- Преподавателю
- Другое
- Памятка для создания рабочей программы педагога
Памятка для создания рабочей программы педагога
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Умникова М.А. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на заседании Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
Педагогического совета Управляющего совета Директор МОУ «СОШ №43» протокол №1 от 28.08.13 протокол №11 от 28.08.13 ___________ Т.В. Абрамова
Председатель УС _______О.В. Щетинина Приказ №267 от 03.09.2013
Положение о рабочей программе учителей начальных классов, работающих по ФГОС.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Уставом Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №43» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов, реализирующих ФГОС второго поколения.
1.2. Рабочая программа по учебному предмету - это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной ступени образования и основного общего образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее - ОУ).
1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
- дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
- конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы по внеурочной деятельности.
2. Разработка рабочей программы
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).
2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование и т.д.).
2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;
- требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программе формирования универсальных учебных действий;
- основной образовательной программе начального общего образования;
- примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений;
- требованиям к оснащению образовательного процесса.
2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
2.8. Программа составляется в двух идентичных экземплярах: один- для учителя, другой - для администрации школы ( в электронном виде).
3. Структура рабочей программы
3.1. Структура рабочей программы
1) Титульный лист.
2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
3) Общую характеристику учебного предмета, курса.
4)Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
5)Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6)Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
7)Содержание учебного предмета, курса.
8)Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся. На выбор педагога представлено два варианта КТП.
9)Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
3.2. Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы
рабочей
программы
Содержание элементов рабочей программы
Титульный лист
- полное наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание класса, где реализуется программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких),
- название населенного пункта;
- год разработки программы
Пояснительная
записка
- кому адресована программа, вид учебного учреждения и определение класса обучающихся;
- особенность по отношению к ФГОС
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- предполагаемые результаты;
- кратко излагается система оценки достижений учащихся;
- указывается основной инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Общая характеристика учебного предмета, курса
указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа ,
конкретизируются общие цели и задачи начального или основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса
- общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Указываются ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Содержание тем учебного курса
- перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
-
основные изучаемые вопросы;
-
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
-
требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела;
-
формы и вопросы контроля;
-
возможные виды самостоятельной работы учащихся
-
формируемые универсальные учебные действия;
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- темы отдельных уроков и учебные материалы к ним
- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);
- указание на виды деятельности учащихся
- конкретизируются формы и методы контроля;
- др.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе
4. Оформление рабочей программы.
4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Учебный план прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.
4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения (Приложение 1). На титульном листе указывается:
• название Программы (предмет, курс);
• адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся);
• сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд);
• год составления Программы.
4.3.Учебно-тематическое планирование представляется в виде таблицы (см. Приложение 2).
4.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучен. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса).
5. Рассмотрение и утверждение рабочей программы
5.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 2 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.
5.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
• обсуждение и принятие Программы на заседании предметного методического объединения (методического совета);
• получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов.
5.3. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
5.4. Все изменения, дополнения, вносимые учителем в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР и утверждены директором школы.
6. Компетенция и ответственность учителя
6.1. К компетенции учителя относятся:
-
разработка Рабочих программ;
-
использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;
-
организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка школы, иными локальными актами к Уставу школы;
-
осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта общего образования, Уставом школы;
-
отчетность о выполнении обучающимися практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).
6.2. Учитель несет ответственность за:
-
невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
-
реализацию обучающимися не в полном объеме практической части Рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);
-
качество знаний, умений и способов деятельности, обучающихся по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю);
-
нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации Рабочих программ.
Приложение №1.
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Заместитель руководителя директор МОУ «СОШ №43»
_________/_________/ по УВР МОУ «СОШ №43» Т.В.Абрамова
Протокол № _____от ___________/__________ Приказ № _______ от
«____»_________20___г. «____»_________20_____г. «____»____________20_____г.
Рабочая программа педагога
___________________________
(ФИО, категория)
по __________________________
(предметы, классы)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«____» _________ 200__г.
Саратов 20__ - 20__ учебный год
Приложение №2.
Учебно-тематическое планирование
По ________________________
Классы____________________________________
Учитель___________________________________
Количество часов
Всего_______ часов; в неделю ________ часов
Плановых контрольных работ ______, зачётов _________, тестов_______
Практических и лабораторных _____________
Административных контрольных работ__________
Планирование составлено на основе _____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Учебно-методический комплект_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дополнительная литература_____________________________________________________
_____________________________________________________________________
1 вариант КТП
Табличное представление тематического планирования
Календ. сроки
№ уроков
Тема
(раздел)
Тип урока
Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля
Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся
Фактическая дата
проведения урока
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Универсальные учебные действия
2 вариант КТП
Календ.сроки
№ урока
Тема раздела
Тема урока
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Возможные виды деятельности учащихся
Возможная творческая, проектная деятельность учащихся
Фактическая дата проведения урока
предметные
метапредметные
личностные
Перечень нормативных документов
используемых при составлении рабочей программы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. №17785.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011., рег. №19707.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., рег. №18638.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 « Об утверждении СаПин 2.4.2.2821 - 10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., рег. №19993, опубликовано 16 марта 2011 г.
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2011 г. № 03-114 «Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования».
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова - 4 е изд. - М 2011.
8. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - 3 -е изд. - М., 2012.
9. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010. № 1897 об утверждении ФГОС ООО.
10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;