- Преподавателю
- Другое
- Выступление Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках краеведения и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Выступление Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках краеведения и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михеева И.В. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ОПЫТУ РАБОТЫ
(Санкт-Петербург - 2014)
1 слайд - титульный
Михеева Ирина Владимировна, учитель краеведения и обществознания.
Тема моего опыта: Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через уроки краеведения и внеурочную деятельность.
2 слайд - фото школы
Данная деятельность осуществляется на базе средней школы п. Безбожник Мурашинского района Кировской области, где я работаю 25 лет.
3 слайд - Т.Г. Шевченко
Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова Тараса Григорьевича Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
4 слайд - К.Д.Ушинский
150 лет тому назад Константин Дмитриевич Ушинский писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству».
5 слайд- Д.С. Лихачев
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
Согласитесь, коллеги, что в условиях кризиса духовных ценностей, морали, культуры, формирование гражданско-патриотических качеств личности стало очень важным и актуальным.
6 слайд - Концепция ДНВ
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников устанавливается социальный заказ. Он заключается в необходимости формирования национальной идентичности. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности: гражданственность, патриотизм, традиционные российские религии.
7 слайд - ФГОС
На этом делает акцент и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения (2010 года). Напомню, что среди основных личностных характеристик выпускника названа следующая: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.
Поэтому я считаю, такой региональный компонент, как «Краеведение», необходим в школе, т.к. он способствуют гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
8 слайд - теоретическая база опыта
В своей педагогической практике руководствуюсь теорией доктора педагогических наук Анатолия Николаевича Вырщикова и кандидата педагогических наук Михаила Борисовича Кусмарцева об идеологии патриотизма, как системе ведущих идей, (актуализирующих представления о человеке, об окружающем мире и о себе самом в этом мире в масштабе коллектива, общества, государства), а также федеральными и региональными документами.
9 слайд - новизна опыта
Данные документы определяют основные направления модернизации современного российского образования, которые предусматривают инновации:
-
В содержании образования.
-
В организации образовательного процесса.
-
В технологиях обучения и воспитания.
О чем я буду рассказывать далее.
-
слайд - ведущая педагогическая идея
Идея патриотически ориентированного подхода.
11 слайд- технология опыта
Уважаемые коллеги! Технология любого опыта подразумевает ответы на три вопроса, размещенные на слайде.
-
Что делаю?
-
Как делаю?
-
Для чего делаю?
12 слайд - Что я делаю?
Что же я делаю в рамках гражданско-патриотического воспитания школьников?
-
Преподаю самостоятельный учебный курс «Краеведение» в 5 - 8 класса по своей авторской образовательной программе, которая прошла экспертизу в 2004 и 2013 годах в институте развития образования Кировской области.
-
Организую краеведческую работу во внеурочной деятельности.
-
Руковожу школьным музеем.
-
Более 10 лет являюсь руководителем филиала ОКШ.
13 слайд - учебный курс «Краеведение»
Данный курс представлен следующим образом:
5 класс - 4 модуля:
-
«Судьба семьи в истории страны». Для модуля мною разработана рабочая тетрадь.
-
«История школы».
-
«История поселка Безбожник».
-
Практикум в школьном музее («Организация и проведение экскурсии»).
6 класс - 3 модуля:
-
«География и природа Кировской области».
-
«Этнографическое краеведение».
-
Практикум в школьном музее («Организация и проведение краеведческого поиска»).
7 - 8 класс - 2 модуля:
-
«Историческое краеведение» (Вятский край с древнейших времен и до настоящего времени)
-
Практикум в школьном музее («Атрибуция экспонатов школьного музея»).
Реализация программы «Краеведение» способствует усвоению школьниками базовой системы ценностей.
14,15 слайды - краеведческий компонент во внеклассной работе
Краеведческий компонент во внеклассной работе представлен:
1 - 4 классы - музейные занятия цикла «Здравствуй, музей!».
5 - 8 классы - летний краеведческий лагерь.
7, 8, 10 - этнографические экспедиции.
5 - 11 классы - Исследовательская деятельность.
