РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТОРИКЕ (7 КЛАСС)

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТОРИКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ







Серов

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Целью основного общего образования является обеспечение условий для самоопределения личности, формирования адекватной мировому уровню общей культуры личности, социальных установок гражданина и соответствующей современному уровню знаний картины мира, которые позволяют реализовать права личности на получение среднего(полного) общего образования, создают основы для усвоения профессиональных программ и сознательного выбора профессиональных видов деятельности.

Цели образования по риторике:

- способствовать развитию коммуникативной культуры обучающегося;

- формировать нравственные ценности личности;

- формировать уважение к своему и чужому слову(речи, тексту) как средству самовыражения и самореализации в личностном и социальном аспектах;

- формировать способность воспринять чужую мысль, облечённую в слово, и в ответ создать свой текст, в котором собственная мысль получает ситуативно необходимое композиционное и речевое оформление;

- способствовать освоению определённых умений предметно-практической (нехудожественной) речи, необходимых в различных ситуациях общения, то есть речи, прямо воздействующей на адресата и способствующей взаимопониманию автора и адресата.

Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом с учётом национально-регионального компонента по программе Архаровой Д. И., Долининой Т. А., Чудинова А. П. из расчёта 1 час в неделю, 35 часов в год, 2 часа на развитие речи.

Для реализации программы используются следующие формы обучения: уроки изучения нового материала, повторительно-обобщающие, уроки развития речи, контроля ЗУНов, практикумы, беседы, комбинированные уроки.

Используется следующая литература:

- Архарова Д.И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Речь и культура общения/Практическая риторика: 5-9 классы. Книга для учителя. Часть 1.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001.

- Архарова Д. И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Речь и культура общения(практическая риторика). Учебное пособие для 6 класса/ Урал. Гос. Пед. ун-т.- Екатеринбург, 2001.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РИТОРИКЕ

ДЛЯ 7 КЛАССА

  1. Риторические умения, формируемые при создании собственного ситуативно уместного повествовательного текста.

    1. На этапе изобретения содержания

-выбрать ситуативно уместную, интересную для адресата тему или предложенную тему сделать таковой;

- формулировать основную мысль по избранной теме, в соответствии с избранным типом речи, соотносить реальную и типизированную формулировки основной мысли;

- предъявлять основную мысль в сильных позициях текста;

- проверять спорность -неспорность основной мысли в соотнесении с коммуникативной целью;

- составлять логическую схему текста;

- обеспечить сохранность темы и основной мысли в тексте;

- уметь использовать топы, необходимые для повествовательного текста;

- соотносить структуру топов с логической схемой речи;

- определить «ситуативную» цель создаваемого текста;

- соотносить коммуникативную, «стилистическую» и ситуативную цели создаваемого повествовательного текста.

1.2. На этапе расположения материала

- выбрать необходимую, ситуативно уместную схему расположения создаваемого текста: соответствующую схеме начало-середина-конец или трёхчастную ( вступление, основная часть, заключение);

- продумать, насколько действенна для адресата выбранная схема;

- соотнести авторское отношение к развиваемой теме с композиционной схемой;

- соотнести композицию с выбранным видом речи (устной или письменной) и видом текста (монолог, диалог);

- продумать связи предложений в повествовании.

1.3. На этапе речевого оформления текста

- применить в тексте изученные риторические фигуры;

- применить в тексте изученные топы и слова с уместной стилистической окраской.

1.4. На этапе исполнения

- «прочитать» ситуацию общения, в которой предъявляется текст; соблюдать этикетные правила речевого общения;

- соблюдать этикетные правила речевого общения;

- применять правила невербального общения.

2. Риторические умения, формируемые при анализе чужого ситуативно уместного повествовательного текста.

2.1. При прочтении затекстовой ситуации (ситуации создания текста)

- понять настроение, состояние автора текста;

- «прочитать» предполагаемого адресата текста, соотнести себя с этим адресатом (понять свою ситуативную и «стилистические» цели);

- понять ситуативную и «стилистическую» цели автора текста.

2.2. При анализе логических структур повествовательного текста как результат авторского изобретения содержания этого текста

- проверить удержание темы, основной мысли;

- составить логическую схему речи, убедиться в её корректности;

- проверить структуру (схему) топов, соотнести её с логической схемой, оценить ситуативную уместность выбранной схемы топов с точки зрения отражения в ней авторской позиции;

- оценить соотношение ситуативной, коммуникативной и «стилистической» целей автора.

