- Преподавателю
- Другое
- Статья Социально-педагогическая реабилитация незрячих и слабовидящих школьников во внеурочной работе средствами физической культуры
Статья Социально-педагогическая реабилитация незрячих и слабовидящих школьников во внеурочной работе средствами физической культуры
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черных Ю.С. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Черных Юлия Сергеевна, воспитатель.
«Социально-педагогическая реабилитация незрячих и слабовидящих школьников во внеурочной работе средствами физической культуры"
Ключевые слова: реабилитация, физическая культура, слабовидящие школьники, внеурочная работа, физическое здоровье, двигательная активность.
Выдающийся психолог и дефектолог Л.С.Выготский писал:
"Настанет время, когда человечество победит и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически"
Одним из наиболее актуальных направлений тифлопедагогики на современном этапе является реабилитация людей с ограниченными возможностями и, в частности, их социальная реабилитация.
Подготовка выпускников специальных коррекционных школ к самостоятельной жизни, преодоление ими полосы отчуждения в обществе - одна из основных проблем реабилитационной работы в системе образования.
Незрячие и слабовидящие дети лишены возможности самостоятельно и полноценно включаться в социальную жизнь. Недуг ограничивает социальный опыт детей-инвалидов, затрудняет формирование коммуникативных навыков. Следствием этого являются затруднения при ориентировке в пространстве, налаживании коммуникативных связей. Многие дети, поступающие в школу-интернат, педагогически запущенны, имеют низкий уровень физического развития, слабое здоровье. Они скованы и замкнуты, гиподинамичны, в силу своей физической слабости и страха.
Но чтобы достойно войти в социум, человек с патологией зрения должен самостоятельно двигаться, ориентироваться, уметь общаться. Практика доказывает, что и маленький слепой ребёнок может многому научиться, если ему помочь, а не помочь что-то за него делать. Необходимо у ребёнка вызвать желание, потребность, научить быть сильным, несмотря на недуг. Незрячему ребёнку необходимо "научить своё тело", "научить свою душу, разум, интеллект", "слышать", "видеть" окружающий мир и людей, живущих в нём [1]. Возрастает актуальность организации целенаправленного педагогического сопровождения слепых и слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которого воспитателями, тифлопедагогами и родителями осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-педагогической реабилитации на всех этапах развития личности ребенка. Проблема реабилитации незрячих требует комплексного решения, определенных усилий и со стороны общества, государства, и со стороны незрячего [2].
Необходимо из беспомощного инвалида сделать полноценного человека. "Сам по себе слепой с детства не будет врастать в жизнь, если для этого не создать соответствующих условий". Но успех социальной реабилитации зависит и от того, насколько активна сама личность. Незрячий должен стремиться к тому, чтобы не недуг, овладел им, а он овладел недугом. Данная проблема отражает назревшие потребности в новом теоретическом осмыслении проблемы реабилитации инвалидов, в усилении ее гуманистической, личностно-реабилитационной направленности, разработке эффективных методов и технологий деятельности педагогических учреждений и специалистов-педагогов.
Смысловым центром современного взгляда на социально-педагогическую реабилитацию человека с ограниченными возможностями является идея достижения его максимальной самостоятельности и независимости (концепция независимого образа жизни) в условиях приоритета интересов личности над интересами общества, вне зависимости от того, может ли человек приносить пользу обществу или нет.
Такой личностно-ориентированный подход к социально-педагогической реабилитации требует определения принципов, содержания, средств, форм и методов работы, актуализирующих личностный потенциал слепого и слабовидящего ребёнка, способствующих раскрытию социально-психологической полноценности реабилитируемой личности.
На основании данного подхода, необходимо создать реабилитационное пространство в школе-интернате вокруг ребёнка, в условиях которого не педагог, а ребёнок, интересы его развития и становления, определяют содержание и методы работы воспитателя, через насыщение деятельности школьников ситуациями успеха. Ситуации успеха - это совокупность условий, при которых ребёнок осознаёт и переживает получение результатов деятельности как успешные. Переживание успеха происходит тогда, когда ребенок со зрительной патологией сумеет преодолеть себя, свое неумение, незнание, сможет поверить в собственные силы.
