- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка практического занятия Кости и топография черепа. Соединение костей черепа для специальности 34. 02. 01 Сестринское дело
Методическая разработка практического занятия Кости и топография черепа. Соединение костей черепа для специальности 34. 02. 01 Сестринское дело
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тюмидова Г.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
БПОУ РК «КАЛМЫЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Т. ХАХЛЫНОВОЙ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«КОСТИ И ТОПОГРАФИЯ ЧЕРЕПА.
ВИДЫ СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ ЧЕРЕПА.»
по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
составил преподаватель «Анатомии и физиологии человека» Тюмидова Г.В.
ЭЛИСТА, 2015
Методические рекомендации к практическому занятию для преподавателя
Дисциплина: Анатомия и физиология человека
Продолжительность: 90 минут
Место проведения: кабинет анатомии
Тема занятия: «Кости и топография черепа. Виды соединения костей черепа»
Цель занятия::
Образовательная:
-
Сформировать знания о видах, строении костей черепа.
-
Сформировать знания о соединении костей черепа, возрастных особенностях черепа.
Воспитательная:
-
Содействовать воспитанию студентов (формировать навыки самоорганизации, самостоятельной работы).
-
Прививать чувство ответственности за овладение учебным материалом.
-
Воспитывать навыки самостоятельной работы с источниками медицинской информации.
Развивающая:
Развивать у студентов умение выделить главное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать факты, логически излагать мысли; оперировать формулировками, понятиями, определениями.
Перечень формируемых компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Студент должен:
Знать: Отделы черепа и кости их образующие, соединения костей черепа, черепные ямки, воздухоносные кости черепа, особенности черепа новорожденного.
Уметь: Применять латинскую терминологию, распознавать на скелете кости черепа и их соединения.
Интеграционные связи: (внутри и межпредметные связи): анатомия (9 кл.), латинский язык, патологическая анатомия, цитология, гистология.
Оснащение: плакаты «Строение черепа», «Череп новорожденного», костные препараты черепа, учебник «Анатомия и физиология человека» Федюкович Н.И., Атлас анатомии человека Самусев Р.П., Липченко В.Я.
Раздаточный материал:
-
Методические рекомендации к практической работе для преподавателя и для студентов.
-
«немые рисунки»
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ:
-
Организационный момент - 1 мин.
-
Контроль исходного уровня знаний - 10 мин.
-
Педагогический показ - 10 мин.
-
Подготовка студентов к самостоятельной работе - 1 мин.
-
Самостоятельная работа студентов - 45 мин
-
Итоговый контроль - 20 мин
-
Подведение итогов занятия - 2 мин.
-
Дом. задание - 1 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
а) Проверить оснащённость кабинета учебно- методическим обеспечением.
б) Проверить готовность студентов к занятию.
в) Отметить внешний вид студентов (халат, чепчики).
г) Отметить отсутствующих.
д) Сообщение темы занятия: «Кости и топография черепа. Виды соединения костей черепа»
е) Цель занятия: Изучить и знать виды, строение костей черепа, соединение костей черепа, возрастные особенностях черепа.
ж) Мотивация: Знания о морфо-анатомическом строении костей и их соединениях необходимы при изучении клинических дисциплин, а также в дальнейшей практической деятельности.
II. КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Фронтальный опрос
-
Значение черепа.
-
Назовите кости мозгового отдела черепа (русское название, латинское название)
-
Назовите кости лицевого отдела черепа (русское название, латинское название)
-
Назовите кости черепа, которые являются воздухоносными?
III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОКАЗ
Продемонстрировать череп, отдельные кости мозгового и лицевого отдела:
- Лобная; - Верхняя челюсть;
- Теменные; - Нижняя челюсть;
- Височные; - Носовые кости;
- Затылочная ; - Скуловые кости;
- Клиновидная ; - Слезные кости;
- Решетчатая. - Сошник;
- Небные кости;
- Подъязычная кость;
- Нижние носовые раковины.
IV. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
- Обучение навыкам работы с книгой, текстом, атласом, муляжами;
- Инструктаж по работе с методическим пособием для студента.
