• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках краеведения и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Выступление Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках краеведения и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В выступлении "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках краеведения и во внеурочной деятельности" (из опыта работы) представлен опыт работы учителя краеведения за 10 лет работы в средней школе п. Безбожник. Что же я делаю в рамках гражданско-патриотического воспитания школьников? 1)    Преподаю самостоятельный учебный курс «Краеведение» в 5 – 8 класса по своей авторской образовательной программе, которая прошла экспертизу в 2004 и 2013 годах в институте развития образования Кировс...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ОПЫТУ РАБОТЫ

(Санкт-Петербург - 2014)

1 слайд - титульный

Михеева Ирина Владимировна, учитель краеведения и обществознания.

Тема моего опыта: Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через уроки краеведения и внеурочную деятельность.

2 слайд - фото школы

Данная деятельность осуществляется на базе средней школы п. Безбожник Мурашинского района Кировской области, где я работаю 25 лет.

3 слайд - Т.Г. Шевченко

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова Тараса Григорьевича Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».

4 слайд - К.Д.Ушинский

150 лет тому назад Константин Дмитриевич Ушинский писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству».

5 слайд- Д.С. Лихачев

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

Согласитесь, коллеги, что в условиях кризиса духовных ценностей, морали, культуры, формирование гражданско-патриотических качеств личности стало очень важным и актуальным.

6 слайд - Концепция ДНВ

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников устанавливается социальный заказ. Он заключается в необходимости формирования национальной идентичности. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности: гражданственность, патриотизм, традиционные российские религии.

7 слайд - ФГОС

На этом делает акцент и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения (2010 года). Напомню, что среди основных личностных характеристик выпускника названа следующая: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.

Поэтому я считаю, такой региональный компонент, как «Краеведение», необходим в школе, т.к. он способствуют гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

8 слайд - теоретическая база опыта

В своей педагогической практике руководствуюсь теорией доктора педагогических наук Анатолия Николаевича Вырщикова и кандидата педагогических наук Михаила Борисовича Кусмарцева об идеологии патриотизма, как системе ведущих идей, (актуализирующих представления о человеке, об окружающем мире и о себе самом в этом мире в масштабе коллектива, общества, государства), а также федеральными и региональными документами.

9 слайд - новизна опыта

Данные документы определяют основные направления модернизации современного российского образования, которые предусматривают инновации:

  • В содержании образования.

  • В организации образовательного процесса.

  • В технологиях обучения и воспитания.

О чем я буду рассказывать далее.


  1. слайд - ведущая педагогическая идея

Идея патриотически ориентированного подхода.

11 слайд- технология опыта

Уважаемые коллеги! Технология любого опыта подразумевает ответы на три вопроса, размещенные на слайде.

  • Что делаю?

  • Как делаю?

  • Для чего делаю?


12 слайд - Что я делаю?

Что же я делаю в рамках гражданско-патриотического воспитания школьников?

  1. Преподаю самостоятельный учебный курс «Краеведение» в 5 - 8 класса по своей авторской образовательной программе, которая прошла экспертизу в 2004 и 2013 годах в институте развития образования Кировской области.

  2. Организую краеведческую работу во внеурочной деятельности.

  3. Руковожу школьным музеем.

  4. Более 10 лет являюсь руководителем филиала ОКШ.

13 слайд - учебный курс «Краеведение»

Данный курс представлен следующим образом:

5 класс - 4 модуля:

  • «Судьба семьи в истории страны». Для модуля мною разработана рабочая тетрадь.

  • «История школы».

  • «История поселка Безбожник».

  • Практикум в школьном музее («Организация и проведение экскурсии»).

6 класс - 3 модуля:

  • «География и природа Кировской области».

  • «Этнографическое краеведение».

  • Практикум в школьном музее («Организация и проведение краеведческого поиска»).

7 - 8 класс - 2 модуля:

  • «Историческое краеведение» (Вятский край с древнейших времен и до настоящего времени)

  • Практикум в школьном музее («Атрибуция экспонатов школьного музея»).

Реализация программы «Краеведение» способствует усвоению школьниками базовой системы ценностей.

