- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа семейное право
Рабочая программа семейное право
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Винокурова М.И. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Приложение № ____
Министерство профессионального образования
подготовки и расстановки кадров РС (Я)
ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Семейное право
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Квалификация: Юрист
Якутск 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 N 508) и в соответствии с учебным планом.
Организация: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский сельскохозяйственный техникум», 677008, г. Якутск, ул. Пояркова, 15.
Разработчик: Винокурова Мария Иннокентьевна, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-цикловой комиссией ГБПОУ РС (Я) «ЯСХТ» протокол № 9 от «21» мая 2015г.
Председатель ПЦК: Охлопкова Е.П.
Рецензенты:
1.___________________Федоров Петр Петрович. ГБПОУ РС (Я) «ЯСХТ»_____________
Ф.И.О. место работы,
______________________преподаватель специальных дисциплин____________________
должность, уровень профессиональной квалификации
2.__Федорова Ирина Алексеевна Министерство труда и социального развития РС (Я)___
Ф.И.О. место работы,
руководитель правового отдела, советник государственной гражданской службы 1 класса
должность, уровень профессиональной квалификации
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
1.1
Область применения программы
4
1.2
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
4
1.3
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины
4
1.4
Перечень формируемых компетенций
4-6
1.5
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
6
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
2.1
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
6
2.2
Тематический план и содержание учебной дисциплины
7-9
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
3.1
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
10
3.2
Информационное обеспечение обучения
10-15
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15-16
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
-
составлять брачный договор и алиментное соглашение;
-
оказывать правовую помощь, с целью восстановления нарушенных прав;
-
анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные понятия и источники семейного права;
-
содержание основных институтов.
1.4 Перечень формируемых компетенций
Общие компетенции (ОК)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;
ПК 1.2. Осуществлять приём граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчёт, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии;
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат;
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учёт, используя информационно-компьютерные технологии.
1.5 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося 14 часов;
-
консультации 4 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лекции
20
практические занятия
16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
14
в том числе:
составление конспектов, проработка пройденного материала
8
анализ нормативно-правовых актов
2
подготовка электронных презентаций
2
Консультации
4
Итоговая аттестация в форме зачёта в 3 семестре
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Семейное право
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Понятие семейного права
8
Тема 1.1. Понятие и предмет семейного права
Содержание учебного материала
2
1
1
Понятие и предмет семейного права
2
Методы регулирования семейно-правовых отношений
3
Принципы семейного права
4
Система семейного права
Самостоятельная работа обучающихся
2
3
1
Источники семейного права
2
Отграничение семейного права от гражданского права
Тема 1.2. Семейные правоотношения
1
Понятие семейного правоотношения. Основания, изменения и прекращения семейных правоотношений
2
1
2
Субъекты, объекты и содержание. Правоспособность и дееспособность в семейном праве
3
Юридические факты в семейном праве
4
Понятие родства, супружества и свойства
Практическое занятие
2
2
1
Решение тестового задания
Раздел 2. Брак
14
Тема 2.1. Понятия, условия и порядок заключения брака
Содержание учебного материала
2
21
1
Брак и его понятие - с точек зрения социологической и юридической
2
Признаки брака
3
Правовое значение регистрации брака
4
Условия заключения брака
Практическое занятие
2
2
1
Решение практических задач
Самостоятельная работа обучающихся
2
3
1
Брачный возраст
2
Препятствия к заключению брака
Тема 2.2. Недействительность брака
Содержание учебного материала
2
11
1
Основания признания брака недействительным. Фиктивный брак. Несостоявшийся брак
2
Порядок признания брака недействительным
3
Лица, имеющие право требовать признание брака недействительным
4
Последствия признания брака недействительным
Тема 2.3. Прекращение брака
Содержание учебного материала
2
11
1
Понятие и основания прекращения брака. Порядок расторжения брака
2
Расторжение брака в органах записи гражданского состояния
3
Расторжение брака в судебном порядке
Практические занятия
2
2
1
Тестовое задание
Самостоятельная работа обучающихся
2
3
1
Понятие актов гражданского состояния. Государственная регистрация: рождения, заключения и расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени
Раздел 3. Взаимные права и обязанности супругов
12
1
Тема 3.1. Личные права и обязанности супругов
Содержание учебного материала
2
11
1
Понятие и значение неимущественных правоотношений между супругами. Виды личных неимущественных прав и обязанностей супругов
2
Принцип равенства супругов в семье
3
Совместное решение супругами вопросов материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросов семьи
4
Право выбора супругами фамилии при заключении брака. Право супругов на сохранение общей фамилии или восстановление своих добрачных фамилий при расторжении брака
Практическое задание
2
2
1
Решение практических задач
Тема 3.2. Имущественные права и обязанности супругов
Содержание учебного материала
2
11
1
Понятие и значение имущественных правоотношений
2
Законный режим имущества супругов
3
Договорной режим имущества супругов
4
Ответственность супругов по обязательствам
Практическое занятие
2
2
1
Составить: брачный договор, исковое заявление о расторжении (изменении) брачного договора, исковое заявление о признании брака недействительным (полностью или частично), исковое заявление о расторжении брака
Самостоятельная работа обучающихся
4
3
1
Подготовка электронной презентации по российскому и международному законодательству в области семейного права
Раздел 4. Взаимные права и обязанности родителей и детей
16
Тема 4.1. Правоотношения родителей и детей. Споры о детях
1
Установление о происхождения детей
2
11
2
Права несовершеннолетних детей
3
Права и обязанности родителей
4
Защита, лишение, восстановление, ограничение и отмена ограничения родительских прав
Практическое занятие
2
2
1
Составить исковое заявление о лишении родительских прав
Самостоятельная работа обучающихся
2
3
1
Составить опорно-логическую схему взаимодействия различных учреждений (с участием социальных учреждений) в процессе лишения, восстановления, ограничения и отмены ограничения родительских прав
Тема 4.2. Алиментные обязательства
Содержание учебного материала
2
1
1
Общие положения об алиментных обязательствах
2
Соглашение об уплате алиментов
3
Алиментные обязательства родителей и детей
4
Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
5
Алиментные обязательства других членов семьи
Практическое занятие
2
2
1
Составить исковые заявления о взыскании алиментов: на ребёнка (детей), на содержание родителя, нетрудоспособного родителя, супруга, дедушки, бабушки, внука, внучки
Тема 4.3. Формы устройства родителей оставшихся без попечения родителей
Содержание учебного материала
2
1
1
Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения), Юридические последствия. Отмена усыновления
2
Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Приёмная семья
Практическое занятие
2
2
1
Решение тестового задания. Защита электронных презентаций
Самостоятельная работа обучающихся
2
3
1
Основания применения к семейным правоотношениям норм иностранного семейного права
2
Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства: заключение брака; недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за её пределами; расторжение брака
3
Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента
Консультации
4
Всего:
54
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
-
комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, сборники задач, тестовые задания, методические рекомендации по оценке качества подготовки обучающихся);
-
наглядные пособия (схемы, таблицы, плакаты).
