- Преподавателю
- Другое
- Разработка родительского собрания Тема: «Портрет будущего первоклассника»
Разработка родительского собрания Тема: «Портрет будущего первоклассника»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шабуня О.В. |
Дата | 11.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка родительского собрания
Выполнила: Шабуня Ольга Викторовна
ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
в подготовительной группе
Тема: «Портрет будущего первоклассника»
Задачи:
1. Познакомить родителей с составляющими готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
2. Расширить представления родителей о возрастных психофизических особенностях детей 6-7 лет.
3. Обогатить педагогический опыт родителей разнообразными методами и приёмами формирования готовности детей к школьному обучению, дать родителям полезные советы и рекомендации.
Форма проведения: лекция.
Участники: родители, воспитатели группы, психолог.
Материал: фрагменты видеозаписей занятий по математике, развитию речи, ИЗО деятельности с детьми; папки-раскладушки, посвящённые теме собрания; подборка педагогической литературы для родителей; анкета для родителей «Портрет будущего первоклассника», буклеты по теме собрания.
Части собрания:
1. Вводная часть (5-7 мин.).
-
Представление воспитателем темы и участников собрания.
-
Включение и просмотр фрагментов видеозаписей занятий по математике, развитию речи, изобразительной деятельности с целью привлечения внимания родителей к проблеме подготовки детей к школе.
-
Представление родителям рабочих тетрадей и продуктов детской деятельности для ознакомления.
2. Основная часть(30-35 мин.).
-
Выступление воспитателя группы по теме: «Какими умениями, знаниями, навыками должен обладать будущий первоклассник?» используя папки-раскладушки (10-15 минут). (конспект выступления прилагается).
-
Выступление психолога «Возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, кризис семи лет», дать родителям полезные советы и рекомендации по подготовке детей к обучению в школе. (10-15 мин.)
-
Заполнение родителями анкеты на тему данного собрания. (5 мин.)
3. Разное (7-10 мин.).
-
Представление родителям библиотеки педагогической литературы по теме собрания с аннотацией книг.
-
Обсуждение вопросов содержания детей в детском саду, проведения досугов, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.
4. Подведение итогов (3-5 мин.).
-
Подведение итогов анкетирование родителей с целью определения качества родительского собрания.
-
Выдача родителям буклетов по теме собрания.
Литература для подготовки к собранию:
1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
2. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, 1996.
3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли Ваш ребенок к школе. - М.: «Знание», 1994.
4. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В. Детский сад и семья. - М.: «Мозаика-Синтез», 2007.
5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ
на родительском собрании по теме
«Какими умениями, знаниями, качествами
должен обладать будущий первоклассник?»
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л.А.
Добрый день, уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Первый раз в первый класс! Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика.
Ваш ребёнок идет в первый класс, вы счастливы и горды. И вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами), вас всё равно не покидает какое-то беспокойство.
Ещё большее волнение испытывает ребенок, ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растёт напряженность. И с таким ребёнком, конечно, нелегко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни.
Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Очень важно, чтобы ребёнок был готов к этим переменам, был готов к обучению в школе.
Выражение «подготовить ребенка к школе» - это не только покупка новенькой формы, портфеля и тетрадей. Это ещё и определённый уровень знаний, которыми будущий первоклассник должен овладеть до того, как переступит порог учебного заведения. Взволнованная мама хватается за голову: «Что же делать?». И начинает экзекуции обучением. Но так ли они уместны? И настолько ли «не готов» в школу ребёнок, который плохо читает? Как определить, готов ли ребёнок идти в школу и что для этого нужно?
Ребёнок должен хотеть идти в школу. Если слышите от будущего первоклассника «Я не хочу в школу», значит, вы не правильно определили мотивацию. Будущего первоклассника надо заинтересовать не новыми портфелем, книгами и ручками. Ребёнка должны влечь познания в школе чего-то нового и интересного. Для этого к школьной жизни чадо следует готовить не за месяц-два, а гораздо раньше - с трёх-четырех лет.
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Чтение и счёт - это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения. Безусловно, это хорошо, замечательно и конечно облегчит ему учёбу в 1 классе, но это не самое важное. Важнее на данном этапе психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. Чем выше уровень психологической готовности ребёнка к школьному обучению, тем он быстрей и без труда адаптируется к новым условиям, что немало важно для успешного обучения.
Что же такое психологическая готовность к школе (или школьная зрелость)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, памяти, восприятия, речи и мелкой моторики. Будущий первоклассник должен уметь: рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения, удерживать в памяти определенное количество информации, уверенно владеть ручкой.
Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у ребёнка формировалось такое качество, как произвольность, т.е. уменьшается количество импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал, или не подумал вообще) и возникает способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу обучения дети должны ориентироваться на школьные требования (т.е. «надо» уже может пересилить «хочу») Зрелость также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.
Не менее всего важна и социальная зрелость. Умение и желание общаться с взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок должен понимать, что с взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит или играет с детьми, то им всё равно не следует выходить за рамки своей роли ученика. У ребёнка должно быть желание учиться в школе.
