Программа работы с трудными детьми

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Согласовано Утверждаю

зам.директора Директор школы

по ВР МБОУ Клемешов С.А.

Будникова О.Н. ____________

____________


СИСТЕМА РАБОТЫ

ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ И ОКАЗАНИЮ

РЕАБИЛИТАЦИОННО-АДАПТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ

ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМ СЕМЬЯМ

И ДЕТЯМ ИЗ ТАКИХ СЕМЕЙ.

Воспитатель ГПД

Россихина Е.Н.



МБОУ СОШ №3 г. Льгова Курской области.




2014-2015 уч.год.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

Анализируя опыт работы с социально запущенными детьми, пришли к следующим выводам:

  1. работа с такими детьми, как правило, ведется постфактум, когда уже отклонения в поведении ребенка начинают носить, по большей части, либо патологический, либо ярко выраженный характер;

  2. чаще всего «помощь» таким детям носит следующий характер: постановка на учет в КДН , вызов на малый педсовет, беседа социального педагога с родителями, перевод в специализированное учебное заведение и т.д.;

  3. при педагогических воздействиях на социально запущенного ребенка не всегда учитывается первичность семейного фактора, работа с неблагополучными семьями сводится, чаще всего, либо к материальной помощи, либо к постфактумным мероприятиям (беседы, вызов в КДН, лишение родительских прав и т.д.);

  4. «неблагополучная», т.е. социально дезадаптированная , семья понимается очень узко: семья безработных родителей, с низким уровнем жизни, семья с пьющими родителями, тогда как необходимо учитывать тот факт, что количество дезадаптированных семей неуклонно пополняется и вполне «благополучными» семьями, где нарушена система взаимоотношений между родителями и ребенком, нет эмоционального контакта, отсутствует принцип уважения ребенка как личности;

Исходя из вышеназванных проблем, одиним из основных акцентов в работе воспитателя должен быть сделан на раннее выявление дезадаптированных семей и детей из таких семей и проведение своевременной профилактической работы с такими семьями. Данный вывод основывается на следующих методологических принципах:

  1. современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, мыслей и отношений;

  2. гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия;

  3. «проблемные», «трудные», непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье;

  4. роль семьи в становлении личности ребенка заключается, прежде всего, в: обеспечении эмоциональных связей и привязанностей, в формировании чувства защищенности у ребенка, в переносе модели поведения и межличностных отношений;

  5. раннее выявление дезадаптированных семей и своевременная профилактическая, реабилитационная и адаптационная работа с такими семьями может помочь ребенку своевременно адаптироваться к системе школьного обучения и избежать впоследствии синдрома школьной и социальной дезадаптации.

Также мы выделяются общие принципы работы с дезадаптированными семьями и детьми из таких семей:

  • комплексный и системный подход, обеспечивающий взаимосвязь диагностических, реабилитационных и адаптационных методов работы с семьей;

  • учет возрастных и индивидуальных личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогических ситуаций развития ребенка;

  • опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития;

  • единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов работы;

  • дифференцированный подход.

II. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

осуществление своевременной профилактической работы через функционирование системы работы по раннему выявлению и реабилитационно-адаптационной поддержке дезадаптированных семей и детей из таких семей.

  1. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Внедрение в практику работы технологий по раннему выявлению дезадаптированных семей и детей из таких семей.

  1. Разработка и проведение реабилитационно-адаптационных программ с дезадаптированными семьями и детьми из таких семей.

  2. Взаимодействие с социальными, медицинскими службами района, ведущими профилактическую и реабилитационно-адаптационную работу с дезадаптированными семьями.

  3. Проведение мониторинга результатов работы в рамках программы, в том числе и социологических исследований.

IY. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИХ ВЫБОРА.

  1. Психолого-педагогическая диагностика как обеспечение процесса раннего выявления.

Раннее выявление дезадаптированных семей необходимо для профилактики воздействия семейной дезадаптации на развитие личности ребенка, для оказания своевременной помощи таким семьям.

  1. Реабилитационно-адаптационная помощь семье и детям.

Позволяет оказывать своевременную поддержку и помощь дезадаптированным семьям и детям из таких семей, снижает уровень дезадаптированности у детей и взрослых, способствует изменению воспитательных установок у родителей и повышению самооценки родителей и детей, позволяет выработать оптимальные поведенческие модели внутри семьи.