-
образцы правовых документов.
Специализированная мебель:
-
рабочие места для обучающихся и преподавателя;
-
аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц.
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
мультимедиапроектор;
-
экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
а) нормативные акты:
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237
-
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 30.11. 2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. - Ст. 16.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст.3301.
-
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - ст. 2954.
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 23.10.2002) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №46. - Ст. 4532.
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 03.05.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2000. № 32. - Ст. 3340.
-
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 01.04.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. - ст. 150.
-
Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 09.02.2009) // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1993. - № 19. - Ст. 685.
-
Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 05.06.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.
-
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.
-
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 07.03.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21.- Ст. 1929.
-
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
-
Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учёт консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (в ред. от 12.05.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 15. - Ст. 1590.
-
Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контролю за её осуществлением» (в ред. от 27.09.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 46. - ст. 4801.
-
Постановление Пленума Верховного суда РФ от 05.11.1998 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (в ред. от 02.02.2006) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1999. - № 1.
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (в ред. от 06.02.2007) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1998. - №7.
-
Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 № 265 «О внесении изменений и дополнений в перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 21. - Ст. 2240.
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 6.
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» (в ред. от 06.02.2007) // Российская юстиция. - 1996. - № 12.
-
Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (в ред. от 11.04.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 15. - Ст. 1434.
-
Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в ред. 15.08.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 31. - Ст. 3743.
-
Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную семью» (в ред.от 19.03.2001) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 19. - Ст. 2304.
б) основная литература:
-
Андропов В.В., Валеева Н.Г., Гетман Е.С. и др. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» /под. ред. П.В. Крашенинникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.
-
Асташов С.В., Богданова И.С., Бугаенко Н.В. и др. Судебная практика по гражданским делам. Брачно-семейные споры: практ. пособие. - М., 2011.
-
Гришаев, С.П. Алиментные обязательства // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2011.
-
Гришаев С.П. Постатейный комментарий к Семейному кодексу РФ // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2011.
-
Гришаев С.П. Права и обязанности родителей и детей // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2011.
-
Гришаев С.П. Права и обязанности супругов по законодательству РФ // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2011.
-
Гришаев С.П. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2009.
-
Ерохина Е.В. Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах: практ. пособие // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2009.
-
Король К.Г. Личные неимущественные права ребёнка по семейному праву Российской Федерации: науч.-практ. пособие. - М., 2010.
-
Пластинина Н.В. Представительство в Семейном праве // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2010.
-
Пластинина Н.В. Участие органов опеки и попечительства в семейных спорах // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2010.
-
Самсонова И.В. Раздел имущества супругов: практ. пособие // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2010.
-
Семейное право: учебник / под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2008.
-
Сергеева Т.Ю., Шашкова О.В. Пособия на детей: порядок оформления, учёта и выплаты: практ. руководство // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2011.
-
Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Алиментные права и обязанности членов семьи: практ. пособие / под .ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 2011.
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
-
consultant.ru (справочно-правовая система «Консультант-Плюс» - законодательство РФ, кодексы, законы, указы, постановления Правительства РФ);
-
garant.ru (информационно-правовой портал «Гарант» - законодательство РФ, кодексы, законы, указы, постановления Правительства РФ).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также решения практических задач и выполнения обучающимися индивидуальных заданий, электронных презентаций, анализа нормативных правовых актов, самостоятельной проработки учебного материала, решения практических задач.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формируемые общеучебные и общие компетенции
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь: применять норматив-ные правовые акты при разрешении практических си-туаций; составлять брачный договор и алиментное согла-шение; оказывать правовую помощь, с целью восста-новления нарушенных прав; анализировать и решать юри-дические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.
Знать: основные понятия и источники семейного права; содержание основных инсти-тутов.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;
ПК 1.2. Осуществлять приём граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчёт, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии;
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат;
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учёт, используя информационно-компьютерные технологии.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффектив-ного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-комму-никационные технологии в профес-сиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупци-онному поведению.
Текущий контроль в форме:
- защиты практических заданий;
- защиты отчётов по выполнению самос-тоятельной работы
Итоговый контроль в форме зачёта
Разработчик:
Преподаватель
специальных дисциплин ГБПОУ РС (Я) «ЯСХТ» Винокурова М.И.
9