• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка урока МДК 01. 02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций по теме «Неисправности асинхронных двигателей»

Методическая разработка урока МДК 01. 02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций по теме «Неисправности асинхронных двигателей»

В данной методической разработке в контексте заявленной темы представлен пример практического использования методов проблемного обучения  на уроке междисциплинарного курса МДК 01.02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций в рамках профессионального модуля ПМ.01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций.Разработка содержит план-конспект  ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Челябинской области


Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Чебаркульский профессиональный техникум»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


урока по МДК 01.02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных предприятий

по теме «Неисправности асинхронных двигателей»



Разработал: Невраева Н.В.,

преподаватель общетехнических

и специальных дисциплин




2014 г.

Пояснительная записка

Внедрение образовательных стандартов третьего поколения ставит перед нами ряд проблем по выполнению их требований, среди которых особо актуальной является проблема организации образовательного процесса в части выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

Главной идеей новых стандартов признана идея непрерывного развития человека как субъекта, образования в течение всей жизни. Важным становится ориентация образовательной деятельности на преобразование мира, а не только на его познание, на развитие способностей человека, его саморазвитие и самообразование. В соответствии с данными задачами интерес вызывает технология проблемного обучения.

Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучающегося.

Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить обучающегося к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем обучающиеся «открывают» для себя новые знания, постигают, расширяют свои познания отдельной науки.

В данной методической разработке, в контексте заявленной темы, представлен пример практического использования указанной технологии на уроке междисциплинарного курса МДК 01.02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций в рамках профессионального модуля ПМ.01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных предприятий.

План урока

Тема программы: Монтаж и ремонт электрических машин

Тема урока: Неисправности асинхронных двигателей

Цели:

образовательная: познакомиться с возможными неисправностями асинхронных двигателей, научиться определять причины их возникновения, а также способы их выявления;

воспитательная: развивать умения поисковой познавательной деятельности; развивать аналитико - синтезирующее мышление;

воспитательная: совершенствовать групповую формы взаимодействия; мотивировать необходимость знаний; воспитывать активность, организованность, критичность

Тип урока: усвоение новых знаний

Вид урока: проблемно-проектная дискуссия

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, эвристическая беседа

Формы организации познавательной деятельности: групповая, коллективная

Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация; установка для демонстрации вращающегося магнитного поля (источники питания, статоры трехфазных электродвигателей (у одного обмотка статора соединена звездой, у другого - треугольником), металлический шарик); мультиметры


Этапы урока

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствие

Активизация познавательного интереса (начало с эпиграфа)

Сообщение темы и целевая установка на урок.

Разбивка на группы

Приветствие

Психологический настрой

Актуализация опорных знаний

Мотивирует на повторение; задает вопросы, корректирует ответы

Отвечают на вопросы

Проводит серию демонстраций

Наблюдают, делают вывод

Изучение нового материала

Постановка проблем; указывает пути решения учебных проблем

Обсуждение одной общей проблемы в малых группах;

Наглядная фиксация предложенных идей на доске

Предложение решений (возможных причин неисправности двигателя)

Организация дискуссии

Коллективное обсуждение и

принятие решения и заполнение таблицы

Закрепление изученного материала

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

Выдача домашнего задания

Объясняет как выполнить задание

Записывают домашнее задание

Подведение итогов. Рефлексия

Выставляет оценки за работу

Подводит итог

Самооценка работы на уроке

План-конспект урока



  1. Организационный момент

Приветствие.

Сегодня урок я бы хотела начать со слов Рене Декарта: «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (слайд 2)

Эти слово особенно актуальны для вас, электромонтеров. Как известно на 80% труд электромонтера является интеллектуальным, и лишь на 20% - физическим. Ведь, большая часть рабочего времени у электрика уходит на выявление той или иной неисправности и небольшая часть - на устранение этой неисправности.

Тема урока: Неисправности асинхронных двигателей (слайд 1)

Цель: познакомиться с возможными неисправностями асинхронных двигателей, научиться определять причины их возникновения, а также способы их выявления.

