- Преподавателю
- Другое
- Статья: Развитие ключевых компетенций школьников при подготовке к международному исследованию PISA
Статья: Развитие ключевых компетенций школьников при подготовке к международному исследованию PISA
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Паскевич С.А. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Статья на тему: Развитие ключевых компетенций школьников при подготовке к международному исследованию PISA
Автор: Паскевич Снежана Александровна
Должность: учитель биологии, химии
Место работы: Ильинская средняя школа
Материал рассчитан для учителей при подготовки учащихся к международным исследованиям PISA
Развитие ключевых компетенций школьников при подготовке к международному исследованию PISA
Главой государства Н.А. Назарбаевым в Национальном плане действий на 2012-2016 годы поставлена задача по развитию функциональной грамотности школьников [2].
Функциональная грамотность является способом социальной ориентации личности и способствует активному участию во всех сферах деятельности. Составной частью функциональной грамотности в школе является естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений [3]. Эти основные компетенции, как основа функциональной грамотности, формируются у детей к 15 летнему возрасту. Международной организацией, определяющей степень развития функциональной грамотности является PISA. Цель программы PISA - оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В целях подготовки учеников к международному исследованию в Северо-Казахстанском институте усовершенствования учителей организованны курсы. Во время прохождения которых учителя изучают основные компоненты PISA, делают анализ заданий и знакомятся с методикой их составления.
В данной статье предлагается общая методика составления и готовые задания по химии 8 класса, составленные по аналогии с заданиями при проведении международных исследований PISA.
Предлагаю составить задания по теме «Воздух - смесь газов».
При составлении заданий необходимо опираться на таксономию Блума. За основу задания необходимо взять какую-либо информацию с новой темы урока. Помимо основной части к заданию необходимо добавить дополнительные факты, которые будут способствовать расширению кругозора учащегося. В задания могут быть включены диаграммы, схемы, таблицы, инструкции. При составлении необходимо учитывать наличие внутрипредметной и межпредметной связи. Задания должны содержать в себе знания по нескольким естественнонаучным дисциплинам: биологии, химии, географии и физики. После определенного объема информации необходимо составить вопросы и задания, которые должны быть разного уровня сложности. Вопросы направлены на понимания проблемы, и способность учащегося применить приведенные данные в жизни для решения данного задания. Решая задания PISA учащийся должен применить не только знания полученные при изучении данной дисциплины, но и дополнительные источники к которым имеет доступ. Задания PISA для выполнения можно давать учащимся на дом.
Для разработки заданий к международным исследованиям PISA необходимо знать структуру естественнонаучной грамотности. Выделяют четыре области естественнонаучной грамотности: контекст, компетенции, знание, отношение.
Знание
- знание о мире (60 %);
- знание о науке (40%).
Компетенции
- распознать научные вопросы (25%);
- описывать, предвидеть или объяснять научные явления (35%);
-использовать научные факты для принятия решения и сообщения о нем (40%).
Контекст
- личностный
- социальный
- глобальный
Отношение
Как вы относитесь к научным проблемам (с интересом, доверием)
Контекст - это узнавание жизненных ситуаций апеллирующих к науке и технологии.
Выделяют 5 контекстов: здоровье, ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, передний край науки. Каждый из контекстов может быть личностным, социальным или глобальным. Например, здоровье в личностном контексте - это предохранение от травм, правильное питание, сохранение здоровья; в социальном контексте - общественное здоровье, контроль над заболеваемостью; в глобальном - например эпидемии, распространение инфекционных заболеваний.
Знание: понимание окружающего мира, включая и технику, на основе научных знаний, которые включают знания об окружающем мире и знания о науке. Знание о мире представлено физическими системами, системы живых организмов, земля и космические системы. Знание о науке представлено естественнонаучными исследованиями, естественнонаучное объяснение, наука и технология в обществе.
Отношение: интерес к науке, ценность научного познания и ответственность по отношению к ресурсам и окружающей среде.
Контекст, знание и отношение в совокупности определяют компетенции. Компетенции в свою очередь это демонстрирование компетентностей, которые включают распознавание научных вопросов, применение научных знаний для объяснения естественнонаучных явлений, формулирование выводов на основе очевидных фактов и доказательств.
Задания для подготовки учащихся к международным исследованиям PISA:
Воздух - естественная смесь газов, образующая земную атмосферу. В воздухе содержится 78% азота, 21% кислорода, 0,03% углекислого газа, 0,94% инертных газов. Воздух необходим для существования живых организмов.
Знаете ли вы, что в нашем организме происходит процесс, сходный с процессом горения свечи и крайне необходимый для жизнедеятельности организма? Этот процесс называется дыхание. Выдающийся профессор доктор Ранке в свое время сказал: Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят. Никому не придет в голову покушать того, что уже переработал другой организм. Общеизвестно и давно доказано, что лучше всего снимает стресс, возвращает работоспособность человеку плач. А ведь причина кроется не в самом плаче, а в процессе дыхания во время него.
Вопросы:
1) Постройте диаграммы процентного содержания в воздухе газов.
Тип вопроса - закрытый конструируемый
Компетенция - интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения.
Содержание - физические системы.
Область применения - связь естествознания и технологии.
Контекст - личностный
2) Найдите молекулярную массу газа, которого в воздухе содержится всего 0,03%.
А) 44
Б) 32
В) 28
Тип вопроса - комплексный с выбором ответа
Компетенция - объяснение явлений с научной точки зрения.
Содержание - физические системы.
Область применения - связь естествознания и технологии.
Контекст - личностный
3) Что общего между процессом горения и дыхания?
Тип вопроса - открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция - объяснение явлений с научной точки зрения
Содержание - системы живых организмов.
Область применения - человек и его здоровье.
Контекст - личностный
4) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе. Как экспериментальным путём это можно доказать?
Тип вопроса - открытый со свободно-конструируемым ответом
Компетенция - интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения
Содержание - физические системы
Область применения - естествознание и технология.
Контекст - личностный
5) Выберите особенности дыхания во время плача
А) Рыдающий человек дышит ртом, а не носом.
Б) Рыдающий человек дышит носом, а не ртом.
В) Вдох гораздо продолжительнее, нежели выдох.
Тип вопроса - комплексный с выбором ответа
Компетенция - объяснение явлений с научной точки зрения
Содержание - системы живых организмов.
Область применения - человек и его здоровье.
Контекст - личностный