V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
Вид самостоятельной работы:
- Работа с учебными текстами;
- Работа студентов с муляжами, плакатами, текстом учебника;
- Заполнение рабочей тетради (работа с «немыми рисунками»);
- Изучить возрастные изменения черепа в первые годы жизни, в зрелом и старческом возрасте;
- Выполнение заданий для самоконтроля (Приложения № 1, 2);
- Подготовка к итоговому (устному) контролю (Приложение № 3).
VI. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
А) Вопросы для устных ответов:
-
Дайте определение черепа. Расскажите о топографии, строении затылочной кости.
-
Охарактеризуйте мозговой череп. Расскажите о топографии, строении решетчатой кости.
-
Расскажите о топографии, строении клиновидной кости.
-
Расскажите о топографии, строении височной кости.
-
Расскажите о топографии, строении лобной, теменной кости.
-
Расскажите о соединении костей черепа, возрастных особенностях черепа.
-
Дайте определение лицевого черепа. Расскажите о топографии, строении верхней челюсти.
-
Расскажите о топографии, строении нижней челюсти.
-
Расскажите о топографии, строении небной кости; нижней носовой раковине; сошнике.
-
Расскажите о топографии, строении скуловой, носовой, слезной, подъязычной костях.
-
Расскажите о половых различиях черепа и о черепе в целом.
Б) Тестовый контроль. (Приложение № 5).
В) Проверка оформления результатов занятия.
Критерии и правила оценки
1. Устный опрос (студент должен приходить на занятия подготовленным по вопросам методических рекомендаций);
- правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы - «отлично»
- правильный, но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы - «хорошо»
- неполный ответ с некоторыми неточностями - «удовлетворительно»
- нет ответа - «неудовлетворительно».
2. Тестирование (проводится в письменной форме и сдается на проверку преподавателю);
- 90 -100 % (0 - 1 ошибка) - «отлично»
- 80 -89 % (2 - 3 ошибки) - «хорошо»
- 70 -79 % (4 - 5 ошибок) - «удовлетворительно»
- меньше 70 % (больше 5 ошибок) - «неудовлетворительно».
3. Рисунки, решение морфофункциональных и ситуационных задач, кроссвордов (оформляется в альбоме и сдается преподавателю в конце каждого занятия);
4. Проверка оформления результатов занятия (оформление альбома проверяется преподавателем в конце каждого занятия).
- чёткое, правильное аккуратное оформление рисунков, схем, все задания выполнены правильно, даны верные ответы - «Отлично»
- чёткое, правильное аккуратное оформление рисунков, схем, задания выполнены, но есть незначительные ошибки в ответах - «хорошо»;
- рисунки, схемы выполнены, но неаккуратно , допущены ошибки. Задания выполнены, но есть грубые ошибки в ответах - «удовлетворительно»;
- неаккуратное оформление рисунков, схем, выполнена лишь половина задания, тетрадь оформлена менее, чем на 60% - «неудовлетворительно».
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
а) выводы о проделанной работе и степени подготовленности учащихся к занятию
б) выставление оценок с их комментированием
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
«Анатомо-функциональные особенности скелета туловища»
Н. И. Федюкович «Анатомия и физиология человека», с. 52-60.
Методические рекомендации к практическому занятию для студентов.
Тема: «Кости и топография черепа. Виды соединения костей черепа»
ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения затылочной, теменной, лобной, решетчатой, носовой, слезной, скуловой, небной костей, для изучения последующих тем по остеологии, центральной и периферической нервных систем и ангиологии, а также травматологии неврологии и других клинических дисциплин, строение височной кости, ход каналов височной кости, строение клиновидной, верхнечелюстной, нижнечелюстной костей, для последующего применения полученных знаний при изучении черепа в целом, среднего и внутреннего уха, ангионеврологии а также стоматологии и других клинических дисциплин.
Обучающему необходимо:
Знать:
а) отделы черепа;
б) кости, входящие в состав мозгового и лицевого черепа;
в) строение костей мозгового и лицевого черепа;
г) особенности черепа новорожденного;
д) соединения костей черепа
Уметь:
а) ставить правильное анатомическое положение костей мозгового и лицевого отделов черепа;
б) называть и показывать на препаратах детали строения костей мозгового и лицевого черепа;
в) ориентироваться в положении костей на целом черепе;
г) называть и показывать соединения костей черепа.
д) находить на рентгеновских снимках детали строения изучаемых костей.
