Исследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

За последние 20-25 лет жизнь нашего общества сильно изменилась. Многие стали обращаться к Богу, даже те, кто считал себя атеистами. Те же, кто не совсем считает себя верующими людьми, время от времени всё равно ходят в храм. Мы опросили учащихся и педагогов нашего школы - интерната и получили следующую картину (Приложение 1). Как видим, младшее поколение учащихся и педагоги являются верующими практически 90%. Я думала, что причины, по которым люди обращаются к Богу, у всех разные, но это оказалось не так. Мы провели опрос и выяснили, что каждый из нас делает это по велению души (Приложение 2).

Нам захотелось узнать о деятельности храма, определить, какую роль он играет в жизни общества, каждого человека. Рассказать обо всех храмах города невозможно: их много, да и, мы думаем, направление их деятельности практически одинаковое, поэтому мы выбрали Спасо-Преображенский собор. Тому несколько причин: собор находится рядом с моим домом, моя семья иногда посещает его, хотя среди членов семьи представители разных конфессий. Во время опроса мы выяснили, что самым узнаваемым, популярным, но не самым посещаемым, является Спасо - Преображенский собор. Мы думаем, что это не случайно, т.к. этот храм самый старый в городе (Приложение 3).

Именно поэтому цель нашей работы: узнать, каковы направления деятельности Спасо-Преображенского собора и какую роль в жизни общества он играет.

Задачи:

  • узнать историю Спасо-Преображенского собора;

  • узнать у прихожан собора, причины посещения именно этого храма;

  • определить, какие направления деятельности храма особенно востребованы прихожанами.

Гипотеза: Спасо-Преображенский собор проводит среди населения большую работу, направленную на духовное развитие и воспитание людей, но не все жители города это знают и основным направлением работы собора называют богослужение.

Во время работы мы провели анкетирование среди учащихся и педагогов школы - интерната, опрос прихожан собора, взяли интервью у служителей собора.

Мы выражаем благодарность ученице 11 класса Колпаковой Анне за помощь, оказанную нам в ходе работы, прихожанам собора, ответившим на наши вопросы, иерею Никите Чирцову.



Основная часть1

Кузнецк был основан в 1618 году. Он расположился на 3-х террасах: нагорье, подгорье, форштадт (предместье, слобода). От Кузнецкой крепости спускаемся по улице Водопадной, минуя Спасо - Преображенский собор к Базарной площади (ныне улица Советская) и выходим на улицу Большая - главную улицу Кузнецка того времени - позже Полицейскую, сейчас - ул. Достоевского, названная так в 1901 году по просьбе жителей.

Спасо-Преображенский собор - ровесник нашего города (в 1621 году было построено его деревянное здание), это старейший храм Кузбасса. Его история уходит в века. Жарким летом 1620 года, когда острог перенесли с левого берега на правый, в центре нового укрепления взметнулись купола первого в Кузнецком крае православного храма. Исследователь А. Огурцов отмечал, что «первый Кузнецкий деревянный храм был выстроен в шатровом стиле. Шатровый стиль был символом Московской Руси». Первоначально храм назывался Спасским; в начале XVIII века храм получил полное название - Спасо-Преображенский, которое перешло и к каменному зданию собора, заложенного в 1792 году и окончательно построенного в 1835.

