Аннотация на произведение Весна и колдун из цикла Песни безвременья Г. Свиридова

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Искусств и Культуры

Кафедра Хорового дирижирования и Вокального искусства














АННОТАЦИЯ


на произведение «Весна и Колдун» из цикла «Песни безвременья»


музыка Г. Свиридова, слова А. Блока












Выполнил:

студент группы №1602

Злобина О. В.

Проверил:

старший преподаватель кафедры

хорового дирижирования и

вокального исполнительства

Давыдов М. В.











ТОМСК 2012


Биография

Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов - один из самых своеобразных русских композиторов XX века. Он внес громадный вклад в отечественную музыку, в которой разработал новые пласты - глубоко народные, почвенные, связанные с исконными национальными традициями. В своем творчестве композитор размышляет о прошлом и настоящем родной земли, раскрывает дух народа «труженика и страстотерпца, правдоискателя и свободолюбца, борца за волю и справедливость». Единственная тема, сквозной линией, проходящая через весь творческий путь музыканта - Россия, ее люди, ее судьбы, причем чаще всего это крестьянские судьбы, крестьянская Россия. В этом он является продолжателем традиций великого русского искусства XIX века, прежде всего - Мусоргского, и единомышленником таких писателей XX века, как Шукшин и Белов, Абрамов и Распутин.

Избрание для себя темы, неизменно воплощаемой в творчестве, определило и круг жанров, к которым обращается композитор. Это жанры, связанные со словом, с живой, согретой человеческим теплом интонацией, будь то романс, цикл песен, хоровая поэма или оратория. Свиридова привлекают лишь стихи самой высокой пробы: Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Некрасова, Есенина и Блока, а из зарубежной поэзии - Бёрнса и Исаакяна. В наследии композитора нет ни опер, ни балетов. Основной его массив связан с вокальными, чаще - хоровыми жанрами. В ранние годы, еще не найдя своего индивидуального пути, Свиридов обращался к инструментальной музыке, а позднее, для заработка, - к музыке для кинофильмов и драматических спектаклей. Из них родились и оркестровые сюиты.

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) родился в небольшом городке Фатеже близ Курска. Его интерес к музыке, народной песне проявился рано. Свои музыкальные занятия он начал в классе фортепиано Курской музыкальной школы, продолжил в Ленинградском Центральном музыкальном техникуме. Будучи членом Союза композиторов, Свиридов в 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс композиции П. Б. Рязанова. Заканчивал свое обучение он уже под руководством Д. Д. Шостаковича.

Композиторская биография Свиридова не совсем обычна. Первые сочинения, сразу сделавшие известным его имя, - романсы на стихи Пушкина - написаны, когда их автору еще не было двадцати лет. Однако окончательно он сформировался как композитор лишь спустя полтора десятилетия. Тогда-то и начался расцвет его творчества, ознаменованный замечательными, самобытными произведениями. В числе крупнейших художественных свершений композитора его вокально-симфонические фрески "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория", кантаты "Курские песни" и "Ночные облака", многочисленные романсы на стихи Пушкина, Блока, Есенина, Пастернака и других. Свиридовым написано огромное количество произведений для хора a cappella, среди них: концерт "Пушкинский венок", "Концерт памяти А. А. Юрлова", хоры из музыки к драме А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович", хоровой цикл "Песнопения и молитвы".

Свиридову оказалось под силу поднять и творчески переплавить крупные интонационные пласты: крестьянского и городского бытового мелоса, революционной и массовой песни, пласты древней музыки знаменного распева, обрядовые попевки. Результатом такого сплава стала афористичность музыкального языка композитора, при котором в немногом выражается многое, в малом сконцентрировано большое содержание.