Ваши дети сейчас хотят идти в школу. А почему? При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят идти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем, хотя в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получить новые знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной деятельности.
Для успешной адаптации к школе достаточно умение слушать, выполнять порученные задания, контролировать свое поведение и наличие терпения. Ведь ни для кого не секрет, что даже умеющий читать и писать ребенок, часто не умеет долго сидеть на месте и слушать рассказ учителя. Отсюда первые разочарования и нежелание учиться.
Учить или нет ребенка читать, писать и считать до школы должны решать Вы сами, родители, с учётом способностей своего ребёнка. Одни приходят в первый класс, знают и умеют очень многое, но дальше звёзд с неба не хватают, а другие - приходят, не умея ничего, и быстро постигают азы науки и далее обгоняют всех в знаниях. Всё зависит от способностей ребёнка, опыта педагога и отношения самих родителей. Если же ребёнок не имеет возможности посещать детский сад и воспитывается дома, то родителям следует его научить навыкам знаний, которые должен уметь каждый ребёнок. Эти знания заключаются в следующем:
1. Ребенок обязательно должен знать буквы. Читать не обязательно.
2. Он должен уметь распознавать звуки на слух, различать согласные и гласные звуки.
3. При произношении вами слов он должен находить нужный звук, также придумывать слова, где присутствует этот звук.
4. Считать до десяти и обратно. Желательно считать до 20 и даже до 100, но это необязательно, действуйте с учётом способностей ребёнка.
5. Он должен знать свои имя, фамилию, отчество и домашний адрес. Желательно, чтобы знал имена, фамилии и отчества своих родителей.
6. Ребёнок должен уметь называть отличие и признаки времен года, знать название месяцев и дней недели, а также назвать сегодняшней день и число.
7. Он должен уметь объяснить, в чём отличие диких животных от домашних, птиц и животных, какую пользу приносят разные домашние животные человеку. Желательно умение называть детёнышей животных и птиц.
8. Необходимо научить ребенка правильно перечислять наименование фруктов, овощей, ягод, деревьев, кустарников. Он уже должен знать, какой у них цвет и вкус, где они растут.
Вот это самые основные требования, который должен знать будущий первоклассник, готовящийся идти в обыкновенную школу с любой программой.
Ребенок считается неготовым к школе, если он:
-
настроен исключительно на игру;
-
недостаточно самостоятелен;
-
чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
-
не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
-
мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
-
имеет серьезные нарушения речевого развития;
-
не умеет общаться со сверстниками;
-
не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязно себя ведёт.
Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребёнок к школе?
Тест для родителей «Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?»
-
Привлекает ли вашего ребёнка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
-
Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
-
Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
-
Умеет ли ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
-
Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?
-
Умеет ли он изменять существительные по числам?
-
Умеет ли ваш ребёнок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
-
Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно?
-
Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
-
Верно ли, что ваш ребёнок имеет твердую руку?
-
Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
-
Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
-
Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
-
Знает ли ребёнок названия диких и домашних животных?
-
Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
-
Любит ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
-
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:
15-17 баллов - можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.
Если у вас высокие баллы, то это хорошо но если низкие не стоит отчаиваться. У вас есть еще 3 месяца, что бы помочь вашему ребёнку подготовится к школе.
Рекомендации родителям: Как подготовить ребенка к обучению в школе:
Уважаемые родители! Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от готовности ребёнка к школе. Лучший способ, для того, что бы подготовить ребёнка к школе тренировать - игра. Сейчас разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребёнком.
Совместные занятия ребёнка с взрослым, включающие познавательные элементы, - это основное средство восстановления учебной мотивации (взрослый стимулирует познавательный интерес у ребёнка). Но не стоит давить на ребёнка, т.к. это может отбить желание учиться вовсе.
Памятка для родителей
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
- поддерживать уверенность ребёнка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
- правильно строить общение с ребёнком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в неё не ранее, чем на этапе отработки навыка;
- проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
- на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;
- проследить, чтобы ребёнок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.
Родителям важно знать:
- ясная, чёткая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребёнком - одно из обязательных условий правильного речевого развития;
- выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребёнка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
- занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребёнка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребёнка следует убедить, что они необходимы;
- занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребёнка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4-5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
- занятие не следует перегружать заданиями;
- на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
- к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук «д» в слове «дом». Уметь определять, где он находится - в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше - «д» или «м».
Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других - самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.
Так же хотелось бы вам порекомендовать литературу, которая поможет вам в подготовке ваших детей к школьному обучению. Это следующие книги:
• Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, 1996.
• Серия «Книги для талантливых детей и заботливых родителей»
• Черелюшкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль, 1996.
• Подготовка к школе (развитие внимания).
• Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. - М., 1994.
Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребёнка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребёнка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься.
Кроме этого, занимаясь с ребёнком дома, родители должны знать, что в шесть-семь лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребёнок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т.п.
Спасибо за внимание. Желаю Вам всем удачи.