Рабочая программа семейное право

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение № ____


Министерство профессионального образования

подготовки и расстановки кадров РС (Я)

ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.07 Семейное право


40.02.01 Право и организация социального обеспечения


Квалификация: Юрист




















Якутск 2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 N 508) и в соответствии с учебным планом.

Организация: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский сельскохозяйственный техникум», 677008, г. Якутск, ул. Пояркова, 15.

Разработчик: Винокурова Мария Иннокентьевна, преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-цикловой комиссией ГБПОУ РС (Я) «ЯСХТ» протокол № 9 от «21» мая 2015г.

Председатель ПЦК: Охлопкова Е.П.

Рецензенты:

1.___________________Федоров Петр Петрович. ГБПОУ РС (Я) «ЯСХТ»_____________

Ф.И.О. место работы,

______________________преподаватель специальных дисциплин____________________

должность, уровень профессиональной квалификации

2.__Федорова Ирина Алексеевна Министерство труда и социального развития РС (Я)___

Ф.И.О. место работы,

руководитель правового отдела, советник государственной гражданской службы 1 класса

должность, уровень профессиональной квалификации



СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

1.1

Область применения программы

4

1.2

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы


4

1.3

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины


4

1.4

Перечень формируемых компетенций

4-6

1.5

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины


6

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

2.1

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

6

2.2

Тематический план и содержание учебной дисциплины

7-9

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

3.1

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

10


3.2

Информационное обеспечение обучения

10-15

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15-16














1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;

  • составлять брачный договор и алиментное соглашение;

  • оказывать правовую помощь, с целью восстановления нарушенных прав;

  • анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия и источники семейного права;

  • содержание основных институтов.

1.4 Перечень формируемых компетенций

Общие компетенции (ОК)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Профессиональные компетенции (ПК)

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;

ПК 1.2. Осуществлять приём граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчёт, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии;

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат;

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учёт, используя информационно-компьютерные технологии.

1.5 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося 14 часов;

  • консультации 4 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лекции

20

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

в том числе:


составление конспектов, проработка пройденного материала

8

анализ нормативно-правовых актов

2

подготовка электронных презентаций

2

Консультации

4

Итоговая аттестация в форме зачёта в 3 семестре



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Семейное право

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная

работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Понятие семейного права

8


Тема 1.1. Понятие и предмет семейного права

Содержание учебного материала

2

1

1

Понятие и предмет семейного права

2

Методы регулирования семейно-правовых отношений

3

Принципы семейного права

4

Система семейного права

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

1

Источники семейного права

2

Отграничение семейного права от гражданского права

Тема 1.2. Семейные правоотношения

1

Понятие семейного правоотношения. Основания, изменения и прекращения семейных правоотношений

2

1

2

Субъекты, объекты и содержание. Правоспособность и дееспособность в семейном праве

3

Юридические факты в семейном праве

4

Понятие родства, супружества и свойства

Практическое занятие

2

2

1

Решение тестового задания

Раздел 2. Брак

14


Тема 2.1. Понятия, условия и порядок заключения брака



Содержание учебного материала

2

21

1

Брак и его понятие - с точек зрения социологической и юридической

2

Признаки брака

3

Правовое значение регистрации брака

4

Условия заключения брака

Практическое занятие

2

2

1

Решение практических задач

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

1

Брачный возраст

2

Препятствия к заключению брака

Тема 2.2. Недействительность брака


Содержание учебного материала

2

11

1

Основания признания брака недействительным. Фиктивный брак. Несостоявшийся брак

2

Порядок признания брака недействительным

3

Лица, имеющие право требовать признание брака недействительным

4

Последствия признания брака недействительным

Тема 2.3. Прекращение брака

Содержание учебного материала

2

11

1

Понятие и основания прекращения брака. Порядок расторжения брака

2

Расторжение брака в органах записи гражданского состояния

3

Расторжение брака в судебном порядке

Практические занятия

2

2

1

Тестовое задание

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

1

Понятие актов гражданского состояния. Государственная регистрация: рождения, заключения и расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени

Раздел 3. Взаимные права и обязанности супругов

12

1

Тема 3.1. Личные права и обязанности супругов

Содержание учебного материала

2

11

1

Понятие и значение неимущественных правоотношений между супругами. Виды личных неимущественных прав и обязанностей супругов

2

Принцип равенства супругов в семье

3

Совместное решение супругами вопросов материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросов семьи

4

Право выбора супругами фамилии при заключении брака. Право супругов на сохранение общей фамилии или восстановление своих добрачных фамилий при расторжении брака

Практическое задание

2

2

1

Решение практических задач

Тема 3.2. Имущественные права и обязанности супругов


Содержание учебного материала

2

11

1

Понятие и значение имущественных правоотношений

2

Законный режим имущества супругов

3

Договорной режим имущества супругов

4

Ответственность супругов по обязательствам

Практическое занятие

2

2

1

Составить: брачный договор, исковое заявление о расторжении (изменении) брачного договора, исковое заявление о признании брака недействительным (полностью или частично), исковое заявление о расторжении брака

Самостоятельная работа обучающихся

4

3

1

Подготовка электронной презентации по российскому и международному законодательству в области семейного права

Раздел 4. Взаимные права и обязанности родителей и детей

16

Тема 4.1. Правоотношения родителей и детей. Споры о детях

1

Установление о происхождения детей

2

11

2

Права несовершеннолетних детей

3

Права и обязанности родителей

4

Защита, лишение, восстановление, ограничение и отмена ограничения родительских прав

Практическое занятие

2

2

1

Составить исковое заявление о лишении родительских прав

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

1

Составить опорно-логическую схему взаимодействия различных учреждений (с участием социальных учреждений) в процессе лишения, восстановления, ограничения и отмены ограничения родительских прав

