- Преподавателю
- Другое
- Программа работы с трудными детьми
Программа работы с трудными детьми
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Россихина Е.Н. |
Дата | 16.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Согласовано Утверждаю
зам.директора Директор школы
по ВР МБОУ Клемешов С.А.
Будникова О.Н. ____________
____________
СИСТЕМА РАБОТЫ
ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ И ОКАЗАНИЮ
РЕАБИЛИТАЦИОННО-АДАПТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ
ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМ СЕМЬЯМ
И ДЕТЯМ ИЗ ТАКИХ СЕМЕЙ.
Воспитатель ГПД
Россихина Е.Н.
МБОУ СОШ №3 г. Льгова Курской области.
2014-2015 уч.год.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
Анализируя опыт работы с социально запущенными детьми, пришли к следующим выводам:
-
работа с такими детьми, как правило, ведется постфактум, когда уже отклонения в поведении ребенка начинают носить, по большей части, либо патологический, либо ярко выраженный характер;
-
чаще всего «помощь» таким детям носит следующий характер: постановка на учет в КДН , вызов на малый педсовет, беседа социального педагога с родителями, перевод в специализированное учебное заведение и т.д.;
-
при педагогических воздействиях на социально запущенного ребенка не всегда учитывается первичность семейного фактора, работа с неблагополучными семьями сводится, чаще всего, либо к материальной помощи, либо к постфактумным мероприятиям (беседы, вызов в КДН, лишение родительских прав и т.д.);
-
«неблагополучная», т.е. социально дезадаптированная , семья понимается очень узко: семья безработных родителей, с низким уровнем жизни, семья с пьющими родителями, тогда как необходимо учитывать тот факт, что количество дезадаптированных семей неуклонно пополняется и вполне «благополучными» семьями, где нарушена система взаимоотношений между родителями и ребенком, нет эмоционального контакта, отсутствует принцип уважения ребенка как личности;
Исходя из вышеназванных проблем, одиним из основных акцентов в работе воспитателя должен быть сделан на раннее выявление дезадаптированных семей и детей из таких семей и проведение своевременной профилактической работы с такими семьями. Данный вывод основывается на следующих методологических принципах:
-
современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, мыслей и отношений;
-
гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия;
-
«проблемные», «трудные», непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье;
-
роль семьи в становлении личности ребенка заключается, прежде всего, в: обеспечении эмоциональных связей и привязанностей, в формировании чувства защищенности у ребенка, в переносе модели поведения и межличностных отношений;
-
раннее выявление дезадаптированных семей и своевременная профилактическая, реабилитационная и адаптационная работа с такими семьями может помочь ребенку своевременно адаптироваться к системе школьного обучения и избежать впоследствии синдрома школьной и социальной дезадаптации.
Также мы выделяются общие принципы работы с дезадаптированными семьями и детьми из таких семей:
-
комплексный и системный подход, обеспечивающий взаимосвязь диагностических, реабилитационных и адаптационных методов работы с семьей;
-
учет возрастных и индивидуальных личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогических ситуаций развития ребенка;
-
опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития;
-
единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов работы;
-
дифференцированный подход.
II. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
осуществление своевременной профилактической работы через функционирование системы работы по раннему выявлению и реабилитационно-адаптационной поддержке дезадаптированных семей и детей из таких семей.
-
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
-
Внедрение в практику работы технологий по раннему выявлению дезадаптированных семей и детей из таких семей.
-
Разработка и проведение реабилитационно-адаптационных программ с дезадаптированными семьями и детьми из таких семей.
-
Взаимодействие с социальными, медицинскими службами района, ведущими профилактическую и реабилитационно-адаптационную работу с дезадаптированными семьями.
-
Проведение мониторинга результатов работы в рамках программы, в том числе и социологических исследований.
IY. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИХ ВЫБОРА.
-
Психолого-педагогическая диагностика как обеспечение процесса раннего выявления.
Раннее выявление дезадаптированных семей необходимо для профилактики воздействия семейной дезадаптации на развитие личности ребенка, для оказания своевременной помощи таким семьям.
-
Реабилитационно-адаптационная помощь семье и детям.
Позволяет оказывать своевременную поддержку и помощь дезадаптированным семьям и детям из таких семей, снижает уровень дезадаптированности у детей и взрослых, способствует изменению воспитательных установок у родителей и повышению самооценки родителей и детей, позволяет выработать оптимальные поведенческие модели внутри семьи.
