Конспект мастер-класса Вавилонская башня

Конспект мастер-класса на тему "Вавилонская башня".Конспект ориентирован на командную работу учащихся в возрасте от 12 лет и выше.Адаптировать можно под различные дисциплины, главная изюминка - это психологическая составляющая.Используются в первую очередь для командообразования, а уже затем, как способ объяснения материала.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Мастер-класс




по номинации «Экономика и Финансы /Условие»



«Вавилонская башня»






Подготовил преподаватель

ГБПОУ колледж «Царицыно»

отделение УиИТ

Коршикова О.А.













Москва, 2015


План - конспект

Вид урока: урок - деловая игра

Тип урока: комбинированный урок.

Цель:

- изучения видов поведения в ходе осуществления хозяйственной деятельности;

- развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы;

Задачи:

  • образовательная:

- изучить правила взаимодействия на рынке при ограниченных ресурсах;

-проанализировать типы конкурентного поведения на рынке;

- показать знания основ экономической теории;

- научить применять полученные знания на практике в реальных жизненных ситуациях;

  • развивающая:

- формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него;

- развитие интуиции, самостоятельности, гибкости мышления;

- формирование навыков выступления перед аудиторией;

  • воспитательная:

- осознание каждым их учащихся своей роли, функции в группе;

- воспитание культуры устной речи учащихся;

- закрепление навыков работы в команде;

- повышение общей положительной мотивации учащихся к образованию путём использования нестандартных приёмов обучения.

Целевая аудитория: учащиеся 1х курсов социально-экономического профиля.

Урок проводится в игровой форме на основе командообразующего тренингового упражнения.

Оборудование к уроку: ТСО (интерактивная доска), презентация, раздаточный материал (карточки для деления на группы, карточки с заданиями), материал для использования в игре (ватман с изображением геометрических фигур, набор монет по количеству участников занятия).

План занятия:

№ п.п.

Этап урока

Методы

Время

1

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя

2 мин.

2

Введение в тему урока - стадия «вызова».

2 мин.

3

Основная часть - стадия «осмысления». Деловая игра.

10 мин.

4

Выводы урока - стадия «рефлексия». Подведение итогов игры.

10 мин.









Технологическая карта мастер-класса «Вавилонская башня»



№ п\п

Этап урока

Дидактическая цель

Метод обучения

Методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя

Настроить студентов на обучение; заинтересовать в теме урока

Словесный, индуктивный, под руководством преподавателя

Презентация, слайд 1

Организатор. Задаёт тему беседы.

Слушание.

2

Деловая игра

Научиться работать в минигруппах, развитие интуиции, гибкости мышления, приобрести навыки невербального общения

Наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельная работа обучаемых

Презентация, слайды 2, раздаточный материал (карточки с заданиями, игровые монетки)

Ведущий, организатор. Объясняет правила игры, следит за ходом выполнения заданий, корректирует

Командообразование Активно выполняют задания, взаимодействуют друг с другом.

4

Подведение итогов игры. Выводы урока.

Рефлекция занятия. Систематизация и упорядочивание полученных знаний на занятии.

Словесный, под руководством преподавателя и самостоятельная работа обучаемых

Презентация, слайд 3.

Ведущий. Организатор и координатор действий.

Подводит итоги урока.

Индивидуальная работа. Принимают участие в обсуждении итогов занятия. Анализ полученных знаний.

Конспект мастер-класса

1. Организационная часть. Вступительное слово преподавателя. (2 минут)

Приветствие учащихся. Обозначение темы занятия, определение цели и задач урока. Преподаватель объясняет учащимся суть урока, рассказывает об основных целях, которые необходимо достичь во время занятия.

2. Введение в тему урока. (2 минут)

Развитие в беседе с учащимися идеи о том, что сфера экономики - это неотъемлемая часть нашей повседневности; о хозяйственной деятельности общества и о взаимодействии на рынке. Приведение конкретных жизненных примеров. «Слышали вы когда-нибудь выражения «акула бизнеса», «собачье чутьё» (на прибыль) или «этот клиент - крупная рыба»? Приходилось ли вам сравнивать принципы жизни делового человека в мегаполисе с законами джунглей? По сути, все эти слова можно напрямую отнести к экономике, потому что в самом общем плане, экономика - это наука об отношениях, взаимодействии между людьми. Это взаимоействие может приносить прибыль обоим сторонам и быть взаимовыгодным, а может случиться так, что вы окажетесь мальком в море полном хищных акул! ...»