8 - 9 классы - обучение в областной краеведческой школе.
1 - 11 классы - образовательные поездки.
9 - 11 классы - участие в конкурсах, конференциях.
1 - 11 классы - этнографические недели и праздники.
Большинство внеурочных мероприятий проходят в интерактивной форме. Традиционными стали в школе этнографические недели «Как на Вятке свои порядки», «Как на масляной неделе мы блины на Вятке ели», этнографические праздники народного календаря.
Школьники сами готовят, проводят мероприятия и активно в них участвуют.
Каждый элемент краеведческого компонента во внеклассной работе способствует духовно-нравственному воспитанию школьников.
16, 17 слайд - школьный музей - центр гражданско-патриотического воспитания
В 1996 году на основе поисковой работы учащихся, родителей и учителей был создан школьный музей «История поселка Безбожник».
Музей был паспортизирован в декабре 1999 года, в 2008 - звание «Лучший школьный музей Кировской области».
Музей стал центром гражданско-патриотического воспитания школьников. Здесь проходят уроки краеведения, интегрированные уроки (краеведение и -история, иностранный, ИЗО, литература, окружающий мир), уроки-экскурсии, встречи с интересными людьми.
Экспозиция музея представлена в трех залах:
Первый зал - «История поселка Безбожник»
Размещены выставки:
1. Мы - россияне
-
Сердца моего пристань…
-
Война глазами земляков
-
История школы
-
От лесопункта до ОАО «Майсклес».
Второй зал - Кабинет краеведения
В результате реализации социального проекта «Русская изба» создан третий зал музея - этнографический.
18 слайд - музей сотрудничает с ближним социумом (музеи, библиотеки, архивы и специалисты Мурашинского района, Кирова и Кировской области) и дальним социумом (школа-интернат «Интеллектуал» город Москва, центр культурологического образования при Московском дворце детского творчества, Дворец детского творчества города Архангельска, общественная краеведческая организация «Северное Трехречье» город Котлас).
19 слайд - занятие в библиотеке имени Герцена
Обучаясь в областной краеведческой школе имеем возможность работать в областной библиотеке имени Герцена. Здесь проходят занятия со специалистами по библиографии. Ребята собирают дополнительный материал для уроков.
20 слайд - занятие в областном архиве
Нам доступны материалы областных архивов: ГАКО и ГАСПИ КО.
21 слайд - консультация специалиста - Л.Б. Безверхова
Работая над своими исследованиями, ребята имеют возможность получить консультацию любого специалист. На данном слайде - консультация по архитектуре храмов с кандидатом архитектуры.
22, 23 слайды - областная краеведческая школа, выпускники ОКШ
С 2002 года учащиеся обучаются в областной краеведческой школе. Свидетельства получили 14 человек, Дипломы 18. В апреле 2013 года 5 человек защитили дипломные исследования на «отлично». На первый курс поступают 11 человек - учащиеся 6 - 8 классов.
Это мои первые помощники на уроке и во внеурочное время. Они создают фильмы, презентации, наглядный материал для уроков краеведения.
24 слайд - как делаю?
Качественное образование и воспитание - это образование и воспитание, при котором создаются благоприятные условия для развития личности. Одним из средств повышения качества образования и воспитания является применение новых педагогических технологий на уроках и во внеурочное время: проблемного обучения, метод проектов. Наиболее активно использую в своей работе технологию развития критического мышления, т.к. данная технология лежит в основе метапредметного подхода и позволяет формировать универсальные учебные действия. Конкурсный урок и мастер-класс проведу по данной технологии.
Большое внимание уделяю работе с историческими документами. Приемы работы тоже покажу на уроке и на мастер-классе.
Ведущая деятельность на уроке и во внеурочное время -исследовательская деятельность. Учащиеся пишут краткосрочные исследовательские работы в рамках предмета и проводят долгосрочные исследования, связанные с изучением родного края.
25 слайд - Исследовательские работы учащихся (2002 - 2006)
Темы исследовательских работ первых лет вы видите на данном слайде. Все работы созданы на материалах своей семьи, своей малой родины.
