Студент Аксеновского сельхозтехникума -кто он?

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТУДЕНТ АКСЁНОВСКОГО СЕЛЬХОЗТЕХНИКУМА - КТО ОН?

АБДУЛВАЛЕЕВ Ришат Рифмильевич - директор Аксёновского сельскохозяйственного техникума;

ТИМЕРБАЕВ Салават Азатович - заведующий производственным обучением

Студенты средних специальных учебных заведений на протяжении нескольких последних десятилетий занимают отдельную нишу в системе образования. Однако студенты различных учебных заведений среднего профессионального образования далеко не однородны. В частности, особую социальную группы составляют студенты сельскохозяйственных техникумов и колледжей. Именно они станут объектом нашего более пристального внимания, в частности студенты Аксёновского сельскохозяйственного техникума.

Сельскохозяйственное производство и учебные заведения

среднего профессионального образования

Осуществляемое сегодня возрождение России во многом связано с возрождением села. Поэтому в современных социально-экономических условиях существенное значение принадлежит подъему сельскохозяйственного производства, возлагаемому на молодое поколение сельчан и тех, кто намерен и способен связать свою жизнь с селом.

Принимаемые в последние годы меры по подготовке и воспитанию квалифицированных кадров современного села направлены на формирование работника нового типа, в котором гармонично сочетаются физический и умственный труд, широкий профессиональный кругозор и мастерство, глубокое знание политехнических основ современного производства, а также предприимчивость, правовая и экономическая грамотность.

В настоящее время пополнение трудовых ресурсов сельского хозяйства почти полностью идет за счет подрастающего поколения. Оно обладает более высоким уровнем образования, чем старшее поколение, имеет возможность получить разностороннюю специальную подготовку через систему непрерывного профессионального образования (профессиональные училища, лицеи, техникумы и вузы). Кроме того функционирует система государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Башкортостан.

Значительную часть системы профессионального образования Республики составляют ссузы сельскохозяйственного профиля. Достаточно сказать, что к их числу относится каждый 9-й техникум, здесь обучается каждый 8-ой студент этих учебных заведений, работает каждый 10-ый преподаватель системы. В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют 7 таких техникумов и колледжей или 9% от общего количества средних специальных учебных заведений республики. В них обучаются примерно 6 тыс. студентов.

Безусловно, состояние и дальнейшее развитие этих учебных заведений зависит прежде всего от уровня развития сельскохозяйственного производства. В последние годы острота аграрного кризиса не только не снизилась, но и обострилась, что обусловлено в первую очередь социально-экономическими факторами. В их числе - падение производства и ухудшение социально-экономического положения села, что сказывается на отношении молодежи к сельскохозяйственным профессиям и ее трудоустройстве. Падение объемов сельскохозяйственного производства повлекло за собой снижение численности специалистов, занятых в сельском хозяйстве, на одну треть.

Продолжается переход рабочей силы из общественного производства в частно-предпринимательскую сферу и личные подсобные хозяйства. Существенной особенностью сельскохозяйственного производства в настоящее время является то, что в нем начался процесс развития многоукладной экономики. Сегодня важным звеном аграрной политики государства является обеспечение сельскохозяйственного производства высококвалифицированными кадрами, подъем культурно-технического уровня всех тружеников села.

Сельскохозяйственный труд имеет свои особенности. Прежде всего он представляет собой воздействие людей на предметы природы с целью производства материальных благ и удовлетворения естественных потребностей общества. Специфичен и предмет труда - земля, растения, животные и т.п. Сельскохозяйственное производство пространственно рассредоточено. Оно ведется на больших площадях. Это вызывает большой объем перевозок различных грузов (урожая, удобрений, кормов, горючего), что в свою очередь связано с повышенной потребностью сельскохозяйственного производства в энергетических ресурсах. В современных условиях сельское хозяйство все более становится индустриальным, в нем применяется всё более сложная техника. Одной из особенностей сельскохозяйственного производства является его сезонный характер, который ограничивает возможности круглогодичной занятости работника, имеющего одну узкую специальность.

Очевидно, что квалифицированный работник сельского хозяйства должен обладать несколькими специальностями, позволяющими ему заниматься квалифицированным трудом в течение всего года.

Чем сложнее техника и технология производства, а также применяемые предметы труда, тем выше должен быть общеобразовательный уровень, общетехнические и конкретные профессиональные знания работника и тем быстрее возрастает потребность в кадрах специалистов, обеспечивающих использование научных знаний в производстве.

Таким образом, сельскому хозяйству сегодня нужен специалист нового типа. Подготовка таких специалистов и возлагается на средние специальные учебные заведения сельскохозяйственного профиля, в частности на Аксёновский сельскохозяйственный техникум в котором осуществляется подготовка специалистов по 6 специальностями 12 рабочим профессиям.

