Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по внеурочной деятельности

«Узнаем, попробуем, поймем…»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предложения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Обучение проектной деятельности в 1 классе направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ёе в соответствии с составленным планом.
В первый год проектного обучения ставится цель научить планировать работу по заданному результату.

Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1. направлены на достижение конкретных целей; 2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; 3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; 4. в определенной степени неповторимы и уникальны.





ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы -

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, , использование).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Курс «Узнаем, попробуем, поймем…» носит развивающий характер.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Узнаем, попробуем, поймем…» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников ( 1 занятие-краткосрочный проект, 2-3 занятия- долгосрочный проект) ;

  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.(коллективные работы);

  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельностьи.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом - работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Классические источники информации -книги, в том числе из школьной библиотеки, другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии - это экскурсии на природу, в сельскую библиотеку…

После того как собраны сведения по данной теме, обсуждается с детьми, какие поделки, исследования или мероприятия возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, модель, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, праздник и т.д.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт: изделие( поделки, рисунки, аппликации…) комплексная работа, устная (сценки, сказки и т. д.)

После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Содержание программы «Узнаем, попробуем, поймем…» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология…

Программа курса рассчитана на 33 часа, по 1 часу в неделю.





Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Узнаем, попробуем, поймем…»

Учащиеся должны знать:

- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты, опыты…);

- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы,..).

Учащиеся должны уметь:

-выделять объект исследования;

-разделять деятельность на этапы;

-выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

-работать в группе;

-пользоваться книгами, энциклопедиями другими учебными пособиями;

-вести наблюдения окружающего мира;

-планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

-работать в группе.




Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

Концу учебного года у первоклассников будут сформированы:

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;



Тематическое планирование для 1 класса

№ п/п

Наименование тем

Количество
часов

Дата проведения

1.

Что такое проект?

1


2

Мир вокруг нас (Осень)

2


3

Источники информации

2


4

Что такое бумага?

1


5

Оригами

2


6

Мир профессий

2


7

Моя семья

2


8

Мир вокруг нас (зима)

2


9

Почему мы любим встречать Новый год

2


10

Компьютер

2


11

Моя Родина

2


12

Что это-«Космос»?

1


13

Большие города

1


14

Игры

3


15

Мир вокруг нас (Весна)

2


16

Транспорт

2


17

Сказки

3


18

Что мы узнали и чему научились за год.

1





© 2010-2022