Методическая система учителя - методические рекомендации

Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе по теме: «Сотрудничество педагога и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе творческой деятельности». Тема актуальна, т.к. обучающиеся коррекционных школ имеют  слабую учебную мотивации, невысокий уровень творческой активности.    Для эффективности организации педагогической деятельности  мною была проведена диагностика обучающихся с целью определения уровня их творческих способностей. (Анкета выявле...
Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая системы учителя, апробированная в профессиональном сообществе по теме:

«Сотрудничество педагога и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе творческой деятельности».

Главная линия в моей работе определяется методической темой школы «Пути формирования достижений успеха как основного фактора успешности детей с ограниченными возможностями здоровья».

В условиях реализации методической темы школы и, руководствуясь утверждением выдающегося психолога Л.С.Выготского: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня», сочла актуальным выбрать методическую тему «Сотрудничество педагога и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе творческой деятельности».

Актуальность:

Тема актуальна, т.к. обучающиеся коррекционных школ имеют слабую учебную мотивации, невысокий уровень творческой активности. Для эффективности организации педагогической деятельности мною была проведена диагностика обучающихся с целью определения уровня их творческих способностей. (Анкета выявления творческих качеств (по методике В.И.Андреева). По результатам диагностики определены проблемы: у обучающихся низкая оригинальность идей и работоспособность, целеустремленность и гибкость на среднем уровне, т.е. есть проблемы, которые тормозят процесс творчества. Исходя из результатов диагностики, определила для себя цель и задачи работы.

Цель методической системы: создание оптимальных условий для развития и коррекции познавательных интересов и творческих способностей обучающихся.

Задачи:

  1. Изучение и внедрение в обучение технологии сотрудничества.

  2. Адаптирование творческих заданий под индивидуальные способности обучающихся.

  3. Разработка и внедрение серии занятий по декоративно-прикладному творчеству, где учитель и ученик действуют вместе с учетом интересов всех участников педагогического процесса.

  4. Совершенствование культуры речи, коммуникативных навыков путём внедрения занимательных упражнений, дидактических и театральных игр.

  5. Формирование социального поведения учащихся, ведущее к социальному развитию, к социализации.

Исходя из поставленных задач, я выделяю следующие направления своей работы:

  1. Развитие творческих способностей учащихся через художественную обработку материалов, овладение навыками и приёмами работы при обработке различных материалов.

  2. Повышение эффективности урока, развитие мотивации через использование ИКТ.

  3. Развитие познавательной активности учащихся через применение метода проектов.

Мои педагогические принципы:

  • принцип научности;

  • принцип прочности усвоения знаний;

  • принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;

  • принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со-авторство;

  • принцип индивидуализации;

  • педагогический гуманизм;

  • принцип последовательности;

  • принцип непрерывного мониторинга.

На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяет метод проекта, т.к. это такой вид деятельности, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит конечный продукт. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья бывает сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы. Проектирование, я считаю, корректирует эти недостатки. Поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников. Поэтому в своей работе широко использую метод творческих проектов, в системе провожу уроки и внеклассные мероприятия с использованием равноправного сотрудничества педагога и обучающихся.

Основа моей методической системы - признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Свою работу выстраиваю следующим образом: выявляю уровень творческих возможностей

обучающихся; дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у обучающихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.

Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.

Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником. Объяснительно-иллюстративный метод уже не годится, т.к. ограничивается самостоятельная деятельность учащихся, снижается мотивация и потеря интереса у детей.

Необходимо создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. Личность ребенка в этой технологии - приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно - ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции - организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам. Технология сотрудничества предполагает распределение этих функций между учителем и учениками. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Сотрудничать - работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле». Вступая в общение и участвуя в совместной деятельности, люди взаимодействуют. Сотрудничество - это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание помощи участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон).

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в вариантах в разных странах.

Основной вариант организации обучения в сотрудничестве -

обучение в группе (команде). Уроки в специальной школе характеризуются широким использованием групповых форм работы. Это работа парами, бригадами. Дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса, а также в бригады (по собственному желанию или по указанию педагога) во временные группы для выполнения какого-либо учебного задания, взаимодействия. Работа парами, бригадами позволяет развивать самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.

Этот вариант уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами команды при работе над изучаемым вопросом.

Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды.

Основные идеи - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оценивается наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивают максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то справедливо, если их усилия будут оценены одинаково.

Кроме всего прочего, работа в группах, на мой взгляд, позволяет детям учиться общаться с людьми. Дети плохо разговаривают на уроках, не умеют высказывать свои мысли. Но во время перемен, в свободное от уроков время, разговаривая между собой, они применяют сложнейшие обороты. Почему они так не говорят на уроках? Без хорошо развитой речи, без активного общения, очень трудно влиять на процесс развития мыслительной деятельности. Я пришла к выводу, что они не говорят потому, что не могут преодолеть боязнь перед учителем, стесняется одноклассников. Для себя я установила правила: никогда не порицать за неверный ход мыслей, только непринужденная обстановка, только откровенный разговор, только доверие друг к другу дают возможность благоприятно воздействовать на ученика. Я стала использовать на своих уроках технологию обучения в сотрудничестве.

Основные преимущества использования технологии сотрудничества:

1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, решать возникающие проблемы.

Принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

  1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

  2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.

  3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе.

  4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Данная методическая система (отдельные элементы) активно используется педагогами нашего учреждения.


© 2010-2022