Анализ отечественного и международного опыта позволяет предположить, что среднее профессиональное образование сельскохозяйственного профиля в ближайшее время будет пользоваться особым спросом со стороны малообеспеченного слоя общества, так как позволяет в более сжатые сроки получать специальность, рабочую профессию и среднее (полное) общее образование. К тому же сельскохозяйственный техникум для многих жителей сел, райцентров, малых городов по своей значимости не менее престижны, чем для выпускников городских школ вуз.

В решении обеспечения функционирования отраслей АПК, насыщении их специалистами со средним профессиональным образованием огромное значение имеет вопрос: кто обучается в техникумах? Основным инструментарием явилась специальная анкета, включающая около 100 закрытых и полузакрытых вопросов, позволяющих выяснить мнения студентов по широкому спектру проблем, касающихся условий их жизни и профессиональных ориентаций.

Кто и зачем приходит в сельхозтехникум?

Если в целом в системе среднего профессионального образования сохраняется процесс феминизации, то есть преобладание среди студентов девушек, то в техникуме естественно преобладание юношей (в нашем исследовании соответственно 62% к 38%).

До поступления в техникум большинство студентов проживало в той же местности, где они находятся, 86% из них росли в полной семье, причем большинство в отличие от выпускников городских школ проживали с родителями в частном доме.

По своему социальному составу студенты Аксеновского СХТ являются в основном выходцами из семей рабочих промышленных предприятий (15%) и агропромышленного комплекса (55%). Примечательно, что родители студентов (примерно в равной мере и отец, и мать), как правило, имеют образование не ниже среднего, более того: 7,3% отцов и 14% матерей имеют высшее образование, а соответственно 32,7% и 36% - среднее специальное. Связи между уровнем образования, родом занятий родителей и профилем избираемого их детьми учебного заведения среднего профессионального образования в исследовании не обнаружено.

Базовое образование - неполное или полное среднее - студенты техникума получили в основном в сельской общеобразовательной школе: доля выпускников городских школ менее половины всех обучающихся (35%). В решении обеспечения функционирования отраслей АПК, насыщения их специалистами со средним профессиональным образованием огромное значение имеет вопрос: кто обучается в техникуме? Сельская или городская молодежь? Многолетний опыт показывает, что городская молодежь не особо стремится работать на селе, поэтому заметна тенденция набора в техникум выходцев из села.

Каждый четвертый студент пришел в сельскохозяйственный техникум, имея в своих документах об окончании школы только хорошие и отличные оценки. К сожалению, и "троечников" (в основном - из числа юношей) в сельскохозяйственные учебные заведения поступает достаточно много (от 30 до 50%). К сожалению, имеет место тенденция снижения образовательного уровня абитуриентов. Так, по сравнению с 2007 годом число отличников, поступающих в техникум, сократилось почти в три раза. Одной из возможных причин этого может быть рост числа коммерческих высших учебных заведений, их всевозможных филиалов и представительств, открывающихся без особых на то оснований даже в небольших райцентрах и принимающих на учебу всех, кто способен оплатить свою учебу. Тем самым они открыто "перетягивают" часть потенциальных абитуриентов техникумов, в первую очередь сельскохозяйственных как наименее престижных, к себе.

Как бы то ни было, в результате проводимой работы сельхозтехникум ежегодно выполняет контрольные цифры по приему, зачисление проводится в условиях хотя и незначительного, но тем не менее конкурсного отбора. Что побуждает выпускников школ поступать сюда? Каковы их мотивы выбора профессии и учебного заведения?

Если многие годы раньше считалось, что основными мотивами выбора сельскохозяйственных профессий были любовь к животным, земле, в целом к природе, социальная престижность профессии, возможность легко устроиться на работу, то сегодня на выбор в наибольшей степени влияют наличие в учебных заведениях престижных специальностей (правоведение, экономика и др.), большая практическая ориентированность обучения, возможность получения высокой заработной платы, желание получить наряду с профессиональной подготовкой хорошую образовательную подготовку, позволяющую продолжить образование в вузе.

Имелись заметные различия причин выбора профессии юношами и девушками. Для юношей более значимыми оказались все мотивы, кроме социального престижа профессии и уровня оплаты труда. Очевидно, они были более толерантны к существующему положению дел на селе. Об этом говорят и результаты ответов на вопрос о том, имели ли он представление о выбранной профессии. Опросы проводились несколько раз; результаты опросов каждый раз различались друг от друга в зависимости от уровня приложенных усилий по коррекции результатов. Первоначально было замечено, что полное представление о профессии имел лишь каждый четвертый студент, причем в большей мере (73,0%) это характерно именно для юношей. Значительная часть студентов (63,3%) имела лишь некоторое представление о профессии, а 12% опрошенных заявили, что вообще ничего о ней не знали. Это свидетельствует о профориентационной работе, вернее, о ее неэффективности или отсутствии. Усиление профагитационной работы дало свои результаты, в результате, представление о будущей профессии имеет каждый второй абитуриент.

