- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТОРИКЕ (7 КЛАСС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТОРИКЕ (7 КЛАСС)
Раздел | Другое |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дудина Н.И. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТОРИКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
Серов
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Целью основного общего образования является обеспечение условий для самоопределения личности, формирования адекватной мировому уровню общей культуры личности, социальных установок гражданина и соответствующей современному уровню знаний картины мира, которые позволяют реализовать права личности на получение среднего(полного) общего образования, создают основы для усвоения профессиональных программ и сознательного выбора профессиональных видов деятельности.
Цели образования по риторике:
- способствовать развитию коммуникативной культуры обучающегося;
- формировать нравственные ценности личности;
- формировать уважение к своему и чужому слову(речи, тексту) как средству самовыражения и самореализации в личностном и социальном аспектах;
- формировать способность воспринять чужую мысль, облечённую в слово, и в ответ создать свой текст, в котором собственная мысль получает ситуативно необходимое композиционное и речевое оформление;
- способствовать освоению определённых умений предметно-практической (нехудожественной) речи, необходимых в различных ситуациях общения, то есть речи, прямо воздействующей на адресата и способствующей взаимопониманию автора и адресата.
Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом с учётом национально-регионального компонента по программе Архаровой Д. И., Долининой Т. А., Чудинова А. П. из расчёта 1 час в неделю, 35 часов в год, 2 часа на развитие речи.
Для реализации программы используются следующие формы обучения: уроки изучения нового материала, повторительно-обобщающие, уроки развития речи, контроля ЗУНов, практикумы, беседы, комбинированные уроки.
Используется следующая литература:
- Архарова Д.И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Речь и культура общения/Практическая риторика: 5-9 классы. Книга для учителя. Часть 1.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001.
- Архарова Д. И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Речь и культура общения(практическая риторика). Учебное пособие для 6 класса/ Урал. Гос. Пед. ун-т.- Екатеринбург, 2001.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РИТОРИКЕ
ДЛЯ 7 КЛАССА
-
Риторические умения, формируемые при создании собственного ситуативно уместного повествовательного текста.
-
На этапе изобретения содержания
-
-выбрать ситуативно уместную, интересную для адресата тему или предложенную тему сделать таковой;
- формулировать основную мысль по избранной теме, в соответствии с избранным типом речи, соотносить реальную и типизированную формулировки основной мысли;
- предъявлять основную мысль в сильных позициях текста;
- проверять спорность -неспорность основной мысли в соотнесении с коммуникативной целью;
- составлять логическую схему текста;
- обеспечить сохранность темы и основной мысли в тексте;
- уметь использовать топы, необходимые для повествовательного текста;
- соотносить структуру топов с логической схемой речи;
- определить «ситуативную» цель создаваемого текста;
- соотносить коммуникативную, «стилистическую» и ситуативную цели создаваемого повествовательного текста.
1.2. На этапе расположения материала
- выбрать необходимую, ситуативно уместную схему расположения создаваемого текста: соответствующую схеме начало-середина-конец или трёхчастную ( вступление, основная часть, заключение);
- продумать, насколько действенна для адресата выбранная схема;
- соотнести авторское отношение к развиваемой теме с композиционной схемой;
- соотнести композицию с выбранным видом речи (устной или письменной) и видом текста (монолог, диалог);
- продумать связи предложений в повествовании.
1.3. На этапе речевого оформления текста
- применить в тексте изученные риторические фигуры;
- применить в тексте изученные топы и слова с уместной стилистической окраской.
1.4. На этапе исполнения
- «прочитать» ситуацию общения, в которой предъявляется текст; соблюдать этикетные правила речевого общения;
- соблюдать этикетные правила речевого общения;
- применять правила невербального общения.
2. Риторические умения, формируемые при анализе чужого ситуативно уместного повествовательного текста.
2.1. При прочтении затекстовой ситуации (ситуации создания текста)
- понять настроение, состояние автора текста;
- «прочитать» предполагаемого адресата текста, соотнести себя с этим адресатом (понять свою ситуативную и «стилистические» цели);
- понять ситуативную и «стилистическую» цели автора текста.
2.2. При анализе логических структур повествовательного текста как результат авторского изобретения содержания этого текста
- проверить удержание темы, основной мысли;
- составить логическую схему речи, убедиться в её корректности;
- проверить структуру (схему) топов, соотнести её с логической схемой, оценить ситуативную уместность выбранной схемы топов с точки зрения отражения в ней авторской позиции;
- оценить соотношение ситуативной, коммуникативной и «стилистической» целей автора.