Сегодня у нас будет необычный урок, и слова Декарта, взятые за эпиграф к уроку, тому доказательство. Вы самостоятельно, через размышление, анализ, определите - каковы могут быть причины различных неисправностей асинхронных двигателей.


  1. Актуализация опорных знаний

Чтобы определить объем ремонта электрической машины, необходимо выявить характер ее неисправностей. При эксплуатации электродвигателей в них по разным причинам возникают неисправности, которые могут привести к перерывам в работе производственных механизмов. Для того чтобы такие перерывы возможно меньше сказывались на выполнении предприятием производственных планов, необходимо уметь быстро найти причину неисправности и устранить ее. А чтобы определить причину неисправности двигателя, он должен хорошо знать его устройство и принцип действия, который мы разбирали на уроках электротехники. Поэтому прежде чем перейти к изучению новой теме, давайте вспомним, как устроены двигатели и как они работают.

  1. Какие бывают двигатели переменного тока по конструктивному исполнению? (Слайд 4)

  2. Как устроен асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором? (Слайд 4)

  3. Как устроен асинхронный двигатель с фазным ротором? (Слайд 5)

  4. Объясните принцип работы асинхронного двигателя (Слайд 6) (взаимодействие вращающегося магнитного поля статора и тока в роторе)

  5. А всегда создается вращающееся магнитное поля обмоткой статора? Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте проведем серию опытов. Наблюдаем и делаем вывод.

Серия демонстраций:

1: обмотка статора соединена звездой, подключаем обмотку статора.

Что наблюдаем? (шарик вращается)

2: создаем обрыв одной фазы и снова включаем в сеть.

Что наблюдаем? (шарик не вращается)

3: обмотка статора соединена треугольником, подключаем обмотку статора.

Что наблюдаем? (шарик вращается)

4: создаем обрыв одной фазы, включаем в сеть.

Что наблюдаем? (шарик вращается, но значительно медленнее)

5: создаем обрыв в двух фазах и снова включаем в сеть.

Что наблюдаем? (шарик не вращается)

Итак, какой вывод можно сделать из проведенных опытов? (вращающееся магнитное поле создается трехфазной обмоткой, при обрыве фаз вращающегося поля нет, но если обмотка соединена треугольником, то при обрыве одной фазы вращающееся магнитное поле есть, но скорость меньше).


  1. Изучение нового материала

Переходим к изучению нового материала.

Одной из обязанностей электромонтера является устранение неисправностей, возникших в процессе работы электрооборудования, например электродвигателей. И прежде чем приступить к ее устранению, он должен найти ее причину.

Сейчас вы будете работать в малых группах. Каждая подгруппа в результате обсуждения в течение 5 мин должна будет определить возможные причины возникновения предложенной неисправности двигателя. Далее мы выписываем все найденные вами причины и способы выявления, обсуждаем и формулируем основные причины.

Итак, первая типичная неисправность асинхронных двигателей - при включение асинхронного двигателя в сеть он не вращается, гудит. Как определить причины ее возникновения? (слайд 7)

Мы с вами сегодня вспоминали принцип действия двигателя и сказали, чтобы двигатель вращался нужно магнитное поле и ток в роторе. Если чего-то не будет, то двигатель…? (вращаться не будет).

Поэтому вам остается определить когда и по каким причинам не будет создаваться вращающее магнитное поле, когда нет тока в роторе.

Особо обращаю внимание на то что, если у двигателя будет создаваться маленький вращающий момент, то он не развернется. Вам необходимо помнить, что вращающий момент двигателя пропорционален квадрату напряжению. Какой вывод можно сделать?

Обсуждение в малых группах.

Запись на доске найденных причин.

Обсуждение и определение основных причин:

- обрыв в цепи статора: обрыв в обмотке статора, обрыв на линии, перегорание плавкой вставки;

- обрыв в цепи ротора: нарушение пайки в местах присоединения обмотки к кольцам, обрыв в пусковом реостате, плохой контакт щеток с кольцами);

- пониженное напряжение сети;

- соединение обмотки статора в звезду вместо треугольника.