3.Взаимодействие с социальными, медицинскими службами района, ведущими профилактическую и реабилитационно-адаптационную работу с дезадаптированными семьями.
Осуществляется посредством заключения договоров о совместной деятельности, разработки совместных планов работы, через привлечение представителей тех или иных организаций к участию в работе школьного психолого-педагогического консилиума, совета профилактики, к проведению родительских собраний и различных воспитательных мероприятий с учащимися. Вместе с представителями различных организаций могут организовываться совместные рейды работников школы в семьи учеников «группы риска».
Через сотрудничество с такими организациями, как ГУ ЦСОН, могут организовываться различные формы работы по оказанию реабилитационно-адаптационной помощи дезадаптированным семьям и детям из таких семей.
-
Аналитическая и обобщающая деятельность.
Необходима для создания в педагогическом пространстве школы эффективно работающей системы работы с дезадаптированными семьями и социально запущенными детьми, для систематической корректировки выбранных форм и методов работы, для отслеживания эффективности проводимых программ на каждом этапе работы по программе.
Y. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ.
-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ.
Основными формами работы в рамках данного направления деятельности будут являться:
-
проведение экспресс-диагностических методик («Детский Апперцептивный Тест»)
-
проведение психологических диагностических методик (Тест тревожности Р.Тэммл и М. Дорки, детский вариант отечественного теста Розенцвейга, совместный тест Роршаха, тест Люшера)
-
проведение проективных диагностических методик
-
проведение различных методик «неоконченных предложений»
-
ролевые игры
-
беседа
-
наблюдение
-
анкетирование.
В проведении различных диагностических методик могут участвовать как психолог, так и социальный педагог.
-
РЕАБИЛИТАЦИОННО-АДАПТАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ.
Основной акцент в работе с детьми делается на внедрение индивидуального, принимающего подхода к таким детям со стороны воспитателя. Причем принципы индивидуального подхода следующий:
-
принцип уважительности: взрослые уважительно относятся к любым проявлениям чувств ребенка, к его мнению, дают ему понять, что он имеет право на свои чувства;
-
принцип безбоязненности: ребенка поощряют выражать те чувства, которые он испытывает, особенно, если ребенок считает их «недостойными», боится их проявлять;
-
принцип совместного поиска решений: ребенку предлагается совместно искать решение в противоречивых ситуациях, так, чтобы «не было проигравших»;
-
принцип открытости: педагог открыто говорит о своих чувствах по отношению к тому или иному поступку ребенка, при этом не давая оценок;
-
принцип «ищи за поведением мотив»: педагог пытается понять причину поведения ребенка в данной ситуации и возможные пути влияния на эту причину;
-
принцип сотрудничества с родителями: педагог старается донести до родителей любые успехи ребенка, в конфликтных ситуациях совместно с ребенком и родителями «на равных» обсуждают возможные пути разрешения этой ситуации, без оценок и формальных советов.
При работе с детьми могут использоваться как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Для организации в школе работы с дезадаптированными семьями и детьми из таких семей привлекаются социальные, медицинские службы района: ПДН ОВД (подразделение по делам несовершеннолетних), КДН (комиссия по делам несовершеннолетних), ГУ ЦСОН, ЦРБ
Основные формы работы с родителями:
-
проведение индивидуальных встреч-бесед с психологом, социальным педагогом, учителем, представителем КДН, ПДН;
-
проведение тренинга детско-родительских отношений;
-
группы поддержки для родителей.
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ И ОБОБЩАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Ведётся в ходе всей работы в рамках программы. Ее главная цель проанализировать и обобщить результаты диагностических исследований, а также мониторинг всей работы в рамках программы.
YI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Проведение работы по раннему выявлению и оказанию реабилитационно-адаптационной помощи дезадаптированным семьям и детям из таких семей позволит:
-
осуществить следующие принципы работы с семьей:
-
принцип комплексного подхода к семье
-
принцип раннего выявления
-
принцип своевременного оказания реабилитационно-адаптационной помощи
-
принцип взаимодействия между специалистами
-
принцип индивидуального и понимающего подхода к ребенку
2.снизить уровень социально-педагогической запущенности детей
-
повысить уровень социальной адаптации учеников школы.