1919 - страшный, кровавый год в истории нашего города: город осаждали банды, которых много бродило по земле Кузнецкой в это смутное время. Именно в 1919 году все четыре храма Кузнецка (Одигитриевская церковь, Спасо-Преображенский собор, надвратная церковь Илии Пророка, Успенская кладбищенская церковь и Фроловская часовня) были сожжены. Перед большевистским переворотом обязанности последнего благочинного исполнял протоиерей В. Минералов, убитый красными повстанцами в декабре 1919 года.
После погрома первый этаж здания храма «тщанием прихожан» к 1922 году отремонтирован для служб, хотя иконы дониконовского письма воссоздать из пепла так и не удалось. Сведения о. жизни прихода в 20-е годы противоречивы, вероятно, храм был захвачен «обновленцами», а «тихоновцы» вынуждены были ютиться в домике напротив. Согласно переписи 1934 года паству собора составляли 514 человек.
В 1933 году комсомольцы во главе с бывшим командиром отряда ЧОН, председателем Кузнецкого исполкома К. Г. Воробьевым сбросили наземь многопудовые колокола. Годом раньше сравняли с землей соборную, часовню. Окончательно храм разграбили в 1935 году комсомольцы с КМК - разобрали половину колокольни, сняли кресты и порушили главки. В 1937 году горсовет решил приспособить здание под музей, для чего предусматривалось «избавиться от всех символов культа, забетонировать пол, крутую каменную лестницу на второй этаж заменить железной». Вместо этого в 1938-39 годах в нем разместили школу комбайнеров, а с 1940 года - хлебозавод. С середины 50-х годов здание оказалось бесхозным. Лихие люди разобрали уже оскверненные, но уцелевшие - ограду и ворота, разворовали чугунные плиты пола.

В генеральном плане Новокузнецка 1964 года о соборе просто умолчали, запланировав на этом месте постройку объездной дороги, как того требовали ретивые хозяйственные руководители. Поскольку здание не снесли, возникали новые варианты его использования, в том числе и такие нелепые, как превращение храма в ресторан «Старая крепость» или в органный зал.
В 1977 году прихожане находящейся недалеко от собора Никольской церкви обратились в горсовет с просьбой о передаче им храма, но получили категорический отказ. Лишь в 1988 году, после празднования тысячелетия крещения Руси, в местной печати все чаще стали появляться настойчивые требования горожан о передаче собора православной общине. На сессии горсовета в ноябре 1989 года эти требования, наконец-то, были удовлетворены. Для нужд собора городской администрацией была передана усадьба купца Родионова с последующим восстановлением 2-х этажного дома, а в 1995 году под резиденцию архиерея епархии и иконописную мастерскую - отреставрированный каменный дом купца Васильева.
В феврале 1986 года по инициативе главного архитектора города А.И. Выпова, архитекторов В.Н. Усольцева и М.Н. Клочкова горсовет принял, наконец, план создания историко-мемориального комплекса, куда в качестве доминанты должен был войти восстановленный Спасо-Преображенский собор.
В жизни собора открылась новая, светлая страница его многострадальной истории Реставрация Спасо-Преображенского собора началась в конце 80-х годов XX века. Ныне это действующий храм. Необходимо отметить, что на протяжении всего своего существования храма в его судьбе активное участие принимали прихожане, которые собирали деньги на его восстановление и работали на строительстве, когда собор возрождался.

Собор самый старый из всех действующих в Новокузнецке. Что люди знают о его истории? Об этом мы тоже спросили жителей города - педагогов интерната, учащихся. Вот что нам ответили (Приложение 4)

Педагоги: ничего - 21% , самый старый в городе - 7%, восстановлен на средства прихожан - 8%, построен в 18 веке - 14%, неоднократно разграблен - 16%, в советское время не исполнял функции храма - 8%, неоднократно горел - 8%, восстановлен в 90-е годы 20 века.

Учащиеся (11-12 лет): ничего - 12% , самый старый в городе - 13%, восстановлен на средства прихожан - 9%, построен в 18 веке - 4,5%, неоднократно разграблен - 4,5,строился 40 лет - 5%, неоднократно горел - 6%, в советское время из него хотели сделать ресторан - 8%;

Учащиеся (13-17 лет): ничего - 70%, самый старый храм - 10%, его перестраивали несколько раз - 5%, восстановлен на средства прихожан - 8%.

Этот же вопрос мы задавали и прихожанам Спасо-Преображенского собора (опросили 15 человек, согласились ответить на наши вопросы 10). Большинство (6 человек) ответили, что ничего не знают об истории собора, кроме того, что самый старый в городе действующий храм. Двое прихожан (Николай и Алексей) сказали, что из храма в советское время хотели сделать ресторан, что долгое время он представлял собой развалины, восстановлен в конце 90-х годов прошлого века. Две женщины (Марина и Мария, они помогают в храме, являясь его прихожанками) знают историю собора хорошо. Это и понятно: они служат при храме.