На основе этого состояния происходят существенные изменения в личности, меняется уровень самооценки, появляется самоуважение, уверенность в себе. В таких ситуациях ребенку важно почувствовать и осознать, что он поднялся выше в своем развитии и что можно добиться еще большего.
Чувство успеха в большей степени дети испытывают в игровой и соревновательной деятельности. В игровой форме ребёнку с нарушениями зрения легче преодолевать себя, своё неумение, незнание, а соревнования помогают поверить в собственные силы.
Все средства должны быть направлены на повышение двигательной активности инвалидов и приобретение навыков общения, которые рассматриваются нами как непременное и определяющее условие личностного развития. Т.к. успех социальной реабилитации зависит от мобильности и ориентировки в пространстве, от умения установить контакт с окружающими людьми, а глубокое нарушение зрения, естественно, ограничивает формирование двигательных умений и навыков, свободу передвижения человека в пространстве, затрудняет общение, в результате чего происходит нарушение социальных форм поведения.
Одним из путей социально-педагогической реабилитации, является использование средств физической культуры.
Движение, двигательные действия, способствуют улучшению или восстановлению ряда глазных заболеваний, так как у слабовидящих детей школьного возраста имеются большие потенциальные возможности развития некоторых видов зрения, находящиеся в стадии формирования и обладающие большой пластичностью и податливостью. Физическое воспитание слабовидящих детей в нашем учреждении направлено на их всестороннее развитие, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовки. Эта задача решается путём проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья, на формирование их личности и социальную адаптацию.
Цель спортивно-оздоровительного направления нашего образовательного учреждения: охрана и укрепление здоровья детей, коррекция зрительных функций и формирование двигательных навыков детей, позволяющих достигнуть соответствующего возрасту уровня развития основных движений и физических качеств.
Именно целенаправленная и систематическая внеклассная и внеурочная воспитательная работа в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности. Внеурочная деятельность - это особого рода искусство, через которое происходит приобщение инвалида к миру. В этом его ценностная функция, за ним его реальные социальные возможности [4].
Дети с нарушением зрения должны обязательно привлекаться к занятиям физической культуры во внеурочное время. Эти занятия обеспечивают активный двигательный отдых детей, способствуют коррекции недостатков физического развития, двигательной подготовленности, развивают и совершенствуют ориентировку в пространстве, мобильность, содействуют формированию личностных качеств, навыков социального общения.
Формы таких занятий разнообразны: сюжетные спортивные игры, физкультурные праздники и досуги, туристические походы, подвижные игры, спортивные соревнования.
Традиционными в школе являются следующие мероприятия: «Весёлые старты», «А, ну-ка, парни!», «Рыцарские турниры», «Малая Зарничка», « Полоса препятствий», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Дни здоровья». В целях пропаганды здорового образа жизни мы проводим различные конкурсы рисунков «Мы любим спорт», «Спорт - это жизнь», викторины на спортивную тематику, беседы, классные часы на темы «Режим дня», «Профилактика вредных привычек», «Я и моё здоровье».
Жизнь и здоровье, развитие и подготовка всецело зависят от микросоциума и среды, в которой воспитывается человек.
Использование во внеурочной работе социально-ориентирующих игр, с включением средств физической культуры, является эффективным средством социально-педагогической реабилитации слепых и слабовидящих школьников.
Литература:
-
Кантор В.З. Педагогическая реабилитация инвалидов по зрению как специфическая педагогическая деятельность. // ж. Дефектология, 2003, №5, с.38-44.
-
Куприянов Б.В., Подобий А.Е. Ситуативно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. - Кострома, 1988.
-
Плаксина Л.И. Проблема реабилитации лиц с отклонениями в развитии средствами образования. // ж. Школьный вестник, 2003, №4, с.1-5.
-
Столбова О.Г. Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние слабовидящих школьников 7-9 лет. // ж. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001, №3, с.49-52.
5