- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа краеведческого кружка Память
Рабочая программа краеведческого кружка Память
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мышанская С.В. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зазерская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МБОУ Зазерской СОШ
____________Л.В.Медведева
приказ №_____ от ________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
(краеведческого кружка)
«Память»
для обучающихся 6-9 классов
на 2015-2016 учебный год
Количество часов - 35 ч.
Руководитель: Мышанская Светлана Владимировна,
учитель географии
х. Зазерский
Введение
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа,
на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества»
Д.С.Лихачев
В школе есть люди, которым небезразлично, что происходит в их втором доме, то им необходимо объединяться. Но для чего?
Во-первых, для общения друг с другом. Во-вторых, из-за желания сделать что-то хорошее, полезное для себя, для окружающих людей и для школы.
Именно поэтому с 2000 года в школе действует школьный музей, объединяющий ребят и взрослых поисковой, краеведческой деятельностью - важным средством приобщения к истории малой родины, к культуре и нравственным ценностям родного края.
В процессе этой деятельности школьники закаляются нравственно и физически, учатся находить факты и аргументы для отстаивания свой точки зрения, излагать логически материал, работать с архивными источниками, проявлять настойчивость, самостоятельность, силу воли, чувствовать ответственность за выполнение задания, требовательность и дисциплинированность.
Воспитание достойного гражданина, патриота страны - одно из приоретеных направлений воспитательной работы педагогического коллектива школы в осуществлении программы гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Концептуальная основа модифицированной образовательной программы детского объединения «Память» (далее Программа)
-
Патриотическое воспитание помогает вести растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба.
-
Ребенок, наделенный определенной биологической программой развития, нуждается в социальных навыках. При этом необходимо его учить общению, поведению, дать определенные знания, навыки и умения познавать окружающий мир.
-
Человечество развивается именно потому, что каждое поколение передает следующему свой опыт. Эта передача опыта происходит через воспитание и образование.
-
У обучающихся формируются навыки учебно-исследовательской деятельности.
-
Профессиональное самоопределение.
Актуальные исторические, географические, социальные предпосылки создания Программы:
-
В нашей школе создан прекрасный музей, имеющий разнообразие экспонатов, справочной литературы;
-
На Дону происходили сложные этносоциональные и экономические процессы, сформировалось особое общественное устройство, донской менталитет. Изучая историю Дона, детям представляется возможность лучше разобраться в сложных и противоречивых процессах возрождения казачества.
-
В основу программы заложена идея глубокого изучения истории и культуры родного края
-
В последнее десятилетие у детей и подростков наметилась устойчивая тенденция роста интереса к прошлому своей семьи. Многие дети расспрашивают своих родителей о том, кем были их предки, где жили, чем занимались и т. Д.
-
Подростки пытаются составить «древо фамилии», или родословную. Взрослые так же проявляют интерес к подобным сведениям.
-
Педагог создает благоприятное поле, стимулирующее духовное развитие человека, его жизнедеятельности.
Цель программы - введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места с которого начинается его судьба.
Задачи:
-
Изучать историю и природу родного края с древних времен, составление летописи наших дней;
-
Пробуждать в сердце ребенка любовь к родному краю, его природным богатствам;
-
Изучать родословные, семейные традиции и обряды, развивать и поощрять интерес к истории рода;
-
Изучать жизнь и деятельность земляков;
-
Изучать культурное наследие и творчество жителей родного края;
-
Изучать историческое прошлое края по вещественным источникам;
-
Воспитывать чувство гуманности к людям старшего поколения, бережного отношения к памяти и к памятникам прошедших и настоящих событий;
-
Изучать историю Великой Отечественной войны краеведческими средствами. Увековечивать память земляков;
-
Совершенствовать деятельность музея и его роль в образовании и воспитании детей;
-
Развивать основные навыки поисковой и исследовательской деятельности музейного дела;
-
Ориентировать на творческую коллективную деятельность.
Программа рассчитанная на один год обучения для детей среднего школьного возраста, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Наполняемость группы 10-15 человек
Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю по 1 часу.
Участники внеурочной деятельности:
-
Учитель.
-
Ученики .
-
Родители.
Формы проведения занятий:
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения:
-
Экскурсии (по району );
-
Викторины;
-
Конференции;
-
Конкурсы школьные и районные;
-
Уроки - лекции; уроки - встречи;
-
Работа с документами; СМИ;
-
Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературе.
Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Особенностью данной программы является следующие образовательно-воспитательные модели:
-
Объединение работает на безе созданного музея, поэтому особенностью программы является поэтапное обучение детей музейному делу.
-
Воспитанники осваивают методику исследовательской работы.
-
Программа определяет широкий круг изучения краеведческих тем.
Успешное развитие общеобразовательного процесса возможно при реализации следующих принципов:
-
Непрерывность и преемственность;
-
Принцип системности;
-
Принцип культуросообразности;
-
Принцип гуманизации образовательного процесса. Изучая историю на примерах жизни и деятельности своих земляков, дети постигают опыт социальной жизни, который им пригодится в будущем.
Программа объединения «Память» написана с предъявляемыми требованиями в соответствии с «Законом Российской Федерации «Об образовании»; Конвенции о правах ребенка; учитывая возрастные особенности детей; создавая условия для развития личности воспитанника.
В организации занятий применяются различные формы: проблемно-поисковая деятельность, походы, встречи, исследовательская деятельность, работа в музее.
