• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на школьном МО Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности ребёнка

Выступление на школьном МО Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности ребёнка

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на школьном методическом объединении

по теме самообразования

«Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании учащихся» учителя изобразительного искусства Савицкой С.В.


Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности ребёнка.


  1. Роль эстетического воспитания в формировании личности.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

В словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.

Итак, развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Тема художественно-эстетического воспитания человека, развития в нем чувства прекрасного и возвышенного никогда не оставалась без внимания педагогов и исследователей. И научное, и художественное познание мира развивались в тесном взаимодействии. В разных обществах выдвигались идеи гармоничного развития личности, при этом существенное значение приобретал вопрос о средствах реализации поставленных задач, о методах работы. Разрабатывались педагогические системы, определялись условия эффективности педагогического процесса. Воспитанию зрелых, психически здоровых, уравновешенных людей способствовала народная мудрость, народная педагогика.

В XIX столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи. Это рассматривалось как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.

Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность.

К восприятию и правильному пониманию прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках) и в искусстве способно приобщить эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание начинается с создания необходимого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, и является процессом, который совершается под влиянием жизненных отношений и воздействий, обладающих эстетическими свойствами. В процессе эстетического воспитания формируется эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, развивается способность к созданию эстетических ценностей не только в искусстве, но и в повседневной жизни.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека.

Поэтому наиболее удачно, на мой взгляд, отразил цель эстетического воспитания М.М.Рукавицын, который считает, что конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек: образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.

Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Итак, эстетическое воспитание оттачивает непосредственно-эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, установки, критерии. Однако оно захватывает в поле своего воздействия и всю личность.

Цели и задачи эстетического воспитания состоят в формировании активной творческой личности, стремящихся к созданию прекрасного во всех сферах жизни - к свершению возвышенных дел и героических поступков, к созданию красивых вещей и высокохудожественных произведений искусства

Итак, эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  • формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

  • развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;

  • вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств - музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;

  • развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

  • развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Эстетическое воспитание осуществляется в следующих формах:

а) ознакомления с произведениями искусства;

б) в рамках собственной изобразительной, музыкальной, театрализованной, экспрессивно-двигательной и др. деятельности детей.

Как правило, эти формы на занятиях сочетаются друг с другом.

Существенная роль отводится совместной деятельностей детей и педагогов (реже к ним подключаются и родители) по созданию коллективных «произведений» - рисунков, аппликаций, панно, поделок и т.д. В этой деятельности сами педагоги находят поле для своей самореализации

Эстетическое развитие личности начинается в раннем возрасте. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Необходимо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей школьного возраста, начиная с начальных классов. К сожалению, большинство родителей не в состоянии квалифицированно формировать эстетические потребности своих детей, поскольку сами в свое время не были включены в эстетический всеобуч.

Таким образом, существуют явные противоречия между возрастающим статусом эстетического воспитания в деле активизации человеческого фактора повышения духовной культуры и крайне слабым использованием его возможностей в социально-культурном развитии общества.

Сложившаяся ситуация с эстетическим воспитанием чревата серьезными последствиями - торможением в развитии культурного уровня людей, ростом бездуховности. Поэтому определение путей совершенствования эстетического воспитания в современных условиях представляет сегодня актуальную задачу.

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы. Искусство дает огромный материал для познания жизни.

«В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их в такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни».

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Ребенок в процессе общения с явлениями искусства накапливает массу разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Однако, встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. «Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого характера», - отмечают авторы книги «Эстетическое воспитание школьников».

Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования.

Те же авторы сделали правильное замечание: «Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству». Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни».

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности школьников. А.И.Шахова справедливо замечает: «Нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля «Сикстинская мадонна», но можно и нужно так развивать его способности, его духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля. Воспитание искусством тем самым преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение» [15, с.20].

В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.


  1. Декоративно - прикладное искусство как вид творческой деятельности.

Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как Истина - Добро - Красота, Вера - Надежда - Любовь; и в конечном итоге приблизиться к достижению цели педагогики - воспитанию "человека будущего".

