Рабочая программа для 7 класса с родным (украинским) языком обучения

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Табачненская школа»

Джанкойского района Республики Крым

Рассмотрено на

заседании МО учителей

филологического цикла

протокол

от «19» августа 2015 г. № 1


Согласовано

заместитель директора по УВР

_________/Г.Ф.Прилуцкая

«25» августа 2015 г.




Утверждаю

И.о директора школы

_______/ Л.В. Ткаченко

«01» сентября 2015 г.








Рабочая программа

по предмету: «Украинский язык»

базовый уровень, 7 класс

2015-2016 учебный год







Вишневская С.И.,

учитель украинского языка и литературы,

высшая категория



с. Табачное

2015 год






Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Украинский язык» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и определяет цель, задачи, планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Украинский язык)», а также основное содержание указанного учебного предмета.

Свободное владение украинским языком имеет большое значение для социализации граждан разных национальностей, стимулирования их интеллектуального вклада в научный потенциал, интеграции в культуру украинского народа.

В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний стремительно растет, важно совершенствовать технологии обучения, развивать у учащихся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в возрастающем информационном потоке. Этому будут способствовать компетентностный подход в обучении языку и внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

Приоритетом современного языкового образования становится компетентность - результат образования, представленный набором сложившихся способов деятельности, позволяющих человеку эффективно действовать в различных ситуациях, самостоятельно принимать решения, оценивать и совершенствовать свою деятельность, нести за нее ответственность.

На решение именно этих задач направлена ​​программа, составленная с учетом Общеевропейских рекомендаций языкового образования.

Разработанная в соответствии с современными требованиями программа, помимо своей традиционной функции - служить основой для планирования и осуществления учебно-воспитательного процесса, - подробно очерчивает ожидаемые результаты обучения и определяет объективные критерии для их оценки. Именно этим обусловлены структурные особенности программы, которая состоит из пояснительной записки и основной части, содержащей две графы.

В первой графе дано содержание обучения, детализированы знания, которые следует усвоить, а во второй - характеристика основных видов деятельности учащихся.Учебная деятельность распределена по уровням - от репродуктивных к конструктивным и творческим. Это позволяет проследить весь процесс формирования умений - от простых к сложным , которые заложены в Критериях оценивания учебных достижений учеников.

Примерная программа реализует современные подходы к языковому образованию. Главной при этом есть жизненная адекватность образования, его ориентация на удовлетворение потребностей и культурных запросов личности, связанных с практической деятельностью, духовной жизнью, коммуникативными интересами. Предлагаемая система основана на синтезе нескольких подходов - личностного, компетентностного, деятельностного, коммуникативного, текстоцентричного, функционального, социокультурного, эмоционально-смыслового.

Программа основывается на следующих основных принципах:

  1. практической направленности и коммуникативной ориентации обучения;

  2. взаимосвязи в решении коммуникативных, образовательных, развивающих и воспитательных задач;

  3. взаимосвязанном развитии всех видов речевой деятельности;

  4. отборе и организации учебного материала в соответствии с требованиями языкознания с учетом функционального подхода, а также специфики овладения украинским языком русскоязычными учениками;

  5. преемственности между начальным и средним (полным) общин образованием, а также между классами основной общей школы.

Цель изучения украинского языка в учебных заведениях с неродным языком обучения заключается в становлении духовно богатой личности, обладающей умениями и навыками свободно, коммуникативно целесообразно пользоваться выразительными средствами языка, его видами, типами, стилями, жанрами во всех видах речевой деятельности, свободно ориентироватьсяся в возрастающем информационном потоке, умении формировать и отстаивать собственное мнение, гражданскую позицию по тем или иным событиям и явлениям (в том числе общественным), давать им адекватную оценку, самообучаться и самосовершенствоваться.

Цели:

а) научить пониманию новой культуры (межкультурного взаимопонимания);

б) овладеть межкультурной коммуникацией, т.е. умением общаться с носителями другой культуры.

