• Преподавателю
  • Другое
  • Учебная дискуссия как способ развития коммуникативных и аналитических способностей младшего школьника

Учебная дискуссия как способ развития коммуникативных и аналитических способностей младшего школьника

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебная дискуссия как способ развития коммуникативных и аналитических способностей младшего школьника.

Мандрыкина Е.А.

учитель начальных классов

МКОУ Садовская СОШ № 2

Традиционно считается, что в школе "дают" знания, а ученики их "получают". Однако, нам нужно подрастающее поколение, которое будет не только отражателем бытия, но и его строителем. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются групповые формы работы на уроке. С первых дней я пытаюсь создать условия для постоянного наращивания у детей навыков сотрудничества. Формулирую ценности совместной работы: "Мы учимся все делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение". Большую роль в развитии коммуникативных и аналитических способностей младшего школьника является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть учебная дискуссия.

Традиционно под словом "дискуссия" понимается обмен мнениями во всех его формах. Соответствующий метод обучения заключается в проведении обсуждений по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся.

Учебная дискуссия отличается тем, что ее проблематика нова лишь для группы лиц, участвующих в дискуссии; ее ориентировочный результат известен организатору. Дискуссию не следует проводить, если решения зара­нее известны и могли бы излагаться обычным способом. Проблемность является обязательным дидакти­ческим ориентиром.

Цель учебной дискуссии - овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и формулирования аргументов, их анализа.

«Эволюционный» переход к дискуссии может быть ходе традиционного, обычного урока:

а) дискуссия с преподавателем в роли ведущего;

б) дискуссия с учащимися в роли ведущего;

в) дискуссия без ведущего (самоорганизующаяся).

Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии - совместная, групповая работа. В каждой группе распределяются роли-функции. «Аналитик» задает вопросы участникам группы по ходу обсуждения, подвергая сомнению идеи, формулировки. «Протоколист» фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же обычно выступает с «позицией» от всей группы. «Наблюдатель» оценивает участие каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.

Порядок работы класса при этом таков:

а) постановка проблемы;

б) разбивка участников на группы, распределение ролей, пояснения учителя о том, что ожидается от участ­ников дискуссии;

в) обсуждение проблемы в малых группах;

г) представление результатов обсуждения всему классу;

д) продолжение обсуждения и подведение итогов.

Я организую такую деятельность учащихся, чтобы:

  • у каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у "лидеров" неприятные черты характера.

  • у каждого была возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.

  • каждый ребенок имел опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умения учиться.( 1 класс - функции контроля, оценки; 2-3 класс - постановка задач (целеполагание), планирование действий на пути решения поставленной задачи.)

  • учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Сотрудничество в группе равных помогает каждому посмотреть на себя со «стороны», соотнести свое мнение и свои действия с действиями других, с общими результатами.

Организовав групповое взаимодействие, я включаюсь в работу группы лишь в случае, если дети сами вовлекут меня. Как организатор, я пытаюсь вводить образцы культурного взаимодействия, представляя варианты равновозможные для выполнения конкретного задания. Первое время мы инсценировали пробные действия детей с учебными заданиями и корректировали работу.

Обязательно фиксирую внимание детей на овладении умением слушать других, стараемся подчеркнуть авторство мыслей (выделяем и благодарим ученика, который подарил нам интересную идею).

Ответственность перед собой - качество личности, которое как чувство ответственности за себя может присутствовать только у взрослого человека. Однако предпосылки такой ответственности закладываются именно к концу дошкольного детства, и ребенок нуждается в помощи педагога для их развития. При этом обычной педагогической ошибкой является отождествление чувства ответственности с дисциплиной. Основное отличие этих качеств заключается в том, что ответственность является результатом личной инициативы ребенка и следствием принятого им решения.

Выбор мнения в группе, выступление от группы помогают почувствовать ответственность. А это способствует осознанию учеником себя свободной личностью, свободной и ответственной.

Существуют общие правила организации групповой работы, которыми я пользуюсь:

  • при построении учебного сотрудничества детей я учитывала, что такой формы общения в их опыте еще не было. Значит детское сотрудничество - это навык, который надо тщательно культивировать, как любой другой учебный навык.

  • необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнера, как положить учебник, чтобы по нему удобно было работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда они недопустимы, как помогать, как просить о помощи. Проработка этих шагов - в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы.

  • разбор ошибок учащихся при совместной работе, если необходимо- неоднократный. При разборе анализируем ход взаимодействия.

  • детей соединяю в группы с учетом их личных склонностей; самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный. Развитые дети долго не могут сидеть со слабыми, им нужен равный по силам; легко отвлекающихся не сажу вместе.

  • при оценке работы группы подчеркиваем человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оцениваем всегда лишь общую работу группы (удалость поработать в группе или не получилось сотрудничества).

Грамотно организованная учебная дискуссия является фактором развития коммуникативных и аналитических способностей, позволяет выявить уровень представлений по определенной теме, проблеме.


© 2010-2022