Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения



Л.А,Малькова, методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

А. Дистервег


В современных условиях возрастает роль инновационной творческой деятельности, т.к. возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения нового качества на основе инновационных инициатив и творчества по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

Важнейшими источниками развития системы образования являются:

- достижения современной педагогической и психологической науки;

- передовой опыт педагогической деятельности;

- синтез научных знаний, подкреплённых положительными практическими результатами их использования для решения актуальных проблем.

Основная задача статьи - оказать практическую помощь методистам и педагогам в описании передового педагогического опыта.

Под передовым педагогическим опытом понимают опыт, позволяющий получить наиболее высокие и качественно новые результаты.

С точки зрения творческой новизны выделяют разные виды передового педагогического опыта:

- Опыт, носящий репродуктивный характер (массовый опыт). Он ценен тем, что преподаватель вносит элементы новизны в уже известную педагогическую практику, в результате чего происходит адаптация педагогического опыта.

- Опыт, носящий исследовательский характер. Он ценен тем, что преподаватель или педагогический коллектив моделирует будущее качество педагогического процесса, то есть осуществляет исследовательскую деятельность.

Назовем виды педагогических работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в образовательных организациях.

Педагог-профессионал, мастер

свободно владеет технологией работы, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании.

Педагог-новатор

отличается качествами мастера, вместе с тем обогащает свой опыт новыми формами, методами, средствами, повышающими эффективность учебно-воспитательного процесса. Для педагога-новатора характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство.

Педагог-исследователь

- это мастер и новатор, его труд насыщен элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, отличается новым построением учебно-воспитательного процесса.

Важны все названные виды педагогического опыта. Мастерство присуще большинству педагогов, новаторский подход - многим, а исследовательской деятельностью занимается пока лишь часть педагогов, которая будет непрерывно возрастать.

При изучении передового опыта важно познать все эти конкретные виды, пропагандируя и распространяя их среди педагогической общественности, стремясь донести достижения мастерства, новаторства, изобретательства до всей массы педагогов.

Для оценки и анализа передового педагогического опыта тех или иных образовательных организаций и преподавателей, подлежащего изучению, теоретическому обобщению и использованию в массовой практике в «Современном словаре по педагогике» обозначены следующие критерии: новизна, высокая результативность, репрезентативность, стабильность опыта, преемственность, перспективность. Новизна отличает передовой опыт от массового, хотя наличие новизны в деятельности педагогов еще не означает, что их опыт характеризуется передовыми тенденциями. Уровни новизны могут быть различными - от научных открытий до эффективного применения достижений науки и рационализации отдельных сторон педагогического труда. Высокая результативность означает, что результаты обучения и воспитания должны быть выше массовых показателей. Основными признаками репрезентативности передового опыта являются: достаточная проверка во времени, получение подтверждения в работе различных педагогов при идентичных условиях. Стабильность опыта означает, что его результаты должны быть одинаковыми не только при определенных, но и при изменяющихся условиях обучения и воспитания. Стабильность подтверждает закономерность результатов опыта. Преемственность передового опыта заключается в том, что он - составная часть общего педагогического труда. Он возникает не вдруг, а медленно накапливается в массовом опыте. Всякое новое явление лишь в том случае входит в передовой педагогический опыт, если оно имеет перспективу развития и применения на практике.

При определении сущности передового опыта в первую очередь нужно учитывать четыре критерия:

  1. Соответствие опыта социальному заказу, предъявляемому к системе образования;

  2. Наличие элементов новизны;

  3. Устойчивость высоких результатов;

  4. Достижение высоких устойчивых результатов при оптимальной затрате энергии и времени педагогов и учащихся и средств.

На этапе обнаружения (выявления) главный критерий - устойчивые положительные результаты в учебно-воспитательной работе. На этапе изучения - анализ того, как конечные результаты зависят от использования достижений педагогической науки, научное осмысление опыта. На этапе обобщения - основной критерий в глубоком понимании сути опыта, его идеи. На этом этапе сведения об опыте дополняются, обрабатываются научные данные, сам опыт адаптируется к массовой практике. На этапе распространения создается базовая модель опыта, которая может быть в том или ином педагогическом коллективе; разрабатываются рекомендации по использованию опыта.

Передовой педагогический опыт - это новые улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокие результаты и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование образовательного процесса.

Передовой педагогический опыт - это оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания.

Критерии передового педагогического опыта

  1. Высокая результативность учебного процесса.

  2. Устойчивость результатов учебного процесса.

  3. Научная обоснованность.

  4. Творческая новизна.

  5. Актуальность.

  6. Сокращение затрат времени на достижение высоких результатов.

  7. Перспективность (перспектива развития и применения на практике).

Обобщение опыта - вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта (одного человека, коллектива или всей образовательной организации), осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание.

Обобщение опыта необходимо отличать от простого его описания.

Обобщить - значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт;

- обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей;

- раскрыть условия, при которых возможна их реализация;

- выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта.

Алгоритм выявления передового педагогического опыта.