В целом же 68,7% студентов отметили, что выбрали профессию по призванию, а 22,7% - нет, остальные затруднились ответить определенно на этот вопрос, причем среди выбравших профессию не по призванию большая часть - девушки. Очевидно, это связано с тем, что они не прошли по конкурсу в вуз или опасались факта непоступления и потому сразу же, чтобы не испытывать судьбу, пришли в техникум. Представленные далее результаты также подтверждают это.

Оценивая уровень образования, который соответствует их жизненным планам, очень немногие студенты считают, что им лучше было бы закончить школу или пойти в учреждения НПО, а каждый третий заявил, что сделал правильный выбор, решив получить среднее профессиональное образование. Для достижения жизненных планов 42% опрошенных необходимо высшее образование. Следует отметить, что девушки менее ориентированы на достаточность получения среднего специального образования, чем юноши.

В ходе исследования выяснялись и основные причины, определившие выбор ССУЗ сельскохозяйственного профиля. Наиболее значимыми из них оказались влияние родителей и желание получить хорошую профессиональную подготовку. Следующими за ними являются: не прошел по конкурсу в вуз, близость учебного заведения к месту жительства, совет или пример друзей. Совершенно незначительно влияние на выбор выпускниками школ учебного заведения для дальнейшего продолжения образования учителей: лишь 5 из 300 студентов заявили, что они пришли в техникум по совету учителя.

Сравнение полученных данных по признаку пола выявило, что такие мотивы, как желание получить хорошую профессиональную подготовку, совет или пример друзей, безразличие, куда поступать, характерны в большей мере для юношей, нежели для девушек. Зато опасение не поступить в вуз и сам факт непоступления характерны в 2-3 раза больше для девушек.

Несмотря на то, что многие студенты мечтают получить высшее образование (42%), все же 65,7% из них сегодня считают свой выбор пойти учиться в техникум правильным. Причем в большей мере это характерно для юношей, которые, видимо, учитывая уровень школьных знаний, объективно оценивали свои шансы на поступление в вуз. У девушек притязания более высокие: лишь каждая третья считает свой выбор техникума правильным, по мнению же 55,6% девушек лучше было бы обучиться в школе до 11 класса и поступить в вуз. Кстати, число всех студентов, считающих так, на последнем курсе в 2,5 раза больше, чем на первом. Да и общее количество считающих свой выбор пойти учиться в техникум правильным с 79% на 1 курсе падает до 50% на последнем. Это говорит об истинной мотивации получения среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

Безусловно, тип образования как способ реализации профессионального выбора так или иначе характеризует профессиональное самоопределение студентов. В связи с этим особый интерес вызывают образовательные цели, которые ставят перед собой обучающиеся, выбирая уровень среднего специального образования. При анализе ответов студентов на вопрос о том, что в первую очередь должен давать техникум, выявлены основные требования, предъявляемые ими к техникуму. Это: хорошая профессиональная подготовка, прочные знания, необходимость подготовки для поступления в вуз.

Различия между требованиями юношей и девушек проявляются в том, что для первых более важны прочные знания и хорошая профессиональная подготовка, ибо они в большей степени намереваются работать по специальности, девушки же более ориентированы на поступление в вуз и потому для них значимее, чтобы техникум обеспечивал им такую подготовку.

Завершая анализ мотивов выбора профессии и учебного заведения можно сделать выводы о том, что выбор сферы будущей профессиональной деятельности студентами сельскохозяйственного техникума в значительной степени определяется традиционным характером поведения выпускников школ небольших городов, райцентров, сел и деревень.

Отношение к учебе и учебному заведению

Каково отношение студентов к профессиональному и общему образованию, которые они получают в техникуме? Насколько они удовлетворены уровнем профессиональной и общей подготовки и активны в приобретении профессиональных и общих знаний, необходимых для овладения определенной специальностью? Обратимся к оценкам студентами различных аспектов работы техникумов.

Большая часть студентов отмечает высокий уровень профессиональной подготовки (66%), взаимоотношений с преподавателями (59,7%), преподавания общественных дисциплин (58,3%). Качество производственной практики отметили как "хорошее" 54% студентов. Тем самым, подтвердив, что уровень учебного процесса удовлетворяет большую часть студентов техникумов сельскохозяйственного профиля. В целом, по мнению 71,7% опрошенных (в большей мере юношей), они вполне удовлетворены условиями получения образования. Правда, при этом каждый двадцатый высказал неудовлетворение материально-технической базой, считая ее недостаточно хорошей.

