- Преподавателю
- Другое
- Материалы к семинару Современные интерпретации японского искусства аранжировки цветов
Материалы к семинару Современные интерпретации японского искусства аранжировки цветов
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зорина О.Л. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
«СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА АРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ»
Материалы к мастер-классу
Составитель: Зорина Ольга Леонидовна,
педагог дополнительного образования
Немного из истории икэбаны
«О, сердобольные поэты,
Неплохо научиться вам
Искусству создавать букеты,
Не зная жалости к цветам.
Берёт японец ветку вишни
В жемчужно-розовом цвету,
Срезает всё, что видит лишним,
Что нарушает красоту»
Маргарита Алигер
Икэбана - японское искусство расстановки срезанных цветов в вазе, представляет собой уникальное явление в общечеловеческом мире искусства.
Икэбана тесно связана с живой природой и раскрывает подчас самую сокровенную её тайну - гармонию.
Корни икебаны уходят вглубь истории Японии. Они связаны с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии синто, находятся в каждом предмете.
На смену религиозной системе синтоизма в VI веке в стране был введён в качестве государственной религии буддизм. С построением буддийских храмов был создан и ритуал преподношения цветов Будде, их ставили к алтарю в больших букетах. Совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета должны были воплощать торжество буддийского вероучения. Ещё во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икэбана основывалась на философии противостояния двух сил - света и тьмы, символизирующих Небо и Землю. Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII века, под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икебаны привнесён третий элемент, символизирующий Человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Первые композиции из растений были очень простыми и состояли из трёх элементов (веток и цветов).
Японцы любят отождествлять себя с природой и, в отличие от людей Запада, считают, что человек и природа представляют собой единство. Они хотят жить с природой без каких-либо барьеров, пытаясь поддерживать сбалансированное сосуществование с ней, оставаясь её частью. Утончённо-эстетическое восприятие природы пронизало всю жизнь японских людей, породило ряд красивых народных традиций. К ним относятся такие, как любование первым снегом, любование луной, осеннее любование клёном, любование цветами, отдельно - сакурой и т.д..
Один из буддийских постулатов - констатация быстротечности всех явлений в окружающем нас мире, в жизни и искусстве. Все жизненные процессы сотканы из отдельных мгновений, и надо дорожить каждым из них.
В настоящее время в Японии насчитывается около 300 школ и направлений.
В 1926 году под влиянием авангардистских течений в изобразительном искусстве возникает современная школа Согэцу, которая показала возможности использования в икэбане сочетания живого и неживого растительного материала, а также инородного (металл, камни, пластик, перья и т.д.). Основой школы стали следующие положения: икэбана может быть поставлена кем угодно, из чего угодно, и где угодно. Название школы Согэцу - от соединения двух японских иероглифов, означающих «трава» и «луна», что отражало глубокое понимание её организатором сущности окружающей природы и её связи с бесконечной Вселенной. Основателем школы стал Софу Тэсигахара - известный скульптор. Он считал, что икэбана должна изменяться в соответствии с меняющимися устоями, взглядами и укладом жизни общества, что аранжировщик должен стать более свободным в выражении индивидуальных творческих замыслов посредством цветочных композиций.
Впервые в 1968 году Икэбана покинула пределы Японии. Софу Тэсигахара организовал выставку в Париже, затем посетил Советский Союз. Сегодня это одна из популярнейших школ икэбаны во всём мире.
Учебная икэбана по школе Согэцу
Отличительные особенности икэбаны
Занятия в школе Согэцу начинаются с освоения форм композиций, которые составляются их трёх основных веток; позиция их меняется согласно простейшим правилам, в результате чего постигаются основы многообразных форм икэбаны.
Икэбана имеет высоту, ширину и глубину. Для того чтобы создать простейшую композицию, достаточно трёх основных разновеликих элементов (ветки, цветы, листья и другой растительный материал).
Самая длинная ветка, играющая определяющую роль, называется син (символ Неба) и на схемах обозначается кружком; второй по длине главный элемент - соэ (символ Земли) обозначается квадратом, а самый короткий элемент - хикаэ (символ Человека) обозначают треугольником. В качестве син и соэ используются чаще всего ветки, а в качестве хикаэ - цветы.
Между главными элементами устанавливаются дополнительные ветки и цветы - дзюси (обозначаются на схемах буквой Т). Количество их не регламентируется и зависит от художественного вкуса аранжировщика, характера растений, величины и пышности задуманной композиции. К каждому главному элементу - свои помощники из того же материала, различные по длине, но все обязательно короче своего «хозяина» и направлены в ту же сторону.