Помнить свои корни и любить свою Отчизну - это долг каждого русского человека.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
-
Вводное занятие.
Организация занятий. Задачи и содержание работы краеведческого кружка Школьное краеведение - как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения. Особенности работы историков-краеведов. Значение работы. Инструктаж по технике безопасности.
-
Возможности краеведения в окрестностях села.
Физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение (местное, региональное). Развитие сельского хозяйства, транспортной сети.
-
Знакомство с экспонатами школьного музея.
Письменные источники. Письменные источники-знания о прошлом.
Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники. Значение журнальных, газетных публикаций. Топонимика окрестностей. Понятие топонимики, значение её в сохранении истории народа. Основные разделы топонимики. Работа с картой. Сбор сведений у старожилов.
Презентация -лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.
Практическое занятие. Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.
Практическое занятие. Встреча со старожилами села с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Улицы, местечки и происхождение их названий. Составление карты хутора и его окрестностей.
-
Военно-патриотическая работа.
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Лекция, изучение материалов из письменных источников
Практическое занятие. Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний. Уход за братской могилой.
-
Школьный музей.
Учет, хранение экспонатов. Паспорта к экспонатам. Как правильно оформлять паспорта к экспонатам. Хранение документов и обращение с ними Работа с документами школьного музея.
Подведение итогов работы кружка. Проведение конференции с творческими отчетами, экскурсии в школьном музее.
Календарно-тематическое планирование занятий
№
Тема занятий
Кол-во
часов
примечание
Дата
план факт
I.Вводные занятия (6 часов)
1
Вводное занятие. «С чего начинается Родина»
1
Цели и задачи кружка. Выборы актива музея Инструктаж по технике безопасности
2.09
2
Вводное занятие. Донской край в древности.
1
Географическое и культурно-историческое пространство Донского региона. Направления краеведения.
9.09
3
Источники знаний о прошлом.
1
Методы изучения. Науки. Топономика. Этнография. Археология.
16.09
II. Возможности краеведения в окрестностях села. ( часов)
4
Исследование истории быта и повседневной жизни человека
1
Беседа, экскурсия в музей
23.09
5
История колхоза «Ленинский путь»
1
Беседа, оформление выставки
30.09
6
Из истории основания Тацинского района
1
Беседа, работа с картой области
Инструктаж по технике безопасности
7.10
7
Виртуальная экскурсия «Земля Тацинская
1
Просмотр электронной презентации
14.10
8
Ростовская область. Географическое положение района
1
Беседа, работа с картой области
21.10
9
Климат. Воды. Почвы Ростовской области.
1
Экскурсия в природу
28.10
10
Разнообразие птиц Ростовской области
1
Работа с Красной книгой Ростовской области
11.11
11
Разнообразие животного мира Ростовской области
1
Экскурсия в школьный музей
Инструктаж по технике безопасности
18.11
12
Человек - часть природы
1
Беседа
25.11
13
Красная книга ростовской области
1
Беседа. Просмотр презентации Инструктаж по технике безопасности
2.12
14
Экологическая ситуация в Ростовской области. Особо охраняемые территории Ростовской области
1
Работа с картой. Поиск информации в Интернете
9.12
15
Музеи, библиотеки, архивы - хранители исторического наследия.
1
Музеи, библиотеки, архивы. Семейные архивы. Правила поведения в музеях.
16.12
16
Посещение музея
1
Работа за компьютером.
23.12
-
Военно-патриотическая работа.
17
Сбор информации о Великой Отечественной войне. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
1
Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний. Инструктаж по технике безопасности
13.01
18
Оформление стенда к 71-годовщине Великой Отечественной войны
1
Поиск информации и обработка информации
20.01
19
Блокада Ленинграда
1
Просмотр электронной презентации
Уборка братской могилой.
27.01
20
Встреча с тружеником тыла Мышанской П.И.
1
Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний.
3.02
21
«Освобождение Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков» Как это было…
1
Просмотр электронной презентации
10.02
22
"15 февраля - День вывода советских войск из Афганистана"
1
Беседа с просмотром презентации о гражданственности и патриотизме
17.02
-
Школьный музей
23
Учет и хранение экспонатов.
1
Работа с документами школьного музея
24.02
24
Правила хранения документов и обращение с ними
1
Работа с документами школьного музея
2.03
25
Работа с экспонатами, оформление стендов и выставок в музее
1
Работа в музее
9.03
26
Письменные и устные источники - знаний о прошлом.
1
Экскурсия в музей просмотр старинных книг
16.03
27
Древние рукописные памятники: рукописи берестяные грамоты и т.д. Значение журналов и публикаций
1
Рассказ.
Просмотр презентации
30.03
28
Топонимика окрестностей, ее значение.
1
Работа с картой
6.04
29
Паспорта экспонатов. Правила оформления
1
Работа со старожилами нашего хутора
13.04
30
Исторические и географические названия хутора Зазерского
1
Работа с документами школьного музея
20.04
31
Организация праздничного мероприятия
1
Работа в музее
27.04
32
День Победы со слезами на глазах.
1
Участие в проведении праздника 9 мая. Митинг.
4.05
33
Учеба экскурсоводов.
1
Работа в музее
11.05
34
Культура речи (интонация, ритм, ударение)
1
Работа в музее
18.05
35
Творческий отчет в школьном музее
Подведение итогов работы кружка
25.05