Более высокий уровень отмечается студентами в сфере профессиональной подготовки. Двум из трех нравится и производственное обучение, и производственная практика, хотя справедливости ради надо заметить, что 8,3% опрошенных оценивают производственную практику плохо.

Примечательно, что 45% студентов считают, что нельзя обойтись и без теоретического обучения, поэтому с удовольствием занимаются им. Большая же часть (51,7%) хоть и без особого удовольствия, но занимаются теоретическим обучением, поскольку без него не обойтись на практике. И в общеобразовательных предметах студентам (53,3%) больше нравится именно то, что нужно для овладения профессией, а каждому пятому они нравятся сами по себе, и юноши и девушки с удовольствием их изучают.

Практика представляется студентам как более значимый фактор в профессиональном обучении. Поэтому очевидно, что уровень значимости теоретического обучения для них возрастет, если оно будет практикоориентированным. Именно на это должны быть ориентированы сегодня техникумы и колледжи сельскохозяйственного профиля.

А каков уровень активности и желания самих студентов в приобретении профессиональных и общих знаний? В ходе опроса выяснилось, что лишь 6,3% студентов творчески относятся к учебным занятиям, 46,3% учатся добросовестно, в меру своих сил и 34,3% - выполняют все, что от них требуется, не более того, а 11% юношей и девушек вообще учатся без желания.

Насколько самостоятельны студенты при выполнении домашних заданий? К сожалению, немногие (15,3%) всегда с желанием и самостоятельно их выполняют. 40,7% юношей и девушек, хоть и без особого желания, но также самостоятельно выполняют домашние задания. Каждый четвертый при их выполнении иногда пользуется помощью других. А 11,3% студентов признались, что вообще не делают домашних заданий, что свидетельствует об ослаблении контроля за их учебной деятельностью со стороны преподавателей.

Еще одним показателем отношения студентов к обучению является время, отводимое на подготовку домашних заданий. Значительная часть студентов (41,3%) тратит на них от одного до двух часов, 32,3% юношей и девушек - меньше часа, а 18,3% - более двух часов. Таким образом, третья часть студентов не уделяет достаточно серьезного внимания (по временному показателю) выполнению домашних заданий. При этом девушки занимаются более продолжительно, что можно объяснить уровнем их ответственности и прилежания.

Значимым элементом в процессе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками является самообразование. Одновременно - это один из показателей отношения студентов к обучению. Соответственно, интересно проанализировать их ответы на вопрос: "Приходится ли Вам читать дополнительную литературу, связанную с будущей специальностью?" Оказалось, что только 13,3% студентов постоянно самостоятельно приобретают знания, связанные с будущей специальностью, 41,3% обращаются к дополнительной литературе лишь иногда, когда им это порекомендуют, остальные дополнительной литературой вообще не пользуется, хотя и не отрицают необходимости в этом. Таким образом, немногим более половины студентов проявляет активность по самостоятельному добыванию знаний, связанных с будущей специальностью. Интересно, что, по мнению 7,3% студентов, им это и не нужно.

Одним из объективных показателей отношения студентов к обучению является уровень их успеваемости. Полученные данные показывают, что на "отлично" занимаются 5,7% студентов; на "хорошо" и "отлично" - 30,7%; в основном на "хорошо", но бывают тройки - 48,0%; в основном на "тройки" - 15,3% студентов (в большей мере - юноши). Таким образом, больше половины студентов (63,3%) успевают на "4-3".

В целом же, в Аксеновском сельскохозяйственном техникуме успеваемость обучающихся возросла сегодня до 98,7%. Качественная успеваемость, т. е. количество обучающихся только на "5" и "4", составляет 38,8%. С учетом слабой общеобразовательной подготовки поступающих на обучение в техникум это высокие показатели. За время обучения в техникуме студентам прививаются навыки самостоятельной работы с учебным материалом, стремление к приобретению глубоких и прочных знаний, одним словом - умение учиться. В результате от курса к курсу повышается уровень их образования, а качество сдачи выпускных квалификационных испытаний устойчиво составляет 64-70%.

Часть выпускников техникумов продолжает учебу в вузах.

В процессе опроса студентам была предоставлена возможность оценить свои возможности по отношению к учебе. На вопрос "Считаете ли Вы, что могли бы учиться лучше?" утвердительно ответили 90,0% студентов. Следовательно, большинство студентов техникума имеет определенный потенциал, необходимый для повышения уровня успеваемости. Одной из основных причин, не позволяющих иметь лучшие результаты в учебе, является отсутствие желания учиться (40,7%). Это свидетельствует о том, что студентам ничего не мешает учиться, что успешность учебной деятельности зависит в основном от них самих.

