • Краткое изложение открытого урока на тему Формирование навыков концертмейстерского мастерства

Краткое изложение открытого урока на тему Формирование навыков концертмейстерского мастерства

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткое изложение открытого урока по теме «Формирование навыков концертмейстерского мастерства как один из способов комплексного подхода в воспитании юного музыканта».

Цели урока:

Обучающая. Развитие музыкальных способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства.

Развивающая. Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.

Воспитательная. Формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования.

Задачи урока:

1.Приобретение знаний об особенностях вокального и инструментального исполнительства.

2.Работа над звуковым балансом в работе с солистом.

3.Приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста.

4.Работа над умением слышать произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать его.

План-конспект урока:

1.Упражнения на основные виды фактуры в аккомпанементе. Исполнение их в разных тональностях с использованием педали и динамических оттенков.

2.Пение несложных вокальных романсов под собственный аккомпанемент.

3.Чтение с листа несложных произведений.

4.Работа над произведением. (Анализ фактуры, проигрывание гармонической основы, работа над линией баса, одновременное исполнение с партией солиста, работа над фразировкой и единством формы).

5.Подведение итогов. Домашнее задание.

Используемый музыкальный материал:

Упражнения из авторской программы И.Визной и О.Геталовой

А.Гурилев «Домик-крошечка»

А.Гурилев «И скучно, и грустно»

Ф.Шуберт Серенада.

Литература:

Дж.Мур Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке.

А.Юдин «Секреты мастерства. Русская школа концертмейстерства»

И.Визная, О.Геталова « Аккомпанемент. Авторская программа для детских музыкальных школ»

Э.Мусаева «К вопросу о специфике концертмейстерской деятельности».Международный музыкальный журнал « Harmony».

Кода мы говорим о комплексной подготовке, мы имеем в виду многоуровневую подготовку, а не решение сугубо исполнительских задач. На уроке концертмейстерского мастерства мы ставим такие задачи как: 1) выработка чувства ансамбля, чего так не хватает учащимся, привыкшим, в основном, к условиям индивидуального обучения; 2) знакомство со звучанием новых инструментов или певческого голоса, что потребует новых приемов звукоизвлечения и новых средств выразительности; 3)изучение нового разнообразного материала, что способствует росту ученика.

Несмотря на дефицит теоретико-методической литературы в этой области, исследователи-музыканты, педагоги-концертмейстеры разработали необходимые методические приемы, обеспечивающие подготовку пианистов-концертмейстеров. К основным методам обучения концертмейстерского искусства относятся: чтение с листа, упрощение фактуры, эскизное изучение вокально-инструментального репертуара, текстовой и внетекстовой анализ произведения, моделирование репетиционной формы работы с солистом. Основные этапы: охват (зрительный и слуховой) 3-х строчной партитуры, анализ фортепианной фактуры, гармонической и ритмической основы, прочтение поэтического текста, определение образно-художественного содержания и т.д.

Чтение с листа

Конкретная цель- за минимальное время выграться в произведение. Внимание концертмейстера активизируется, появляется умение отделять главное от второстепенного, возможность упрощать текст, избирая самое необходимое. Можно убрать удвоение голосов, использовать перенос голоса из одной руки в другую. Главное - не поглощаться разбором и выигрыванием нот, т.к. это приведет к потере над ансамблем. Материал для чтения с листа должен быть знакомым или знакомым по стилю. Можно давать сборник, а затем выбрать произведение.

Стиль

Одним из важных этапов обучения искусству аккомпанемента является формирование интонационно-стилевых навыков. Для этого учащийся получает информацию о специфике стиля, о методах и стилевых приемах, характерных для данного произведения, и прийти к совместному решению партнеров по ансамблю. При изучении произведений, схожих между собой по характеру однородности фактуры (ритм вальса, колыбельной, маршевый аккомпанемент), вырабатывается определенный автоматизм исполнения однотипных произведений. Бывает, что пианист, успешно исполняющий сольный репертуар испытывает сложности при ознакомлении с нотным текстом, потому, что плохо ориентируется в фортепианной фактуре. В этом случае можно предложить упражнения на основные виды фактуры в аккомпанементе. Рекомендуется изучение упражнений в разных тональностях с применением педали и динамических оттенков.