Каждая учебная форма имеет свою графическую схему в двух ракурсах (вид сбоку и вид сверху).
Рис. 1 Морибана (стиль икэбаны в низких вазах). 5-ый вариант прямостоячей формы
На схеме показано соотношение длины основных элементов (син, соэ, хикаэ) и дополнителей, направление и углы их наклона. Кому-то может показаться, что начальные занятия икэбаной неинтересны, что бессмысленно повторять основные формы и варианты композиций. Это ошибочное убеждение. Изучение форм и вариантов можно сравнить с гаммами в музыке и эскизами в рисовании. Без освоения основной техники придётся столкнуться с серьёзными трудностями.
Красота композиции в целом состоит в гармоничном сочетании и определённом равновесии растительного материала и сосуда. Поэтому величина главных элементов определяется в зависимости от размера вазы.
Рис. 2 Определение размера вазы
В помощь начинающему аранжировщику разработаны некоторые простые числовые стандарты подсчёта размеров используемых цветов и веток. За единицу измерения берётся размер вазы. Он равен сумме диаметра и высоты вазы. Полученная сумма увеличивается в 1,5 раза. Учебные формы все выполняются в пропорциях 1: 1,5. Но пропорции могут быть так же 1:1 и 1:2, где 1 - это размер вазы.
Рис. 3 Определение длины главных элементов
Длина син равна 1,5 размера вазы. Длина соэ - ¾ длины син. Длина Хикаэ - ½ длины син.
Постановка икэбаны начинается с определения места положения кэндзана - металлическая наколка (в переводе означает 1000 мечей), используется только для постановки растений в низкой вазе (стиль морибана). Единственное положение, которое надо избегать - это постановка кэндзана в центре вазы. Японцы считают центр чего-либо, местом встречи и обитания высших сил, оно должно быть всегда свободно.
Установка растений на кэндзане имеет ряд особенностей. Концы веток срезают наискось, у толстых веток угол среза делается более острым.
-
Установка веток
-
Установка тонких стеблей
-
Установка травянистых стеблей и цветоножек
Рис. 4 Установка растительного материала на кэндзане
Срез после наклона ветки должен быть обращён вверх. Сначала ветку ставят вертикально, втыкая срезанный конец между иглами, а затем наклоняют в нужную сторону на определённый угол. Срез травянистых стеблей и цветоножек делают поперечным и накалывают сразу определённым углом наклона.
Тонкие стебли собирают в пучки или подматывают мягкой бумагой, или усиливают небольшим кусочком стебля другого растения.
Рис. 5. Декорирование кэндзана
Место крепления растений на кэндзане декорируют камнями, корягами, крупными листьями и другим материалом.
Главные отличия икэбаны от европейской аранжировки
-
Красивые линии. Линия в икэбане есть всегда!
-
Используемые растительные материалы должны соответствовать сезону (весна, лето, осень, зима).
Весенняя композиция
Летняя композиция
Осенняя композиция
Зимняя композиция
-
Икэбана должна соответствовать эпохе и поводу. В композициях, поставленных к праздникам, используются символичные растения. Например, на День мальчиков (5 мая) икэбана ставится из листьев и цветов ириса, а новогодняя композиция выполняется из сосны или бамбука и хризантем.
-
В икэбане должно быть выражено время. Прошлое символизируют полностью распустившиеся цветы, плоды, семенные коробочки или сухие листья; настоящее - полураспустившиеся цветы, свежие листья; будущее - бутоны, почки, напоминающие о предстоящем развитии.
-
Важное значение имеет сочетание растений. Например, сосна и роза - вечная молодость, сосна и сакура - преданность и рыцарство.
-
Минимум используемого материала. В одном цветке или ветке отражается величие природы.
Десять ключей новой икэбаны
для европейцев по школе Согэцу
В помощь тем, кто хочет ставить икэбану, преподаватели школы Согэцу разработали десять ключей, которые помогут выполнить композицию в стиле икэбана.