Самостоятельная работа студентов
Задание № 1.
Используя муляжи, плакаты, череп в целом, атлас, учебник, лекции изучите строение костей мозгового отдела черепа (затылочной кости клиновидной кости . При изучении обратите внимание на участие костей мозгового черепа в формировании определенных полостей, ямок, отверстий, каналов, возвышений и и других анатомических образований лица.
При изучении затылочной кости, расположенной в задней части мозгового отдела черепа, найдите в ней четыре части: базилярную (основную) часть, две латеральные части и затылочную чешую. Все эти части окружают затылочное отверстие, посредством которого полость черепа сообщается с позвоночным каналом. На внутренней поверхности базилярной части выделите желоб, который вместе с телом клиновидной кости образует скат - опору для продолговатого мозга и моста. На нижней поверхности латеральных частей кости покажите затылочные мыщелки для сочленения черепа с атлантом, а над каждым мыщелком (в их основании) - канал подъязычного нерва (для одноименного нерва).
На клиновидной кости, находящейся в основании черепа и напоминающей по форме бабочку, определите тело и три парных отростка: большие, малые крылья, и крыловидные отростки. Найдите на верхней части тела ямку для гипофиза - турецкое седло, внутри тела - клиновидную пазуху (на сагиттальном распиле черепа), а в основании малых крыльев - зрительный канал, а у основания больших крыльев - 3 отверстия: круглое, овальное и остистое, служащих для выхода нервов и входа сосудов в мозг. На крыловидных отростках выделите латеральную и медиальную пластинки, служащие для фиксации жевательных мышц.
Изучите строение лобной кости, найдите лобную чешую, носовую и глазничные части. На чешуе рассмотрите лобные бугры, - след от ядер окостенения, ниже их - надбровные дуги, а между ними гладкую площадку - надпереносье (глобеллу). На глазничной части определите нижнюю поверхность, обращенную в полость глазницы, и верхнюю - в полость черепа. На сагиттальном распиле черепа найдите лобную пазуху, которая сообщается с полостью носа.
При изучении решетчатой кости, которая лежит в глубине черепа и участвует в образовании стенок полости носа и глазниц, выделите горизонтальную (решетчатую) пластинку, перпендикулярную пластинку и два лабиринта. На внутренней поверхности лабиринтов найдите верхнюю и среднюю носовые раковины, а в самих лабиринтах - множество воздухоносных ячеек, сообщающихся с полостью носа. Кверху она заканчивается петушиным гребнем.
При изучении височной кости, расположенной на боковых поверхностях и основании черепа, найдите три ее части: пирамиду,(каменистую часть), барабанную и чешуйчатую. Выделите на пирамиде поверхности: переднюю, заднюю и нижнюю. На передней поверхности пирамиды найдите тройничной вдавление (для узла тройничного нерва) и дугообразное возвышение. Участок между этим возвышением и чешуйчатой частью височной кости составляет крышу барабанной полости, где расположен орган слуха и равновесия. На задней поверхности пирамиды почти в центре определите внутреннее слуховое отверстие, которое ведет во внутренний слуховой проход. (через него проходят лицевой и преддверно-улитковый нервы). На нижней поверхности пирамиды выделите наружное отверстие сонного канала ( в которой проходит внутренняя сонная артерия), шиловидный отросток, шилососцевидное отверстие (через которое выходит лицевой нерв). Затем рассмотрите барабанную часть височной кости - немного изогнутую кольцевидную пластинку, ограничивающее с трех сторон (спереди, снизу и сзади) наружное слуховое отверстие и продолжающуюся в наружный слуховой проход до барабанной полости. Позади наружного слухового прохода обратите внимание на сосцевидный отросток, ячейки которого сообщаются с барабанной полостью среднего уха. Далее рассмотрите чешуйчатую часть, отходящий от ее наружной поверхности вперед скуловой отросток, у основания которого расположена овальная нижнечелюстная ямка, а впереди ямки - суставной бугорок.
На теменной кости, имеющей вид четырехугольной пластинки и образующей верхнебоковой отдел свода черепа, найдите ее поверхности (наружную, внутреннюю), теменной бугор (по этим буграм определяют ширину черепа), ее кра (лобный, затылочный, сагиттальный, чушуйчатый) и углы (лобный, клиновидный, затылочный, сосцевидный)
Задание №2.
