Статья От мотивации к самообразованию к «Профессиональному стандарту педагога»

Каждое утро, по дороге в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе возле моего кабинета меня уже ожидают Они. Они торопятся что-то рассказать, поделиться чем-то своим, что у них появилось, что их озадачило или тревожит. И в самом деле, понять этот мир самому ребёнку очень сложно, он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Думаю, что нет. Помочь может только тот, кто сам в д...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

От мотивации к самообразованию к «Профессиональному стандарту педагога».

Учитель математики Обласова Ю.Б.,
г.Ульяновск МБОУ «Многопрофильный лицей №11 им.В.Г.Мендельсона».

Каждое утро, по дороге в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе возле моего кабинета меня уже ожидают Они. Они торопятся что-то рассказать, поделиться чем-то своим, что у них появилось, что их озадачило или тревожит.

И в самом деле, понять этот мир самому ребёнку очень сложно, он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Думаю, что нет. Помочь может только тот, кто сам в достаточной мере овладел знаниями об этом новом мире, живёт в нём, принимает всё новое и сам способен измениться. Это - Человек из Будущего, это - Новый учитель. А может быть, он и не человек из будущего, а уже сейчас находится среди нас? А все неизведанное и загадочное - не такое уж и будущее? А очень даже настоящее?

Каков же он - Новый современный учитель?

Часто я слышу, что учителя сравнивают с актёром, или с человеком, который умеет всё. (улыбка) Да, я умею рисовать, петь, чинить водопровод, автомобиль, компьютер, красить стены… Но это ли делает меня учителем? Думаю, что нет…

Президент Дмитрий Медведев в национальной образовательной инициативе «Новая школа» выделил следующие основные направления: новые образовательные стандарты, поддержка талантов, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры и сохранение и укрепление здоровья школьников. В связи с этим можно говорить о том, что Новая школа - это не просто новая постройка, но новая концепция, суть корой заключается в грамотной и эффективной модернизации всей системы образования…

Ключевой фигурой Новой школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Государственным приоритетом становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты.

Каковы же её основные признаки? Новый учитель - это творческая, независимая, конкурентноспособная, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность, человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу. Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных.

Понятно, что Идеальным учитель не может быть вообще; он может быть таковым для конкретного человека. И для каждого образ этот различен. Причём различается этот образ в разные периоды жизни отдельной личности. И всё же Новый учитель - это такое существо, которое в нужный момент даёт толчок к развитию, это - то, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым…

Почему в определении сказано «существо»? Потому, что словами Конфуция «воин может учиться у журавля и у сосны, у змеи и у кошки…» и, проникая в суть, постигая своего учителя, воин, т.е. живой человек - не «спящий», а бодрствующий, постигающий приобретает необходимые для жизни свойства. Новый учитель понимает, что никого нельзя научить, можно лишь научиться. Нельзя прожить за ученика его жизнь, а потому, доблесть учителя - сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям. Новый учитель пробуждает в ребёнке ученика, а потом растит из него собеседника. Этот учитель покажет ценность каждого учащегося, проявит его интерес и «нужность», а значит - разовьёт в нём индивидуальные качества.

При этом и каждым учителем должна быть разработана своя методика обучения, личностная морально-нравственная оценка любой жизненной ситуации… Каждый учитель - личность, он неповторим, что делает его особенным и интересным.

Кто же такой Современный учитель? В разные годы, начиная с 30-х годов, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему: Мой учитель. Ученики 30-х годов, включали в портрет современного, на их взгляд учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.

Явственно, что ученики 30-40-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность, а в конце 90-х годов на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения.

Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

Похожее исследование, проведенное в 1992 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту. Данные, полученные в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги - 28-е место. Первый же десяток качеств - это обычный набор клише: творческое отношение к делу, знание предмета и т.д.

Похожее исследование я провел и в своей гимназии. Вот какими качествами наделили Нового учителя современные дети: понимающий (75), уважающий своих учеников (53), внимательный (35), готовый оказать помощь (35), справедливый в требованиях (80), образованный (45), красивый, добрый (23), обладающий чувством юмора (40), талантливый (85), интересный в общении (81). Обратите внимание, какие качества сегодня выходят на первый план.