Как определить, что двигатель не вращается именного по этой причине? (прозвонить, используя контрольную лампу или мультиметр)

Один из обучающихся мультиметром проверяет целостность обмотки статора.

Этим способом можно определить наличие обрывов в цепи статора или фазного ротора. Чтобы определить наличие обрывов в цепи короткозамкнутого ротора необходимо провести измерение тока короткого замыкания: на обмотку статора подается пониженное напряжение, ротор проворачивается от руки, следят за показаниями амперметра. Если ток изменяется, значит причина в роторе.

Как определить понижено ли напряжение сети? (измерить вольтметром).

Как проверить правильно ли соединена обмотка? (уточнить по паспортным данным как должна быть соединена и проверить правильность соединений на щитке зажимов).

Молодцы.

А теперь установленные причины и способы их выявления запишите в таблицу (слайд 8).

Переходим к следующей неисправности - при включении двигателя в работу срабатывает защита (перегорают предохранители, отключается автомат) (слайд 9).

Почему срабатывает защита? (двигатель потребляет большой ток)

Поэтому вам остается определить по каким причинам двигатель потребляет большой ток. Работаем в том же режиме.

Обсуждение в малых группах.

Запись на доске найденных причин.

Обсуждение и определение основных причин:

- короткое замыкание в обмотке статора (междуфазное, замыкание на корпус);

- короткое замыкание в обмотке ротора;

- пусковой реостат не был введен в цепь ротора;

- большой тормозной момент на валу двигателя: неисправен приводимый механизм, недостаточная мощность двигателя.

Как определить наличие короткого замыкания? (измерить сопротивление изоляции) (слайды 10, 11)

Как определить, что причина в приводимом механизме? (включить двигатель на холостом ходу).

Введен или не введен пусковой реостат в цепь ротора выявляется путем …? (внешнего осмотра).

Заполняем вторую строку в таблице.

Переходим к следующей неисправности - скорость вращения двигателя ниже номинальной (слайд 12).

Из электротехники нам известно, что скорость вращения ротора зависит от сопротивления цепи ротора и от приложенного напряжения. Остается определить по каким причинам может быть повышенное сопротивление цепи ротора или пониженное напряжение на обмотке статора.

Обсуждение в малых группах.

Запись на доске найденных причин.

Обсуждение и определение основных причин:

- обрыв одной фазы в обмотке статора (если обмотка соединена треугольником)

- плохие контактные соединения в цепи ротора

- одна из фаз оказалась перевернутой

- пониженное напряжение сети.

Как будем выявлять установленные причины? (прозвонить обмотку статора; измерить ток короткого замыкания; проверить правильности маркировки методом источника переменного тока и вольтметра; измерить напряжение сети)


  1. Закрепление изученного материала

Итак, сегодня мы познакомились с типичными неисправностями двигателй, научились определять причины их возникновения. Давайте обобщим о чем говорили сегодня на уроке.

  1. Назовите возможные причины неисправностей (обрывы в обмотках; пробой изоляции на корпус; распайка соединений обмотки с кольцами; неправильные схемы соединения обмоток и др.)

  2. К чему могут привести неправильные схемы соединения обмоток? Как определить правильность? (к уменьшению скорости вращения, срабатыванию защиты; осмотреть пластину на корпусе двигателя с техническими данными двигателя и проверить схему соединения))

  3. При первом включении двигателя асинхронного с короткозамкнутым ротором сработала защита. Ваши действия (скорее всего неправильно выбрана мощность двигателя; соотнести необходимую мощность и мощность двигателя, если двигатель выбран правильно, тогда нужно проверить обмотку статора на наличие короткого замыкания)


  1. Выдача домашнего задания (слайд 13)

Определить причины и способы их выявления следующих неисправностей:

- при работе двигатель нагревается

- повышенное искрение между щетками и контактными кольцами

Заполнить таблицу.


  1. Подведение итогов. Рефлексия

Итак, сегодня мы с вами учились определять причины неисправностей двигателей. Работая в группе, вы общались. Как это повлияло на результат? Я попрошу каждого оценить свою работу и общее впечатление от занятия.

Урок закончен. Спасибо за работу.

© 2010-2022