- Преподавателю
- Другое
- Игровая программа Права человека
Игровая программа Права человека
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гулякова О.В. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Гулякова Ольга
старшая вожатая
МБОУ Дивеев-Усадской СОШ
Права человека
/игра Брейн-ринг/
Ведущий: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:
-
Что люди могут делать и чего не могут?
-
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
-
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах.
Чтец 1:
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
Где не слышны глухие взрывы
И где закаты так красивы…
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства,
Хочу, чтоб испытали люди а ней
Любовь большую, счастье и блаженство!
Чтец 2:
Я б хотела жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела как Есенин,
Быть ее поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Ведущий: В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и на свете в 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми ее статьями. Что вы и сделали. И вот сегодня, на нашей игре вы можете продемонстрировать свои знания по правам человека.
- В нашей игре принимают участие команды…………………….
- Правила нашей игры таковы: ведущий задает вопрос, звучит сигнал гонга, команды приступают к обсуждению. Свой ответ вы должны записать на карточках, лежащих на ваших столах. После сигнала "Время" - наши помощники собирают карточки и передают их экспертам по правам человека - нашему уважаемому жюри. Позвольте вам его представить. ………………
- Итак, команды готовы?
Первый раунд - ЛИТЕРАТУРНЫЙ
Можно взять любую сказку или рассказ и поразмышлять о нарушении или торжестве каких прав человека в них идет речь. Буратино и Царевна - лягушка, Гулливер и Дон - Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о правах человека. И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев.
И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны. Итак, задание. Вы получили комплект книг. Я зачитываю статью из Декларации прав человека. После 30-секундного обсуждения вы записываете название книги, герой которой сталкивается с проблемой, декларируемой в статье.
Второй раунд - МУЗЫКАЛЬНЫЙ
Вы слушаете 5 хорошо известных вам детских песен и песен героев мультипликационных фильмов. Определите, о каких правах в них идет речь.
Третий раунд - ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ…
Внимание на экран. Посмотрите отрывки из мультфильмов и ответьте на вопросы.
1. Отрывок из м/ф "Чиполлино", где Чиполлино вытаскивают из его домика.
Вопрос: Какое право Чиполлино нарушено?
Ответ: Право на неприкосновенность жилища.
2. Отрывок из м/ф "Буратино", где Буратино идет в школу.
Вопрос: Каким правом воспользовался Буратино?
Ответ: Правом на образование.
3. Отрывок из м/ф "Попугай Кеша", где Кеша в клетке кричит "Свободу попугаям!"
Вопрос: Какое право отстаивает попугай Кеша?
Ответ: Право на свободу.
4. Отрывок из фильма "Сказка о царе Салтане", где князь Гвидон превращается в комара.
Вопрос: Каким правом воспользовался князь Гвидон, превратившийся в комара?
Ответ: Правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину.
5. Отрывок из м/ф "Буратино", где кот Базилио и лиса Алиса пытаются отобрать у него монеты.
Вопрос: Какое право нарушили кот и лиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?
Ответ: Право на имущество (никого нельзя произвольно лишить его имущества)
Четвертый раунд - СЛОВАРНЫЙ
На экране вы видите слова, на карточках даны определения этих слов. Запишите эти слова в том порядке, в каком даны определения. Время для обсуждения - 3 минуты.
На экране
Для проверки
Гражданин
Конвенция
Декларация
Декларация
Закон
Конституция
Конвенция
Гражданин
Конституция
Закон
ООН
ООН
На карточках:
-
Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
-
Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендации.
-
Принята в декабре 1993 года. Ее вторая глава - "Права и свобода человека и гражданина" отражает требования Всеобщей Декларации прав человека.
-
Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
-
Обязательные для всех правила. Принимается государством, которое следит за его выполнением.
-
Создана в 1945 году, представляет собой международную организацию на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.
Пятый раунд - ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
"Я имею на это право", "Почему вы нарушаете мои права?" - эти слова приходится слышать довольно часто. Хорошо, что люди знают свои права, учатся их защищать и отстаивать. Плохо, если постоянные разговоры о правах служат оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не отдавая взамен. Говоря иначе, стремление реализовать свои права, не выполняя обязанностей. Но если человек не понимает, как связаны права и обязанности, тогда он не умеет пользоваться своей свободой.
Сейчас перед вами будут разыграны "спорные" ситуации. Прокомментируйте их, используя статьи Всеобщей Декларации прав человека.
Ситуация 1.
Ученик: Мария Ивановна, я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее.
Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею, Мария Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал - меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте.
Ведущий: Имел ли Иванов право высказывать свое мнение? (Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителей - это они виноваты во всех наших бедах. Но, тем не менее, закон здесь на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей. Ст.13)
Ситуация 2.
Ведущий: Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классному руководителю.
Учитель: Сидоров! Сидоров, я знаю, что ты разбил окно, не отпирайся!
Ученик: А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами- то видели?
Учитель: А мне и видеть не надо. Так знаю. Пойдем-ка, голубчик, к директору. А весь класс подтвердит.
Ученик: А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем.
Ведущий: Может ли учитель бездоказательно обвинить ребенка, принуждать признать вину или принуждать других детей подтвердить его вину? (Ст. 28 п.2 - "Школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка"; Ст. 13 п.2 - предусматривает ограничения права ребенка, если он нарушает общественный порядок).
Чтецы
1.Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить -
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
2.Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
3.Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес!
4.Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг!
Ведущий: Слово нашим экспертам по правам человека (жюри)
Команды получают грамоты по номинациям:
-
"Веский аргумент"
-
"Мудрое решение"
-
"Правовая грамотность"
-
"Справедливость"