Более 2/3 студентов (71,7 %) удовлетворены своими учебными заведениями. Среди причин неудовлетворенности называются: плохая материально-техническая база техникума (отмечает 4,7% опрошенных), плохая организация досуга учащихся (3%), завышенные требования к успеваемости (2,7%). Однако названные причины не столь значительны.

В ходе исследования нас интересовал и вопрос о том, не возникало ли у студентов желания оставить учебу в техникуме и если да, то почему? Оказалось, что у 23,3% опрошенных такое желание возникало, причем его причины носят в основном также субъективный характер и зависят от самих студентов: потеря интереса к учебе (7,3%), трудно дается учеба (4,0%), конфликты с преподавателями (3,3%), разочарование в избранной профессии (2,7%). Как видим, эти причины характерны для немногих и не значительны. Скажем, лишь 7 из 300 опрошенных студентов заявили о своих неудовлетворительных отношениях с преподавателями, в то время как большая часть юношей и девушек считает их вполне нормальными, как и взаимоотношения с товарищами по группе, родителями.

Более того, 38,7% студентов завили о том, что имеют достаточно свободы для выражения и защиты своего мнения в общении с преподавателями, а каждый пятый считает, что сотрудничает с преподавателями на равных.

В ходе опроса мы просили студентов определить, с каким чувством они обычно ходят в техникум. Анализ полученных результатов показал: 40,7% из них делают это с желанием, 26,3% - по привычке, безразлично; 18,7% затруднились ответить на данный вопрос; 16,7% посещают техникум с неприязнью (в основном это юноши), мечтают поскорее его закончить. Причем в целом юноши посещают техникум с большим желанием (58,2%), нежели девушки (41,8%).

Особенности социализации

В процессе усвоения и воспроизводства социального опыта у студентов формируются различные ценностные представления о значимости тех или иных факторов, определяющих их профессиональное и личностное самоопределение. Что и как усваивает и воспроизводит студент, входя в социальную среду, в систему социальных связей и отношений? Прежде всего нас интересовало, какие ценности для него наиболее значимы. Оказалось, что это: своё здоровье (77,0%), здоровье близких (70,7%), материальная обеспеченность (41,3%), надежда стать высококвалифицированным специалистом (34,7%).

Заметим, что эти ценности одинаково значимы в целом для всех обучающихся в техникумах любого профиля, однако для студентов сельскохозяйственного техникума наиболее значимы две первых из названных ценностей. Причем значение материальной обеспеченности несколько ниже, чем это было пять лет назад (54,2%).

Являясь одним из центральных образований, ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и определяют мотивацию его поведения, оказывают существенное влияние на все стороны деятельности. Рассмотрим ряд вопросов, характеризующих сферу занятости студентов: какое место они отводят учебе, общественной работе, каков их досуг, участвуют ли они в деятельности молодёжных организаций и т.п.

Отрадно, что студенты придают серьезное значение учебе, которая является для них одним из самых значимых видов деятельности наряду с общением - в кругу друзей, с любимым человеком, в кругу семьи, домашним хозяйством, занятиями физкультурой и спортом, дополнительным заработком.

Не удивительно, что у девушек учёба занимает большее место, чем у юношей, они и к учёбе относятся серьезнее и добросовестнее, и учатся лучше. Это продолжение школьной традиции. Больший удельный вес в структуре деятельности девушек занимает и общественная работа - они способнее, инициативнее, безотказнее.

Определенное значение в жизни будущих специалистов АПК имеет домашнее хозяйство (75%), дополнительный заработок (70,9%), воспитание младших членов семьи (59,7%), так что свободного времени у них остается немного. Чем оно занято?

В структуре свободного времени студентов наибольшее значение имеют различные виды общения - в кругу семьи, с родителями, родственниками (88,4%), с друзьями (86,7%), любимым человеком (82%), занятия физкультурой и спортом (67,7%), чтение художественной литературы, газет, журналов (55,3%) и т.д. Культурные формы проведения досуга (организация концертов, выставок и т.п.), занятия искусством у студентов техникума, к сожалению, имеют небольшую значимость.

Поскольку общение оказывается наиболее предпочтительным занятием, то закономерен вопрос о том, какие темы чаще всего обсуждаются в общении с родителями, друзьями, педагогами? Самые разные, но имеет место доминирование тех или иных тем в зависимости от субъекта общения. В беседах с родителями преобладают вопросы, касающиеся учебы (36%) и будущей профессии (56%), достатка в доме, условий обучения (62,7%), дополнительного заработка (44,3%). В общении с друзьями и сверстниками преобладают темы любви, интимных отношений (76%), поведения преподавателей (53,7%), дополнительного заработка (37%). В общении с педагогами чаще других затрагиваются темы о профессии и учебе (20,7%), о литературе и искусстве (38,3%).

