Учительский тренинг, нацеленный на развитие всех пяти органов чувств

Данный учительский тренинг представляет собой небольшой сборник, состоящий из 10 специальных актёрских упражнений. Каждое из этих упражнений нацелено на развитие всех пяти органов чувств, которыми от рождения наделён каждый человек. В совокупности все эти пять чувств помогут преподавателю развить в себе шестое чувство под названием интуиция. Как показывает моя пятилетняя педагогическая практика именно хорошо-развитая интуиция как никакое другое чувство необходимо преподавателю для успешного веде...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учительский тренинг

Для развития всех пяти органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) преподавателю необходимо выполнять ряд специальных актёрских упражнений:

Упражнения для развития зрения

№1

Выполняйте это упражнение в любом месте, в любое время. Вам понадобится для этого пять секунд. Представьте, что ваше сознание - это фотоаппарат. «Нажмите на спуск» и запечатлейте в памяти окружающую картинку. Представьте, как это будет выглядеть на фотографии: пешеход застыл на полдороге, дерево навечно наклонилось под порывом ветра, птица замерла в небе и т. д. За день сделайте несколько таких «кадров», а вечером просмотрите их. Чем чаще вы будете выполнять это упражнение, тем лучше будет качество вашей мысленной «фотографии».

Упражнение великолепно развивает зрительное внимание.

№2

Вы наверняка замечали, что после того, как вы пристально посмотрели на какой-то объект, его образ ещё какое-то время остаётся в вашей памяти. Это может быть секунда или даже доля секунды, но образ исчезает не сразу. Давайте назовём это явление «шлейфом образа». Попытайтесь к этому шлейфу образа добавить своё воображение. Например, рассмотрите фотографию. Закройте глаза: с полсекунды снимок ещё будет стоять перед глазами. «Ухватите» шлейф образа, зафиксируйте его и восстановите все детали фотографии. Ваша цель - добиться такой устойчивой картинки, чтобы воображаемая фотография была бы такой же чёткой и ясной, как и реальная.

Точно так же можете поступать с любым предметом. Рассмотрите свои домашние тапочки, лежащую на столе книгу, компьютерную мышь, сломанный карандаш, бутылку с минеральной водой т. д.

Упражнения для развития слуха

№1

  1. Вспомните свои недавние слуховые впечатления. Что вы слышали дома, собираясь на работу? Что вы слышали на улице, в транспорте?

  2. Вспомните любимую песню или романс. Мысленно спойте её.

  3. Вспомните какое-нибудь вокальное музыкальное произведение: а) классические (романсы Чайковского, Грига, Мусоргского); б) современное.

  4. Возвращаясь с концерта классической музыки, попытайтесь мысленно прослушать симфонию, только что перед этим сыгранную, припоминая все детали исполнения и самые незначительные уклонения от партитуры.

Упражнение великолепно развивает музыкальный слух.

№2

  1. Слушайте только то, что звучит в данной комнате.

  2. Слушайте только то, что звучит за стеной или за дверью и т. д.

  3. Одновременно читают вслух два человека, одни слушают только одного; другие - другого.

  4. Подслушайте разговор.

Упражнения для развития обоняния

№1

Концентрация на запахе. Возьмите салфетку и смочите её одеколоном или эфирным маслом. Положите её на таком расстоянии, чтобы запах не был слишком резким и раздражающим.

Закройте глаза и сосредоточьтесь полностью на обонятельных ощущениях. Постарайтесь «разложить» этот запах на несколько других, более простых.

№2

Это упражнение поначалу необходимо выполнять с закрытыми глазами. Вы - дома, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Начните принюхиваться. Постарайтесь уловить какой-нибудь запах и понять, чему он принадлежит. Когда вы натренируетесь улавливать запахи дома, выполняйте это упражнение на улице, на работе, в транспорте. Не концентрируйтесь более чем на одном запахе.