2.3. При анализе композиции повествовательного текста
- понять композиционную структуру текста;
- сопоставить композиционную структуру и схему топов;
- оценить, насколько слитно отражается в ней авторское отношение к теме (сопоставить композицию с системой целей автора);
- оценить композиционную структуру с точки зрения адресности текста;
2.4. При анализе речевого оформления повествовательного текста
- оценить уместность использованных риторических фигур с точки зрения действенности текста на адресата;
3. Риторические умения, необходимые при создании ситуативно уместного текста, смешанного по типу речи.
3.1. На этапе изобретения
- понять свою основную, коммуникативную цель в соотнесении с основной мыслью и сферой общения, в которой создаваемый текст будет уместным, адресным;
- выбрать ведущий для текста тип речи (повествование или описание) и корректно выстроить его логико-риторические структуры;
- выделить микротемы текста(с помощью плана);
- определить те типы речи, которые необходимы для разработки каждой микротемы.
3.2. На этапах расположения материала и речевого оформления текста
- использовать различные виды связей между предложениями: а)внутри каждого из абзацев; б) между абзацами;
- понять эмоциональный эффект от смены типа речи и характера связей между предложениями;
- соотнести композиционную схему текста со схемой чередования типов речи, использованных в абзацах, оценить ситуативную уместность и совместимость избранных схем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТОРИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
№
Тема раздела
Количество часов
Контрольно-диагностические работы
1.
Повторение изученного в 5-6 классах.
5
1
2.
Изобретение содержания повествования.
6
1
3.
Расположение материала в повествовании.
5
1
4.
Оформление повествовательного текста.
6
1
5.
Тексты, включающие различные типы речи.
5
1
6.
Исполнение повествовательного текста.
3
1
7.
Речевой этикет.
5
1
Итого:
35
7
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТОРИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССОВ
2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА
УЧИТЕЛЬ - ДУДИНА НАДЕЖДА ИВАНОВНА (1 КАТЕГОРИЯ)
№
Тема урока
Форма урока
Дата проведения
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
( 5 ЧАСОВ)
1.
Основы работы по созданию ситуативно уместного текста.
комбинированный
2.
Изобретение, расположение, оформление и исполнение описательного текста.
комбинированный
3.
Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»
Урок контроля ЗУНов
ИЗОБРЕТЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ ( 6 ЧАСОВ)
1.
Общая характеристика повествовательного текста.
Изучение нового материала, практикум
2.
Смысловая цельность и ситуативная уместность.
Изучение нового материала, практикум
3.
Смысловая модель (топ) «обстоятельства».
Изучение нового материала, практикум
4.
Повествование в разных сферах общения.
комбинированный
РАСПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА В ПОВЕСТВОВАНИИ ( 5 ЧАСОВ)
1.
Классическая схема повествования.
Изучение нового материала, практикум
2.
Расположение материала в повествовательных текстах различных стилей и жанров.
практикум
3.
Композиция текста и выражение авторского отношения к происходящему.
Изучение нового материала, практикум
4.
Контрольная работа по теме
« Расположение материала в повествовании»
Урок контроля ЗУНов
ОФОРМЛЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА
( 6 ЧАСОВ)
1.
Грамматические средства оформления повествования .
комбинированный
2.
Риторические средства оформления повествования.
комбинированный
3.
Оформление повествования в соответствии со стилем и жанром.
комбинированный
4.
Контрольная работа по теме «Оформление повествовательного текста»
Урок контроля ЗУНов
Тексты, включающие различные типы речи ( 5 часов)
1.
Понятие о тексте, включающем разные типы речи.
Изучение нового материала
2.
Расположение и оформление материала в текстах смешанного типа.
Комбинированный, урок-практикум
3.
Контрольная работа по теме «Тексты, включающие различные типы речи» (изложение)
Урок контроля ЗУНов
ИСПОЛНЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА
( 3 ЧАСА)
1.
Интонация как средство общения и воздействия.
Изучение нового материала
2.
Зрительное восприятие говорящего слушателями .
комбинированный
3.
Контрольная работа по теме «Исполнение повествовательного текста»
Урок контроля ЗУНов
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ( 5 ЧАСОВ)
Итоговая контрольная работа
Урок контроля ЗУНов
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИТОРИКЕ
ДЛЯ 7 КЛАССОВ
№
Тема раздела
Количество часов
Сроки
Контрольно-диагностические работы
1.
Повторение изученного в 5-6 классах.
5
Контрольная работа-1
2.
Изобретение содержания повествования.
6
Контрольная работа-1
3.
Расположение материала в повествовании.
5
Контрольная работа-1
4.
Оформление повествовательного текста.
6
Контрольная работа-1
5.
Тексты, включающие различные типы речи.
5
Контрольная работа-1
6.
Исполнение повествовательного текста.
3
Контрольная работа-1
7.
Речевой этикет.
5
Контрольная работа-1
Итого:
35
7