Как видно из опроса, жители знают, что это один из старейших храмов города, построенный в 18 веке. Многие отметили, что в советское время собор был разорён и не выполнял своих функций, не раз горел и восстанавливался, причём горожане принимали в восстановлении самое активное участие. Такие ответы дали 8-10% (на каждый вопрос), но большинство сказали, что ничего не знают об истории собора. И это притом, что все опрашиваемые знают о существовании собора, много его посещают. Собор, на наш взгляд, является одной из самых главных достопримечательностей Новокузнецка, его гордостью: не в каждом городе есть храм, построенный в 18 веке. Именно поэтому необходимо, чтобы каждый житель Новокузнецка знал историю собора.

Мы уже отмечали, что Спасо - Преображенский собор действующий. Каковы направления его деятельности? Мы спросили об этом прихожан собора, учащихся и педагогов интерната. Вот какие ответы мы получили (в основном нам называли те моменты, которые связаны со службами, проводимыми в любом соборе, храме) (Приложение 5)

Педагоги: ничего - 21%, проводят обряд крещения, венчания, отпевания - по 4 %, исповедуются - 10%, проводится православное просвещение 5%, выставляют мощи святых, святые иконы - 6%.

Учащиеся (11-12 лет): ничего - 47%, обряд крещения - 35%, несут службу Богу - 41%, проводят обряд венчания, отпевания - 4%, можно поставить свечку за здоровье и упокой -8%.

(13-17 лет): ничего - 38%, обряд крещения - 22%%, несут службу Богу - 11%, проводят обряд венчания, отпевания - 8%, исповедь -8%.

Прихожане собора

4 человека сказали, что ничего не могут сказать о деятельности собора, разве что то, что они могут прийти туда помолиться, поставить свечку. Больше об этом нам рассказали прихожане, помогающие работе собора, занимающиеся его благоустройством. Они отметили, что в соборе проводятся экскурсии, в библиотеке им. Н.В. Гоголя проводится лекторий (2 раза в неделю). При соборе работает Воскресная школа, открыта духовная семинария, сводный хор участвует в фестивале православной музыки. Всё это, по их мнению, направлено на духовное и нравственное развитие людей. Как видим, большинство опрошенных нами жителей города, в том числе и являющихся прихожанами собора, связывают его деятельность с богослужением: крещение, венчание, исповедь, возможность помолиться, поставить свечку за здоровье или упокой души и др. И лишь люди, добровольные помощники храма, знают о других направлениях деятельности собора.

Познакомиться подробно с деятельностью Спасо-Преображенского собора можно на его сайте (ниже вы можете с ними познакомиться). А вот о целях проводимых мероприятий нам рассказал священник иерей собора Никита Чирцов. Он отметил, что деятельностью храмов занимается епархия, во всех проводимых ею мероприятиях принимает участие и собор, также есть направления работы, которыми занимаются определённые храмы. Например, работу по реабилитации нарко/алкозависимых занимаются в храме Серафима Вырицкого. Там батюшка имеет профессию врача, есть всё необходимое для возвращения людей к нормальной жизни. Служители храма Георгия Победоносца занимаются социальной деятельностью, хотя ни в одном храме любому человеку (даже неверующему) не откажут в помощи, отметил священник.

Также отец Никита сказал, что каждое воскресенье, после службы, проводятся встречи священников с прихожанами, и каждый может попросить совета, поддержки, помощи, прийти могут и простые жители города. При библиотеке им. Н.В. Гоголя проходит Православный лекторий. Его работа ориентирована на слушателей курса "Введение в православие", с тем, чтобы углубить и расширить знания, дать возможность слушателям задать интересующие их вопросы лекторам-священникам. Священники собора часто ведут здесь занятия.

Также проводятся богословские курсы - одногодичные в каждом храме и двухгодичные при храме Кирилла и Мефодия.