Творчество Свиридова представлено главным образом камерно-вокальными, ораториальными и хоровыми сочинениями a capella. Основные особенности стиля Свиридова сложились к началу 50-х годов и затем лишь незначительно варьировались. Главная черта стиля Свиридова - русское национальное начало его музыки, песенность, характерная для русского фольклора. Отсюда диатонизм, лежащий в основе большинства произведений, обилие унисонов и параллелизмов, широкое использование подголосочной полифонии и хоровых педалей. Встречается в хоровой гармонии Свиридова и хроматика, чаще всего там, где музыка выражает сложное душевное состояние (ср. "Ночные облака" №1); по выражению А.Белоненко "гармония становится зеркалом, в котором отражаются малейшие движения человеческой души". В целом же мелодика Свиридова диатонична, широко используются архаичные лады, на основе которых создаются лаконичные и очень выразительные полутоновые интонации. Достижения Свиридова в области мелодики особенно заметны на фоне увлечения многих его современников новыми техниками письма - сонористикой, алеаторикой, введением в партитуру звукоподражательных эффектов, - Свиридов остался верен традиции поющего хора, что, прежде всего, позволило ему передать интонационное богатство русской мелодической речи. Почти не цитируя фольклорных мелодий, композитор свободно растворяет в своей музыке интонации крестьянской и городской песенности, знаменного распева и духовного стиха, революционных и массовых песен. Свиридов - один из немногих современных композиторов, кто вернул мелодии её главенствующую роль. Даже гармония во многом диктуется мелодией: это так называемая резонирующая гармония, включающая и как бы продлевающая звучание всех тонов мелодии. Отсюда и её необычное строение в основе которой квартовые и секундовые соотношения. Свиридовская гармония как правило играет не функциональную, а фоническую роль, в ней - "ощущение огромных пространств, звучащих далей, колокольных звонов. Сходную колористическую роль играет и оркестр. Несмотря на то, что Свиридов мало писал симфонических произведений, не вызывает сомнения, что им создан принципиально новый оркестровый стиль, сочетающий яркость и мощь с прозрачностью, ощущение вокальности звучания с чисто инструментальными наигрышами и звонами. Особенно много внесено Свиридовым в сферу хоровой изобразительности, звукописи: он мастерски владеет тембровой палитрой хора, ему подвластны самые тонкие приёмы и самые изысканные оттенки звучности.

В песнях, романсах, отдельных частях крупных хоровых сочинений Свиридов пользуется простыми традиционными формами: двух-, трёхчастными, особенно куплетными и куплетно-вариационными. Благодаря постоянной, пронизывающей вариантности, его формы становятся сквозными, чаще всего итогом выступает последний раздел или куплет. Композиция кантатно-ораториальных сочинений каждый раз индивидуальна и зависит от решаемой в данный момент творческой задачи. Музыкальное развитие в них меньше подчиняется законам драматургии, нет целеустремлённо развивающегося сюжета, в отличие от кантат и ораторий 30-х годов ("Александр Невский" С. Прокофьева, "На поле Куликовом" Ю. Шапорина). На первом плане находится не изображение события как такового, а его осмысление и эмоциональное переживание, поэтому возникает и определённый тип драматургии, основанный на постепенном выстраивании объёмного целого из, казалось бы, малозначительных деталей. Такой тип композиции близок древнерусским эпическим произведениям.

Всё творчество Свиридова пронизывает тема Родины в широком смысле слова. Она занимает центральное место, подчиняя себе все остальные: историческая судьба России, её природа, судьба отдельно взятого человека и целого народа, роль искусства в человеческой жизни. Неоднократно осмысляется тема революции, её места в истории России и судьбах людей. Не менее важна для Свиридова тема Поэта - голоса и совести народа. Поэт - главный герой большинства крупных произведений Свиридова: первым в этом ряду стоит пушкинский цикл, а с появлением поэмы "Страна отцов" эта тема становится ведущей.

После цикла на стихи Бёрнса композитор целиком сосредотачивается на национальных сюжетах и русской поэзии. Начинается новый этап с характерными для него обращениями к музыкально-историческому прошлому России, что впоследствии приведёт к созданию трёх хоров к драме А.Толстого "Фёдор Иоаннович", где Свиридов обращается к особенностям знаменного распева. Немного позже он подходит к жанру хорового концерта как к самостоятельному, ставшему наиболее подходящей формой воплощения крупных замыслов, что можно рассматривать в связи с интересом композитора к старине и стремлением к освоению древнерусских художественных традиций. Это сказалось в целом на тоне многих его произведений - несуетном и возвышенном, - на особенностях языка, а завершением творческого пути стало создание оригинальных духовных песнопений. Свиридов продолжает и развивает традиции русских классиков, - Глинки и кучкистов, в большей степени Мусоргского, который, как и Свиридов, в каждом произведении, особенно вокальном, постоянно искал выразительность интонации, стремился к предельной спаянности музыки и слова. Обращение Свиридова к вокальной музыке есть следствие глубокой связи его творчества с национальными корнями, поскольку известно, что вся древняя, как профессиональная, так и народная, музыка была связана со словом, - пелась. Песня в широком смысле этого слова стала основой стиля Свиридова.

Умер Георгий Васильевич Свиридов 6 января 1998 года, став ещё при жизни признанным классиком русской музыки.


Биография


Александр Блок - поэт, драматург, литературный критик, переводчик, выдающийся представитель так называемого «младшего» символизма, крупнейший русский поэт 20 века. Родился 28 ноября (по новому стилю) 1880 г. в Петербурге. Блок рано начал писать стихи. Его поэтическое возмужание пришлось на 1900-1901 гг., когда громко заявила о себе школа символистов. В 1903 г. в их журнале «Новый путь» был опубликован первый цикл блоковских стихов «Из посвящений». Впрочем, близость Блока с символистами оказалась непродолжительной. Талант его был слишком значительным, чтобы долго оставаться в узких рамках их школы. С этого времени в поэзии Блока стали все явственнее звучать скорбные мотивы, навеянные реальной жизнью. Хотя сама внешняя жизнь почти не отразилась в его глубоко психологической лирике, трагизм ее был передан Блоком с потрясающей силой. Все поэтические циклы Блока, появившиеся между 1907 и 1917 г., полны тревожных предчувствий надвигающейся на Россию катастрофы. Наверно, ни в каких других художественных произведениях духовная драма, переживаемая русским обществом, не получила такого полного и всеобъемлющего воплощения. Блок прочувствовал ее до самых сокровенных глубин и пережил эту тягостную полосу безвременья, как свою великую личную трагедию.

В лирике Блока заложен глубокий смысл неразрывной связи его творчества с потоком чужих жизней, которые через него проходят и в нем растворяются. О многих чужих жизнях он размышляет, как о своей («Холодный день», «Я в четырех стенах - убитый…»). Даже судьбу и муки Христа он раскрывает как свою судьбу, свои муки: «Пред ликом Родины суровой я закачаюсь на кресте…». В каждом лирическом произведении Блока сочетаются различные голоса, спорящие, замолкающие, создающие драматические картины жизни в своих переплетах, более сложные, чем только индивидуальное восприятие.

Поэзия Блока расширяет само представление о лирическом герое, о поэтическом мире, который открыт чужим судьбам и голосам. Лирика Блока драматизирована не только по своему содержанию («Мы - дети страшных лет России - забыть не в силах ничего»). Новизна самого характера ее лирического строя, объемность и глубина формы раскрытия поэтического духовного мира передают всю противоречивость и контрастность жизни, воссоздают слитность и общность человеческих переживаний в единстве своего и чужих «я». Именно в этом состоит открытие Блока в области структуры лирической поэзии, ее идейно-художественной сущности.

Книга вторая (1904-1908) - Пузыри земли (1904 - 1905) - стихотворение «На весеннем пути в теремок...»

На весеннем пути в теремок
Перелетный вспорхнул ветерок,
Прозвенел золотой голосок.

Постояла она у крыльца,
Поискала дверного кольца,
И поднять не посмела лица.

И ушла в синеватую даль,
Где дымилась весенняя таль,
Где кружилась над лесом печаль.

Там - в березовом дальнем кругу -
Старикашка сгибал из березы дугу
И приметил ее на лугу.

Закричал и запрыгал на пне:
"Ты, красавица, верно, ко мне!
Стосковалась в своей тишине!"

За корявые пальцы взялась,
С бородою зеленой сплелась
И с туманом лесным поднялась.

Так тоскуют они об одном,
Так летают они вечерком,
Так венчалась весна с колдуном.

Стихотворение написано 24 апреля 1905 года. Лирика второго тома (1904-1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Соловьева, от чаянного идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Он навсегда остался для него той «тезой», от которой начинался его путь. Но в сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, как «антитезу», противостоящую «тезе», и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.
«Пузыри земли» - своеобразный пролог ко второму тому. Поэт неожиданно и полемически обращается к изображению «низменной» природы, признает закономерность существования этого стихийного мира и право его обитателей чтить «своего полевого Христа».

Рифма перекрестная-мужская, используется также анапест. Преобладает согласный звук ( л, р, с). В стихотворении используется строфа - трехстишия. Язык стихотворения богат художественными средствами - эпитетами «золотой голосок. На место бытовой лексики приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха. Свиридов не изменял текста стихотворения Блока.


Музыкально - теоретический анализ


Произведение написано для хора a capella в жанре хорового концерта (из 12-частного хорового цикла «Песни безвременья»).

Форма произведения - простая 3-хчастная с элементами строфичности. 1 часть написана в форме периода, состоящего из 3х предложений (3х трехстиший). Автентические каденции в 8, 16 тактах и половинная каденция в 23 такте. 2 часть написана в форме периода, состоящего из 2х предложений. 3 часть (реприза динамическая) состоит из 2х предложений. В 42 такте плагальная каденция, в 44 такте половинная автентическая каденция. Тип фактуры - гомофонно-гармонический. В ладовом отношении произведение представляет собой сочетание fis-moll, h-moll, G-dur.

Основная тональность произведения fis-moll. Переход из одной тональности в другие осуществляется путем сопоставления. На протяжении всего музыкального произведения встречаются 2 вида каденций - автентические (в конце проведения темы) и плагальные. Смена гармонии в этом произведении не интенсивна, на первый план выходят мелодические связи аккордов, что придает красочности и разнообразия музыкальному тексту.

В произведении широко используются различные функции: T, S, D. Превалирует доминантовость. Обращения преобладают над основным видом аккордов. Широко представлены септаккорды - II, IV, V, VI ступенях (22, 23, 33, 35, 46, 51 такты). Они используются в основном в конце предложений (периодов) с целью подчеркнуть завершение, окончание части, а также в тесной связи с текстом (логическое завершение фраз).

Голосоведение у разных партий хора различное. В партии альтов - плавное в основном на секундовых интонациях, в партии сопран - волнообразное, скачками. Мелодическая линия развита в партиях сопран и альтов (с 1 по 23 такты), однако с 24 по 36 такты мелодия проходит в мужских партиях хора (теноров и басов). С 37 по 46 такты мелодия проводится в партии сопран и альтов, партия теноров и басов выдерживает долгий звук (органный пункт). С 46 по 53 такты тема проводится во всех партиях. Мелодия представляет собой волнообразное движение лирического характера. Интонации простые, запоминающиеся, окончание мелодической волны в основном происходит на низком звуке, что указывает на печаль, грусть, некую подавленность характера (в партиях сопран и альтов). В партиях басов и теноров мелодические волны в основном заканчиваются на высоком звуке (лукавство, игривость, страстность). Вместе с тем, сами мелодические волны пробуждают веру, надежду на светлое, прекрасное. Скачки на такие интервалы как ч4, ч5, м2, б2 в партии сопран способствуют выразительности мелодии, выделяют смысловое ударение фраз. Характер пространства, бесконечности времени, широты придают характерные ходы параллельными квинтами, квартами, а также широкое расположение хоровых партий. Ритмическое варьирование интонаций связано с поэтическим текстом.

Метроритм отражает выразительную сторону произведения. В основе ритмической организации, структуры - стихотворный размер (анапест). Размер произведения 12/8. Основная ритмическая длительность - Аннотация на произведение Весна и колдун из цикла Песни безвременья Г. Свиридова (Аннотация на произведение Весна и колдун из цикла Песни безвременья Г. Свиридова) что прямо связано с характером музыки и текстом. За счет этого музыка звучит более статично, нежно, таинственно. С точки зрения ритмических структур в произведении превалирует периодичность. Это создает в целом уравновешенный и гармонический характер.

Темп в произведении в целом неустойчивый. В начале произведения указан темп - Не торопясь, нежно, таинственно Аннотация на произведение Весна и колдун из цикла Песни безвременья Г. Свиридова =52, dolce - приятно,нежно, ласково. В 12 такте poco ten. - не очень (немного) выдержанно (точно по длительности и силе). Espressivo - выразительно (17 такт). С 21 такта темп - Медленнее, poco rit. - немного (не очень) замедляя. С 24 такта темп - С движением, остро, характерно Аннотация на произведение Весна и колдун из цикла Песни безвременья Г. Свиридова =80, в 29 (31) такте portamento - скользящий переход от одного звука к другому (протянуто) и с 32 такта poco rit. - немного (не очень) замедляя, 33 и 34 такты исполняются более медленнее, страстно, призывно. С 35 такта poco rit. - немного (не очень) замедляя. С 37 такта первый темп, сильно, страстно, тягуче, напряженно Аннотация на произведение Весна и колдун из цикла Песни безвременья Г. Свиридова =56, molto espressivo - очень выразительно. С 46 такта певуче, Аннотация на произведение Весна и колдун из цикла Песни безвременья Г. Свиридова =48, espressivo - выразительно. В 51 такте замедляется темп. Присутствует фермата в 46 такте (на две восьмые паузы). Отклонение от темпа вызывают некоторые осложнения. Сложность возникает на границе построения, где меняется темп. Жест дирижера должен быть предельно четким, в ауфтакте должен чувствоваться темп, динамика, характер. В медленном темпе необходимо следить за пульсацией и стараться не потерять мысль. Агогика (временный отход от темпа) выражена ярко, что связано с художественным замыслом автора. Выразительность и изобразительность данного произведения будет требовать от исполнителей большого технического мастерства и подвижности.

Динамика так же играет немаловажную роль в создании образов «весны» и «колдуна». Она разнообразна, однако переходы от одной динамики к другой осуществляются плавно (между первой и второй частями резкий переход от динамики p к f, также влияет смена регистров).Тихая динамика создает характер созерцательности, таинственности - pp, p, mp. В смысловых кульминациях - динамика mf, f, ff. В 31 такте sf - внезапное, моментальное усиление звука на слове «мне», в 27 такте sub.ff на слова «закричал и…», в 24 такте (2 часть) на слове «там» резкая динамика f , в 53 такте у солистов (тенора и сопрано) динамика ff на фоне mf у хора. В 36 (38) такте poco f - немного громко, в 41 (44) тактах poco p - немного тихо. Филировка звука требует точного выдоха, гибкости и равномерности. В произведении естественный ансамбль, так как все голоса находятся в одинаковых тесситурных условиях. Искусственный ансамбль возникает в момент кульминации (divisi в партиях, высокая тесситура).

Вокально - хоровой анализ


Произведение написано для смешанного четырехголосного хора a capella. Используется divisi во всех партиях хора на протяжении всего произведения, что гармонически насыщает хоровое звучание.

Диапазон всего хора: Gis (у басов) до b2 (у сопран).

Диапазон хоровых партий: Сопрано (от d1 до b2)

Альты (от fis до cis2)

Тенора (от d до fis2)

Басы (от Gis до d1)

Ансамбль хора - естественный, так как все хоровые партии написаны в рабочем диапазоне. Удобен для исполнения, голоса звучат в «своих» регистрах, более полно окрашены (тембрально окрашены). Тесситурные трудности присутствуют в партии сопран (45, 46 такты) - высокая интонация, долгий выдержанный звук на crescendo. Прорабатывая это место на репетициях дирижер может разучивать его на октаву ниже, с темповым отклонением. Определенная трудность возникнет в партиях теноров и басов при пении с закрытым ртом. Звук должен звучать на свободном артикуляционном аппарате (челюсть свободна).

Звуковедение в данном произведении играет большую роль. Перед дирижером стоит трудная задача добиться выразительности звучания. Чтобы произведение получилось ярким, характерным нужно помнить о красоте звука и микродинамике во фразах.

Характер звуковедения и атака звука: звуковедение в 1 части плавное, мягкое, на legato. Звук мягкий, светлый, нежный. Атака звука - legato, tenuto. Во 2 части атака звука - marcatto, звук собранный, энергичный, подчеркнутый. Звуковедение и атака звука неразрывно связаны с певческим дыханием. В данном произведении присутствуют все виды дыхания - общехоровое, цепное, по фразам. В 1 части произведения преобладает дыхание по фразам (музыка связана с стихотворной строфой). В 3 части в партиях басов и теноров берется цепное дыхание, так как поется долгий выдержанный звук на f - p.

Фразировка очень гибкая и отвечает художественному замыслу образа. Дирижеру необходимо грамотно выстроить фразировку. Внутреннее содержание произведения должно быть понятно передано для хора. Для этого перед разучиванием дирижер должен обговорить и разъяснить певцам смысл и идейное содержание произведения.

Донесение до слушателя поэтического текста зависит от дикции хора - произношение согласных и гласных звуков в словах. В кульминации произведения (на слове «поднялась») звук «а» поется округло и прикрыто (как «о»). В конце слова «на пне», звук не «выпячивать» (ближе к «э»). В 25 такте в слове «ста-ри-ка-шка» последние слоги поются отдельно (marc), нужно помнить что это одно слово, соединить интонационно, по смыслу. Хоровое произношение способствует формированию певческого звука и активизирует дыхание. В данном произведении звук должен быть легким, не глубоким. Петь близко, но не «выпячивать» звук. Согласные звуки произносит четко и ясно. В конце и середине слов согласные переносятся к следующему слогу или слову («про-зве-нелзо-ло-той», «ве-сен-немпу-ти», «надле-сом», «ско-лду-ном»).

При работе с хором над произведением необходимо обратить внимание на динамический ансамбль, так как в произведении дана контрастная динамика, она характерная и трудность возникает при исполнении всех нюансов - dim, cresc, sub.ff. Дирижер должен умело варьировать динамические оттенки с тем, чтобы создать возможно более выразительный художественный образ.

Ритмический ансамбль очень важен. Основная трудность заключается в том, чтобы верно уложить поэтический текст (слоги) и ритмический рисунок с четкими штрихами. Для этого нужно соблюдать ритмическую пульсацию, чтобы ровно прозвучали данные длительности. Ритмический ансамбль предполагает единство ощущения и соблюдение хором долевой пульсации. Дирижер должен четко и ритмично задавать темп, вовремя показывать переходы между ними.

Дикционный ансамбль представляет собой более сложную работу, поскольку необходимо четко и в динамике произносить текст, делая логические ударения. Он тесно связан с интонационным звучанием хора, особенно в моменты смены тональностей. Сложные места необходимо отработать отдельно, обращая внимание на активную артикуляцию. Характер певческой дикции зависит от характера музыки и содержания произведения. В 1 части текст произносится распевно, спокойно, а во 2 части слово произносится значительнее, четче. Трудностью является нечеткое произношение слов. Дирижер использует для этого удвоение (утроение) произношения согласных.

Главный принцип вокального произношения слова заключается в том, чтобы гласные имели максимальную протяженность, а согласные произносились в последний момент («сто-ско-ва-лась», «го-ло-сок», «под-ня-лась», «ско-лду-ном»).

В произведении главная интонационная трудность состоит в сохранении чистоты и высоты строя. Скачки на ув2, ч4, ч5, ум5, м6, б6, ч8 требуют внимательности и при разучивании плавного пропевания в медленном темпе, соединяя крайние звуки. Выдержанные долгие звуки у партии сопран требуют от исполнителей умения хорошо удерживать высоту строя. Особенную трудность взывают произведения a capella в миноре, так как он менее устойчив.

Трудность в исполнении представляет не только чистота интонирования отдельных партии, но и стройное, ровное, чистое их звучание в ансамбле с другими хоровыми партиями. Особенную трудность в этом плане представляет собой чистое звучание диссонирующих аккордов (секундовых интервалов между партиями). В партиях альтов и басов часто встречаются секундовые интонации (внутри партии). Для уверенного исполнения и преодоления трудности требуется «впевать» произведение. Работая в хоре над мелодическим и гармоническим строем нужно обратить внимание на интонационное развитие мелодии (ладовая взаимосвязь звуков). При разучивании полезно играть остальные партии. Важным условием становления строя является воспитание ощущения интонационной перспективы. Партия басов влияет на строй аккорда, его окраска должна звучать отчетливо, ясно. Следить за тем, чтобы в конце фраз и предложений хор не отходил от тональности.

Однако, как мне кажется, большую трудность в сохранении чистоты интонационного строя представляет переход в другую тональность, требующее от исполнителей хорошего гармонического слуха, знания гармонического плана и умения предвидеть и предслышать переход, гармоническую окраску следующего аккорда.








Исполнительский план


При работе над данным произведением дирижеру необходимо ознакомиться и проработать это произведение самому. Для успешного хода репетиции дирижер должен знать партитуру. Для этого необходимо играть партитуру на фортепиано (выразительно сыграть, пропеть голоса, показ вступлений и снятий, выявить тембровую звучность); проанализировать (связь с литературным текстом, творчество композитора, музыкально-теоретический анализ, вокально-хоровой).

Репетиционная работа с хором делится на 3 периода: начальный, средний, заключительный.

В начальном периоде работа ведется с текстом. Ознакомление с произведением, освоение замысла автора, освоение текста, интонации, вокальная работа (пройти с хором сольфеджио, после приступать к работе с отдельными партиями, желательно присоединяя текст, динамику, фразировку).

В среднем периоде идет дальнейшая работа по выработке общехорового ансамбля, вокальных красок, отработка хоровой звучности (соединить все партии и уже полным составом хора пройти произведение частями, попутно делая замечания и исправляя их).

Заключительный период заключает в себя работу над цельностью произведения, его завершенность и уверенность. Дирижер должен направить внимание хора на однократное исполнение, что требует выработки творческого внимания, выдержки. Главная задача дирижера - раскрыть содержание произведения.

Дирижер должен поставить точные задачи и стремится их выполнить. Создание рабочей атмосферы, периодичность и смена различных задач (чтобы произведение «не приелось»), распределить общее время разучивания. Начинать работу от простого к сложному.

Для данного произведения при разучивании его необходимо:

  • сольфеджирование текста (ритмический и интонационный ансамбль)

  • пение закрытым ртом или на слог

  • чтение текста в ритме произведения (во 2 части)

  • исполнение в различной динамике

  • исполнение с изменениями в темпе (исполнить все в одном темпе - умеренном)

  • соединять произведение по частям

  • прогон для подведения итога репетиции.


Заключение


Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа.

Целостность исполнения - результат совершенного выявления идеи произведения, охвата его художественной формы. В большей степени это зависит от осознания, ощущения единой непрерывной линии развития художественного образа.

Исходя из анализа хорового произведения можно сделать вывод, что оно может быть исполнено учебным, самодеятельным и профессиональным хорами.

Логика музыкальной речи и поэтические фразы соответствуют расстановке дыхания и гибкости фразировки.

В произведении встречаются различные штрихи. Исполнение их требует яркой динамики, наполнения звуком аккорда, четкой дикции. В этом заключается основная трудность произведения.

Преодоление различных вокально - хоровых исполнительских трудностей (таких как: цепное дыхание, правильное и четкое интонирование хоровых партий, четкая дикция, ведение фраз и т. д.) в процессе работы над произведением повышает профессиональное мастерство участников хора и дирижера, помогает приобрести многие умения и навыки для дальнейшего совершенствования своего мастерства.

Для управления хором при исполнении этого произведения, дирижер должен владеть гибкой техникой, малым и мягким жестом на piano, упругим и волевым на forte, четким показом вступлений и снятий звучания, обладать волей и эмоциональностью.





Приложение

Сочинения Г. Свиридова:

Музыкальные комедии-

«Раскинулось море широко» (1943, Московский Камерный театр, Барнаул), «Огоньки» (1951, Киевский театр музыкальной комедии);

для голоса, хора и оркестра-

«Вольность» (слова поэтов-декабристов, 1955, не окончено), «Братья-люди!» (слова Есенина, 1955), «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956), «Патетическая оратория» (слова Маяковского, 1959; Ленинская премия, 1960), «Мы не верим» (Песня о Ленине, слова Маяковского, 1960), «Курские песни» (слова народные, 1964; Государственная премия СССР, 1968), «Грустные песни» (слова Блока, 1965), 4 народные песни (1971), «Светлый гость» (слова Есенина, 1965-75);

кантаты-
«Деревянная Русь» (маленькая кантата, слова Есенина, 1964), «Снег идёт»(маленькая кантата, слова Пастернака, 1965), «Весенняя кантата» (слова Некрасова, 1972), «Ода Ленину» (слова Р. И. Рождественского, для чтеца, хора и оркестра, 1976);

для оркестра-


Три танца (1951), сюита Время, вперёд! (1965), «Маленький триптих» (1966), «Музыка к памятнику павшим на Курской дуге» (1973), «Метель» (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974), симфония для струнного оркестра (1940), Музыка для камерного оркестра (1964); концерт для фортепиано с оркестром (1936);

камерно-инструментальные ансамбли-

фортепианное трио (1945; Государственная премия СССР, 1946), струнный квартет (1947);

для фортепиано-

соната (1944), сонатина (1934), Маленькая сюита (1935), 6 пьес (1936), 2 партиты (1947), Альбом пьес для детей (1948), полька (в 4 руки, 1935);

для хора (a cappella)-

5 хоров на слова русских поэтов (1958), «Ты запой мне ту песню и Душа грустит о небесах» (на слова Есенина, 1967), 3 хора из музыки к драме А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович" (1973), «Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973), 3 миниатюры (хоровод, веснянка, колядка, 1972-75), 3 пьесы из Альбома для детей (1975), «Метель» (слова Есенина, 1976); «Песни странника» (на слова древне-китайских поэтов, для голоса с оркестром, 1943); «Петербургские песни» (для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса с фортепиано, скрипки, виолончели, слова Блока, 1963);

для голоса с фортепиано-


поэмы: «Страна отцов» (слова Исаакяна, 1950), «Отчалившая Русь» (слова Есенина, 1977); вокальные циклы: 6 романсов на слова Пушкина (1935), 8 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1937), Слободская лирика (слова А. А. Прокофьева и М. В. Исаковского, 1938-58), «Смоленский рожок» (слова разных советских поэтов, разные годы), 3 песни на слова Исаакяна (1949), 3 болгарские песни (1950), Из Шекспира (1944-60), Песни на слова Р. Бёрнса (1955), «У меня отец-крестьянин» (слова Есенина, 1957), 3 песни на слова Блока (1972), 20 песен для баса (разные годы), 6 песен на слова Блока (1977) и др.;

романсы и песни;

обработки народных песен, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.


© 2010-2022