14,15 слайды - краеведческий компонент во внеклассной работе

Краеведческий компонент во внеклассной работе представлен:

1 - 4 классы - музейные занятия цикла «Здравствуй, музей!».

5 - 8 классы - летний краеведческий лагерь.

7, 8, 10 - этнографические экспедиции.

5 - 11 классы - Исследовательская деятельность.

8 - 9 классы - обучение в областной краеведческой школе.

1 - 11 классы - образовательные поездки.

9 - 11 классы - участие в конкурсах, конференциях.

1 - 11 классы - этнографические недели и праздники.

Большинство внеурочных мероприятий проходят в интерактивной форме. Традиционными стали в школе этнографические недели «Как на Вятке свои порядки», «Как на масляной неделе мы блины на Вятке ели», этнографические праздники народного календаря.

Школьники сами готовят, проводят мероприятия и активно в них участвуют.

Каждый элемент краеведческого компонента во внеклассной работе способствует духовно-нравственному воспитанию школьников.

16, 17 слайд - школьный музей - центр гражданско-патриотического воспитания

В 1996 году на основе поисковой работы учащихся, родителей и учителей был создан школьный музей «История поселка Безбожник».
Музей был паспортизирован в декабре 1999 года, в 2008 - звание «Лучший школьный музей Кировской области».

Музей стал центром гражданско-патриотического воспитания школьников. Здесь проходят уроки краеведения, интегрированные уроки (краеведение и -история, иностранный, ИЗО, литература, окружающий мир), уроки-экскурсии, встречи с интересными людьми.

Экспозиция музея представлена в трех залах:

Первый зал - «История поселка Безбожник»

Размещены выставки:

1. Мы - россияне

  1. Сердца моего пристань…

  2. Война глазами земляков

  3. История школы

  4. От лесопункта до ОАО «Майсклес».

Второй зал - Кабинет краеведения

В результате реализации социального проекта «Русская изба» создан третий зал музея - этнографический.

18 слайд - музей сотрудничает с ближним социумом (музеи, библиотеки, архивы и специалисты Мурашинского района, Кирова и Кировской области) и дальним социумом (школа-интернат «Интеллектуал» город Москва, центр культурологического образования при Московском дворце детского творчества, Дворец детского творчества города Архангельска, общественная краеведческая организация «Северное Трехречье» город Котлас).

19 слайд - занятие в библиотеке имени Герцена

Обучаясь в областной краеведческой школе имеем возможность работать в областной библиотеке имени Герцена. Здесь проходят занятия со специалистами по библиографии. Ребята собирают дополнительный материал для уроков.

20 слайд - занятие в областном архиве

Нам доступны материалы областных архивов: ГАКО и ГАСПИ КО.

21 слайд - консультация специалиста - Л.Б. Безверхова

Работая над своими исследованиями, ребята имеют возможность получить консультацию любого специалист. На данном слайде - консультация по архитектуре храмов с кандидатом архитектуры.

22, 23 слайды - областная краеведческая школа, выпускники ОКШ

С 2002 года учащиеся обучаются в областной краеведческой школе. Свидетельства получили 14 человек, Дипломы 18. В апреле 2013 года 5 человек защитили дипломные исследования на «отлично». На первый курс поступают 11 человек - учащиеся 6 - 8 классов.

Это мои первые помощники на уроке и во внеурочное время. Они создают фильмы, презентации, наглядный материал для уроков краеведения.

24 слайд - как делаю?

Качественное образование и воспитание - это образование и воспитание, при котором создаются благоприятные условия для развития личности. Одним из средств повышения качества образования и воспитания является применение новых педагогических технологий на уроках и во внеурочное время: проблемного обучения, метод проектов. Наиболее активно использую в своей работе технологию развития критического мышления, т.к. данная технология лежит в основе метапредметного подхода и позволяет формировать универсальные учебные действия. Конкурсный урок и мастер-класс проведу по данной технологии.

Большое внимание уделяю работе с историческими документами. Приемы работы тоже покажу на уроке и на мастер-классе.

Ведущая деятельность на уроке и во внеурочное время -исследовательская деятельность. Учащиеся пишут краткосрочные исследовательские работы в рамках предмета и проводят долгосрочные исследования, связанные с изучением родного края.