Удивляет, что в общении с преподавателями почти не обсуждаются проблемы дополнительного заработка, достатка в доме, любви, интимных отношений. Это может свидетельствовать о наличии некоторой дистанции студентов и боязнь раскрыть свои чувства перед преподавателями.

Об общительности студентов свидетельствует и тот факт, что большинство из них (по крайне мере так заявило 77,4% опрошенных) довольно быстро сходятся с людьми. Правда, и конфликты бывают у многих (81%). Хорошо, что случаются они не часто, причем в основном (47,7%) конфликтуют студенты друг с другом, значительно меньше - с родителями (19,7%), еще меньше (12,3%) - с преподавателями.

Оценивая свои отношения с преподавателями, 46,9% студентов считают, что имеют достаточную свободу, почти каждый пятый отмечает, что с преподавателями они сотрудничают на равных.

Далее нас интересовало отношение студентов к общественной работе, молодёжным организациям, науке. Оказалось, что многие сегодняшние студенты занимаются общественной работой. Более того, 35,7% опрошенных заявили, что готовы участвовать в любой научной работе. Каждый же четвертый ответил, что общественной работой занимаются многие их друзья и сокурсники.

Повышение интереса к общественной работе, несомненно, связано с улучшением материального положения студентов в связи с хорошими условиями проживания и обучения, возможностью получать стипендии и премии.

Важное место в исследовании заняли вопросы общественной культуры студентов. Судя по результатам, нельзя сказать о том, что студенты Аксеновского техникума испытывают состояние апатии и равнодушия ко всему окружающему, к общественной жизни. По меньшей мере, каждый второй в общении с родителями обсуждает мероприятия, проводимые в техникуме. Более того, эти вопросы обсуждаются в общении со сверстниками, планируются мероприятия по увеличению качества и уровня проведения мероприятий, что не может не радовать.

Научно-исследовательский потенциал студентов

Основным моментом в исследовании студенчества Аксеновского техникума стал вопрос о перспективном потенциале студентов техникума, их возможности при решении исследовательских задач и возможностях их участия в разработке и продвижении научных исследований. Важнейшей составной частью обучения человека в течение всей его жизни является непрерывное профессиональное образование и обучение. Определяющими принципами системы непрерывного образования преемственность гибкость, динамичность.

Преемственность предполагает постепенность перехода от одной ступени образования к другой, последовательность смены уровней требований к объему знаний, умений и навыков и глубины их освоения, организационную взаимосвязь содержания основных методов учебного процесса на разных ступенях образования и в разных типах образовательных учреждений.

Реализация образовательных программ непрерывного образования в условиях образовательной деятельности Аксеновского сельскохозяйственного техникума проводится по схеме:

Школа --- Техникум --- Вуз

Аксеновский техникум как среднее звено схемы дифференцирует на базовый уровень поступающих учащихся: прием и обучение ведется в отдельных группах - для обучающихся с основным общим образованием и на базе среднего образования по следующим специальностям: «Агрономия», «Ветеринария», «Пчеловодство», «Земельно-имущественные отношения», «Экономика и бухгалтерский учет», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Техникум тесно взаимодействует с образовательными учреждениями высшего профессионального образования по подготовке на договорной основе специалистов в сокращенные сроки. У выпускников техникума имеется возможность продолжить обучение в Башкирском государственном аграрном университете, Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, Уральской государственной академии ветеринарной медицины, Самарской государственной сельскохозяйственной академии, Российском государственном аграрном университете имени К. А. Тимирязева, Российском государственном аграрном заочном университете по выбранной специальности и получить высшее профессиональное образование.

В современных условиях каждый квалифицированный специалист для успешного осуществления своей профессиональной деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями, но и развитым мышлением и аналитическим подходом, даже в нестандартной ситуации. В этой связи при подготовке специалистов неотъемлемым элементом процесса обучения является выполнение курсовых и творческих работ, составление отчетов по практике, поскольку их выполнение позволяет привить студенту навыки самостоятельной работы, развить мышление, творческие способности, сформировать умение анализировать и оценивать исследуемый научный и практический материал.

В последние годы в нашем техникуме стала весьма популярной научно-исследовательская работа студентов, многие студенты увлекаются исследовательской деятельностью в целях удовлетворения своего познавательного интереса. В этой ситуации преподаватели должны стать достойными научными руководителями для своих студентов, поддерживать и развивать интерес в определенной области знаний. При проведении опытно-исследовательской работы происходит не только закрепление знаний студентов по специальным предметам: экологии, сельскохозяйственному труду, но и углубление этих знаний за счет межпредметных связей с общеобразовательными дисциплинами.