26 слайд - исследовательская деятельность
Постепенно сформировались ведущие направления исследований, они представлены на слайде.
27, 28 слайд - Темы исследовательских работ (2007 - 2013):
Изменились и темы работ.
Я хочу вас познакомить с фрагментом одного исследования:
В ходе реконструкции (исследования) истории Троицкой церкви ученица 10 класса Екатерина Коробейникова установила 23 имени священнослужителя. Поводом для продолжения исследования стало письмо внучки священника Целебровского в районный архив, в котором она просит ответить, служил ли в церкви села Боровица священник Целебровский. В ходе работы установлены контакты с родственниками, которые проживают в разных уголках нашей страны и за рубежом. Родные выслали нам доверенность, и автор получил возможность изучить ранее недоступные документы в государственном архиве социально-политической истории Кировской области - материалы следственных дел репрессированных 30-х годов XX века. (Из клировых ведомостей, хранящихся в государственном архиве Кировской области, узнали сведения из жизни священника, которые были неизвестны родственникам).
Жизнь Алексея Алексеевича в 30-е годы XX века восстанавливаем по протоколам допросов.
Из материалов следственного дела 1930 года узнаем, что в августе этого года он был арестован и допрошен по обвинению в антисоветской деятельности. Алексей Алексеевич был приговорен к трем годам заключения в концлагеря, находящиеся на территории Коми.
Семь лет спустя Алексей Алексеевич арестован вновь. В выписке из протокола № 25 заседания Особой Тройки при УНКВД Кировской области от 9 декабря 1937 года читаем: «Целебровский А.А., обвиняется в том, что, он был руководителем контрреволюционной церковной группы. Постановили: Целебровского Алексея Алексеевича расстрелять, имущество конфисковать». Приговор был приведен в исполнение 11 декабря 1937 года.
В восьмидесятые годы XX века стали восстанавливать справедливость. Алексей Алексеевич был реабилитирован в 1989 году.
В семейной генеалогической таблице не было сведений о самой старшей дочери Алексея Алексеевича, Августе, знали только, что она могла жить в поселке Юрья Кировской области. Из клировых ведомостей выяснили, что она учительствовала. Обратились за помощью к краеведам из Юрьи, побывали там и нашли сына Августы Алексеевны Юрия Петровича Маракулина, инвалида детства. Изучив документ «Паспорт Юрьевской школы № 40 Верховинского района», установили, что Августа Алексеевна окончила Халтуринское педучилище, работала учителем начальных классов и учителем математики. За свой труд награждена Орденом Ленина.
Можем предположить, что данное исследование будет способствовать воссоединению огромного рода Целебровских.
Полная версия этого исследования и других размещены на моем личном сайте.
29 слайд - социальные проекты и акции
Оптимальный результат достигается тогда, когда гражданственность, патриотизм проявляются в социальной практике общества через конкретные действия его представителей.
В течение последних лет на базе музея реализованы проекты и акции:
-
«Школьная газета».
-
«Школьная Книга Памяти».
-
«И нет безымянных солдат…»
-
« Память»
-
Марафон «По праву памяти…» (60 и 65-летний юбилей Победы ВОВ)
-
«Зеленый мир» (долгосрочный).
30 слайд - этнографическая экспедиция
Совместно с заведующей районного краеведческого музея осуществили проект «Этнографическая экспедиция» по забытым населенным пунктам Паламохинского сельского округа Мурашинского района, в ходе которой были собраны экспонаты и мемораты для нашего музея.
31 слайд - образовательные поездки
Мы с ребятами много ездим, все поездки носят образовательный характер.
Несколько примеров:
-
Поездка в Котельнич: посетили музей крестьянского быта, палеонтологический музей, Нургушский заповедник. Полученные знания ребята использовали в модулях: «География и природа Кировской области», «Этнографическое краеведение».
-
Путешествуя по старой Вятке, посетили Серафимовскую церковь и Трифонов Монастырь. Это мы изучаем в модуле «Историческое краеведение».