ЗАДАЧИ:

  1. выработки потребности в изучении украинского языка;

  2. развитие умений и навыков общения, свободного выражения мыслей и чувств в различных сферах частной и общественной жизни на основе освоения базовых речевых знаний, выработки умений и навыков коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях во время восприятия, воспроизведения и создания высказываний; овладение культурой речи;

  3. формирование у учащихся базовых орфоэпических, грамматических, лексических, орфографических, стилистических умений и навыков на основе усвоения норм украинского литературного языка;

  4. выработки умений воспринимать язык как художественное явление, которое имеет эстетическую ценность.

Согласно концептуальных основ, целей и задач курса в программе определено содержание обучения украинского языка для 7-Б класса, который структурирован по четырем взаимосвязанными линиями - речевой, языковой, культурологической и деятельностной (стратегической).

Речевая содержательная линия обеспечивает выработку и совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении, письме); языковая - усвоение учащимися системных знаний о языке как средстве выражения мыслей и чувств человека и формировании речевых умений и навыков; культурологическая - усвоение укркаинсих и общечеловеческих культурных и духовных ценностей, норм, регулирующих отношения в обществе, способствующих эстетическому и морально-этическом развитии; деятельностная (стратегическая) - формирование общеучебных умений и навыков учащихся, овладение различными стратегиями. Указанные содержательные линии формируют речевую, языковую, культурологическую и деятельностную (стратегическую) и вместе - коммуникативную компетентность личности.

Основное назначение речевой содержательной линии заключается в определении содержания работы по формированию у учащихся коммуникативной компетентности, суть которой раскрывается в формулировке цели курса. Коммуникативный блок программы презентует функциональную систему речи, представленную речевой деятельностью в единстве четырех ее составляющих - слушание, чтение, говорение и письмо. Эта содержательная линия включает содержание учебной речевой деятельности, куда входят сведения о речи и перечень основных видов работ по каждому из видов речевой деятельности, а также учебные достижения учащихся.

Речевая содержательная линия реализуется комплексно, интегративно и предусматривает взаимосвязанное гармоничное развитие умений и навыков учащихся в четырех видах речевой деятельности.

В программе нашли отражение система работы по аудированию, чтению, говорению и письму, и требования к владению этими видами речевой деятельности. Перечень необходимых знаний и умений дифференцированно по четырем видам речевой деятельности. Поскольку указанные умения и навыки формируются на каждом уроке, а не только на специальных уроках развития речи, содержание и результаты обучения аудированию, чтению, говорению и письму представлены отдельными блоками, а не привязаны к видам работ (написание изложений, сочинений).

Языковая содержательная линия определяет особенности фонетической, лексической, словообразовательной, грамматической и системы правописания украинского литературного языка. Она включает актуальные вопросы функционирования украинского языка, теоретические сведения о системе языка, его уровни и аспекты, ключевые понятия фонетики, лексикологии, фразеологии, строения слова и словообразования, морфологии, синтаксиса, орфографии и пунктуации.

Усвоение системных знаний о языке и формирование на их основе соответствующих умений обеспечивает языковую компетентность личности.

В программе сбалансировано усвоение языковой теории и формирование практических умений и навыков в различных видах речевой деятельности. Соредоточено внимание к стилистическим возможностям языковых единиц разных уровней. Языковая содержательная линия основывается на учении о языке как системе систем и предусматривает соответствующую подачу теоретического материала, способствующего оптимизации его усвоения (факты, изложенные в системе, запоминаются лучше, чем набор разрозненных фактов). Коммуникативная ориентация обучения, в свою очередь, предопределяет необходимость сочетания разноуровневых и разноаспектных языковых явлений, поскольку в речи они функционируют комплексно, в тесной взаимосвязи.

Реализованный в программе текстоцентрический подход к изучению языковой теории заключается в ее усвоении на основе текстов различной тематики, насыщенных изучаемыми языковыми явлениями. Несомненные преимущества такой системы в том, что языковые единицы представляются не отвлеченно, изолированно, а в их естественном языковом окружении, непосредственном функционировании в речи. Текст служит отправным мотивационным моментом для аналитической работы по нахождению изучаемых языковых единиц и явлений, выяснением их взаимосвязей с другими элементами языковой системы, наблюдения над функционированием в речи и дальнейшей конструктивной и творческой работы по отработке соответствующих языковых и речевых умений и навыков. Система комплексных задач на основе текста позволяет бегло повторять изученный ранее теоретический материал и совершенствовать приобретенные на предыдущих уроках практические умения и навыки.