Однако, как сказал А.Ф. Лосев, "без прошлого нет будущего". Такого же мнения придерживался и Л.Н. Гумилев, любивший афоризм: "Кто владеет прошлым - тот владеет настоящим; кто владеет настоящим - тот владеет будущим". А прошлое - это наша связь с народной культурой, культурой нации, национальными традициями, с землей, гармоничные отношения между человеком и природой. В итоге на первый план выдвигаются следующие идеи: культура должна оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности; а индивид, в свою очередь, - испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями.

Приобщение детей к народной культуре - наиболее прямой путь решения этой задачи, что предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев, формирование глубокого знания традиций и обычаев у подрастающего поколения.

Народное искусство, во множестве своих проявлений окружающее любого с ранних лет, становится главным помощником в деле художественно-эстетического воспитания личности ребенка. Оно поможет восстановить гармонию духовной жизни ребенка, разрушенную формально-логичекими способами изучения и изложения материала, акцентированием внимания на развитие абстрактного, теоретического мышления.

Введение в обучение материалов по декоративно-прикладному искусству позволяет приобщить детей к ценностной народной культуре, к нравственным основам народного миропонимания. Это актуальный, значимый аспект в деле воспитания подрастающего поколения.

Как писалось у одной статье для родителей, "… стоит пробудить в ребенке художника - и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку".

Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего - в его духовном мире.

Декоративно-прикладное искусство - это вид искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения.

Е.М.Сахута отмечает: «Одежда, орудия труда, домашняя утварь, посуда и иные предметы быта, украшенные тканым, вышитым, резным, расписным декором или красивые просто благодаря удачной форме и выразительному силуэту, принято относить к декоративно-прикладному искусству».

Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.)

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» - традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием - народное искусство; и классика - памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Уроки декоративно-прикладного искусства - это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина - «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» - представляется нам бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.

Общение должно осуществляться на каждом уроке. Каждый ученик должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными.


3.Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей

Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности.

Народное декоративно-прикладное искусство, как одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Оно способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства - симметрия и ритм.

Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

От приобщения детей к искусству, и прежде всего народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.

Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение.

Знакомясь с образцами народного искусства, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям.

Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус детей, но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством: лепить из глины, сочинять орнаментальные узоры, выполнять роспись и резьбу по дереву, осваивать приемы узорного ткачества, вышивать.

Важно подчеркнуть, что обращение к произведениям народного искусства, восприятие детьми на разных возрастных этапах его образной природы, отдельных выразительных средств (колорит, пластика формы, орнамент), равно как и освоение разнообразных технических приемов и навыков традиционных видов мастерства, способов обработки различных материалов, всегда является для них интересным и увлекательным делом. Меняются творческие аспекты восприятия произведений народного искусства, градации проникновения в поэтический, красочный мир его образов, уровни участия в самом творческом процессе, но неизменными остаются увлеченность самим процессом творчества, творческая активность детей и юношества, приверженность их декоративно-прикладному творчеству, основу которого составляет знакомство с народным искусством.

Процесс рисования или конструирования является сложным актом, в котором ребенок, опираясь на свой жизненный опыт, создает новую, имеющую смысл ценность. В этом процессе преобразования опыта ребенка появляется не просто рисунок или скульптура, ребенок обнаруживает, как он думает, чувствует и видит. Искусство для него - творческая, динамическая активность. Развитие ребенка зависит от богатства и разнообразия его связей с окружением. Искусство способствует тому, развивая эмоциональные связи с миром.

Чем раньше педагог приобщает детей к яркому, красочному миру народного искусства, тем быстрее и плодотворнее удается развить их фантазию, творческое воображение, самостоятельность и инициативу, воспитать художественный вкус.

Формирование у детей эстетически развитого художественного вкуса, выработка умения ценить и понимать произведения искусства, воспитание гармонически развитой личности - одна из основных задач современного учебно-воспитательного процесса. Успешно решить эти задачи поможет педагогу обращение к богатому и неисчерпаемому художественному наследию, в том числе и к народному искусству - одному из самых традиционных видов национальной культуры.