Упражнения для развития осязания

№1

Упражнение выполняется в течение целого дня. Время от времени спрашивайте себя: чем я занимаюсь прямо сейчас? И мысленно отвечайте, проговаривайте, чем вы заняты. Например, если вы в этот момент читаете книгу, так и отвечайте: я читаю книгу. Едите яблоко - проговорите про себя: я ем яблоко. Постарайтесь ощутить этот процесс всем вашим существом. Если вы читаете книгу - сосредоточьтесь не только на содержании, но и на белизне страниц, форме букв, тактильных ощущениях, когда пальцы прикасаются к обложке. Едите яблоко - почувствуйте его вкус, упругость, гладкость кожицы, цвет. Проанализируйте вкус яблока, какой он - сладкий или кислый? Какие ассоциации вызывает у вас запах этого фрукта?

Точно так же осознавайте любое ваше занятие в течение дня. Специально помнить об упражнении не нужно, но когда вспомните, тут же задавайте себе вопрос, и начинайте осознавать свои действия.

В конце дня вспомните все эти моменты. Вы будете удивлены, насколько ярко, и хорошо они запомнились.

№2

Представьте, что вы поднялись на свет ни заря. Вам нужно пораньше прийти на работу, чтобы подготовиться к важному совещанию, но вам очень хочется спать. Убойная доза кофе не помогла: сонливость вас не покидает. Как же взбодриться? Примите контрастный душ! Вообразите, как вы залезаете в ванну, включаете горячую воду, нежитесь под струями тёплой воды. Но необходимо переключать на холодную! Вы долго не решаетесь на это, но время поджимает. Зажмурив глаза, вы поворачиваете кран. Ледяная вода обжигает, ваше тело покрывается мурашками. Представляйте себе это действо во всех подробностях, так, чтобы вы и в самом деле взбодрились!

Упражнения для развития вкуса

№1

Сядьте в кресло. Ослабьте мускулы. Устремите взгляд в одну точку (напряжения не должно быть: нужно совершенно ослабить мышцы глаз, благодаря чему взгляд остановится). Дышите ритмически, медленно и спокойно. Дыхание должно быть не глубоким, почти без колебания груди, рёбер и живота. Сидите неподвижно, всё тело должно как бы застыть. Направьте внимание на вкусовое ощущение, стараясь ничего не видеть, не слышать, не обонять, не осязать. Чтобы лучше сосредотачиваться на вкусовом ощущении, вам поначалу придётся воспользоваться вспомогательными средствами: сахаром, солью, ломтиком лимона и т. п. Возьмите в рот кусочек сахара или ломтик лимона и сосредоточьтесь только на вкусе. Запомните его. В дальнейшем вы сможете упражняться по памяти.

№2

Для этого упражнения вам понадобится стакан любой питьевой воды - простой или минеральной. Лучше, чтобы она была без газа. Возьмите в рот немного воды, не глотайте. Постарайтесь почувствовать вкус воды. Чувствуется ли в ней какой-нибудь привкус? Не горчит ли она? Или же, наоборот, чудь сладковата? Может, вы ощутите привкус соли, кислоты или железа? Держать воду во рту следует до тех пор, пока она не нагреется. Затем можете сделать другой глоток. Таким образом, вам нужно будет выпить стакан воды. К концу упражнения вы точно будете знать, какой вкус у этой воды.

Хорошо-развитые органы чувств позволят преподавателю в ещё большей степени контролировать ситуацию на своём уроке, а также развить в себе такое чувство как интуиция. Для преподавателя интуиция зачастую может играть весьма существенную роль, так как некоторые педагогические проблемы могут быть решены только на чисто интуитивном уровне. Выработка индивидуального подхода к каждому ученику, принятие смелых педагогических решений относительно того или иного вопроса, выявление тех или иных черт характера личности и т. д., все эти педагогические проблемы требуют от преподавателя хорошо-развитой интуиции. В том случаи, если преподаватель не будет развивать в себе все свои пять органов чувств на постоянной систематической основе, ему никогда не удастся развить в себе такое чувство как интуиция до того уровня, который необходим для решения самых сложных педагогических проблем.

© 2010-2022