• Преподавателю
  • Другое
  • Эффективный опыт использования современных способов, приемов и технологий в обучении

Эффективный опыт использования современных способов, приемов и технологий в обучении

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективный опыт использования современных способов, приемов и технологий в обучении.

Развитие научно-технического прогресса в мире привело к тому, что на сегодняшний день современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.
Одной из моих задач как учителя, является задача использования современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения физике, в том числе электронных средств обучения, информационных и компьютерных технологий.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки физики вызывали интерес у школьников, чтобы учащиеся не только имели представление о физической картине мира, знали понятия, законы физики, но и могли использовать полученные знания в жизни, умели логически мыслить, а также использовали полученные знания на уроках при изучении других предметов.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать логическое мышление, активизировать поисковую и исследовательскую деятельности, которые формируют информационные компетентности учащихся, я активно использую на своих уроках ЭОР.

Применение ИКТ позволяет мне глубже осветить теоретический вопрос урока, помогает учащимся более детально увидеть физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.

Я считаю, что использование ЭОР - это одно из необходимых условий образования в современной школе.

Я стараюсь использовать ЭОР на всех этапах урока.

На уроках объяснения нового материала основной акцент делаю на возможности использования огромного количества наглядного материала, что очень важно на уроке физики. При этом использую как теоретические, так и практические ЭОР: интерактивные модели изучения нового материала, демонстрации видеозаписей компьютерных экспериментов. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!». Ребята видят своими глазами, что физика, действительно, вокруг нас. Яркие запоминающиеся схемы, рисунки, анимационные картинки, которых нет в учебниках, нет на плакатах, позволяют ученику лучше усвоить тему, выделить из неё главное. Видеозаписи физических экспериментов дают возможность более детально изучить суть физического явления, а также увидеть опыты, которые не всегда есть возможность провести на уроке. Применение ЭОР при изучении нового материала позволяют показать ученику реальность происходящих событий, их жизненную необходимость, практическую значимость науки.

Например, при изучении темы в 7 классе «Трение. Трение в природе и технике» показываю видеосюжеты: «Сила трения качения и её применение», «Сила трения покоя, скольжения и качения», «Сила трения при ходьбе».

В 8 классе при изучении закона Ома демонстрирую ученикам анимацию «График зависимости U(I)» - иллюстрированный и озвученный рассказ о построении графика U(I). Одновременные показ опыта и построения графика даёт учащимся полную картину о прямой зависимости напряжения от силы тока и о способе построения графика такой зависимости, что экономит время на уроке.

ЭОР помогают мне и на этапе закрепления изученного материала. Так, например, для запоминания формулы плотности и единиц измерения всех входящих в неё величин включаю электронный ресурс «Формула «Плотность вещества»» - иллюстрирование и озвучивание изучения понятия плотности вещества, самоконтроль, проверка правильности ответов на вопросы, связанные с понятием плотности вещества.

Для закрепления формулы закона Ома рассматриваю интерактивную задачку с последующей проверкой «Закон Ома» - для отработки умения пользоваться законом Ома.

Также я использую электронные образовательные ресурсы при проведении уроков по отработке навыков решения задач. Например, презентация к уроку «Расчёт пути и времени» для 7 класса содержит задачки интересного содержания, показано как правильно оформить задачу в тетради, презентация сопровождается яркими иллюстрациями, и главное достоинство такого электронного ресурса - это моментальная проверка самостоятельно решённых задач.

В 8 классе при изучении закона Ома предлагаю учащимся выполнить задание «Закон Ома» - иллюстрированная подборка вопросов и задач по теме.

Использую цифровые ресурсы и при проведении лабораторных и практических работ. Физика - наука экспериментальная и требует проведения большого количества опытов, демонстраций, лабораторных и практических работ. К счастью, на сегодняшний день, техническое оснащение кабинета физики лабораторным оборудованием в нашей школе очень хорошее. Раньше, при отсутствии необходимого оборудования, выручали ЭОР. Цифровые ЭОР оказывают хорошую помощь учащимся при проведении таких работ. Использование электронных ресурсов вызывает большую познавательную активность у учащихся.

Я считаю, что проведение такой лабораторной работы не менее эффективно традиционной практической работы по данной теме. Ученики со своим помощником - компьютером, чувствуют уверенность в своих силах и выполняют работу с удовольствием. А неизвестность, именно в экспериментальных работах, вызывает у детей страх перед уроком. Виртуальная лабораторная работа помогает грамотно организовать эксперимент, последовательно указывая шаг за шагом.

Контроль знаний учащихся провожу не только в традиционной форме (контрольные работы, тесты), но и с применение современных информационных технологий. Очень интересно работать ребятам с электронными ресурсами. Например, в конце изучения темы «Давление твёрдых тел» включаю контрольный модуль «Давление твёрдого тела и единицы его измерения» - тест состоит из 10 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для контроля знаний по данной теме. Учащиеся применяют свои знания по теме в стандартных и нестандартных ситуациях: им необходимо выбрать ответ на вопрос из нескольких предложенных, решить задачку, прочитать текст и ответить на вопросы. Условия многих вопросов и задач жизненно-ориентированы.

В 8 классе предлагаю тестовую работу «Электрический ток» - подборка тестовых заданий для контроля знаний учащихся, где ребята самостоятельно решают расчётные задачи, вставляют в текст пропущенные слова, выбирают правильные ответы из предложенных вариантов, соотносят надписи с элементами рисунка.

После изучения темы «Закон Ома. Работа и мощность тока» ребята выполняют проверочную работу «Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока», в которой необходимо прочитать текст и найти верное утверждение, установить соответствие между формулой и физической величиной, решить расчётную задачу на определение напряжения, решить графическую задачу на определение сопротивление проводника, вставить в текст пропущенные слова, найти неверные утверждения среди нескольких предложенных, осуществить перенос устройств в соответствующие места.

При подготовке учащихся к ЦТ я использую прохождение учащимися онлайн тестирования на образовательных сайтах Интернета, что помогает им успешно подготовиться к сдаче экзамена.

Возможности учителя при применении ЭОР на уроках расширяются. Но перенасыщение урока ЭОРами тоже вредно. Урок недопустимо превращать в сплошное зрелище. Главное для учителя - не растеряться, не заблудиться в этом разнообразии и выбрать для работы на уроках ЭОРы с учетом индивидуальных особенностей учащихся и уровнем подготовки класса.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся.

Подготовила учитель физики Т.М.Позняк

© 2010-2022