Рабочая программа краеведческого кружка Память

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зазерская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор МБОУ Зазерской СОШ

____________Л.В.Медведева

приказ №_____ от ________2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

(краеведческого кружка)

«Память»

для обучающихся 6-9 классов

на 2015-2016 учебный год

Количество часов - 35 ч.

Руководитель: Мышанская Светлана Владимировна,

учитель географии



х. Зазерский

Введение

«Любовь к родному краю, знание его истории - основа,

на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества»

Д.С.Лихачев

В школе есть люди, которым небезразлично, что происходит в их втором доме, то им необходимо объединяться. Но для чего?

Во-первых, для общения друг с другом. Во-вторых, из-за желания сделать что-то хорошее, полезное для себя, для окружающих людей и для школы.

Именно поэтому с 2000 года в школе действует школьный музей, объединяющий ребят и взрослых поисковой, краеведческой деятельностью - важным средством приобщения к истории малой родины, к культуре и нравственным ценностям родного края.

В процессе этой деятельности школьники закаляются нравственно и физически, учатся находить факты и аргументы для отстаивания свой точки зрения, излагать логически материал, работать с архивными источниками, проявлять настойчивость, самостоятельность, силу воли, чувствовать ответственность за выполнение задания, требовательность и дисциплинированность.

Воспитание достойного гражданина, патриота страны - одно из приоретеных направлений воспитательной работы педагогического коллектива школы в осуществлении программы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Концептуальная основа модифицированной образовательной программы детского объединения «Память» (далее Программа)

  • Патриотическое воспитание помогает вести растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба.

  • Ребенок, наделенный определенной биологической программой развития, нуждается в социальных навыках. При этом необходимо его учить общению, поведению, дать определенные знания, навыки и умения познавать окружающий мир.

  • Человечество развивается именно потому, что каждое поколение передает следующему свой опыт. Эта передача опыта происходит через воспитание и образование.

  • У обучающихся формируются навыки учебно-исследовательской деятельности.

  • Профессиональное самоопределение.

Актуальные исторические, географические, социальные предпосылки создания Программы:

  • В нашей школе создан прекрасный музей, имеющий разнообразие экспонатов, справочной литературы;

  • На Дону происходили сложные этносоциональные и экономические процессы, сформировалось особое общественное устройство, донской менталитет. Изучая историю Дона, детям представляется возможность лучше разобраться в сложных и противоречивых процессах возрождения казачества.

  • В основу программы заложена идея глубокого изучения истории и культуры родного края

  • В последнее десятилетие у детей и подростков наметилась устойчивая тенденция роста интереса к прошлому своей семьи. Многие дети расспрашивают своих родителей о том, кем были их предки, где жили, чем занимались и т. Д.

  • Подростки пытаются составить «древо фамилии», или родословную. Взрослые так же проявляют интерес к подобным сведениям.

  • Педагог создает благоприятное поле, стимулирующее духовное развитие человека, его жизнедеятельности.

Цель программы - введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места с которого начинается его судьба.

Задачи:

  • Изучать историю и природу родного края с древних времен, составление летописи наших дней;

  • Пробуждать в сердце ребенка любовь к родному краю, его природным богатствам;

  • Изучать родословные, семейные традиции и обряды, развивать и поощрять интерес к истории рода;

  • Изучать жизнь и деятельность земляков;

  • Изучать культурное наследие и творчество жителей родного края;

  • Изучать историческое прошлое края по вещественным источникам;

  • Воспитывать чувство гуманности к людям старшего поколения, бережного отношения к памяти и к памятникам прошедших и настоящих событий;

  • Изучать историю Великой Отечественной войны краеведческими средствами. Увековечивать память земляков;

  • Совершенствовать деятельность музея и его роль в образовании и воспитании детей;

  • Развивать основные навыки поисковой и исследовательской деятельности музейного дела;

  • Ориентировать на творческую коллективную деятельность.

Программа рассчитанная на один год обучения для детей среднего школьного возраста, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.

Наполняемость группы 10-15 человек

Программа рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю по 1 часу.

Участники внеурочной деятельности:

  • Учитель.

  • Ученики .

  • Родители.

Формы проведения занятий:

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения:

  • Экскурсии (по району );

  • Викторины;

  • Конференции;

  • Конкурсы школьные и районные;

  • Уроки - лекции; уроки - встречи;

  • Работа с документами; СМИ;

  • Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературе.

Важная составляющая краеведения - элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

Особенностью данной программы является следующие образовательно-воспитательные модели:

  • Объединение работает на безе созданного музея, поэтому особенностью программы является поэтапное обучение детей музейному делу.

  • Воспитанники осваивают методику исследовательской работы.

  • Программа определяет широкий круг изучения краеведческих тем.

Успешное развитие общеобразовательного процесса возможно при реализации следующих принципов:

  • Непрерывность и преемственность;

  • Принцип системности;

  • Принцип культуросообразности;

  • Принцип гуманизации образовательного процесса. Изучая историю на примерах жизни и деятельности своих земляков, дети постигают опыт социальной жизни, который им пригодится в будущем.

Программа объединения «Память» написана с предъявляемыми требованиями в соответствии с «Законом Российской Федерации «Об образовании»; Конвенции о правах ребенка; учитывая возрастные особенности детей; создавая условия для развития личности воспитанника.

В организации занятий применяются различные формы: проблемно-поисковая деятельность, походы, встречи, исследовательская деятельность, работа в музее.

Помнить свои корни и любить свою Отчизну - это долг каждого русского человека.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Вводное занятие.

