- Преподавателю
- Другое
- Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения
Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малькова Л.А. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения
Л.А,Малькова, методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
А. Дистервег
В современных условиях возрастает роль инновационной творческой деятельности, т.к. возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных инициатив и творчества по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
Важнейшими источниками развития системы образования являются:
- достижения современной педагогической и психологической науки;
- передовой опыт педагогической деятельности;
- синтез научных знаний, подкреплённых положительными практическими результатами их использования для решения актуальных проблем.
Основная задача статьи - оказать практическую помощь методистам и педагогам в описании передового педагогического опыта.
Под передовым педагогическим опытом понимают опыт, позволяющий получить наиболее высокие и качественно новые результаты.
С точки зрения творческой новизны выделяют разные виды передового педагогического опыта:
- Опыт, носящий репродуктивный характер (массовый опыт). Он ценен тем, что преподаватель вносит элементы новизны в уже известную педагогическую практику, в результате чего происходит адаптация педагогического опыта.
- Опыт, носящий исследовательский характер. Он ценен тем, что преподаватель или педагогический коллектив моделирует будущее качество педагогического процесса, то есть осуществляет исследовательскую деятельность.
Назовем виды педагогических работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в образовательных организациях.
Педагог-профессионал, мастер
свободно владеет технологией работы, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании.
Педагог-новатор
отличается качествами мастера, вместе с тем обогащает свой опыт новыми формами, методами, средствами, повышающими эффективность учебно-воспитательного процесса. Для педагога-новатора характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство.
Педагог-исследователь
- это мастер и новатор, его труд насыщен элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, отличается новым построением учебно-воспитательного процесса.
Важны все названные виды педагогического опыта. Мастерство присуще большинству педагогов, новаторский подход - многим, а исследовательской деятельностью занимается пока лишь часть педагогов, которая будет непрерывно возрастать.
При изучении передового опыта важно познать все эти конкретные виды, пропагандируя и распространяя их среди педагогической общественности, стремясь донести достижения мастерства, новаторства, изобретательства до всей массы педагогов.
Для оценки и анализа передового педагогического опыта тех или иных образовательных организаций и преподавателей, подлежащего изучению, теоретическому обобщению и использованию в массовой практике в «Современном словаре по педагогике» обозначены следующие критерии: новизна, высокая результативность, репрезентативность, стабильность опыта, преемственность, перспективность. Новизна отличает передовой опыт от массового, хотя наличие новизны в деятельности педагогов еще не означает, что их опыт характеризуется передовыми тенденциями. Уровни новизны могут быть различными - от научных открытий до эффективного применения достижений науки и рационализации отдельных сторон педагогического труда. Высокая результативность означает, что результаты обучения и воспитания должны быть выше массовых показателей. Основными признаками репрезентативности передового опыта являются: достаточная проверка во времени, получение подтверждения в работе различных педагогов при идентичных условиях. Стабильность опыта означает, что его результаты должны быть одинаковыми не только при определенных, но и при изменяющихся условиях обучения и воспитания. Стабильность подтверждает закономерность результатов опыта. Преемственность передового опыта заключается в том, что он - составная часть общего педагогического труда. Он возникает не вдруг, а медленно накапливается в массовом опыте. Всякое новое явление лишь в том случае входит в передовой педагогический опыт, если оно имеет перспективу развития и применения на практике.
При определении сущности передового опыта в первую очередь нужно учитывать четыре критерия:
-
Соответствие опыта социальному заказу, предъявляемому к системе образования;
-
Наличие элементов новизны;
-
Устойчивость высоких результатов;
-
Достижение высоких устойчивых результатов при оптимальной затрате энергии и времени педагогов и учащихся и средств.
На этапе обнаружения (выявления) главный критерий - устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательной работе. На этапе изучения - анализ того, как конечные результаты зависят от использования достижений педагогической науки, научное осмысление опыта. На этапе обобщения - основной критерий в глубоком понимании сути опыта, его идеи. На этом этапе сведения об опыте дополняются, обрабатываются научные данные, сам опыт адаптируется к массовой практике. На этапе распространения создается базовая модель опыта, которая может быть в том или ином педагогическом коллективе; разрабатываются рекомендации по использованию опыта.
Передовой педагогический опыт - это новые улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокие результаты и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование образовательного процесса.
Передовой педагогический опыт - это оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания.
Критерии передового педагогического опыта
-
Высокая результативность учебного процесса.
-
Устойчивость результатов учебного процесса.
-
Научная обоснованность.
-
Творческая новизна.
-
Актуальность.
-
Сокращение затрат времени на достижение высоких результатов.
-
Перспективность (перспектива развития и применения на практике).
Обобщение опыта - вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта (одного человека, коллектива или всей образовательной организации), осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание.
Обобщение опыта необходимо отличать от простого его описания.
Обобщить - значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт;
- обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей;
- раскрыть условия, при которых возможна их реализация;
- выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта.
Алгоритм выявления передового педагогического опыта.