Это стадия «вызова», преподаватель пытается настроить аудиторию на урок и заинтересовать учащихся в изучении предложенной темы. Преподаватель даёт возможность высказаться каждому из студентов с целью актуализации имеющегося опыта и создания внутреннего мотива к обучению.

3. Деловая игра (10 минут)

Слово преподавателя.

Аудитории предлагается на практике изучить способы и виды взаимодействия на рынке и поучаствовать в игре. «Для следующей игры я выбрала название «Вавилонская башня» - как и в известной библейской легенде, на время игры вы лишаетесь языка. ...»

Для этого учащиеся делятся на команды по 4-5 человек в зависимости от количества участников. Разделение происходит при помощи карточек с обозначенными на них признаками.

Каждому из участников команды выдаётся определённое количество монет (по 6 шт., для примера) и карточка с заданием (выложить по 2 монетки по периметру квадрата, построить в центре окружности башню из 13 монет, и т.д.). Карточки с заданиями носят индивидуальный характер. Всей команде выдаётся ватман с графическим изображением фигур, задействованных в заданиях. Задача участников: выполнить задания, указанные на карточках, за ограниченный период времени.

Ограничения: время на выполнение задания (например, 5-7 минут), запрещается использовать вербльную речь, дотрагиваться друг до друга, показывать другим участникам карточки с заданиями.

Допущения: можно задавать вопросы преподавателю (уточнять правила, спорные моменты), но только индивидуально, чтобы не слышали другие участники команды.

Ведущий следит за соблюдением правил и сообщает игрокам об оставшемся времени, в случае необходимости - индивидуально отвечает на вопросы участников.

Суть игры состоит в том, что каждое задание может быть выполненно только с привлечением монет другого игрока. Одновременно все участники выполнить свои задания не смогут, но помогая друг другу, договорившись (невербально) выходить из игры по очереди, они добьются успеха.

Это стадия «осмысления». Она занимает основную часть урока. Преподаватель должен отслеживать понимание при работе с материалом, поддерживать активность учащихся, их интерес.

4. Подведение итогов игры. Выводы урока. (10 минут)

После окончания времени игра заканчивается. Возможно её досрочное прекращение, если все задания участниками выполнены.

Предлагается обсудить итоги игры. Преподаватель направляет ход беседы, задавая корректирующие вопросы: Что оказалось самым сложным? Почему не удалось выполнить задание? Что помогло выполнению задания? Как вели себя участники игры, - какие стратегии поведения, взаимодействия друг с другом можно выделить? и т.д.

Преподаватель проводит параллель между поведением игроков и возможными стратегиями поведения хозяйствующих субъектов на рынке, опираясь на идеи К. Томаса по описанию типов поведения людей в конфликтных (конкурентных) условиях.

«Итак, скажите, что у вас не получилось? Почему? Кто был лидером, а за счёт чего? Чьё поведение было наиболее успешным?

На сегодня выделяю несколько способов поведения людей в конфликтных ситуациях:

  1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

  2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

  3. компромисс

  4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

  5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Какое из этих поведений на ваш взгляд наиболее удачно на современном рынке? Почему?»

Преподаватель объясняет, что на рынке существуют жёсткие условия, определяющие действия и поведения хозяйствующих субъектов: спрос и предложение, конкуренты, ограниченные ресурсы. В зависимости от этих условий, хозяйствующие субъекты выбирают стратегию и тактику своего поведения на рынке.

Это стадия «рефлексии». Новая информация, полученная на уроке становиться присвоенной, превращается в собственные знания. Преподаватель с помощью наводящих вопросов способствует усвоению, систематизации и структуризации новой информации у учащихся.



Список литературы:


  1. Завьялов П.С. «Маркетинг в схемах, рисунках и таблицах» - ИД «ИНФРА-М», 2010 г.

  2. psyoffice.ru - игры и упражнения для тренингов

  3. psylab.info - тест-описание поведения Томаса




















Приложение 1.


Задание для участников.


  1. В углах квадрата выложить по 2 монетки.

  2. В центре круга выложить башню из 12 монет.

  3. В каждой из вершин треугольника положить по 4 монетки.

  4. Разложить монетки по диагоналям квадрата.

  5. Построить диаметр окружности

  6. На каждой из сторон квадрата положить по 4 монетки.









Приложение 2.


Макет ватмана для «вавилонской башни».


Конспект мастер-класса Вавилонская башняКонспект мастер-класса Вавилонская башняКонспект мастер-класса Вавилонская башняКонспект мастер-класса Вавилонская башняКонспект мастер-класса Вавилонская башня






Приложение 3.

Пять способов урегулирования конфликтов




Конспект мастер-класса Вавилонская башня









© 2010-2022