25 слайд - Исследовательские работы учащихся (2002 - 2006)

Темы исследовательских работ первых лет вы видите на данном слайде. Все работы созданы на материалах своей семьи, своей малой родины.

26 слайд - исследовательская деятельность

Постепенно сформировались ведущие направления исследований, они представлены на слайде.

27, 28 слайд - Темы исследовательских работ (2007 - 2013):

Изменились и темы работ.

Я хочу вас познакомить с фрагментом одного исследования:

В ходе реконструкции (исследования) истории Троицкой церкви ученица 10 класса Екатерина Коробейникова установила 23 имени священнослужителя. Поводом для продолжения исследования стало письмо внучки священника Целебровского в районный архив, в котором она просит ответить, служил ли в церкви села Боровица священник Целебровский. В ходе работы установлены контакты с родственниками, которые проживают в разных уголках нашей страны и за рубежом. Родные выслали нам доверенность, и автор получил возможность изучить ранее недоступные документы в государственном архиве социально-политической истории Кировской области - материалы следственных дел репрессированных 30-х годов XX века. (Из клировых ведомостей, хранящихся в государственном архиве Кировской области, узнали сведения из жизни священника, которые были неизвестны родственникам).

Жизнь Алексея Алексеевича в 30-е годы XX века восстанавливаем по протоколам допросов.

Из материалов следственного дела 1930 года узнаем, что в августе этого года он был арестован и допрошен по обвинению в антисоветской деятельности. Алексей Алексеевич был приговорен к трем годам заключения в концлагеря, находящиеся на территории Коми.

Семь лет спустя Алексей Алексеевич арестован вновь. В выписке из протокола № 25 заседания Особой Тройки при УНКВД Кировской области от 9 декабря 1937 года читаем: «Целебровский А.А., обвиняется в том, что, он был руководителем контрреволюционной церковной группы. Постановили: Целебровского Алексея Алексеевича расстрелять, имущество конфисковать». Приговор был приведен в исполнение 11 декабря 1937 года.

В восьмидесятые годы XX века стали восстанавливать справедливость. Алексей Алексеевич был реабилитирован в 1989 году.

В семейной генеалогической таблице не было сведений о самой старшей дочери Алексея Алексеевича, Августе, знали только, что она могла жить в поселке Юрья Кировской области. Из клировых ведомостей выяснили, что она учительствовала. Обратились за помощью к краеведам из Юрьи, побывали там и нашли сына Августы Алексеевны Юрия Петровича Маракулина, инвалида детства. Изучив документ «Паспорт Юрьевской школы № 40 Верховинского района», установили, что Августа Алексеевна окончила Халтуринское педучилище, работала учителем начальных классов и учителем математики. За свой труд награждена Орденом Ленина.

Можем предположить, что данное исследование будет способствовать воссоединению огромного рода Целебровских.

Полная версия этого исследования и других размещены на моем личном сайте.

29 слайд - социальные проекты и акции

Оптимальный результат достигается тогда, когда гражданственность, патриотизм проявляются в социальной практике общества через конкретные действия его представителей.

В течение последних лет на базе музея реализованы проекты и акции:

  • «Школьная газета».

  • «Школьная Книга Памяти».

  • «И нет безымянных солдат…»

  • « Память»

  • Марафон «По праву памяти…» (60 и 65-летний юбилей Победы ВОВ)

  • «Зеленый мир» (долгосрочный).

30 слайд - этнографическая экспедиция

Совместно с заведующей районного краеведческого музея осуществили проект «Этнографическая экспедиция» по забытым населенным пунктам Паламохинского сельского округа Мурашинского района, в ходе которой были собраны экспонаты и мемораты для нашего музея.

31 слайд - образовательные поездки

Мы с ребятами много ездим, все поездки носят образовательный характер.

Несколько примеров:

  • Поездка в Котельнич: посетили музей крестьянского быта, палеонтологический музей, Нургушский заповедник. Полученные знания ребята использовали в модулях: «География и природа Кировской области», «Этнографическое краеведение».

  • Путешествуя по старой Вятке, посетили Серафимовскую церковь и Трифонов Монастырь. Это мы изучаем в модуле «Историческое краеведение».