  1. Проведение проблемного анализа деятельности. Определение темы (направления) передового педагогического опыта исходя из конкретных потребностей педагогов, их профессиональных запросов, социального заказа в совершенствовании и развитии практики воспитания учащихся.

  2. Выявление актуальных проблем образовательного процесса. Выявление опыта на основе изучения деятельности педагогов-практиков, анализа состояния воспитания.

  3. Определение педагогов, которые успешно решают эти проблемы. Создание и реализация плана (программы) изучения и обобщения передового опыта.

  4. Принятие решения об изучении и обобщении их педагогического опыта, а также о мотивации их деятельности. Утверждение темы и плана на методическом (педагогическом) совете учреждения образования.

  5. Определение ответственных за изучение и обобщение опыта.

План.

  1. Подготовительный этап. Изучение литературы по теме опыта и создание картотеки материалов. Подготовка базы изучения и обобщения опыта: комплекс диагностических методов, определение результата обобщения опыта (справка, сборник, выставка и т.п.).

  2. Изучение опыта. Накопление фактического материала.
    Проводится на основании комплекса подготовленного диагностического инструментария, посещения практических мероприятий и др. В процессе изучения оказывается необходимая методическая помощь (например, в написании документации, самооценке опыта, повышении профессионального уровня и т.п.) и идет сбор фактического материала (разработки, схемы, планы, диагностические данные и т.п.).

  3. Обобщение опыта. Форма обобщения. Анализ и обработка полученных данных. Установление соответствия критериям передового педагогического опыта.

Описание опыта работы.

- формулировка основных идей, на которых построен опыт;

- обоснование правомерности, продуктивности и перспективности этих идей;

- раскрытие условий, при которых возможна их реализация;

- выявление объективных закономерностей, творческого использования и развития данного опыта.

  1. Пропаганда и распространение опыта. В зависимости от темы и значимости обобщенный опыт может быть рассмотрен на экспертном, методическом или педагогическом советах, методическом объединении, совете. В таком случае принимается решение о распространении и внедрении передового опыта в массовую практику (на уровне учреждения образования или региона). Пропаганда опыта осуществляется посредством устных, печатных, наглядных и комплексных форм.

  2. Внедрение опыта. Процесс внедрения состоит из:

  • ознакомления педагогов с опытом работы, разъяснения его преимуществ и значения для развития практической деятельности;

  • обсуждения и принятия решения о внедрении опыта;

  • создания соответствующих условий для использования ведущих идей передового опыта (анализ реального положения дел, внесение необходимых изменений, обучение педагогических кадров и т.п.);

  • оказания необходимой методической помощи;

  • подведение итогов внедрения, определение достигнутых результатов и перспектив дальнейшей работы.


Что может быть опытом?

- алгоритмы учебных действий по предмету;

- технология урока или элементы технологии;

- авторская программа (учебного курса, воспитательная);

- система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);

- эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

- реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);

- эффективная система оценки знаний и др.

Примерные темы обобщения опыта:

  1. Социальное партнерство в системе СПО.

  2. Система самостоятельной работы и развитие познавательного интереса обучающихся.

  3. Роль кабинета и наглядно-дидактического обеспечения занятий в учебном процессе.

  4. Использование информационно-коммуникационных технологий и ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) в преподавании дисциплины … .

  5. Использование курса геометрии как средство развития у обучающихся пространственного видения окружающего мира. И другие.

Формы обобщения ППО

- статья о своем опыте работы (сборник статей);

- подготовка открытого урока с подробным самоанализом;

- подготовка творческого отчета: открытый урок или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса;

- проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;

- методический альбом.

Распространение опыта

- педагогический совет;

- заседание методического объединения;

- творческий отчет;

- различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);

- научно-практические конференции;

- наставничество;

- публикации в методических журналах;

- мастер-классы;

- семинары.

Памятка учителю по обобщению опыта

Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием студентов. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений студентов), сопроводив их краткими разъяснениями.

Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы студентов, списки литературы и т.д.).

Литература.

  1. Е.А.Ильина, Направления передового педагогического опыта. - Гомель. 2007.

  2. Столяренко А.М. Общая педагогика. - М., 2006.

  3. Научно-методический семинар школы-лицея. - Петропавловск, 2012.

  4. Шихваргер Ю.Г. к.п.н., доцент каф. ПППО НГПУ

  5. Бронников, С.А., Бронникова, Э.П. Передовой педагогический опыт в современных условиях. Монография. - Уфа: Изд-во БИРО, 2009. - 187 с.

  6. Данилова, А.К. Адреса передового педагогического опыта: сборник статей. - Санкт-Петербург: СПбАППО, 2009. - 125 с.

  7. Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика// Управление школой, 2007, №13. - с.24-26.

  8. Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика. - 2005, №5. - с.39-44.

  9. Кузьмина В.Ф. Передовой педагогический опыт (рекомендации учителю). Завуч. «Управление современной школой», №4, 2006. С. 103-104; №6, 2006 г. С.113-114

  10. Попова И.Н. Обобщение передового педагогического опыта. // Завуч, 2006, №6. - с.113-116.

  11. Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта// Практика административной работы в школе. - 2005, №7. - с.6-9.


© 2010-2022