При Православных богословских курсах Новокузнецка создана паломническая группа из выпускников и слушателей, которая самостоятельно организует поездки по святым местам и выступает в роли экскурсоводов. Первое такое турне состоялось в прошедший воскресный день. Около 40 горожан вместе с наставниками-богословами побывали в храмах центральной части Кузбасса. Первым делом паломники заехали в село Беково Беловского района, где находится церковь св. вмч. Пантелеимона, основанная знаменитым православным миссионером протоиереем Василием Вербицким. 2Здесь они приняли участие в Божественной литургии и причастились Святых Христовых Тайн. Затем в графике поездки были приход святых апостолов Петра и Павла в городе Салаир и храм иконы Божьей Матери «Всецарица» в деревне Гавриловка Гурьевского района. На территории последнего новокузнечане поклонились прп. Серафиму Саровскому, скульптура которого «смотрит» на церковь, а также искупались в святом источнике. «Приобщать горожан к светлому, духовному - наша прямая задача, мы на это учились. Люди не только станут ближе к Богу, но также лучше познают свой край, те традиции, которые в нем бытуют», - пояснили на богословских курсах. Также собор проводит экскурсии по Православным храмам города. Это не просто знакомство с храмами,но и с культурой и историей города, народа, т.к. история России не отделима от истории Православия.

В День Славянской письменности, который одновременно является и Днём святых Кирилла и Мефодия, проводится Крестный ход от храма Ильи Пророка в Новоильинском районе до Спасо-Преображенского собора. Крестный ход - это традиция ещё с дореволюционных времён, и епархия её возродила. Это не только привлечение людей в храм, к Богу, но и часть истории страны, города, память о людях, подаривших русскому народу письменность, их почитание, выражение благодарности. Символическое значение Крестного хода - символ нашего земного пути - пути в царствие небесное. Это и защита народа от опасностей.

Отец Никита подчеркнул, что собор свою деятельность выстраивает совместно с другими храмами, но есть и те направления, которыми занимается только собор. Например, Негосударственное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого».

В 2009 году по совместной инициативе губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева и Управляющего Кемеровской и Новокузнецкой Епархией Аристарха епископа Кемеровского и Новокузнецкого было принято решение об основании в г. Новокузнецке Православной гимназии во имя Святителя Луки Войно-Ясенецкого. Православная гимназия прошла процедуру лицензирования на ведение образовательной деятельности и аккредитацию. Директором Православной гимназии является протоиерей Анатолий Кошкаров. Здесь занимаются дети, которым не только преподают богослужение, но и заботятся об их духовном и нравственном развитии. Гимназия не раз являлась победителем международного грантового конкурса «Православная инициатива». Полученные гранты вкладывали в восстановление русских ремесёл,
например, гончарного. Занимается этим преподаватель технологии гимназии Вервекин.

В этом году в рамках конкурса большое внимание уделяется внимание номинации «Приюты для беременных», целях оказания помощи особой группе нуждающихся - беременным женщинам и женщинам с маленькими детьми в кризисной ситуации.

Конкурс проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Фестиваль духовной, народной и военно-патриотической музыки «Сибирь Пасхальная» проводится уже в течение нескольких лет. А у истоков всего этого благолепия стоит скромная фигура замечательного батюшки, протоиерея Александра Пивоварова, который как никто другой умел объединить вокруг себя неравнодушных людей, добрыми словами зажечь их сердца и сподвигнуть на дела, которые на первый взгляд казались невыполнимыми.

Программа фестиваля очень разнообразна и по составу участвующих коллективов, и по характеру исполняемых песнопений. Это, в первую очередь, канонические православные песнопения, обработки народных песен, замечательные авторские хоровые произведения. Со сцены звучат и величественные духовные гимны в исполнении огромных хоров а капелла, и легкие сольные канты под аккомпанемент гитары. Фестиваль - это замечательный праздник, в котором могут принять участие все, для кого дороги русская протяжная песня и русский знаменный распев, кто свято чтит традиции и веру нашей необъятной Родины, для кого имеют большее значение не сокровища, собираемые на земле, а вечные ценности, бережно сохраненные нашими предками для будущих поколений ценителей прекрасного и нетленного. А хор Спасо-Преображенского собора один их лучших в области, руководит им дочь бывшего настоятеля А. Пивоварова - Ангелина.