Сейчас уже нельзя обойтись без специальных знаний, позволяющих рачительно использовать природные богатства. Необходимо сохранять и восполнять плодородие почв, постоянно нарушаемые неправильной эксплуатацией, экологическим дисбалансом. Здесь особое внимание уделяется профессиональной подготовке будущих специалистов. Для этого, начиная с первого курса учебными программами и стандартами предусмотрены различные виды производственных практик, от ознакомительной до преддипломной. При их прохождении студенты знакомятся с избранной специальностью, осваивают методику научных исследований:

  • Прогрессивные технологии возделывания сельскохозяйственных культур;

  • Технологии выращивания различных видов животных и способов их лечения;

  • Прогрессивные методы учета производства продукции.

Исследовательская работа в предметных кружках Аксеновского сельскохозяйственного техникума включает в себя следующие основные этапы:

  1. Поиск проблемы, выбор темы, постановка целей и задач.

  2. Изучение состояния вопроса, знакомство с объектом исследования изучаемой проблемы, выбор и освоение методики сбора материала.

  3. Сбор материала в процессе натурных и лабораторных исследований, учетов или опытов.

  4. Обработка материала, получение результата и их анализ.

  5. Оформление отчета о проделанной работе.

Такая методика позволяет раскрыть пути решения научной проблемы познания. Исследования в области сельского хозяйства на практических занятиях помогают утвердить научно-теоретические знания о целостности животного и растительного организма и их тесной взаимосвязи с внешней средой.

Для успешного решения вышесказанного в Аксеновском техникуме функционируют 16 предметных кружков, которые организованы при кабинетах и работой которых руководят заведующие кабинетами.

Для лучшей организации и усвоения методики исследований участники кружковой работы разделены на группы, включающие в себя до 15 человек в каждой группе. К практическим занятиям они приступают после прослушивания основных лекций по избранной теме.

Исследовательская работа начинается с изучения методики исследований. В последующих этапах исследовательской работы решаются цели и задачи, поставленные к выбранной теме исследования. Воспитательной целью научно-исследовательской деятельности в Аксеновском сельскохозяйственном техникуме является:

  • поддержка радости познания;

  • искоренение эгоцентризма в личности преподавателя;

  • признание свободы, гармонии целостности личности;

  • раскрытие творческого потенциала студентов;

  • стимулирование активности, самостоятельности студентов и их мотивации к получению знаний.

С учетом проведенных исследований, при непосредственном участии студентов техникума, ежегодно составляется перспективный план проведения различных научно-практических исследований на срок от 3 до 5 лет, при этом поддерживается научно-методическая связь с вузами республики и соседних регионов.

Научно-исследовательская работа является эффективным и результативным условием развития творческих способностей студентов. Ее результативность зависит от системности и последовательности, научно-педагогического обеспечения, степени готовности преподавателей заниматься научно-исследовательской работой со студентами, мотивацией исследовательской деятельности.

Практически любая исследовательская работа ставит перед собой следующие цели:

  • формирование навыков ведения исследований; участниками исследовательской работы являются как студенты, так и преподаватели;

  • включение студентов в опытно-исследовательскую работу, способствующую творческой научно-педагогической деятельности.

В исследовательской деятельности можно выделить следующие уровни:

1 уровень - постановка творческих и исследовательских задач перед студентами в инициативном порядке отдельными педагогами (исследовательская деятельность в данном случае понимается как форма учебной работы).

2 уровень - развитие по многим направлениями исследовательской деятельности и подход к внедрению образовательной деятельности (участие в научно-практических конференциях в других учебных заведениях города, района, республики).

3 уровень - подключение научного учреждения к системе исследовательской деятельности (Аксеновский техникум имеет договоры Башкирским НИИ СХ, Башкирским ГАУ, Самарской ГСХА, Уральской ГАВМ).

Проводимые научно-практические конференции способствуют развитию у студентов элементов научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры, познавательной активности и самостоятельности.

Ее можно рассматривать как перспективную форму образовательной деятельности, имеющую свое содержание и способы реализации образовательных задач.

В Аксеновском техникуме исследовательская деятельность базируется на принципах целенаправленности последовательного усложнения учебных заданий, обратной связи, согласование целей, соответствия организационных содержательных позиций.

Так в формировании самостоятельности студентов в учебной деятельности приоритетными задачами являются развитие умения слушать, записывать лекцию, самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, обрабатывать и систематизировать материал.