Ключ 1. Изогнутые линии
Ключ 2. Спиральные линии
Ключ 3. Изломанные линии
Ключ 4. Параллельные линии
Ключ 5. Пересекающиеся линии
Ключ 6. Лучистые линии
Ключ 7. Верхнее и нижнее
Ключ 8. Правое и левое
Ключ 9. Плоскость
Ключ 10. Масса
Схемы ключей новой икэбаны
(упрощённый вариант с иллюстрациями)
Ключ 1. Изогнутые линии
Ключ 2. Спиральные линии
Ключ 3. Изломанные линии
Ключ 4. Параллельные линии
Ключ 5. Пересекающиеся линии
Ключ 6. Лучистые линии
Ключ 7. Верхнее и нижнее
Ключ 8. Правое и левое
Ключ 9. Плоскость
Ключ 10. Масса
Язык цветов
Издревле символика цветов использовалась людьми, особенно в любовных и тайных отношениях. У разных народов иногда одним и тем же цветам приписывались различные значения, другие имели сходные символы. В настоящее время эта символика постепенно утрачивает свои позиции, и всё большую ценность приобретает выразительность и оригинальность композиций.
Символика цветов, признанная в Японии.
Абрикос
-
сомнение
Акация
-
изящество, хороший вкус, дружба
Айва
-
вдохновение
Азалия
-
сдержанность, умеренность, преданность
Акроклинум
-
радостная песня, постоянная любовь
Анемона
-
надежда
Антуриум
-
страсть, взрывное сердце
Анютины глазки
-
внимание, душевное волнение
Амариллис
-
сдержанная красота, гордость, привлекательность
Аспарагус
-
простодушие
Аспидистра
-
контраст
Астра
-
чувство, глубокие мысли
Аралия
-
близость, интимность
Бамбук
-
терпение, мироздание, постоянство, изобилие, сила, вечность
Вистерия (глициния)
-
приветствие
Вишня
-
духовная красота, сомнение (белая), целомудренное воспитание (махровая)
Василёк
-
грация, элегантность
Водяная лилия
-
чистосердечность
Георгина
-
каприз, непостоянство, изящество
Гвоздика
-
платоническая любовь, верное сердце
Гербера
-
тайна
Гипсофила
-
осторожность
Гиацинт
-
развлечение, забава
Гладиолус
-
постоянство, заботливость
Горечавка
-
верность, справедливость
Гортензия
-
изменчивое сердце
Гранат
-
напоминание
Душистый горошек
-
добрая память
Ива
-
усилие, напряжённость
Ирис
-
вестник, предвестие
Кактус
-
сатира
Каладиум
-
симпатия
Калла
-
великолепная красота, уравновешенность
Камелия
-
осторожность
Камыш
-
послушание, прохлада
Кедр
-
надёжность
Клематис
-
равнодушие
Кливия
-
благородство
Космос
-
чистота, привязанность
Лилия белая
-
чистота, жёлтая - ложь
Лотос
-
обильный урожай, счастье, долгая жизнь, здоровье
Лук
-
бесконечная печаль
Магнолия
-
любовь природы, роскошь
Мак
-
сон, объединение
Монстера
-
стремление
Мискантус
-
спокойствие
Нарцисс
-
эгоизм
Орхидея
-
красота
Папоротник
-
загадка, недоумение
Пальма
-
верность
Пампасская трава
-
гордость
Персик
-
невинность, нежность
Пион
-
богатство и слава, великолепие
Плющ
-
верность
Подсолнечник
-
преклонение
Пуансетия
-
великолепие, привлекательность
Пшеница
-
процветание
Роза
-
красота, любовь, сердце, застенчивость
Сирень
-
память молодых дней
Скабиоза
-
неудачная любовь
Спирея
-
дерзкая фантазия
Сосна
-
долголетие
Тюльпан
-
взаимопонимание, сочувствие; жёлтый - бесплодная любовь; белый - обманутая любовь; красный - страсть
Форзиция
-
опрятность, чистота
Фреезия
-
привязанность
Хризантема
-
яркость, благородство
Цикламен
-
сдержанность, застенчивость
Эвкалипт
-
память
Список используемой литературы
-
Витвицкая М.Э. Искусство составления букетов: аранжировка, флористика, икебана. - М.: ЛАДА: РИПОЛ классик, 2000.- 400 с., ил.
-
Дмитриев С.Н. Икебана и бонсаи. - М.: Вече, 2000. - 416 с., ил.
-
Наумова Н.В. Цветов, таинственная сила.- М.: Панорама, 1993.-136 с., ил.
-
Николаенко Н.П. Икэбана.- М.: Вагриус, 1996.- 215с., ил.
-
Николаенко Н.П. Композиции из цветов. - Т.: ЦК Компартии Узбекистана, 1988.- 73 с., ил.
-
Пронников В.П.. Икэбана. - М.: Наука, 1985.- 162 с., ил.
-
Хён Рейнгард Азбука цветов. - Б.: Издательство сельскохозяйственной литературы, 1971. - 95 с., ил.