- Преподавателю
- Другое
- Доклад на тему Система контроля знаний
Доклад на тему Система контроля знаний
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Янина Е.А. |
Дата | 08.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Янина Е.А., преподаватель
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Контроль знаний учащихся тесно связан с оценкой. От объективности оценки, положительной мотивации зависит общий настрой учащегося, его желание заниматься в дальнейшем, а значит качество приобретаемых знаний.
Работая первый год, у меня часто возникали трудности в оценивании знаний, особенно за устные ответы или творческие задания. Студенты часто сравнивают полученную оценку с оценками других и, зачастую, бывают недовольны отметкой, выставленной преподавателем. Естественно, после этого я начала задумываться, что для объективного выставления оценки нужно вырабатывать систему критериев и при выдаче учащимся заданий сообщать им о критериях оценивания работы.
Критерии оценивания зависят от формы контроля. В своей работе я применяю следующие виды контроля знаний:
-
тест
-
письменные индивидуальные опросы
-
практические и лабораторные работы
-
проектные творческие задания
-
рефераты
-
устные индивидуальные опросы
Тест. Тесты я использую как промежуточный контроль. При проведении тестовых заданий, мною учитывается уровень сложности вопросов или заданий. Если вопрос на распознавание, учащийся получает за правильный ответ 1 балл, если вопрос 2-го уровня - 2 балла, 3-го уровня - 3 балла. Такой способ контроля знаний удобно использовать для выявления пробелов в знаниях учащихся, для эффективного использования времени урока, тест освобождает от трудоемкой проверки, да и учащиеся предпочитают тестирование другим видам контроля знаний. Но, несмотря на плюсы, тесты не позволяют оценить высокие уровни знаний, связанные с творчеством и в тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос может дать правильный ответ на более сложный вопрос. Поэтому тест я использую в совокупности с другими формами контроля.
Письменные опросы. Письменный контроль позволяет глубоко и эффективно проверить знания учащихся. При проведении письменных опросов, я стараюсь, чтобы у каждого учащегося был свой вариант. Перед опросом учащиеся сдают тетради. Карточка обычно состоит из 3-х вопросов. Учащимся объясняю критерии оценивания работы: за каждый правильный вопрос ставится «+», если ответ неполный или частично неверный ставится «», за неправильный ответ - «-». Оценку «5» учащиеся получают за 3 плюса, оценку «4» за 1,5-2 балла, оценку «3» - за 1 плюс, также учитывается уровень сложности вопросов и заданий. Письменный опрос занимает 10-15 минут урока.
Творческие индивидуальные или групповые проекты. В процессе прохождения производственного обучения учащиеся выполняют творческие проекты по завершению каждой темы. Данный способ контроля мною используется как итоговый контроль после изучения каждой темы. Например, по завершению темы «Работа с программой подготовки презентаций PowerPoint» учащиеся разрабатывают путеводитель по городу Братску или электронный учебник по предложенной теме; в конце темы «Работа в СУБД Access» - разрабатывают свою базу данных (это может быть телефонный справочник); в конце темы «Использование программ компьютерной графики» на основе общей фотографии группы делаю виньетку и т. д. За такую работу я выставляю две оценки: за техническое исполнение и за содержание, то есть творчество. При этом всегда четко указываю критерии оценивания данной работы. Например, при разработке веб-сайта или электронного учебника в формате html по теме «Веб-строительство», учащимся выдаются следующие критерии, соблюдение которых влияет на оценку:
-
оформление главной веб-страницы;
-
наличие фреймовой структуры;
-
удобство навигации по сайту;
-
наличие единого стиля оформления;
-
использование на веб-сайте мультимедиаинформации и прочее
Несмотря на критерии, считаю, что преподавателю трудно одному объективно оценить выполненную учащимися творческую работу. Поэтому для проверки таких проектов привлекаю всю подгруппу. Творческие работы вызывают у учащихся интерес и позволяют лучше закрепить полученные знания, умения и навыки.
Реферат. По таким предметам как «Компьютерные сети», «Технические средства информатизации», «Аппаратное обеспечение ЭВМ» в начале учебного года выдаю каждому учащемуся тему реферата. Рефераты я тоже считаю творческой работой, так как учащимся приходится работать с различными источниками информации, ориентироваться в сети Интеренет, им необходимо обработать найденный материал, проанализировать его, сделать выводы. Оценка за реферат складывается из следующих составляющих:
-
ориентация в различных источниках информации;
-
грамотное и последовательное изложение материала;
-
правильно составленное содержание;
-
полнота раскрытия темы;
-
оформление;
-
защита реферата.
При выставление оценки по предмету за семестр, учитываю оценку за реферат.
Устные индивидуальные опросы. Так как индивидуальные устные опросы требуют достаточного объема времени, я провожу их во время практических занятий либо во время составления учащимися опорных конспектов. Также данный вид контроля знаний учащихся используется на зачетах, экзаменах. Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
-
Оценка «5» выставляется, если ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, помощь со стороны преподавателя отсутствует.
-
Оценка «4» - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие информационного содержания ответа; ошибки исправлены по требованию преподавателя.
-
Оценка «3» - неполно и непоследовательно раскрыто содержание материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, блок-схемах, исправленные после наводящих вопросов преподавателя.
-
Оценка «2» - не раскрыто основное содержание учебного материала; допущены существенные ошибки; учащийся не может исправить ошибки при наводящих вопросах преподавателя.
Практические и лабораторные работы. Говоря о критериях оценивания практических работ, я буду опираться на предмет «Основы алгоритмизации и программирования». Практические работы позволяют проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания синтаксических конструкций при составлении программ на языке программирования. В качестве защиты практической работы учащиеся предоставляют отчет, который должен содержать листинг (код) программы, результаты работы программы, блок-схему программы (графическое представление), выводы по работе. В связи с этим критерии оценивания практической работы следующие:
-
Оценка «5» - в коде программы отсутствуют синтаксические ошибки, имеются результаты работы программы, в блок-схеме нет ошибок, сделаны выводы.
-
Оценка «4» - в коде программы отсутствуют синтаксические ошибки, могут быть допущены незначительные ошибки, исправленные с помощью подсказок преподавателя; недочеты в блок-схеме.
-
Оценка «3» - допущено более 2-х синтаксических ошибок в коде программ, но исправленные с помощью преподавателя, допущены ошибки в блок-схеме программы; но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме
-
Оценка «2» - допущены существенные синтаксические ошибки, которые не позволяют получить результаты работы программы, не составлена блок-схема программы, учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме.