- Преподавателю
- Другое
- Качество профессионального образования: понятие, структура
Качество профессионального образования: понятие, структура
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Косова И.А. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБОУ ВО МО « Академия социального управления»
Кафедра технологий и профессионального образования
Вариативный модуль:
Самостоятельная работа №1
Тема «Качество профессионального образования: понятие, структура»
Понятие «качество образования». Международная организация по стандартизации определяет понятие «качество» как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Качество образования в Национальной доктрине Образования трактуется как качество «образовательных услуг» (т. е. элементов образовательного процесса) и качество «образовательных программ» (т. е. содержания образования). Таким образом, система качества образования в школе может быть представлена тремя основными элементами: качеством обучения школьников, качеством образовательного процесса, качеством условий образования. Отсюда следует, что качество общего образования - понятие многомерное, подразумевающее определенную структуру. Рассмотрим его составляющие:
Качество среды/условий реализации образовательного процесса. Комфортная среда обучения является обязательным условием благополучного развития личности ребенка, полноценного формирования у него учебной деятельности. Состояние комфорта, безопасности и защищенности, позитивного мировосприятия и интереса, описываемое в психологии как гармоничное состояние эмоционально-потребностной сферы, - это то, без чего невозможно осуществление эффективной образовательной деятельности в школе.
В настоящее время санитарно-гигиенические требования к материально-технической и технологической базе учреждений образования регламентируются документом «Гигиенические требования к условиям обучения и в общеобразовательных учреждениях СанПин 02.04.2002 г. 1178-02» (Москва, 2002г.).
Качество содержания образования. При отборе содержания учитываются как устоявшиеся в дидактике школы, так и новые принципы, соответствующие современным тенденциям развития образования:
принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач;
принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей;
принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является создание интегрированных курсов;
принцип кулътуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Возможный путь реализации этого принципа - сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содержания образования;
принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме того, вариативность обеспечивает дифференциацию образования, т. е. возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина Российской Федерации на получение равного с другими образования.