Значение этюда на основе народного танца (цели, задачи, подбор музыкального материала). Основой для занятий является адаптированная программа, которая предусматривает систематическое, последовательное обучение и развитие всех учащихся. Я, придерживаясь программы в тренировочной ее части, имею возможность творчески проявить себя в постановочной работе, создавать различные творческие профили для своего коллектива, акцентируя внимание на обучении народному и эстрадному танцам. Методика преподавания в данном коллективе основывается мною на принципах профессионального хореографического искусства. Ограниченное количество времени, в течение которого дети осваивают танцевальную грамоту, требует особого внимания к эффективности методов обучения. Для этого я регулярно изучаю методическую литературу, работаю с учебными пособиями и компьютерными программами, регулярно посещаю курсы повышения квалификации. Народный танец возник в глубокой древности. Дошедшие до нас изумляют своей яркостью, образностью, неповторимым национальным колоритом и по сути являются отражением истории того или иного народа, условий его жизни. Одной из задач специалистов, работающих в области народного танца, является изучение, сохранение наиболее интересных в художественном отношении образцов народных танцев, создание на их основе новых сценических произведений. Педагог-хореограф должен уметь грамотно сочинить удобные комбинации у станка и на середине зала, разучивать их с исполнителями и уметь создавать этюды на этой основе. Этюд (франц.) - изучение. Широко применяется в хореографии. Этюдная работа, с одной стороны, направлена на развитие и совершенствование техники танца и актерского мастерства, с другой стороны помогает закреплению полученных знаний и умений путем сочинения (по заданию педагога и при его непосредственном руководстве) комбинаций у станка и на середине. Хореографический этюд - это, по сути, небольшой танец, посредством которого решается какая-то конкретная задача.
Этюдную работу я подразделяю на следующие темы:
• Составление рисунков; • Сочинение движений; • Сочинение определенных характеров. Покажу план моей работы на более конкретном примере:
1.Занятие лучше начинать с составления рисунка - важно чтобы он четко читался, воспринимался зрителем, соответствовал музыкальному материалу, передавал национальный характер, колорит. 2. Затем можно переходить к танцевальным движениям, именно они делают танец по-настоящему интересным. 3. Создание определенных характеров на основе танцевальной лексики, развитие актерского мастерства - завершающий этап, является одним из самых сложных. По коллективу исполнителей я работаю со всеми видами этюдов: сольными, парными, мелкогрупповыми, массовыми. Моя работа над этюдом включает следующие основные этапы:
1. Подбор музыкального материала. Он очень важен. Нужно внимательно прослушать музыку, которая является составной частью любого танца, понять ее мелодическую и ритмическую структуру, музыкальный размер и т.д. 2. Далее следует разобрать танцевальные движения и разучить их с учетом количества исполнителей и размера зала. Хорошо, правильно в техническом отношении, с характером выполненные движения - непременное условие успешной постановки. 3.Завершающим этапом является постановка композиции этюда.
При работе над этюдами, я стараюсь учитывать традиции композиционной постановки танца. Ведь для одних народных танцев характерно движение по кругу, для других - линейные построения. Одни исполняются только женщинами, другие только мужчинами. Есть танцы (а, следовательно, и этюды на их основе) исполняемые парами имеющие определенную композиционную форму, а есть такие, где импровизация исполнителей является важным элементом.
|