Большое внимание в соборе уделяют Рождественским чтениям, которые проводит Православная гимназия, победители представляют свои работы в Москве, где выступают известные деятели науки, литературы, культуры. Рождественские чтения - мероприятие для взрослых, но проходят ещё и Святительские чтения, это уже для детей. Их направления «Традиции. Инновации. Культура. Общество. Личность». В 2015 году, в декабре, они пойдут по теме «Мир православной культуры». Цель -«формирование устойчивого интереса к знаниям в гуманитарной сфере учащихся, вовлечение в познавательную и творческую деятельность в области истории, литературы и культуры Православия для общеобразовательных учебных заведений на всех уровнях обучения… Приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям отечественной Православной культуры».3 Принять участие в чтениях может каждый учащийся не только Воскресной, но и общеобразовательной школы. Отец Никита подчеркнул, какое важное значение имеет духовно-нравственное воспитание молодёжи, и Святительские чтения в этом плане играют большую роль.

К участию в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира», проводимом собором, приглашаются ученики Детских Школ искусств, студий, воспитанники дошкольных и других детских учреждений города Новокузнецка. Цель конкурса - показать красоту и величия мира, в котором мы живём, развитие творческих способностей детей.

Такую же цель имеет и конкурс детских Пасхальных рисунков и декоративных работ «Красная Пасха» - духовно-нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения и активизация работы воскресных и церковно-приходских школ в направлении развития творческих способностей детей.

Особое место в работе с молодёжью играет конкурс юных художников «Православный мой Кузбасс», который основала Кемеровская и новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви. Его цель - освятить Богом данный ребенку талант Светом Христовой Истины. В наше сложное с духовной точки зрения время очень важно поддерживать талантливую молодежь, которая чувствует тягу к прекрасному, к своим христианским корням, к нравственности, которая базируется на вечных евангельских принципах.

Оказывается помощь и общеобразовательным школам. С сентября 2012 года во всех школах Российской Федерации введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОР КСЭ), его составной частью является модуль «Основы православной культуры». Собором предоставляются разработки классных часов по духовно-нравственной тематике, сценарии православных праздников, информация о конкурсах по Православной культуре.

Заключение

Проведённые опросы показали, что один из самых старых храмов города Новокузнецка - Спасо-Преображенский - является в городе самым известным и узнаваемым. Это одна из главных достопримечательностей города, его визитная карточка. Несмотря на этот факт, мало кто из жителей знает его историю - только некоторые разрозненные факты. В большей степени историю собора знают представители старшего поколения, думаем, что это объясняется тем фактом, что новое рождение собора происходило на их глазах в 90-е годы прошлого столетия. Учащиеся школы - интерната знают об истории собора благодаря посещениям музея им. Ф.М. Достоевского, где знакомятся не только с народными традициями, но и с историей города.

Тот факт, что Спасо-Преображенский собор является одним из самых известных в Новокузнецке, не обеспечивает знания жителей города о направлениях его деятельности.

Встречаясь со служителями собора, мы выяснили, что в основе его деятельности лежит просветительская работа, направленная на нравственное воспитание людей разных поколений, особенно молодёжи

Большое внимание служители собора уделяют духовному развитию детей. Цель проводимых для них мероприятий - просветительская работа, которая поможет воспитать в них такие качества как сострадание, стремление помочь, любовь и уважение к людям, почитание старших, любовь к своему народу, своей стране.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале нашего исследования, полностью подтвердилась: Спасо - Преображенский собор проводит большую работу среди населения, которая помогает в нравственном и духовном воспитании людей, но многие об этом не знают и связывают его деятельность только с богослужением.

Важно, чтобы жители города знали о деятельности Спасо-Преображенского собора и активно участвовали в проводимых им мероприятиях. Мы считаем, это принесёт только положительные результаты, так как все, принимавшие участие в наших опросах, интервью, отметили, что посещение храма успокаивает, очищает душу, делает человека лучше, душевнее, добрее.

Литература

  1. Сайт Спасо-Преображенского собора

  2. Сайт памяти протоирея Александра Пивоварова

  3. Дневник автора работы:

  • анкетирование учащихся, педагогов и работников школы-интерната с 7

по 14 октября 2015г.