3.Взаимодействие с социальными, медицинскими службами района, ведущими профилактическую и реабилитационно-адаптационную работу с дезадаптированными семьями.

Осуществляется посредством заключения договоров о совместной деятельности, разработки совместных планов работы, через привлечение представителей тех или иных организаций к участию в работе школьного психолого-педагогического консилиума, совета профилактики, к проведению родительских собраний и различных воспитательных мероприятий с учащимися. Вместе с представителями различных организаций могут организовываться совместные рейды работников школы в семьи учеников «группы риска».

Через сотрудничество с такими организациями, как ГУ ЦСОН, могут организовываться различные формы работы по оказанию реабилитационно-адаптационной помощи дезадаптированным семьям и детям из таких семей.

  1. Аналитическая и обобщающая деятельность.

Необходима для создания в педагогическом пространстве школы эффективно работающей системы работы с дезадаптированными семьями и социально запущенными детьми, для систематической корректировки выбранных форм и методов работы, для отслеживания эффективности проводимых программ на каждом этапе работы по программе.

Y. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ.

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ.

Основными формами работы в рамках данного направления деятельности будут являться:

  • проведение экспресс-диагностических методик («Детский Апперцептивный Тест»)

  • проведение психологических диагностических методик (Тест тревожности Р.Тэммл и М. Дорки, детский вариант отечественного теста Розенцвейга, совместный тест Роршаха, тест Люшера)

  • проведение проективных диагностических методик

  • проведение различных методик «неоконченных предложений»

  • ролевые игры

  • беседа

  • наблюдение

  • анкетирование.

В проведении различных диагностических методик могут участвовать как психолог, так и социальный педагог.

  1. РЕАБИЛИТАЦИОННО-АДАПТАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ.

Основной акцент в работе с детьми делается на внедрение индивидуального, принимающего подхода к таким детям со стороны воспитателя. Причем принципы индивидуального подхода следующий:

  • принцип уважительности: взрослые уважительно относятся к любым проявлениям чувств ребенка, к его мнению, дают ему понять, что он имеет право на свои чувства;

  • принцип безбоязненности: ребенка поощряют выражать те чувства, которые он испытывает, особенно, если ребенок считает их «недостойными», боится их проявлять;

  • принцип совместного поиска решений: ребенку предлагается совместно искать решение в противоречивых ситуациях, так, чтобы «не было проигравших»;

  • принцип открытости: педагог открыто говорит о своих чувствах по отношению к тому или иному поступку ребенка, при этом не давая оценок;

  • принцип «ищи за поведением мотив»: педагог пытается понять причину поведения ребенка в данной ситуации и возможные пути влияния на эту причину;

  • принцип сотрудничества с родителями: педагог старается донести до родителей любые успехи ребенка, в конфликтных ситуациях совместно с ребенком и родителями «на равных» обсуждают возможные пути разрешения этой ситуации, без оценок и формальных советов.

При работе с детьми могут использоваться как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Для организации в школе работы с дезадаптированными семьями и детьми из таких семей привлекаются социальные, медицинские службы района: ПДН ОВД (подразделение по делам несовершеннолетних), КДН (комиссия по делам несовершеннолетних), ГУ ЦСОН, ЦРБ

Основные формы работы с родителями:

  • проведение индивидуальных встреч-бесед с психологом, социальным педагогом, учителем, представителем КДН, ПДН;

  • проведение тренинга детско-родительских отношений;

  • группы поддержки для родителей.

3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ И ОБОБЩАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Ведётся в ходе всей работы в рамках программы. Ее главная цель проанализировать и обобщить результаты диагностических исследований, а также мониторинг всей работы в рамках программы.

YI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Проведение работы по раннему выявлению и оказанию реабилитационно-адаптационной помощи дезадаптированным семьям и детям из таких семей позволит:

  1. осуществить следующие принципы работы с семьей:

  • принцип комплексного подхода к семье

  • принцип раннего выявления

  • принцип своевременного оказания реабилитационно-адаптационной помощи

  • принцип взаимодействия между специалистами

  • принцип индивидуального и понимающего подхода к ребенку

2.снизить уровень социально-педагогической запущенности детей

  1. повысить уровень социальной адаптации учеников школы.

© 2010-2022