Мы видим, в идеальном ученическом сознании образ учителя - это образ какого-то универсального человека. Парадокс в том, что при возрастании требований к компетенциям учителя со стороны учеников само ученическое сознание по отношению к учителю мало изменилось. Таким образом, общество как бы постоянно «опаздывает» к формированию представления об учителе следующего поколения.

Важным аспектом является творчество самого учителя: он должен уметь создавать, творить, уметь учиться, так как без этого любое его учение станет ложным, перестанет вызывать у учеников стремление идти за ним: Талантливый ученик тянется к талантливому учителю.

Как часто в современных фильмах о школе бесталанные учителя не замечают чутких и одарённых детей… К сожалению. И таланты гибнут, не успев блеснуть… С другой стороны, в жизни сотни примеров, когда талантливый учитель вовремя разглядел в своем классе «звёздочку» и смог её «зажечь»! Особенно радует то, что рядом со мной в школе работает много молодых учителей, выпускников этой же школы.

Новый Учитель выбирает вектор своего дальнейшего личностного роста, что поможет ему увидеть и подсказать направление развития личности ребенка. Только тот, кто сам желает и способен познавать новое, способен дарить новое другим, иначе всякое знание теряет для него свою новизну и становится холодным и бессердечным.

Новый учитель умеет поощрять себя, не бояться своих желаний. Например, я - люблю путешествовать, так как считаю путешествия также познанием мира. Русские дворяне не считали образование законченным, если не совершали путешествий. Так они узнавали мир, расширяли горизонты познания, так как то, что известно в теории обязательно нуждается в практическом подкреплении. Жизнь и учебники - не одно и то же.

Новый учитель пытается создать вокруг себя Новое пространство, которое удобно и ему, и детям. Для этого необходимо тесное сотрудничество с родителями, с коллегами и учениками и всеми заинтересованными людьми. Только вместе можно создать совместное будущее, и только тогда оно станет Новым, когда все мы посмотрим на окружающее нас «обновленным взглядом». А будущее - уже здесь…

Учитель всегда следит за временем: урок идёт 40 минут, перемена - 10. Даже наши конкурсные задания ограничены временными рамками.

…Но, к сожалению, ни на одних часах стрелки не указывают, как жить. Мы должны сами это решать.

Но я знаю, что всегда нужно верить в себя.

  1. Верьте в себя. Как Вы мыслите, так Вам и будет.

  2. Не жалейте себя! Если Вы что-то решили, нужно идти до конца - ответственно и упорно.

  3. Проявляйте силу воли: Я смогу, я сделаю, я добьюсь!

  4. Держите себя в форме. Здоровье - это не состояние тела, а состояние души.

  5. Не затягивайте дело: Если не сейчас, то когда же?!

  6. Контролируйте себя: Самоконтроль помогает лучше понять других.

  7. Управляйте собственным временем: Того, кто опаздывает, наказывает жизнь…

  8. Вознаграждайте себя: Сделай, добейся - достигнешь успеха!

Я думаю, что в Новой школе все это возможно. Более того, это ей нужно!

Я руководствуюсь этими принципами и, каждым утром, проходя «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ, я вижу в каждом из них доказательство того, что эти идеи - верны. Я знаю, что собственными силами добился того, что возле кабинета меня уже ожидают. Ребята торопятся мне что-то рассказать, поделиться чем-то своим, что у них появилось, что их озадачило или тревожит. Они - люди будущего, и они прекрасно знают, что я тоже очень хочу их понять, хочу удивиться вместе с ними и помочь им создать такой Новый мир, который будет лучше и счастливее.

На самом деле, понять мир самому ребенку очень сложно, и он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Я думаю, - нет. Помочь может только тот, кто сам в достаточной мере овладел знаниями об этом новом, живет в нем, принимает новое, верит в будущее и самое главное - сам способен измениться. Это - Человек из Будущего, - Новый учитель.

Он, учитель, должен добиться, чтобы его профессия вновь стала почётной, чтобы собравшись на вечере встреч выпускников, каждый из нас мог с гордостью сказать бывшим одноклассникам или однокурсникам: «А я работаю учителем!»…

© 2010-2022