Пение под собственный аккомпанемент

Это необходимое условие для успешного освоения произведения. Необходимо соблюдение всех художественных особенностей фортепианной и вокальной партий. В традициях русской фортепианной школы умению петь на фортепиано всегда уделялось большое значение. А.Рубинштейн ввел для студентов-пианистов класс вокала. Пианисты сталкиваются с совершенно новым для себя типом звукоизвлечения (по сравнению с фортепиано), длинной распевностью, протяженностью звука фразы и ее гибкостью. Самостоятельно работая над произведением, учащийся должен подпевать вокальную партию с произнесением текста, почти свободно знать и владеть обеими партиями. Для этого необходим детальный анализ обеих партий, а также особенности и характер голосового аппарата. Необходимы и общие теоретические знания вокального исполнительства: законов тесситуры, дыхания, цезур.

Ф.Шуберт Серенада

Создавалось произведение в эпоху романтизма. В это время жанр песни для голоса и фортепиано (романс) как содружество музыки и поэзии достиг небывалого расцвета. При этом, они стали объединяться в циклы, имеющие общую тему. Обращение к Ф.Шуберту неслучайно. Исполнять его произведения довольно сложно в том плане, что у Шуберта мелодия получила особое значение, беспрецедентное по глубине и тонкости. Это своего рода показатель высокого профессионализма, как концертмейстера, так и вокалиста.

На ровное движение аккомпанемента, которое подражает гитаре, накладывается мелодия другого характера. Происходит как бы ритмический сбой, характеризующий волнение от ожидания. Происходит диалог фортепиано и голоса. Аккомпанемент много раз вторит в разных регистрах вокальной партии. Красочные сопоставления минора и одноименного мажора, - прием, характерный для гармонического языка композитора.

При исполнении, необходимо обратить внимание учащегося на вступление, проигрыши, заключение, т.к. в сольных местах важно сохранить общий эмоциональный настрой, не развалить форму. Все должно быть подчинено единому художественному замыслу.

Фундаментом исполнения является линия баса. Ее необходимо проучивать отдельно. Большую пользу принесет выразительное исполнение только баса с партией солиста. Ученик, освобожденный от дополнительного груза технических задач, сосредоточит внимание на единстве исполнения, на совпадении с солистом во фразировке.

При разборе своей партии у концертмейстера получается «аккомпанемент в аккомпанементе». Если главный бас, - ему подчиняются и аккомпанируют другие голоса. Если же звучит мелодия с басом, то им аккомпанируют остальные голоса. Таким образом, бас всегда поддерживает солиста. Часто вступления, заключения, проигрыши полифоничны. В них объединяются и мелодические линии и линии баса. Проработка таких мест равнозначна работе над полифонией. Надо выразительно сыграть и прослушать каждый голос, проучить голоса отдельно и попарно, двумя руками.

Гармонический скелет поможет до конца понять структуру произведения. Необходимо проучивать произведение аккордами, выявляя т.о. гармоническую основу любой фактуры. Это позволит хорошо ориентироваться в нотном тексте.

Штрихи

В работе над инструментальным произведением аккомпаниатору требуется знание штрихов, приемов и возможностей солирующего инструмента. Только при чутком отношении к штрихам и умелой их имитации можно достичь настоящего ансамбля. Домра звучит в высоком регистре. Поэтому больше внимания в аккомпанементе следует уделять среднему и низкому регистру, чтобы звучание было выстроенным и выразительным. И, наоборот, нельзя форсировать звучание рояля в верхнем регистре, т.к. это помешает восприятию партии домры. Совместное исполнение аккордов требует особых навыков. Часто домра исполняет аккорды в разложенном виде, - скольжением медиатора по струнам. Задача пианиста состоит в том, чтобы сыграть свой аккорд одновременно с верхним звуком аккорда домры.

Педаль

Педалью можно соединить далеко разбросанные голоса, скачкообразные ходы, гармонический бас и дополняющие его аккорды. Типичные ошибки - «переползание» педали из такта в такт без соблюдения цезур или же, наоборот, частая, бессмысленная, музыкально неоправданная смена педали.

Этапы работы над произведением

Существуют три этапа работы над произведением: 1) подготовительный (работа без солиста), 2) основной (работа с солистом), 3) завершающий (концертное исполнение). В зависимости от индивидуальной подготовки учащегося и от исполняемой им программы, продолжительность периодов может быть различной. В первом периоде педагог выступает в роли солиста, исполняя или подыгрывая партию. При этом следует добиваться ансамблевой слаженности и не затягивать подготовительный период в ущерб остальным, т.к. это грозит негативными последствиями, например, отсутствием исполнительской слаженности, чувства ансамбля и в целом невыполнением концертмейстерских задач.

© 2010-2022