  • В ходе поездки в Кижи работали над проектом «Особенности безгвоздевых конструкций Заонежья и Вятки». Фото и видео материалы легли в основу виртуальной экскурсии для урока по этнографическому краеведению.

  • Находясь на Соловках, установили связь Соловков и Вятской земли: брат промышленника Тихона Булычева окончил свой земной путь в стенах обители, будучи простым монахом.

32 слайды - районные краеведческие чтения +(слайд - карта)

Мои ученики и я являемся одними из организаторов районных краеведческих чтений «Моя православная родина». В 2012 году состоялись юбилейные чтения, на которых мы подвели итоги исследовательской работы за 5 лет.

33 слайд - карта

И сейчас мы имеем возможность нанести на карту района условные обозначения храмов и часовен, которые были раньше. В настоящее время сохранилась только одна часовня.

Планируем нанести на карту района условные обозначения церковно- приходских, земских, единых трудовых школ - что тоже является результатом многолетней исследовательской работы.

34 слайд - для чего делаю?

Я часто задаю себе вопрос: «Для чего я это делаю?» И сама себе отвечаю: «Прежде всего для того, чтобы через уроки краеведения, музейные занятия, исследовательскую деятельность заложить в учениках любовь к малой родине». Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что все выше сказанное способствует созданию в школе условий для гражданско-патриотического воспитания учащихся и их успешной дальнейшей социализации.

35 слайд - результативность

Опыт работы позволяет мне сделать вывод о положительной динамике обучения, воспитания и развития учащихся.

Предметные.

Личностные.

Метапредметные результаты.

Все результаты взаимосвязаны. Считаю, что работа по гражданско-патриотическому воспитанию направлена не столько на приобретение объема знаний, сколько на духовно-нравственное развитие личности.

36 слайды - результативность

Об эффективности моей работы говорят предметные результаты.

  • Уровень обученности составляет 100%.

  • Удельный вес обучающихся - 88%

/Вы видите на слайде./

37 слайд - участие в конкурсах и конференциях (таблица), потом ученики - исследователи (38 - 44 слайд)

Реализация современного подхода к преподаванию краеведения способствует не только гражданско-патриотическому воспитанию, но и раскрытию творческого потенциала личности.

Обратите внимание на таблицу: Мои ученики принимают активное участие в исследовательских конкурсах, конференциях и занимают призовые места на разных уровнях.

Кроме того можно говорить о метапредметных результатах. Практика позволяет сделать вывод, что мои ученики умеют работать с различными источниками информации, умеют анализировать, обобщать, систематизировать, умеют планировать свою деятельность, делать выводы, презентовать свою работу.

Двое исследователей - лауреаты стипендии главы Мурашинского района. Четверо - …

45 слайды - публикации

На слайде представлено количество публикаций моих и моих учеников на разных уровнях (Можно ознакомиться).

  • Работы учащихся - исследователей приняты на хранение в ГАКО и областной музей истории народного образования.

  • Все исследования войдут в книгу Л.С. Сусловой по истории Мурашинского района на правах соавторов.

46 - 50 слайды - уровни обобщения опыта (+выступления)

О востребованности моего опыта говорит тот факт, что меня и моих учеников - исследователей приглашают принимать участие в конференциях, семинарах разного уровня.

51слайд - мои награды

Имею награды за свой труд.

Наиболее значимыми наградами считаю:

- Почетное звание (2011)

- Грамоту «За введение в научный оборот

новых исторических фактов

и документов регионального аспекта учебными

краеведческими исследованиями выпускников ОКШ»(2011)

- Являюсь Победителем Всероссийского конкурса «Лучшие

учителя РФ» (2008).

В перспективе:

…..

Итак, мы начали с вами с того, что гражданско-патриотическое воспитание очень важно и актуально, это требование времени.

Мы рассмотрели, как можно реализовать данное направление воспитания через уроки краеведения и внеурочную деятельность, вы увидели и можете сделать вывод, что опыт может быть использован в любой школе при наличии педагога - энтузиаста, который бы занимался данным направлением, поддержки учащихся, родителей и администрации.

Благодарю за внимание!!!!!

© 2010-2022