  • интервью с работником музея им. Ф.М. Достоевского И.Е. ????

  • интервью с прихожанами собора 25 октября 2015г., с 11час. до 12час.

  • интервью с иереем Никитой Чирцовым 5 ноября 2015г., в 15час.



Приложения

Приложение 1

Вопрос №1: верите ли Вы в Бога?

  • да

  • нет

  • затрудняюсь ответить (ходят в церковь, но назвать себя определённо верующими людьми не могут)

Педагоги (в опросе приняли участие 19 человек)

Учащиеся 11-12 лет (в опросе приняли участие 17 человек)

Учащиеся 13-14 лет (в опросе приняли участие 18 человек)

Учащиеся 16-17 лет (в опросе приняли участие 19 человек)



Вопрос №2: почему Вы ходите в храм?

(опрошено 73 человека - учащиеся и педагоги школы - интерната)

  • по велению души (помолиться, попросить о чём-нибудь Бога) 61 человек (83%)

  • поставить свечки, заказать службу 59 человек (80%)

  • на крещение ребёнка, отпевание 34 человека (46%)

  • на причастие 6 человек (8%)

На этот же вопрос ответили и прихожане собора. Опрошено человек (10 человек)

Вопрос № 3: какие храмы Новокузнецка Вы знаете?

(опрошено 73 человека - педагоги и учащиеся школы-интерната)

  • Спасо -Преображенский собор 34 человека (46%)

  • Новоильинская церковь 7 человек (9%)

  • часовня св. Пантелеймона 8 человек (10%)

  • храм Архангела Михаила 2 человека (2%)

  • Вознесенский храм 3 человека (4%)

  • храм пр. Сергея Радонежского 5 человек (6%)

  • храм Георгия Победоносца 5 человек (6%)

  • храм Ильи Пророка 2 человека (2%)

  • собор Рождества Христова 7 человек (7%)

Приложение 4

Что Вы знаете об истории Спасо-Преображенского собора?

Педагоги (опрошено 19 человек)



Учащиеся 11-12 лет (опрошено 17 человек)



Учащиеся 13- 17 лет (опрошено 37 человек)

Приложение 5

Что Вы знаете об основных направлениях деятельности собора?

Педагоги

Учащиеся 11-12 лет (опрошено 17 человек)

Учащиеся 13-17 лет (опрошено 36 человек)

Одигитривская церковь: разрушена в советское время

Церковь св. Одигитрия 1913гИсследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города

Исследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города

Восстановленный Спасо-Преображенский соборИсследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни городаИсследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни городаИсследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города

В нижнем зале собора

Исследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города

На территории собора, могилаИсследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города

протоирея А. Пивоварова, настоятеля собораИсследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города

2013г

2015г.

Исследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города

Марина, прихожанка собора, занимающаяся его благоустройством: «Раз в неделю обязательно посещаю храм: без помощи Бога нельзя»



Алексей, прихожанин собора: «Я не считаю себя верующим, но человек должен во что-то верить, а вера в Бога и его заповеди - самое лучшее».Исследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города

Шелохвостова Э.Н.: «Десять лет при храме. Ещё сам батюшка Александр благословил. Я послушница. Помогаю, убираю храм»Исследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города

Исследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города

Рустэм и Юлия Хуснутдиновы:

«Постоянно ходим в собор для успокоения души»Исследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города



Объявления в соборе о проводимых мероприятиих в собореИсследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города



Исследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города

Административное здание Спасо-Преображенского собораИсследовательская работа Роль Спасо-Преображенского собора в жизни города

Иерей Спасо-Преображенского собора Никита Чирцов

1 Материал об истории Спасо-Преображенского собора взят на сайте собора, часть его предоставлена работниками музея им. Ф.М. Достоевского.

2 В телеутском селе Беково побывали и учащиеся нашей школы-интерната №19, посетили и храм св. вмч. Пантелеймона.

3 Положение о проведении Святительских чтений предоставил иерей Никита Чирцов

11


© 2010-2022