Организация занятий. Задачи и содержание работы краеведческого кружка Школьное краеведение - как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения. Особенности работы историков-краеведов. Значение работы. Инструктаж по технике безопасности.

  1. Возможности краеведения в окрестностях села.

Физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение (местное, региональное). Развитие сельского хозяйства, транспортной сети.

  1. Знакомство с экспонатами школьного музея.

Письменные источники. Письменные источники-знания о прошлом.

Древнейшие рукописные памятники: рукописи, берестяные грамоты, краеведческие сборники. Значение журнальных, газетных публикаций. Топонимика окрестностей. Понятие топонимики, значение её в сохранении истории народа. Основные разделы топонимики. Работа с картой. Сбор сведений у старожилов.

Презентация -лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.

Практическое занятие. Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.

Практическое занятие. Встреча со старожилами села с целью изучения местного фольклора, исторических, географических названий. Улицы, местечки и происхождение их названий. Составление карты хутора и его окрестностей.

  1. Военно-патриотическая работа.

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Лекция, изучение материалов из письменных источников

Практическое занятие. Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний. Уход за братской могилой.

  1. Школьный музей.

Учет, хранение экспонатов. Паспорта к экспонатам. Как правильно оформлять паспорта к экспонатам. Хранение документов и обращение с ними Работа с документами школьного музея.

Подведение итогов работы кружка. Проведение конференции с творческими отчетами, экскурсии в школьном музее.

Календарно-тематическое планирование занятий

Тема занятий

Кол-во

часов

примечание

Дата


план факт

I.Вводные занятия (6 часов)

1

Вводное занятие. «С чего начинается Родина»

1

Цели и задачи кружка. Выборы актива музея Инструктаж по технике безопасности

2.09

2

Вводное занятие. Донской край в древности.

1

Географическое и культурно-историческое пространство Донского региона. Направления краеведения.

9.09

3

Источники знаний о прошлом.

1

Методы изучения. Науки. Топономика. Этнография. Археология.

16.09

II. Возможности краеведения в окрестностях села. ( часов)

4

Исследование истории быта и повседневной жизни человека

1

Беседа, экскурсия в музей

23.09

5

История колхоза «Ленинский путь»

1

Беседа, оформление выставки

30.09

6

Из истории основания Тацинского района

1

Беседа, работа с картой области

Инструктаж по технике безопасности

7.10

7

Виртуальная экскурсия «Земля Тацинская

1

Просмотр электронной презентации

14.10

8

Ростовская область. Географическое положение района

1

Беседа, работа с картой области

21.10

9

Климат. Воды. Почвы Ростовской области.

1

Экскурсия в природу

28.10

10

Разнообразие птиц Ростовской области

1

Работа с Красной книгой Ростовской области

11.11

11

Разнообразие животного мира Ростовской области

1

Экскурсия в школьный музей

Инструктаж по технике безопасности

18.11

12

Человек - часть природы

1

Беседа

25.11

13

Красная книга ростовской области

1

Беседа. Просмотр презентации Инструктаж по технике безопасности

2.12

14

Экологическая ситуация в Ростовской области. Особо охраняемые территории Ростовской области

1

Работа с картой. Поиск информации в Интернете

9.12

15

Музеи, библиотеки, архивы - хранители исторического наследия.

1

Музеи, библиотеки, архивы. Семейные архивы. Правила поведения в музеях.

16.12

16

Посещение музея

1

Работа за компьютером.

23.12


  1. Военно-патриотическая работа.

17

Сбор информации о Великой Отечественной войне. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

1

Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний. Инструктаж по технике безопасности

13.01

18

Оформление стенда к 71-годовщине Великой Отечественной войны

1

Поиск информации и обработка информации

20.01

19

Блокада Ленинграда

1

Просмотр электронной презентации

Уборка братской могилой.

27.01

20

Встреча с тружеником тыла Мышанской П.И.

1

Встречи с очевидцами войны, ветеранами войны и труда, запись их воспоминаний.

3.02

21

«Освобождение Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков» Как это было…

1

Просмотр электронной презентации

10.02

22

"15 февраля - День вывода советских войск из Афганистана"

1

Беседа с просмотром презентации о гражданственности и патриотизме

17.02


  1. Школьный музей

23

Учет и хранение экспонатов.

1

Работа с документами школьного музея

24.02

24

Правила хранения документов и обращение с ними

1

Работа с документами школьного музея

2.03

25

Работа с экспонатами, оформление стендов и выставок в музее

1

Работа в музее

9.03

26

Письменные и устные источники - знаний о прошлом.

1

Экскурсия в музей просмотр старинных книг

16.03

27

Древние рукописные памятники: рукописи берестяные грамоты и т.д. Значение журналов и публикаций

1

Рассказ.

Просмотр презентации

30.03

28

Топонимика окрестностей, ее значение.

1

Работа с картой

6.04

29

Паспорта экспонатов. Правила оформления

1

Работа со старожилами нашего хутора

13.04

30

Исторические и географические названия хутора Зазерского

1

Работа с документами школьного музея

20.04

31

Организация праздничного мероприятия

1

Работа в музее

27.04

32

День Победы со слезами на глазах.

1

Участие в проведении праздника 9 мая. Митинг.

4.05

33

Учеба экскурсоводов.

1

Работа в музее

11.05

34

Культура речи (интонация, ритм, ударение)

1

Работа в музее

18.05

35

Творческий отчет в школьном музее

Подведение итогов работы кружка

25.05





© 2010-2022