-
Проведение проблемного анализа деятельности. Определение темы (направления) передового педагогического опыта исходя из конкретных потребностей педагогов, их профессиональных запросов, социального заказа в совершенствовании и развитии практики воспитания учащихся.
-
Выявление актуальных проблем образовательного процесса. Выявление опыта на основе изучения деятельности педагогов-практиков, анализа состояния воспитания.
-
Определение педагогов, которые успешно решают эти проблемы. Создание и реализация плана (программы) изучения и обобщения передового опыта.
-
Принятие решения об изучении и обобщении их педагогического опыта, а также о мотивации их деятельности. Утверждение темы и плана на методическом (педагогическом) совете учреждения образования.
-
Определение ответственных за изучение и обобщение опыта.
План.
-
Подготовительный этап. Изучение литературы по теме опыта и создание картотеки материалов. Подготовка базы изучения и обобщения опыта: комплекс диагностических методов, определение результата обобщения опыта (справка, сборник, выставка и т.п.).
-
Изучение опыта. Накопление фактического материала.
Проводится на основании комплекса подготовленного диагностического инструментария, посещения практических мероприятий и др. В процессе изучения оказывается необходимая методическая помощь (например, в написании документации, самооценке опыта, повышении профессионального уровня и т.п.) и идет сбор фактического материала (разработки, схемы, планы, диагностические данные и т.п.). -
Обобщение опыта. Форма обобщения. Анализ и обработка полученных данных. Установление соответствия критериям передового педагогического опыта.
Описание опыта работы.
- формулировка основных идей, на которых построен опыт;
- обоснование правомерности, продуктивности и перспективности этих идей;
- раскрытие условий, при которых возможна их реализация;
- выявление объективных закономерностей, творческого использования и развития данного опыта.
-
Пропаганда и распространение опыта. В зависимости от темы и значимости обобщенный опыт может быть рассмотрен на экспертном, методическом или педагогическом советах, методическом объединении, совете. В таком случае принимается решение о распространении и внедрении передового опыта в массовую практику (на уровне учреждения образования или региона). Пропаганда опыта осуществляется посредством устных, печатных, наглядных и комплексных форм.
-
Внедрение опыта. Процесс внедрения состоит из:
-
ознакомления педагогов с опытом работы, разъяснения его преимуществ и значения для развития практической деятельности;
-
обсуждения и принятия решения о внедрении опыта;
-
создания соответствующих условий для использования ведущих идей передового опыта (анализ реального положения дел, внесение необходимых изменений, обучение педагогических кадров и т.п.);
-
оказания необходимой методической помощи;
-
подведение итогов внедрения, определение достигнутых результатов и перспектив дальнейшей работы.
Что может быть опытом?
- алгоритмы учебных действий по предмету;
- технология урока или элементы технологии;
- авторская программа (учебного курса, воспитательная);
- система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);
- эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);
- реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);
- эффективная система оценки знаний и др.
Примерные темы обобщения опыта:
-
Социальное партнерство в системе СПО.
-
Система самостоятельной работы и развитие познавательного интереса обучающихся.
-
Роль кабинета и наглядно-дидактического обеспечения занятий в учебном процессе.
-
Использование информационно-коммуникационных технологий и ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) в преподавании дисциплины … .
-
Использование курса геометрии как средство развития у обучающихся пространственного видения окружающего мира. И другие.
Формы обобщения ППО
- статья о своем опыте работы (сборник статей);
- подготовка открытого урока с подробным самоанализом;
- подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса;
- проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;
- методический альбом.
Распространение опыта
- педагогический совет;
- заседание методического объединения;
- творческий отчет;
- различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);
- научно-практические конференции;
- наставничество;
- публикации в методических журналах;
- мастер-классы;
- семинары.
Памятка учителю по обобщению опыта
Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием студентов. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений студентов), сопроводив их краткими разъяснениями.
Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.
При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы студентов, списки литературы и т.д.).
Литература.
-
Е.А.Ильина, Направления передового педагогического опыта. - Гомель. 2007.
-
Столяренко А.М. Общая педагогика. - М., 2006.
-
Научно-методический семинар школы-лицея. - Петропавловск, 2012.
-
Шихваргер Ю.Г. к.п.н., доцент каф. ПППО НГПУ
-
Бронников, С.А., Бронникова, Э.П. Передовой педагогический опыт в современных условиях. Монография. - Уфа: Изд-во БИРО, 2009. - 187 с.
-
Данилова, А.К. Адреса передового педагогического опыта: сборник статей. - Санкт-Петербург: СПбАППО, 2009. - 125 с.
-
Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика// Управление школой, 2007, №13. - с.24-26.
-
Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика. - 2005, №5. - с.39-44.
-
Кузьмина В.Ф. Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю). Завуч. «Управление современной школой», №4, 2006. С. 103-104; №6, 2006 г. С.113-114
-
Попова И.Н. Обобщение передового педагогического опыта. // Завуч, 2006, №6. - с.113-116.
-
Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта// Практика административной работы в школе. - 2005, №7. - с.6-9.