Таким образом, в результате теоретического анализа литературы мы приходим к следующим выводам.

Эстетическое воспитание - это развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное

Декоративно-прикладное искусство играет существенную роль в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством в школе, мы отвечаем духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяем их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствуя гармоническому развитию личности. Взяв в руки кусок глины, вылепив первые фигуры, сделав первые узоры, ученик испытывает радостное изумление, обнаруживая, что может создать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Он становится участником увлекательного трудового процесса по созданию полезных и красивых изделий. Произведения декоративно-прикладного искусства, вызывая эстетические эмоции, убеждают, доносят до сознания детей необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую эстетическую и художественную культуру, познавательный интерес к народному творчеству, утверждают чувство гордости за народное искусство земляков.

Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку "побыть автором". Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, занятия декоративно - прикладным искусством представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры. В процессе общения ребенка с явлениями искусства приобретается и накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений, знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни.

4.Занятия ДПИ как вид внеурочной деятельности.

Всем известно, что маленькие дети обладают врожденной художественной способностью. Однако проблема развития художественного мастерства приобретает остроту в средних классах, когда уверенность детей в своей способности создавать художественные произведения идет на убыль.

Дети, не имеющие возможности учиться в школе искусств или посещать изостудию, начиная заниматься изобразительным искусством, порою имеют ряд комплексов, таких как: неуверенность в себе, заниженная самооценка, страх - «у меня не получится», «будет не красиво», «никому не понравится», «я вообще ничего не умею» и другие. Возможность реализовать себя в творчестве и изменить своё отношение к различным видам изобразительной деятельности даёт возможность посещения факультативов по декоративно - прикладному искусству и летних кружков.

Знакомство с интересными техниками, применение новых материалов помогает детям почувствовать себя более компетентным, что укрепляет их веру в свои силы, побуждает ребенка к творчеству и самовыражению и помогает укрепить уверенность в своих способностях. Дети с удовольствием выполняют совершенно разные по технологиям работы: кто - то делает граттаж, кто-то витраж, кто-то занимается живописью, кто-то графикой, часть учащихся изготавливают панно из бросового материала, а часть занимаются флористикой и т.д. В конечном итоге каждый ребенок становится успешным, сам выбирает, как и где может быть использована его законченная работа: поучаствует в выставке, будет отправлена на конкурс или подарена маме.

На занятиях учащиеся делают нужные и полезные изделия, украшающие интерьер, учатся составлять эскиз и композицию с учетом бытового и сувенирного назначения предметов











План работы летнего кружка «Золотые ручки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно - прикладному искусству. Народное декоративно - прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глубь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно - прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Цели и задачи :

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства и способствование их систематизации;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;

  • раскрыть истоки народного творчества;

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  • формирование творческих способностей, духовной культуры;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

План работы летнего кружка ДПИ «Золотые ручки» для учащихся 6-9 лет (18 ч)

Тема

Кол-во часов

Дата

Пуховая фантазия. Картины из перьев

(подклейка перьев).

2


Рисуем гипсом. «Бабочки и феи» (техника трафарета).

2


Украшения для сада. Роспись на камне.

2


Украшения для сада «Бабочка» (Работа витражными красками на разрезанных пластиковых бутылках)

2


Остров ненужных вещей. Поделки из бросового материала.

2


Лоскутный город. «Горшочек для цветка»

2


Волшебная бумага. «Ваза с цветами».

2


Нетрадиционные техники рисования.

«Одуванчики».( Шаблон, набрызг)

2


Нетрадиционные техники рисования.

«Маки» (рисунок по манной крупе)

2


Выступление на школьном МО Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности ребёнка.Выступление на школьном МО Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности ребёнка.Выступление на школьном МО Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности ребёнка.Выступление на школьном МО Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности ребёнка.

© 2010-2022