Пользуясь плакатами, муляжами, черепом в целом, атласом, учебником, лекциями изучите строение костей лицевого отдела черепа. При этом отметьте участие костей лицевого черепа в формировании определенных полостей, ямок, возвышений и других анатомических образований лица.
При изучении верхней челюсти, участвующей в образовании стенок полости носа, рта и глазницы, найдите ее тело с четырьмя поверхностями: глазничной, передней, подвисочной, носовой и четыре отростка лобный, скуловой, альвеолярный и небный. Альвеолярный отросток содержит 8 ямок - зубных альвеол для верхних зубов. В теле кости выделите верхнечелюстную (гайморову) пазуху, которая сообщается с полостью носа. На передней поверхности тела найдите клыковую ямку с подглазничным отверстием, скуловой отросток, отделяющий переднюю повехность от от подвисочной, а на носовой поверхности - раковинный гребень, к которому прикрепляется самостоятельная кость - нижняя носовая раковина.
На скуловой кости, которая своими размерами определяет ширину и форму лица, определите ее поверхности: латеральную, височную, и глазничную и отростки: лобный и височный. Вместе со скуловым отростком височной кости последний участвует в образовании скуловой дуги.
Далее рассмотрите костную спинку носа, состоящую из двух носовых костей - тонких четырехугольных пластинок.
На передней медиальной стенке глазницы найдите слезную кость - очень тонкую и хрупкую четырехугольную пластинку, участвующую в образовании носослезного канала и ямки слезного мешка. Покажите в ней слезную борозду и задний слезный гребень.
Затем рассмотрите небную кость, состоящую из двух пластинок горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная пластинка дополняет твердое (костное) небо, а перпендикулярная - латеральную стенку полости носа и дно глазницы (глазничный отросток).
На сагиттальном распиле черепа найдите нижнюю носовую пластинку, находящуюся в полости носа и прикрепляющуюся одним своим краем к ее латеральной стороне (к раковинному гребню верхней челюсти и небной кости). Другой край нижней носовой раковины свободно свисает в просвет полости носа.
На нижней челюсти выделите тело и две ветви с венечным(впереди) и мыщелковым (сзади) отростками, разделенными вырезкой. На наружной и внутренней поверхности угла нижней челюсти найдите жевательную и крыловидную бугристости, к которым прикрепляются одноименные мышцы. На верхнем крае тела (альвеолярной части) рассмотрите зубные альвеолы, разделенные межальвеолярными перегородками, на внутренней поверхности каждой ветви - нижнечелюстное отверстие, ведущее в одноименный канал тела кости, который открывается на наружной поверхности подбородочным отверстием ( в нем проходит нижний альвеолярный нерв, одноименные артерия и вена).
На целом черепе найдите непарную лицевую кость - сошник, представляющий собой четырехугольную пластинку, участвующую в образовании перегородки носа. Задний край сошника отделяет одну хоану от другой, передний край вверху соединяется с перпендикулярной пластинкой решетчатой кости, а внизу - с хрящевой перегородкой носа.
Изучите строение подъязычной кости, которая располагается отдельно между нижней челюстью и гортанью. Рассмотрите ее тело и отходящие от него назад большие и вверх - малые рога.
Задание № 3
Зарисуйте в рабочие тетради для практических работ или альбомы из атласа внешний вид затылочной, клиновидной, височной, лобной костей, верхней и нижней челюсти.
Задание №4.
Используя череп в целом (основание и свод), атласом, учебником, лекциями изучите соединения костей мозгового и лицевого черепа. Непрерывные соединения между костями черепа представлены, главным образом, фиброзными соединениями в виде швов у взрослых и межкостных перепонок (синдесмозов) у новорожденных. На уровне основания черепа имеются хрящевые соединения - синхондрозы. Большинство костей свода черепа соединяется друг с другом при помощи зубчатых швов, лицевого черепа - плоских швов. Найдите и покажите швы черепа: зубчатые (венечный - между лобной и теменными костями,сагиттальный - между двумя теменными костями, ламбдовидный между теменными и затылочными костями), чешучатый (височно-теменной), плоские (между лицевыми костями).