Формирование исследовательских умений обеспечивается в процессе обработки умений планировать исследование, подбирать адекватные задачам исследовательские методы, грамотно проводить количественный и качественный анализ экспериментальных данных, оформлять результаты исследования.

Следуя принципу последовательного усложнения работы студентов можно использовать разнообразные типы самостоятельных разработок преподавателя по дисциплине.

1 этап - в учебно-исследовательские работы студентов включают проведение несложных исследований в рамках определенного предмета. На этом этапе студенты приобретают один из важных навыков исследования - умения работать с первоисточником, самостоятельно находить и анализировать информацию.

2 этап - написание реферата по предложенной преподавателем тематике, либо избранной студентом. Роль преподавателя определяется как консультативная. Студенты могут представить свой реферат на одном из уроков по предмету, в своей группе, на другом отделении, в другой группе.

Здесь усваиваются и закрепляются некоторые методы и подходы к исследованию, способы работы, с литературой приобретаются навыки оформления и публичной защиты.

Исследовательская работа студентов важна и значима в его исследовательской деятельности. Как правило, у этих студентов появляется логика в изложении, научность, полнота, значимость исследуемой проблемы. Поэтому в практической деятельности необходимо подходить с позиций понимания того, что обеспечить полноценную подготовку специалиста невозможно без формирования у него исследовательской культуры, процессу формирования которой студенты учатся уже с самого начала вовлечения в учебный процесс.

Овладение навыками научно-исследовательской деятельности, использование различных технологий, профессиональный рост помогает нам рационально планировать и творчески осуществлять процесс подготовки специалистов в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения, воплощать дидактические замыслы, оценивать их результативность.

Результативность исследовательской работы студентов видна при участии данных работ в различных конкурсах. К примеру. в 2013 году Аксеновский сельскохозяйственный техникум принял участие в 15-й российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2013», которая проходила в г. Москва с 9 по 12 октября.

Российская агропромышленная выставка «Золотая осень» проводится ежегодно и приурочена к празднованию Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

Организатором выставки выступает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. «Золотая осень» является главным аграрным форумом страны на протяжении многих лет, сохраняя лучшие традиции Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и развивая современные технологии выставочного бизнеса в области АПК. В выставке участвовует более 2500 предприятий из более 70 субъектов Российской Федерации и 25 зарубежных стран. В этом году впервые в конкурсе приняло участие Королевство Нидерланды.

«Золотая осень» остается важным событием для российских регионов, настоящим праздником урожая. Только здесь можно увидеть все многообразие продукции и всемирно признанных брендов, которые стали гордостью страны и своего рода «визитной карточкой» России для зарубежных стран. Подведение итогов конкурса проходит по 11 номинациям. Ежегодно выставку посещают первые лица государства, в этом году почетным гостем стал председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. В своем приветственном слове он обозначил основные аспекты государственной поддержки агропромышленного комплекса.

В выставке приняли участие и представители из Башкортостана. Из Башкирии было около 100 участников - это сельскохозяйственные организации, образовательные учреждения, фермерские хозяйства, а так же предприятия сервиса и обслуживания.

Башкирские предприниматели представили на всероссийской выставке знаменитый мед, кумыс, мясо, варенья, баурсак, чак-чак, овощные консервы и другую национальную продукцию республики.

В состав официальной делегации Республики Башкортостан во Всероссийской аграрной выставке впервые за 117-тилетнюю историю техникума был включен также Аксеновский сельскохозяйственный техникум. Такая честь оправдана, так как в этой выставке участвуют в основном только высшие образовательные и научные учреждения, это говорит о высоком уровне подготовки специалистов и доверии Республики к техникуму.

На конкурс были представлены совместные разработки студентов техникума - они под чутким руководством директора техникума Р.Р. Абдулвалеева и совместно с ведущими специалистами техникума З.Ф. Сафаровым, Р.И. Гильмановым, Н.Г. Ибрагимовой, Л.Р. Хафизовой, С.А. Тимербаевым и А.Ф. Валиахметовым подготовили научные работы, которые вызвали большой резонанс среди участников, а затронутые в разработках вопросы вызвали живой интерес конкурсной комиссии и поразили глубиной рассмотрения.

Образ современного студента - это не природная машина, а личность свободная, творческая, деятельность которой мотивируется самосохранением, самоопределение, саморегуляцией. Личность высокоадаптированная, умеющая понимать конкретные жизненные ситуации, оценивать их, а также, принимать оптимальные жизненно-важные решения самостоятельно.

Исполнителями этого социального заказа являемся мы - учебные заведения, преподаватели конкретной дисциплины. А самым эффективным и результативным условием развития студентов в этом направлении и актуализации его жизненного и научного потенциала является выполнение научно-исследовательскиих и научно-практических работ.


© 2010-2022