Тема 4.2. Алиментные обязательства

Содержание учебного материала

2

1

1

Общие положения об алиментных обязательствах

2

Соглашение об уплате алиментов

3

Алиментные обязательства родителей и детей

4

Алиментные обязательства супругов и бывших супругов

5

Алиментные обязательства других членов семьи

Практическое занятие

2



2

1

Составить исковые заявления о взыскании алиментов: на ребёнка (детей), на содержание родителя, нетрудоспособного родителя, супруга, дедушки, бабушки, внука, внучки

Тема 4.3. Формы устройства родителей оставшихся без попечения родителей

Содержание учебного материала

2

1

1

Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения), Юридические последствия. Отмена усыновления

2

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Приёмная семья

Практическое занятие

2

2

1

Решение тестового задания. Защита электронных презентаций

Самостоятельная работа обучающихся

2







3

1

Основания применения к семейным правоотношениям норм иностранного семейного права

2

Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства: заключение брака; недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за её пределами; расторжение брака

3

Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента

Консультации

4


Всего:

54


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, сборники задач, тестовые задания, методические рекомендации по оценке качества подготовки обучающихся);

  • наглядные пособия (схемы, таблицы, плакаты).

  • образцы правовых документов.

Специализированная мебель:

  • рабочие места для обучающихся и преподавателя;

  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и с набором приспособлений для крепления таблиц.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • мультимедиапроектор;

  • экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

а) нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237

  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 30.11. 2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. - Ст. 16.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст.3301.

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - ст. 2954.

  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 23.10.2002) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №46. - Ст. 4532.

  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 03.05.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2000. № 32. - Ст. 3340.

  7. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 01.04.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. - ст. 150.

  8. Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 09.02.2009) // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1993. - № 19. - Ст. 685.

  9. Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 05.06.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.

  10. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.

  11. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 07.03.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21.- Ст. 1929.

  12. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.

  13. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учёт консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (в ред. от 12.05.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 15. - Ст. 1590.

  14. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контролю за её осуществлением» (в ред. от 27.09.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 46. - ст. 4801.

  15. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 05.11.1998 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (в ред. от 02.02.2006) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1999. - № 1.

  16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (в ред. от 06.02.2007) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1998. - №7.

  17. Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 № 265 «О внесении изменений и дополнений в перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 21. - Ст. 2240.

  18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 6.

  19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» (в ред. от 06.02.2007) // Российская юстиция. - 1996. - № 12.

  20. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (в ред. от 11.04.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 15. - Ст. 1434.

  21. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в ред. 15.08.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 31. - Ст. 3743.

  22. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную семью» (в ред.от 19.03.2001) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 19. - Ст. 2304.

б) основная литература:

  1. Андропов В.В., Валеева Н.Г., Гетман Е.С. и др. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» /под. ред. П.В. Крашенинникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.

  2. Асташов С.В., Богданова И.С., Бугаенко Н.В. и др. Судебная практика по гражданским делам. Брачно-семейные споры: практ. пособие. - М., 2011.

  3. Гришаев, С.П. Алиментные обязательства // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2011.

  4. Гришаев С.П. Постатейный комментарий к Семейному кодексу РФ // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2011.

  5. Гришаев С.П. Права и обязанности родителей и детей // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2011.

  6. Гришаев С.П. Права и обязанности супругов по законодательству РФ // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2011.

  7. Гришаев С.П. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2009.

  8. Ерохина Е.В. Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах: практ. пособие // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2009.

  9. Король К.Г. Личные неимущественные права ребёнка по семейному праву Российской Федерации: науч.-практ. пособие. - М., 2010.

  10. Пластинина Н.В. Представительство в Семейном праве // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2010.

  11. Пластинина Н.В. Участие органов опеки и попечительства в семейных спорах // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2010.

  12. Самсонова И.В. Раздел имущества супругов: практ. пособие // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2010.

  13. Семейное право: учебник / под ред. П.В. Крашенинникова. - М., 2008.

  14. Сергеева Т.Ю., Шашкова О.В. Пособия на детей: порядок оформления, учёта и выплаты: практ. руководство // СПС «Консультант-Плюс». - М., 2011.

  15. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Алиментные права и обязанности членов семьи: практ. пособие / под .ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 2011.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. consultant.ru (справочно-правовая система «Консультант-Плюс» - законодательство РФ, кодексы, законы, указы, постановления Правительства РФ);

  2. garant.ru (информационно-правовой портал «Гарант» - законодательство РФ, кодексы, законы, указы, постановления Правительства РФ).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также решения практических задач и выполнения обучающимися индивидуальных заданий, электронных презентаций, анализа нормативных правовых актов, самостоятельной проработки учебного материала, решения практических задач.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые общеучебные и общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь: применять норматив-ные правовые акты при разрешении практических си-туаций; составлять брачный договор и алиментное согла-шение; оказывать правовую помощь, с целью восста-новления нарушенных прав; анализировать и решать юри-дические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.

Знать: основные понятия и источники семейного права; содержание основных инсти-тутов.

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;

ПК 1.2. Осуществлять приём граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчёт, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии;

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат;

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учёт, используя информационно-компьютерные технологии.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффектив-ного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-комму-никационные технологии в профес-сиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупци-онному поведению.

Текущий контроль в форме:

- защиты практических заданий;

- защиты отчётов по выполнению самос-тоятельной работы

Итоговый контроль в форме зачёта

Разработчик:

Преподаватель

специальных дисциплин ГБПОУ РС (Я) «ЯСХТ» Винокурова М.И.

9


© 2010-2022