Затем на целом черепе изучите височно-нижнечелюстной сустав, парный, комбинированный, по форме мыщелковый. Рассмотрите его суставные поверхности: головку мыщелкового отростка нижней челюсти и нижнечелюстную ямку с суставным бугорком височной кости. Обратите внимание на наличие в этом суставе хрящевого диска, который делит полость сустава на два этажа: верхний и нижний (комплексный сустав). Благодаря этому в суставе возможны опускание нижней челюсти, боковые движения вправо и влево, смещение челюсти вперед и назад.
После этого изучите возрастные особенности черепа. На черепе новорожденного или на рис. «Атласа......» рассмотрите роднички: передний (лобный), задний (затылочный), клиновидные и сосцевидные и определите сроки их зарастания.
Задание № 5
Зарисуйте в рабочие тетради по практике, в альбомы внутреннее, наружное основание черепа и височно челюстной сустав.
Задание № 6.
-
Запишите латинские названия затылочной, клиновидной, решетчатой, височной костей, верхней и нижней челюсти.
-
Рассмотрите рентгенограмму (Приложение № 4). Запишите в тетради обозначенные цифрами структуры.
-
Проверьте по ситуационным задачам, кроссвордам насколько хорошо вы усвоили знания о составе, строении костей черепа, их соединениях между собой. (Приложение № 1, Приложение № 2)
-
Подготовьтесь к индивидуальному ответу на вопросы. (Приложение № 3)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
«Анатомо-функциональные особенности скелета туловища»
Н. И. Федюкович «Анатомия и физиология человека», с. 52-60.
Приложение № 1.
Морфофункциональные и ситуационные задачи
-
Почему при травмах наблюдаются оскольчатые переломы только внутренней пластинки плоских костей свода черепа?
-
Что такое роднички черепа новорожденного и каково их функциональное значение? Назовите их.
-
Что такое гайморова пазуха, куда открывается, как называется ее воспаление?
-
Какие три косточки в черепе являются самыми маленькими косточками организма и где они располагаются?
Приложение № 2
Кроссворды.
№1.
По горизонтали:
-
Воспаление верхнечелюстных придаточных пазух носа.
-
Канал в пирамиде височной кости для прохода в полость черепа внутренней сонной артерии.
-
Парная кость лицевого черепа, определяющая своими размерами ширину и форму лица.
По вертикали:
-
Одна из пластинок решетчатой кости
-
Выпуклая эллипсовидной формы суставная суставная поверхность на латеральной части затылочной кости для соединения с атлантом
№ 2
По горизонтали:
-
Непарная кость задненижнего отдела мозгового черепа
-
Воспаление слуховой трубы
-
Углубления (луночки) для зубов в верхней и нижней челюстях
По вертикали:
-
Шов между двумя теменными костями
-
Небольшое отверстие в области угла большого крыла клиновидной кости
Приложение № 3
Вопросы для устных ответов:
1. Дайте определение черепа. Расскажите о топографии, строении затылочной кости.
2. Охарактеризуйте мозговой череп. Расскажите о топографии, строении решетчатой кости.
3. Расскажите о топографии, строении клиновидной кости.
4. Расскажите о топографии, строении височной кости.
5. Расскажите о топографии, строении лобной, теменной кости.
6. Расскажите о соединении костей черепа, возрастных особенностях черепа.
7. Дайте определение лицевого черепа. Расскажите о топографии, строении верхней челюсти.
8. Расскажите о топографии, строении нижней челюсти.
9. Расскажите о топографии, строении небной кости; нижней носовой раковине; сошнике.
10. Расскажите о топографии, строении скуловой, носовой, слезной, подьязычной костях.
11. Расскажите о половых различиях черепа и о черепе в целом.
Приложение № 4
Задания для самоконтроля
Задание № 1 Рассмотрите рентгенограмму. Назовите обозначенные цифрами структуры
1.__________________________
2.__________________________
3.___________________________
4.___________________________
5.___________________________
6.___________________________
7._________________________
8.__________________________
9.__________________________
10._________________________
11._________________________
12._________________________
13._________________________
14._________________________
15._________________________
16.__________________________ 17.___________________________
Приложение № 5
Тест по теме Скелет головы .
