• Преподавателю
  • Другое
  • Патриотическое воспитание в условиях социального многообразия: ресурсы школьного музея

Патриотическое воспитание в условиях социального многообразия: ресурсы школьного музея

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование «Павловский район»

Муниципальное образовательное учреждение Старопичеурская средняя общеобразовательная школа







Патриотическое воспитание в условиях социального многообразия: ресурсы школьного музея.





Заместитель директора по ВР

Бурлакова М.Ф.









В условиях реализации ФГОС одним из приоритетных направлений

содержания образования становится патриотическое воспитание школьников.

В МОУ Старопичеурская СОШ разработана программа патриотического воспитания, целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у подрастающих граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Несмотря на глобальные изменения, Россия относится в большей степени к традиционному обществу. Для нее характерен ориентир на национальные ценности, (воплощаемые, прежде всего, в человеческой духовности), на всестороннее развитие личности, полноценной семьи и здоровый образ жизни…

У каждой состоявшейся личности есть Родина, у каждого гражданина - Отечество. Как строятся отношения со своей малой и большой Родиной, Отечеством, так же должны строиться отношения гражданина со своим государством. Любовь к Родине сохраняют в веках народы, любовь к Отечеству - нации и государства. Родина постигается и понимается чувствами, Отечество - рассудком и знаниями.

Современное общество привело к изменению духовных ценностей в среде молодежи. На второй план отошли извечные ценности традиционного общества, и поэтому возникает необходимость формирования у молодежи высоких нравственных, морально - психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества.

Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга и строится на принципах:

открытости для творческого использования педагогами школы;

субъектной позиции учащихся;

интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений.

В программе обозначены направления её реализации, педагогические действия всех участников программы, мероприятия и ожидаемые результаты её реализации. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся и коллектив педагогов. При разработке программы учитывался опыт деятельности школы, современная образовательная и социальная тенденция.

Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания учащихся на 2012-2016 г.г. и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания в школьной системе воспитания.

Реализация Программы предполагают совместную деятельность школы, семьи, МОУ ДОД ЦРТДЮ, учреждений МО «Пичеурское сельское поселение».

Еще несколько лет назад слово «патриот» воспринималось значительной частью общества и СМИ как нарицательное понятие, пришедшее в новую демократическую Россию из коммунистического прошлого.

Любое государство желает видеть молодое поколение достойными гражданами и патриотами своей Родины. Не равнодушное и бессильное молодое поколение ждет оно, а смелых, пытливых, упорных людей, которые могут поставить цель, достичь ее, при этом предвидя и отвечая за результаты содеянного. В последние годы изменилось мировое сообщество людей, появились глобальные перемены в их сознании и отношении к таким общечеловеческим ценностям, как: Человек, Мир, Свобода, Демократия, Право. В России также строится демократическое общество. Одним из обязательных результатов патриотического воспитания является социальная активность воспитанников, когда они знания, умения, ценностные ориентации применяют в деятельности, социальной практике.

Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и среди широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, стремление служить его интересам, способствовать его укреплению.

События последнего времени подтвердили, что экономическая разобщенность, социальное расслоение общества, потеря духовных ценностей оказали отрицательное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры и искусства, образования, как факторов формирования патриотизма.

Может ли только семья обеспечить воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности - конечно, нет. Только общими усилиями семья и школа справиться с задачами патриотического воспитания? Цель патриотического воспитания - воспитывать подрастающее поколение в духе любви к Родине, гордости за свою Отчизну, готовности способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Основные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, краеведческое и гражданское. Ядро патриотического воспитания - гражданское образование и воспитание.

Воспитание подрастающих поколений в духе патриотизма - составная часть социально - воспитательной работы в учреждениях образования и культуры.

Важными составляющими в работе по патриотическому воспитанию являются традиционное проведение месячника героико-патриотической работы (январь-февраль), участие в областных и районных акциях, операциях, мероприятиях, таких как: «Никто не забыт, и ничто не забыто», «Фестиваль патриотической песни» (совместно с МУК Старопичеурский ЦСДК), «Я - гражданин России», «Ветеран живёт рядом», «Подарок ветерану», «Наша общая Победа», «Подарок защитнику Отечества», «Обелиск», «Забота», «Моя малая Родина». Ежегодно учащиеся школы несут почетную вахту у памятника погибшим землякам в с.Старый Пичеур.

