• Преподавателю
  • Другое
  • Статья: Развитие ключевых компетенций школьников при подготовке к международному исследованию PISA

Статья: Развитие ключевых компетенций школьников при подготовке к международному исследованию PISA

Развитие ключевых компетенций школьников при подготовке к международному  исследованию PISA Главой государства Н.А. Назарбаевым в Национальном плане действий на 2012-2016 годы поставлена задача по развитию функциональной грамотности школьников [2]. Функциональная грамотность является способом социальной ориентации личности и способствует активному участию во всех сферах деятельности. Составной частью функциональной грамотности в школе является естественнонаучная грамотность – способность использ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья: Развитие ключевых компетенций школьников при подготовке к международному исследованию PISAСтатья: Развитие ключевых компетенций школьников при подготовке к международному исследованию PISAСтатья: Развитие ключевых компетенций школьников при подготовке к международному исследованию PISAСтатья на тему: Развитие ключевых компетенций школьников при подготовке к международному исследованию PISA

Автор: Паскевич Снежана Александровна

Должность: учитель биологии, химии

Место работы: Ильинская средняя школа

Материал рассчитан для учителей при подготовки учащихся к международным исследованиям PISA

Развитие ключевых компетенций школьников при подготовке к международному исследованию PISA

Главой государства Н.А. Назарбаевым в Национальном плане действий на 2012-2016 годы поставлена задача по развитию функциональной грамотности школьников [2].

Функциональная грамотность является способом социальной ориентации личности и способствует активному участию во всех сферах деятельности. Составной частью функциональной грамотности в школе является естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений [3]. Эти основные компетенции, как основа функциональной грамотности, формируются у детей к 15 летнему возрасту. Международной организацией, определяющей степень развития функциональной грамотности является PISA. Цель программы PISA - оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В целях подготовки учеников к международному исследованию в Северо-Казахстанском институте усовершенствования учителей организованны курсы. Во время прохождения которых учителя изучают основные компоненты PISA, делают анализ заданий и знакомятся с методикой их составления.

В данной статье предлагается общая методика составления и готовые задания по химии 8 класса, составленные по аналогии с заданиями при проведении международных исследований PISA.

Предлагаю составить задания по теме «Воздух - смесь газов».

При составлении заданий необходимо опираться на таксономию Блума. За основу задания необходимо взять какую-либо информацию с новой темы урока. Помимо основной части к заданию необходимо добавить дополнительные факты, которые будут способствовать расширению кругозора учащегося. В задания могут быть включены диаграммы, схемы, таблицы, инструкции. При составлении необходимо учитывать наличие внутрипредметной и межпредметной связи. Задания должны содержать в себе знания по нескольким естественнонаучным дисциплинам: биологии, химии, географии и физики. После определенного объема информации необходимо составить вопросы и задания, которые должны быть разного уровня сложности. Вопросы направлены на понимания проблемы, и способность учащегося применить приведенные данные в жизни для решения данного задания. Решая задания PISA учащийся должен применить не только знания полученные при изучении данной дисциплины, но и дополнительные источники к которым имеет доступ. Задания PISA для выполнения можно давать учащимся на дом.

Для разработки заданий к международным исследованиям PISA необходимо знать структуру естественнонаучной грамотности. Выделяют четыре области естественнонаучной грамотности: контекст, компетенции, знание, отношение.

Знание

- знание о мире (60 %);

- знание о науке (40%).

Компетенции

- распознать научные вопросы (25%);

- описывать, предвидеть или объяснять научные явления (35%);

-использовать научные факты для принятия решения и сообщения о нем (40%).





Контекст

- личностный

- социальный

- глобальный


Отношение

Как вы относитесь к научным проблемам (с интересом, доверием)


Контекст - это узнавание жизненных ситуаций апеллирующих к науке и технологии.

Выделяют 5 контекстов: здоровье, ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, передний край науки. Каждый из контекстов может быть личностным, социальным или глобальным. Например, здоровье в личностном контексте - это предохранение от травм, правильное питание, сохранение здоровья; в социальном контексте - общественное здоровье, контроль над заболеваемостью; в глобальном - например эпидемии, распространение инфекционных заболеваний.

Знание: понимание окружающего мира, включая и технику, на основе научных знаний, которые включают знания об окружающем мире и знания о науке. Знание о мире представлено физическими системами, системы живых организмов, земля и космические системы. Знание о науке представлено естественнонаучными исследованиями, естественнонаучное объяснение, наука и технология в обществе.

Отношение: интерес к науке, ценность научного познания и ответственность по отношению к ресурсам и окружающей среде.

Контекст, знание и отношение в совокупности определяют компетенции. Компетенции в свою очередь это демонстрирование компетентностей, которые включают распознавание научных вопросов, применение научных знаний для объяснения естественнонаучных явлений, формулирование выводов на основе очевидных фактов и доказательств.

Задания для подготовки учащихся к международным исследованиям PISA:

Воздух - естественная смесь газов, образующая земную атмосферу. В воздухе содержится 78% азота, 21% кислорода, 0,03% углекислого газа, 0,94% инертных газов. Воздух необходим для существования живых организмов.

Знаете ли вы, что в нашем организме происходит процесс, сходный с процессом горения свечи и крайне необходимый для жизнедеятельности организма? Этот процесс называется дыхание. Выдающийся профессор доктор Ранке в свое время сказал: Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят. Никому не придет в голову покушать того, что уже переработал другой организм. Общеизвестно и давно доказано, что лучше всего снимает стресс, возвращает работоспособность человеку плач. А ведь причина кроется не в самом плаче, а в процессе дыхания во время него.

Вопросы:

1) Постройте диаграммы процентного содержания в воздухе газов.

Тип вопроса - закрытый конструируемый

Компетенция - интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения.

Содержание - физические системы.

Область применения - связь естествознания и технологии.

Контекст - личностный

2) Найдите молекулярную массу газа, которого в воздухе содержится всего 0,03%.

А) 44

Б) 32

В) 28

Тип вопроса - комплексный с выбором ответа

Компетенция - объяснение явлений с научной точки зрения.

Содержание - физические системы.

Область применения - связь естествознания и технологии.

Контекст - личностный

3) Что общего между процессом горения и дыхания?

Тип вопроса - открытый со свободно-конструируемым ответом

Компетенция - объяснение явлений с научной точки зрения

Содержание - системы живых организмов.

Область применения - человек и его здоровье.

Контекст - личностный

4) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе. Как экспериментальным путём это можно доказать?

Тип вопроса - открытый со свободно-конструируемым ответом

Компетенция - интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения

Содержание - физические системы

Область применения - естествознание и технология.

Контекст - личностный

5) Выберите особенности дыхания во время плача

А) Рыдающий человек дышит ртом, а не носом.

Б) Рыдающий человек дышит носом, а не ртом.

В) Вдох гораздо продолжительнее, нежели выдох.

Тип вопроса - комплексный с выбором ответа

Компетенция - объяснение явлений с научной точки зрения

Содержание - системы живых организмов.

Область применения - человек и его здоровье.

Контекст - личностный





© 2010-2022