-
Гайморова пазуха расположена в кости:
1.решетчатой
2.клиновидной
3.верхней челюсти
4.нижней челюсти
-
Верхняя и средняя носовые раковины - структуры кости:
1.височной
2.затылочной
3.решетчатой
4.клиновидной
3. Наиболее крупные кости лицевого отдела черепа:
-
височные и затылочные
-
скуловые и челюстные
-
теменные и височные
-
лобная и затылочная
4. Какая из костей черепа соединена с остальными подвижно?
-
лобная
-
затылочная
-
верхнечелюстная
-
нижнечелюстная
5. Из каких частей состоит скелет головы?
1) мозговой и лицевой отдел;
2) передней, средней и нижней части;
3) верхней и нижней части;
4) все верно;
6. Турецкое седло - структура кости:
1) затылочной
2) височной
3) решетчатой
4) клиновидной
7. Канал подъязычного нерва располагается в кости:
1) затылочной
2) решетчатой
3) клиновидной
4) височной
8. Кость свода черепа:
1) верхняя челюсть
2) нижняя челюсть
3) теменная
4) подъязычная
9. Сосцевидный отросток - структура кости:
1) затылочной
2) височной
3) клиновидной
4) теменной
10. Какая кость имеет пирамиду
1. затылочная
2. височная
3. скуловая
4. теменная
11. Какое анатомическое образование обеспечивает сообщение глазницы с полость носа?
1. носослезный канал
2. нижняя глазничная щель
3. верхняя глазничная щель
4. канал зрительного нерва
Выберите три правильных ответа.
12. Костями черепа являются
-
скуловая кость
-
ключица
-
теменная кость
-
большая берцовая кость
-
плечевая кость
-
нижняя челюсть
13. К лицевому отделу скелета головы относятся
-
скуловая кость
-
теменная
-
носовая кость
-
затылочная
-
ключица
-
нижнечелюстная кость
14. К мозговому отделу черепа относятся:
1. теменная
2. скуловая кость
3. затылочная
4. носовая кость
5. ключица
6. лобная кость
15. К воздухоносным костям черепа относятся:
1. лобная кость
2. носовая кость
3. верхнечелюстные кости
4. теменная
5. нижнечелюстная кость
6. клиновидная кость
Эталоны ответов.
Задание №6
-
затылочная - os occipitale
-
клиновидная - o. sphenoidale
-
лобная - o. frontale
-
решетчатая - o. ethmoidale
-
височная - o. temporale
-
верхняя челюсть - maxilla
-
нижняя челюсть - mandibula
Морфофункциональные и ситуационные задачи
-
Кости свода черепа по строению относятся к плоским и состоит из 2-х пластин компактного костного вещества между которыми находится губчатое костное вещество. Наружная пластина прочная, а внутренняя - тонкая, хрупкая (стекловидная). Поэтому при травмах головы она повреждается чаще, чем наружная и дает при этом оскольчатые переломы.
-
В черепе новорожденных имеются роднички. Это остатки первой перепончатой стадии развития костей черепа и расположены они в местах пересечения швов. Функциональное значение: дает возможность костям свода черепа значительно смещаться относительно друг друга, благодаря чему череп во время родов приспосабливается к форме и величине родового канала.
Различают:
- передний - лобный родничок
- задний - затылочный
- боковые - сосцевидный и клиновидный роднички
-
Гайморова (верхнечелюстная) пазуха расположена в теле верхней челюсти и относится к придаточным пазухам носа. Открывается она в средний носовой ход. Ее воспаление называется гайморит.
-
Самыми маленькими косточками организма являются слуховые косточки: молоточек, наковальня, и стремя, которые расположены в барабанной полости пирамиды височной кости. Они служат для передачи звуковых колебаний от барабанной перепонки к внутреннему уху.
Ответы на кроссворды.
№ 1. По горизонтали: 1.- гайморит; 2- сонный, 3 - скуловая
По вертикали: 4 - перпендикулярная, 5 - мыщелок
№ 2. По горизонтали: 1- затылочная, 2.- евстахиит, 3- альвеолы,
По вертикали: 4- сагиттальный; 5 - остистое
Эталон ответов на тест.
-
3
-
3
-
2
-
4
-
1
-
4
-
1
-
3
-
2
-
2
-
1
-
1, 3, 6
-
1, 3, 6
-
1, 3, 6
-
1, 3, 6