Основой историко-краеведческого воспитания обучающихся является работа школьного историко-краеведческого музея. В рамках дополнительного образования работает военно-патриотический клуб «Витязь», детское объединение «Истоки эрзянской культуры». В школе сложилась система организации и проведения уроков мужества с участием ветеранов ВОВ, участников войны, тружеников тыла, семинаров, конкурсов, по проблемам патриотического воспитания, проводятся тематические линейки. Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе сделано еще не все, остается ряд проблем, требующих решения.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.

Основные направления деятельности патриотического воспитания:

- Духовно-нравственное направление

- Культурно историческое направление

- Гражданско-правовое направление,

- Военно-патриотическое,

- Военно-профессиональная ориентация и подготовка к военной службе

Организация поисковой, исследовательской деятельности в условиях музейной среды, непосредственный контакт с историческими материалами, культурным наследием предшествующих поколений обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом.

Музейная педагогика позволяет решать основную педагогическую проблему, а именно: как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться; развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свой род, приобщаться через музей к истории родного края, села, семьи.

Посредством музейной педагогики учащиеся лучше социализируются, у них формируются качества личности высоконравственного гражданина, патриота своей отчизны.

Патриотизм является одной из главных общечеловеческих духовных ценностей. Патриотизм - это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан - богаче и счастливее.

Воспитание чувств патриотизма актуально на протяжении всего процесса обучения. Школьный музей помогает более полноценно реализовать воспитательные цели, охватывая учащихся всех возрастов, увлечь ребят поиском материала, созданием новых творческих работ. Музей привлекает и родительскую общественность, так как некоторые родители являются выпускниками школы, в которой обучаются дети. Он становится центром воспитания.

Распространение среди педагогов понимания значимости музея как института образования, их ознакомление с различными технологиями посещения музеев, создание условий внедрения технологий музейной деятельности в урочную и предметную деятельность учителей, обеспечение интеграции преподавания различных предметов на базе школьного музея.

Школой накоплен многолетний педагогический опыт в области воспитания патриотизма через работу школьного историко-креаведческого музея.

Его экспозиции посвящены работникам педагогического труда и выпускникам школы, защитникам Родины, которые погибли в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г., развитию колхоза и почётным труженикам сельского хозяйства.

Музей является пространством для образования и воспитания, пространством творчества, самореализации ребенка, развивающей средой для младших и информационной средой для старших школьников.

Ведущая воспитательная функция школьного историко-краеведческого музея определяется созданием особой образовательной среды для формирования целостного отношения к культурно-историческому наследию, в котором отражены общечеловеческие ценности, представляющие жизненный мир человека.

Ресурсы школьного музея раскрывают и представляют общественности коллекцию подлинных документов об истории школы, имеющих культурно-историческое значение, имеется довольно богатый краеведческий материал, благодаря которому учащиеся изучают прошлое и настоящее мордовского народа, его культуру и традиции, обычаи и обряды. Все это позволяет создать единое информационное образовательное пространство для развития ученической исследовательской и проектной деятельности. Учащиеся школы ежегодно принимают участие в муниципальном этапе этнографического фестиваля «Мы разные, но мы вместе», в 2011 году стали победителями и призёрами регионального этапа в отдельных его номинациях. Также становятся победителями и призёрами краеведческой конференции «Ульяновская область - край родной». В этом учебном году стали призёрами Бурлакова Людмила - 2 место в номинации «Находка года - 2013», Мельникова Татьяна - 3 место в номинации «Культурное наследие» (руководитель Бурлаков А.П.. руководитель школьного историко-краеведческого музея). В 2013-2014 учебном году Бурлакова Людмила, учащаяся 9 класса стала победителем муниципального и дипломантом 3 степени регионального конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб» (руководитель Кандрашкина М.И., библиотекарь ШБ); Салдыбаева Татьяна, учащаяся 8 класса - призёр муниципального этапа в этом же конкурсе (руководитель Невайкина Т.М., ст.вожатая).

Работа школьного историко-краеведческого музея служит для:

- обновления содержания образования в раскрытии способностей учащихся и подготовке их к жизни в высокотехнологичном мире;

- поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности, включающая систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста;

- реализации цели школы как центра самоподготовки, занятий творчеством;

- вовлечения учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности;

- усиления воспитательного потенциала школы;

- использования современной образовательной технологии - педагогики музейной деятельности - для решения разнообразных педагогических задач, в частности формирования методологической компетентности учащихся, формирования Универсальных Учебных действий (проектирование, презентация исследования, исследовательская культура);

- творческий подход к обучению;

- использование уникальных материалов музея в различных областях знаний.



© 2010-2022