• Преподавателю
  • Другое
  • Групповая работа как средство формирования коммуникативных компетенций у учащихся начальных классов

Групповая работа как средство формирования коммуникативных компетенций у учащихся начальных классов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №60 городского округа Тольятти

















Групповая работа как средство формирования коммуникативных компетенций у учащихся начальных классов









Автор статьи: учитель начальных классов

Логунова Елена Александровна





2015 год

Концепция модернизации российского образования определила новую парадигму образования, ориентированную на развитие личности. Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это значит, что ученик (в дальнейшем выпускник) должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям, уметь выходить из них.

Тема моего выступления «Групповая работа как средство формирования коммуникативных компетенций у учащихся начальных классов», поэтому я более подробно остановлюсь на вопросе коммуникативных компетенций.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

Причины:

1. С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

2. У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности

3. Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития

4. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.

5. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом.

6. У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств

7. Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организуя взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание я уделяю работе в группах.

Работая в этом классе, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно задать вопрос, не знали, что делать, если нет ручки или забыл тетрадь, даже произвольное общение ребят часто заканчивалось конфликтом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ученики допускали большое количество речевых ошибок.

В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речевого общения учащихся и требованием общества - развитие личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять эти умения на практике, т.е. в жизни. Содержание опыта работы по теме «Групповая работа как средство формирования коммуникативных компетенций у учащихся начальных классов» помогает преодолеть вышеназванное противоречие.

Считаю, что основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются:

- опыт народной культуры;

- знание языков общения, используемых народной культурой;

- опыт межличностного общения;

- опыт восприятия искусства.

Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих: коммуникативная способность, коммуникативное знание, коммуникативные умения.

Основные формы учебной коммуникации делятся на 2 группы: монологические и диалогические формы речевой деятельности. Монологические формы ставят задачи: выступать с заранее подготовленной речью, рассказывать, спрашивать и задавать вопросы, сообщать и отвечать на вопросы собеседника, критиковать, доказывать и опровергать, а также пересказывать. К диалогическим формам относятся: учебная беседа в парах, группах, дискуссии, ролевые игры, блиц-турниры, защита проектов.

Речевая компетентность формируется через обучение содержанию предмета, развитие прикладных исследовательских умений, развитие социально-коммуникативных умений, личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Концепция развития школьной коммуникации проходит три этапа.

Первый этап отличается готовностью учащихся участвовать в урочном общении, отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ, комментировать вопросы или ответы, делать сообщения, рассказывать логично и последовательно.

Второй этап предусматривает простоту и чёткость речевого высказывания учащегося, умение ярко, кратко и образно высказывать свою мысль, использование приёмов, подтверждающих высказывание, умение использовать риторические вопросы, вступать в контакт с партнёром и собеседником.

Третьему этапу характерно умение вести беседу в паре, группе, строить дискуссию, участвовать в конференциях, играх, турнирах, вести конструктивный диалог.

Важным шагом в групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Он должен определить своё место в группе, свои взаимоотношения с другими её участниками, оценивая возможности друг друга. Учащиеся, работая в группе, учатся владеть способами взаимодействия с окружающими и способами совместной деятельности в группе; учатся искать и находить компромиссы, выслушивать разные точки зрения, быть толерантным, смотреть на себя со стороны.
Для учителя очень важно понимать, что работа в группах - это не поле для соперничества и борьбы за лидерство. Это - средство к активизации интереса, познавательной потребности («кто придумал ещё что-то интересное?», «я в следующий раз постараюсь найти ещё более интересное решение (подход, оформление и т.п.)», «я отвечу так, что всем будет любопытно, что там дальше…»). В групповой работе важно формировать и развивать психологическую установку на сотрудничество. Таким образом, у учащегося формируются коммуникативные компетенции.

На классном часе по теме «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?» спланирована работа в группах и парах:

Групповая работа

Придумайте и нарисуйте эскиз плаката, призывающего к соблюдению правил безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге. Проведите в классе конкурс плакатов.

Работа в паре.

Закрась предложения каждого правила в тот же цвет. Попроси соседа по парте проверить тебя.

Детям запрещено ездить

пешеходными переходами

Дети до 12 лет должны ездить

не прислоняйтесь к дверям

В поездах метро и электричках

на переднем сиденье автомобиля

На железной дороге пользуйтесь

в специальном детском кресле

Так на уроке математики по теме « Как быстро выучить таблицу умножения на 9?» наблюдаем, проводим эксперименты, находим секреты лёгкого запоминания и рассказываем об этом всему классу. Каждая группа исследует свой секрет и делится с классом.

Даю задания группам.

Первая группа получает книгу и ищет информацию, как запомнить таблицу умножения на 9.

Вторая группа получает сборник стихов и выбирает те, которые помогут быстро выучить таблицу умножения на 9.

Третья группа получает таблицу умножения на 9. Их задача понаблюдать за ответами. Что интересного заметили?

Кому, какой секрет понравился больше? Поможет он вам запомнить таблицу на 9?

Также ученикам были предложены задания найти информацию о древнегреческом учёном Пифагоре». Кто он?

Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить: 8-3+4=9 8-3+4=1

Из за чего получились разные ответы?

Дети предлагают варианты, затем совместно с учителем формулируем правило. Интерес и радость открытия - вот те основные параметры, которые способствуют развитию критического и логического мышления, а также формируют информационные коммуникативные компетенции.

Чтобы точнее упорядочить время, нужно знать психологические и физиологические особенности детей: сколько времени они могут быть внимательными, сколько могут веселиться, как быстро физически и умственно утомляются. Для упорядочивания деятельности в группах ввожу правила работы, поведения в паре или группе, даю критерии контроля, анализа, оценки партнёра. Например,

Правила совместной работы.

1. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
2. Работать по плану.
3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
4. Качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала.
5. Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Освоение коллективной работы начинаю с 1 класса: учу детей работать в постоянных парах. В этот период дети проверяют друг у друга домашнее задание или задания, аналогичные им.

После работы в парах можно перехожу к работе в четверках. В результате каждый ученик выполняет по четыре задания. Так работать детям очень нравится. Провожу игру «Ручеек». Задание у каждого индивидуальное. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идет на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперед. Движение идет до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Затем провожу работу в малых группах по шесть человек. Смена заданий происходит так, чтобы каждый ребенок поработал с каждым.

В 3-4 классах приемлема работа в парах сменного состава. Объем заданий, выполняемых каждым учеником, зависит от количества учеников в классе. Если учеников 18, значит, каждый должен выполнить 18 заданий.

Во время коллективной работы ученики свободно общаются, разговаривают, доказывают друг другу свою точку зрения. В классе при таком виде работы появляется рабочий шум, но он не мешает делу.

Литература:

  1. Жуков Ю.М., Петровская О.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие в общении. - Киров, 1991. - 142с.

  2. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2007г. - 132с. (Школьное образование)

  3. Дереклеева Н.И. //Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе.// Москва, 2005г.

  4. Хвостова Е.В. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников во внеклассной деятельности//Материалы научно-практической конференции 19-20 апреля 2005г. Екатеренбург, 2005.

  5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. - М., 2008.



© 2010-2022