Опора на родной язык учащихся при изучении украинского осуществляться через словарную (в том числе терминологическую) работу, соответствующее представление теории, формулировки вопросов и заданий, систему специальных упражнений на наблюдение, сравнение, перевод и т.

В программе указано на необходимость осуществления метапредметных связей, самой естественной из которых есть связь курса языка с литературой и изобразительным искусством. Опора на уже известные ученикам понятие позволит избежать дублирования, глубже осознать изучаемый материал.

Культурологическая содержательная линия программы воплощает один из основных концептуальных подходов к языковому образованию. Она касается культурологических условий использования языка и связана со знаниями и умениями, необходимыми для реализации социального аспекта использования языка. Эта содержательная линия основывается на общественной и культурологической функциях языка, отражает взаимозависимую связь: человек - общество - язык - культура и заключается в изучении языка в контексте частной и общественной жизни, представленной ею и отраженной в ней культуры, системы ценностей, взаимосвязей с культурными достижениями народов мира.

Культурологический блок программы включает сведения, которые раскрывают феномен человека, человечества, (основные мировоззренческие идеи, идеалы, морально-этические представления, эстетические вкусы, особенности менталитета различных этносов и в частности украинского, материалы, связанные с историей, географией, экологией, материальной и духовной культурой и т.д.).

Культурологическая линия, регламентирующая тематико-содержательную основу развития и совершенствования речи учащихся (содержание), тесно связана с языковой, которая определяет его формальную сторону - язык (форму). Синтез этих содержательных линий осуществляется на основе текста, который составляет единство содержания и формы. Во время работы над текстом интегрировано реализуются также образовательные задачи речевой и стратегической содержательных линий.

Деятельностная, или стратегическая, содержательная линия обеспечивает развитие соответствующей компетентности, что проявляется в совершенствовании универсальных умений - общепознавательных, организационных, контрольно-оценочных, творческих, а также в овладении стратегий, определяющих оптимальность речевой деятельности и социально-коммуникативного поведения учащихся для решения учебных задач и жизненных проблем.

Деятельностная (стратегическая) содержательная линия составляет многомерную систему важнейших интеллектуальных умений и навыков, необходимых для формирования общей культуры учащихся, их готовности к познавательной и творческой деятельности и саморазвитию.

Деятельностная (стратегическая) содержательная линия реализуется в процессе обработки остальных трех содержательных линий и не требует отдельных часов.

Охарактеризованные четыре содержательные линии охватывают все ключевые и предметные компетентности. Речевая и языковая линии являются основными. Они определяют непосредственный предмет изучения, его содержание, структуру.

Культуролдогическая и деятельностная (стратегическая) содержательные линии как вспомогательные являются средством реализации основных и контролируются опоследованно через требования к усвоению речевого и языкового компонентов содержания.

Согласно требованиям примерной программы изучение каждой темы, составляет органическое единство языковой теории и выраженного в тексте экстралингвистического содержания, проходит в несколько этапов:

  1. мотивация к изучению материала;

  2. восприятие на слух (аудирование), чтение текста, работа над его содержанием, в процессе которой происходит естественное (а не привнесенное извне) формирование ценностных ориентаций и личностных качеств учащихся;

  3. обработка языковой теории, выведенной на основе наблюдений над языковым материалом, формирование языковых и речевых умений и навыков;

  4. подведение итогов урока, домашнее задание с комментарием учителя по его выполнению.

В программе представлены распределение учебного времени.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Обучение в период с 5 по 9 класс является второй ступенью общего образования и важным звеном, которое соединяет все три ступени образования: начальную, основную и старшую. Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Психологи выделяют два возрастных этапа: 5-7 и 8-9 классы. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению языку позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности.

