- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Раздел | Другое |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михадарова Е.О. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа по внеурочной деятельности
«Узнаем, попробуем, поймем…»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Обучение проектной деятельности в 1 классе направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ёе в соответствии с составленным планом.
В первый год проектного обучения ставится цель научить планировать работу по заданному результату.
Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
1. направлены на достижение конкретных целей; 2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4. в определенной степени неповторимы и уникальны.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы -
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, , использование).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс «Узнаем, попробуем, поймем…» носит развивающий характер.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Узнаем, попробуем, поймем…» имеет отличительные особенности:
-
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
-
в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников ( 1 занятие-краткосрочный проект, 2-3 занятия- долгосрочный проект) ;
-
проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
-
проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.(коллективные работы);
-
проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
-
в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
-
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельностьи.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Классические источники информации -книги, в том числе из школьной библиотеки, другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии - это экскурсии на природу, в сельскую библиотеку…
После того как собраны сведения по данной теме, обсуждается с детьми, какие поделки, исследования или мероприятия возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, модель, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, праздник и т.д.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт: изделие( поделки, рисунки, аппликации…) комплексная работа, устная (сценки, сказки и т. д.)
После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Содержание программы «Узнаем, попробуем, поймем…» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология…
Программа курса рассчитана на 33 часа, по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Узнаем, попробуем, поймем…»
Учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты, опыты…);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы,..).
Учащиеся должны уметь:
-выделять объект исследования;
-разделять деятельность на этапы;
-выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
-работать в группе;
-пользоваться книгами, энциклопедиями другими учебными пособиями;
-вести наблюдения окружающего мира;
-планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
-работать в группе.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
Концу учебного года у первоклассников будут сформированы:
-
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
-
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
-
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
-
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
задавать вопросы;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п
Наименование тем
Количество
часов
Дата проведения
1.
Что такое проект?
1
2
Мир вокруг нас (Осень)
2
3
Источники информации
2
4
Что такое бумага?
1
5
Оригами
2
6
Мир профессий
2
7
Моя семья
2
8
Мир вокруг нас (зима)
2
9
Почему мы любим встречать Новый год
2
10
Компьютер
2
11
Моя Родина
2
12
Что это-«Космос»?
1
13
Большие города
1
14
Игры
3
15
Мир вокруг нас (Весна)
2
16
Транспорт
2
17
Сказки
3
18
Что мы узнали и чему научились за год.
1