- Преподавателю
- Другое
- Выступление на семинаре преподавателей ОПК Духовно-нравственное развитие и воспитание личности школьника
Выступление на семинаре преподавателей ОПК Духовно-нравственное развитие и воспитание личности школьника
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Студеникина Н.Н. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Духовно-нравственное развитие и воспитание
личности школьника
Преподаватель Основ православной культуры
МКОУ «Касторенская СОШ № 1»
Студеникина Нина Николаевна
«Реформа всякой школы сделалась кричащей необходимостью нашего времени. Но в чем бы она ни выразилась, она достигнет цели только тогда, когда, давая ученику знания, даст и ответ на вопрос, зачем ему эти знания нужны», - князь Николай Давидович Жевахов (российский государственный и религиозный деятель; духовный писатель). 9 июня 1904 г
Нравственное развитие - важнейшая составляющая часть, необходимое звено духовного развития личности в целом.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выделяет ряд основных ценностей. Так, в качестве базовых выделяются семейные, общечеловеческие, трудовые. К этому же ряду относятся традиционные религии России, природа, творчество, наука и другие.
Следует помнить, что нельзя вычленять что-либо из этого ценностного ряда в качестве первоочередного или соответственно отбрасывать что-то как менее важное.
Для системы отечественного образования и воспитания в настоящее время осознание учащимся религиозных традиций как ценности остается неизменной задачей.
Например, роль русского православия как силы, помогающей сохранению нации, создавшей ряд шедевров храмового зодчества, религиозной живописи и музыки, выводит эту религиозную традицию в разряд ценностей национальной культуры, уважительное отношение к которой необходимо формировать вне контекста религиозной принадлежности обучающихся. В нашей школе родители, выбирая модули изучения религий, однозначно выбирают Основы православной культуры.
Основная образовательная программа школы содержит несколько разделов, один из которых - программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Знакомство обучающихся нашей школы с историей и православной культурой России не замыкается в рамках классно-урочной формы.
В нашей школе помимо религиоведческих или культурологических предметов Основы православной культуры изучаются на факультативных курсах и во время внеурочной деятельности.
Согласно Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (статья 5 «право родителей обучать детей религии вне образовательной программы») учащиеся разных классных посещают и воскресную школу.
В сентябре этого мы с детьми посетили мемориальный комплекс «Прохоровское поле». Это ещё одно подтверждение того, что изучение нашей истории неразрывно связано с историей Церкви.
На своих уроках и занятиях я, в первую очередь, объясняю ребёнку «зачем ему эти знания нужны».
Ещё в годы учёбы в институте я услышала на спецкурсе по литературе про архиепископа Луку (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий). Российский и советский хирург, учёный, доктор медицинских наук, профессор; духовный писатель, доктор богословия (1959). Лауреат Сталинской премии первой степени (1944). Провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года.Украинская православная церковь причислила Архиепископа Луку к лику святых 22 ноября 1995 года. В августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.
История жизни и притчи этого выдающегося архиерея и врача мне часто помогают в работе. Почти в каждом классе есть ребёнок, который на первых занятиях задаёт вопрос: «А если я не верующий, можно не изучать этот предмет?» Но этот вопрос звучит однажды, и больше вопросов о посещении не возникает.
Свою деятельность мы согласуем с Благочинным Касторенского церковного округа протоиереем Алексеем.
Священнослужители всегда желанные гости в нашей школе.
В этом году мы начали составлять программу «Православное краеведение», которая включает не только знакомство с историей храмов Касторенского района, но и не посредственное посещение.
Мы все отмечает христианские праздники, следуем традициям, но часто нам не хватает элементарных знаний о каких-то вещах. Детей нужно учить, как вести себя в храме, что необходимо делать, а что нельзя, кому поставить свечи. На занятиях я стараюсь помочь детям и, в силу возможности, объяснить.
Например. На последнем занятии октября спрашиваю у ребят, какой праздник мы отмечаем 4 ноября. Путём размышлений, догадок, наводящих вопросов приходим к ответу. Вспоминаем, как связан государственный День народного единства с Празднованием иконы Казанской Божией Матери, одной из главных и самых любимых святынь Русской Православной Церкви. И то, что они до этого не знали: именно икона Казанской Божией Матери считается иконой русского воинства. Ведь каждый урок должен нести новое открытие!
Только совместными усилиями школы, семьи и общества можно достичь желаемого результата. Мы часто проводим совместные мероприятия с детской школой искусств, районной библиотекой, Домом детского творчества.
Специалистов по данному предмету не так много. У нас этот предмет ведут преимущественно учителя истории и литературы. И здесь хочется сказать большое спасибо за методическую помощь. Организованные отделом образования курсы повышения квалификации мне лично очень помогли. Кроме того, часто приходится обращаться и дополнительной литературе, к настоятелям храмов, и большое подспорье это материалы православных сайтов и телеканалов (Спас, Россия Православная, Союз).
Дети с большим желанием и интересом участвуют в различных постановках, подготовках и проведении праздников.
Мы принимаем участие во всех конкурсах, проводимых в районе: дети пишут сочинения, готовят проекты и рисунки. На этой неделе совместно с Благочинным Касторенского церковного округа протоиерей Алексеем мы будем подводить итоги участия ребят в конкурсах, посвящённых 1000-летию преставления Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира.
Учащиеся и учителя не только принимают участие, но и являются победителями различных конкурсов.
В честь празднования Победы в Великой Отечественной войне в Щигровской епархии был проведен конкурс детского творчества «70 лет Победы». Конкурс был направлен на увековечивание памяти подвига воинов Великой Отечественной войны, на духовное просвещение, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ученица 4 класса Паршина Софья заняла 3 место. Торжественное награждение победителей епархиального конкурса состоялось 9 мая в Свято - Троицком кафедральном соборе города Щигры.
И уже становится доброй традицией благословлять учеников на выпускном вечере, вручая им аттестаты зрелости.
Хотя ещё задолго до этого многие, уже самостоятельно, ходят в храм с просьбой о помощи на выпускных экзаменах.
Изучение Основ православной культуры не только способствует воспитанию, но и непосредственно помогает в сдаче выпускных экзаменов (сочинение).
В школьные годы идёт формирование человека, и наш предмет должен поддержать высоту его устремлений и направить их в чистое русло. Благоприятную роль в этом сыграет и православная культура.
Таким образом, проблему воспитания молодой личности можно решить только совместными усилиями Церкви и государства.
4