- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа ОП. 03 Метрология, стандартизация и сертификация
Рабочая программа ОП. 03 Метрология, стандартизация и сертификация
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рогожникова Е.В. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «мУРМАНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.Е. МОМОТА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ОП.03 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 140102 ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ И ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
г. Мурманск
2015
Рабочая программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование.
Организация-разработчик: ГАОУ МО СПО «Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота»
Разработчик:
Рогожникова Е.В. преподаватель профессионального цикла, высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
4
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
6
3. условия реализации учебной дисциплины МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
11
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
12
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование.
Программа предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование и призвана формировать общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.ФГОС СПО-03 6
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 2.1. Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 2.2. Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 3.1. Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 3.2. Составлять отчётную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
Рабочая программа учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация может быть использована в профессиональной подготовке специалиста.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Метрология, стандартизация и сертификация является дисциплиной общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
-оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
- формы подтверждения качества.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
дисциплина изучается в течение одного семестра;
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
10
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
Изучение нормативных документов
Подготовка рефератов
Решение ситуационных задач
6
6
6
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
2
1
Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификации. Значение и основная цель, связь с другими дисциплинами, роль и место в формировании научно-теоретических основ специальности.
2
Раздел 1.
Основы стандартизации
Тема 1.1 Международная стандартизация
Содержание учебного материала
2
1
Сущность стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов.
Международная организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая комиссия (МЭК). Международные организации, участвующие в работе ИСО.
2
Тема 1.2 Организация работ по стандартизации в РФ
Содержание учебного материала
2
1
Правовые основы стандартизации, ее задачи. Органы и службы по стандартизации. Порядок разработки стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Нормоконтроль технической документации.
2
Практическая работа №1 «Порядок разработки стандартов»
2
3
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Подготовка реферата на тему «Международные организации по стандартизации».
-
Решение ситуационных задач
2
2
Раздел 2.
Объекты стандартизации в отрасли.
Тема 2.1 Стандартизация промышленной продукции.
Содержание учебного материала
2
1
Классификация промышленной продукции. Изделия отрасли. Нормативная документация на техническое состояние изделия. Стандартизация технических условий.
2
Тема 2.2 Стандартизация и качество продукции.
Содержание учебного материала
2
1
Оценка качества продукции на жизненном цикле. Свойства качества функционирования изделий. Взаимозаменяемость. Точность и надежность.
2
2
Эффективность использования промышленной продукции. Обеспечение взаимозаменяемости при конструировании.
2
3
Изучение жизненного цикла продукции.
2
Практическая работа №2 «Нормативная документация на техническое состояние изделия»
2
3
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Подготовка реферата на тему «Обеспечение взаимозаменяемости при конструировании изделий».
-
Изучение нормативных документов
2
2
Раздел 3.
Система стандартизации в отрасли
Тема 3.1 Государственная система стандартизации и научно-технический прогресс.
Содержание учебного материала
1
Методы стандартизации как процесс управления Задача стандартизации в управлении качеством. Фактор стандартизации в функции управляющих процессов. Интеграция управления качеством на базе стандартизации.
Системный анализ в решении проблем стандартизации. Ряды предпочтительных чисел и параметрические. Унификация и агрегатирование. Комплексная и опережающая. Комплексные системы общетехнических стандартов.
2
2
Раздел 4.
Основы метрологии
Тема 4.1 Общие сведения о метрологии.
Содержание учебного материала
2
1
Стандартизация в системе технического контроля и измерения. Триада приоритетных составляющих метрологии. Задачи метрологии. Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности.
2
2
Международная система единиц. Единство измерений и единообразие средств измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии.
2
3
Документы объектов стандартизации в сфере метрологии на: компоненты систем контроля и измерения, методологию, организацию и управление, системные принципы экономики и элементов информационных технологии.
2
Практическая работа №3 «Оценка погрешности показаний микрометров».
2
3
Тема 4.2 Средства, методы и погрешность измерения.
Содержание учебного материала
2
1
Средства измерения. Методы и погрешность измерения Принципы проектирования средств технических измерений и контроля. Выбор средств измерения и контроля. Универсальные средства технических измерений. Автоматизация процессов измерения и контроля. Сертификация средств измерения.
2
Практическая работа №4 «Измерение линейных размеров»
2
3
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Подготовка реферата на тему «Задачи метрологической службы».
-
Решение ситуационных задач
-
Изучение нормативных документов
2
2
2
Раздел 5.
Управление качеством продукции и стандартизация.
Тема 5.1 Методологические основы управления качеством.
Содержание учебного материала
2
1
Сущность управления качеством продукции. Объекты и проблема управления. Методический подход. Требования управления. Принципы теории управления. Интеграция управления качеством. Сквозной механизм управления качеством. Факторы качества продукции.
Планирование потребностей. Проектирование и разработка продукции и процессов. Эксплуатация и утилизация. Ответственность руководства. Менеджмент ресурсов. Измерение, анализ и улучшение. Сопровождение и поддержка электронным обеспечением.
2
Раздел 6.
Основы сертификации.
Тема 6.1 Сертификация в различных сферах.
Содержание учебного материала
2
1
Сущность сертификации. Проведение сертификации. Правовые основы сертификации. Организационно-методические принципы сертификации.
1
2
Деятельность ИСО в области сертификации. Деятельность МЭК в области сертификации. Деятельность МГС участниц СНГ в области сертификации.
Сертификация систем обеспечения качества. Экологическая сертификация.
1
Практическая работа № 5«Изучение сертификата качества».
2
3
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Подготовка реферата на тему «Задачи экологической сертификации».
-
Решение ситуационных задач
2
2
Всего:
54
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Метрология, стандартизация и сертификация.
Оборудование учебного кабинета:
- обучающие стенды,
- таблицы;
- плакаты;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения:
- методические указания для проведения лабораторных и практических работ;
- аудиовизуальные;
- компьютерные;
- измерительные приборы.
3.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Герасимов Е.Б., Герасимов Б.И. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие - 2-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2015. - 224 с.
2. Гугелев А.В. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. -272 с.
3. Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Высшая школа, 2005.
4. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Издательство: Юрайт- Издат, 2007
Дополнительные источники:
-
Федотова Е. Л. Информационные технологии и системы - М., 2009.
-
Малюх В. Н. Введение в современные САПР: Курс лекций. - М.: ДМК Пресс, 2010.
-
Соколова Т. Ю. AutoCAD 2010. Учебный курс. СПб.: Питер, 2010.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
- -использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
-оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
Текущий контроль:
- устный индивидуальный опрос;
- письменный опрос;
- тестирование;
- письменная контрольная работа.
- приводить несистемные величины измерений в соответстаие с действующими стандартами и международной системоймединиц СИ;
- устный индивидуальный опрос;
- письменный опрос;
- тестирование;
- письменная контрольная работа.
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
- устный индивидуальный опрос;
- письменный опрос;
- тестирование;
- письменная контрольная работа.
знать:
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- устный индивидуальный опрос;
- письменный опрос;
- тестирование;
- письменная контрольная работа.
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;
- устный индивидуальный опрос;
- письменный опрос;
- тестирование;
- письменная контрольная работа.
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
- устный индивидуальный опрос;
- письменный опрос;
- тестирование;
- письменная контрольная работа.
- формы подтверждения качества.
- устный индивидуальный опрос;
- письменный опрос;
- тестирование;
- письменная контрольная работа.
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.