2.3. При анализе композиции повествовательного текста

- понять композиционную структуру текста;

- сопоставить композиционную структуру и схему топов;

- оценить, насколько слитно отражается в ней авторское отношение к теме (сопоставить композицию с системой целей автора);

- оценить композиционную структуру с точки зрения адресности текста;

2.4. При анализе речевого оформления повествовательного текста

- оценить уместность использованных риторических фигур с точки зрения действенности текста на адресата;

3. Риторические умения, необходимые при создании ситуативно уместного текста, смешанного по типу речи.

3.1. На этапе изобретения

- понять свою основную, коммуникативную цель в соотнесении с основной мыслью и сферой общения, в которой создаваемый текст будет уместным, адресным;

- выбрать ведущий для текста тип речи (повествование или описание) и корректно выстроить его логико-риторические структуры;

- выделить микротемы текста(с помощью плана);

- определить те типы речи, которые необходимы для разработки каждой микротемы.

3.2. На этапах расположения материала и речевого оформления текста

- использовать различные виды связей между предложениями: а)внутри каждого из абзацев; б) между абзацами;

- понять эмоциональный эффект от смены типа речи и характера связей между предложениями;

- соотнести композиционную схему текста со схемой чередования типов речи, использованных в абзацах, оценить ситуативную уместность и совместимость избранных схем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТОРИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА

Тема раздела

Количество часов

Контрольно-диагностические работы

1.

Повторение изученного в 5-6 классах.

5

1

2.

Изобретение содержания повествования.

6

1

3.

Расположение материала в повествовании.

5

1

4.

Оформление повествовательного текста.

6

1

5.

Тексты, включающие различные типы речи.

5

1

6.

Исполнение повествовательного текста.

3

1

7.

Речевой этикет.

5

1

Итого:

35

7



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТОРИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССОВ

2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА

УЧИТЕЛЬ - ДУДИНА НАДЕЖДА ИВАНОВНА (1 КАТЕГОРИЯ)

Тема урока

Форма урока

Дата проведения

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

( 5 ЧАСОВ)

1.

Основы работы по созданию ситуативно уместного текста.

комбинированный

2.

Изобретение, расположение, оформление и исполнение описательного текста.

комбинированный

3.

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

Урок контроля ЗУНов

ИЗОБРЕТЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ ( 6 ЧАСОВ)

1.

Общая характеристика повествовательного текста.

Изучение нового материала, практикум

2.

Смысловая цельность и ситуативная уместность.

Изучение нового материала, практикум

3.

Смысловая модель (топ) «обстоятельства».

Изучение нового материала, практикум

4.

Повествование в разных сферах общения.

комбинированный

РАСПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА В ПОВЕСТВОВАНИИ ( 5 ЧАСОВ)

1.

Классическая схема повествования.

Изучение нового материала, практикум

2.

Расположение материала в повествовательных текстах различных стилей и жанров.

практикум

3.

Композиция текста и выражение авторского отношения к происходящему.

Изучение нового материала, практикум

4.

Контрольная работа по теме

« Расположение материала в повествовании»

Урок контроля ЗУНов

ОФОРМЛЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА

( 6 ЧАСОВ)

1.

Грамматические средства оформления повествования .

комбинированный

2.

Риторические средства оформления повествования.

комбинированный

3.

Оформление повествования в соответствии со стилем и жанром.

комбинированный

4.

Контрольная работа по теме «Оформление повествовательного текста»

Урок контроля ЗУНов

Тексты, включающие различные типы речи ( 5 часов)

1.

Понятие о тексте, включающем разные типы речи.

Изучение нового материала

2.

Расположение и оформление материала в текстах смешанного типа.

Комбинированный, урок-практикум

3.

Контрольная работа по теме «Тексты, включающие различные типы речи» (изложение)

Урок контроля ЗУНов

ИСПОЛНЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА

( 3 ЧАСА)

1.

Интонация как средство общения и воздействия.

Изучение нового материала

2.

Зрительное восприятие говорящего слушателями .

комбинированный

3.

Контрольная работа по теме «Исполнение повествовательного текста»

Урок контроля ЗУНов

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ( 5 ЧАСОВ)

Итоговая контрольная работа

Урок контроля ЗУНов



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТОРИКЕ

ДЛЯ 7 КЛАССОВ

Тема раздела

Количество часов

Сроки

Контрольно-диагностические работы

1.

Повторение изученного в 5-6 классах.

5

Контрольная работа-1

2.

Изобретение содержания повествования.

6

Контрольная работа-1

3.

Расположение материала в повествовании.

5

Контрольная работа-1

4.

Оформление повествовательного текста.

6

Контрольная работа-1

5.

Тексты, включающие различные типы речи.

5

Контрольная работа-1

6.

Исполнение повествовательного текста.

3

Контрольная работа-1

7.

Речевой этикет.

5

Контрольная работа-1

Итого:

35

7



© 2010-2022