-
В ходе поездки в Кижи работали над проектом «Особенности безгвоздевых конструкций Заонежья и Вятки». Фото и видео материалы легли в основу виртуальной экскурсии для урока по этнографическому краеведению.
-
Находясь на Соловках, установили связь Соловков и Вятской земли: брат промышленника Тихона Булычева окончил свой земной путь в стенах обители, будучи простым монахом.
32 слайды - районные краеведческие чтения +(слайд - карта)
Мои ученики и я являемся одними из организаторов районных краеведческих чтений «Моя православная родина». В 2012 году состоялись юбилейные чтения, на которых мы подвели итоги исследовательской работы за 5 лет.
33 слайд - карта
И сейчас мы имеем возможность нанести на карту района условные обозначения храмов и часовен, которые были раньше. В настоящее время сохранилась только одна часовня.
Планируем нанести на карту района условные обозначения церковно- приходских, земских, единых трудовых школ - что тоже является результатом многолетней исследовательской работы.
34 слайд - для чего делаю?
Я часто задаю себе вопрос: «Для чего я это делаю?» И сама себе отвечаю: «Прежде всего для того, чтобы через уроки краеведения, музейные занятия, исследовательскую деятельность заложить в учениках любовь к малой родине». Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что все выше сказанное способствует созданию в школе условий для гражданско-патриотического воспитания учащихся и их успешной дальнейшей социализации.
35 слайд - результативность
Опыт работы позволяет мне сделать вывод о положительной динамике обучения, воспитания и развития учащихся.
Предметные.
Личностные.
Метапредметные результаты.
Все результаты взаимосвязаны. Считаю, что работа по гражданско-патриотическому воспитанию направлена не столько на приобретение объема знаний, сколько на духовно-нравственное развитие личности.
36 слайды - результативность
Об эффективности моей работы говорят предметные результаты.
-
Уровень обученности составляет 100%.
-
Удельный вес обучающихся - 88%
/Вы видите на слайде./
37 слайд - участие в конкурсах и конференциях (таблица), потом ученики - исследователи (38 - 44 слайд)
Реализация современного подхода к преподаванию краеведения способствует не только гражданско-патриотическому воспитанию, но и раскрытию творческого потенциала личности.
Обратите внимание на таблицу: Мои ученики принимают активное участие в исследовательских конкурсах, конференциях и занимают призовые места на разных уровнях.
Кроме того можно говорить о метапредметных результатах. Практика позволяет сделать вывод, что мои ученики умеют работать с различными источниками информации, умеют анализировать, обобщать, систематизировать, умеют планировать свою деятельность, делать выводы, презентовать свою работу.
Двое исследователей - лауреаты стипендии главы Мурашинского района. Четверо - …
45 слайды - публикации
На слайде представлено количество публикаций моих и моих учеников на разных уровнях (Можно ознакомиться).
-
Работы учащихся - исследователей приняты на хранение в ГАКО и областной музей истории народного образования.
-
Все исследования войдут в книгу Л.С. Сусловой по истории Мурашинского района на правах соавторов.
46 - 50 слайды - уровни обобщения опыта (+выступления)
О востребованности моего опыта говорит тот факт, что меня и моих учеников - исследователей приглашают принимать участие в конференциях, семинарах разного уровня.
51слайд - мои награды
Имею награды за свой труд.
Наиболее значимыми наградами считаю:
- Почетное звание (2011)
- Грамоту «За введение в научный оборот
новых исторических фактов
и документов регионального аспекта учебными
краеведческими исследованиями выпускников ОКШ»(2011)
- Являюсь Победителем Всероссийского конкурса «Лучшие
учителя РФ» (2008).
В перспективе:
…..
Итак, мы начали с вами с того, что гражданско-патриотическое воспитание очень важно и актуально, это требование времени.
Мы рассмотрели, как можно реализовать данное направление воспитания через уроки краеведения и внеурочную деятельность, вы увидели и можете сделать вывод, что опыт может быть использован в любой школе при наличии педагога - энтузиаста, который бы занимался данным направлением, поддержки учащихся, родителей и администрации.
Благодарю за внимание!!!!!