Бдагодаря коммуникативной направленности предмета «Украинский язык» появляется возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности. При обсуждении специально отобранных текстов формируются умения рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение украинского языка (родного) в 7-б классе отводится 2 часа в неделю (70 часов)


Деятельностная (стратегическая) содержательная линия (7 класс)

- придерживаются правил гигиены учебной работы;

- самостоятельно определяют режим учебной работы с учетом степени сложности предметов;

- вносят необходимые корректировки; определяют и используют полученные знания, прогнозируют дальнейшее развитие определенных явлений; систематизируют и обобщают учебный материал; моделируют, приводят доказательства; осуществляют контроль и оценивают качество выполненной работы, в процессе выполнения, по результатам;

- работают индивидуально, эффективно в парах и в группах; активно используют приобретенные знания;

- придерживаются необходимого темпа работы;

- систематически используют справочную литературу;

- подбирают дополнительную литературу к отдельным темам, самостоятельно подбирают и читают литературу, соответствующую возрастным особенностям учащихся, используют ее на уроке и во внеурочной деятельности;

- проявляют способность к восприятию нового материала;

- активно работают над самообразованием.

Оценка результатов обучения языку

При оценке результатов учебной деятельности учащихся нужно учитывать, что язык является не только объектом изучения, но и средством обучения других предметов, а это повышает требования к уровню сформированности коммуникативной компетентности школьников как ключевой и предметной.

Оценка результатов обучения языку осуществляется на основе:

а) учета основного назначения языкового образования, который предусматривает разностороннее речевое развитие личности, ее способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности;

б) образовательного содержания учебного предмета, который делится на четыре элемента: знания, умения и навыки, необходимые для выполнения определенной деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру;

в) анализа уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения украинскому языку, которое предусматривает изучение языковой теории в аспекте практических потребностей речевого развития учащихся, для самостоятельного решения проблем, возникающих в их реальной жизни.

Аудирование (слушание - понимание)

Проверка аудирования учащихся осуществляется фронтально с помощью тестовых заданий. Проверяется способность ученика воспринимать на слух незнакомое по содержанию высказывания с одного прослушивания:

а) понимать цель высказывания; фактическое содержание; причинно-следственные связи; тему и основную мысль высказывания; изобразительно-выразительные средства, использованные в прослушанном произведении;

б) давать оценку прослушанному.

Для получения достоверных результатов тестирования количество вариантов ответов на тестовое задание не должно быть меньше четырех. Вопросы должны касаться всех указанных выше характеристик высказывания и располагаться в порядке нарастания их сложности.

В классе ученикам предлагаются 5 вопросов с четырьмя вариантами ответов, 6-9 классах - 10 вопросов с четырьмя вариантами ответов.

Материал для контрольного задания является связным высказыванием (текстом), который подбирается в соответствии с требованиями программы для каждого класса.

Объем текста для аудирования ориентировочно определяется так:


Класс

Объем текстов, относящихся к

художественному стилю

другим стилям

5-й

400-500 слов

300-400 слов

6-й

500-600

400-500

7-й

600-700

500-600

8-й

700-800

600-700

9-й

800-900

700-800

10-й

900-1000

800-900

11-й

1000-1100

900-1000

Правильный ответ на каждый из 5 вопросов оценивается одним баллом, каждый из 10 вопросов оценивается 0.5 баллами. Оценка выставляется с учетом того, что за этот вид деятельности ученик может получить от 1 балла (за добросовестную работу, которая еще не дала должного результата) до 5 баллов (за безупречно выполненную работу).

Критерии оценивания аудирования

Оценка

Количество допустимых ошибок

5

0; выполнены все задания;

4

2; выполнено не менее 3/4 заданий;

3

4; выполнено не менее половины;

2

6; не выполнены более половины;

1

не выполнены более чем на оценку «2», или не выполнены ни одного задания.

Диалогическая речь

При оценке диалога проверяется способность учащихся:

а) выявлять определенный уровень осведомленности по теме, которая обсуждается;

б) демонстрировать умения:

- составлять диалог в соответствии с предложенной ситуации и целью общения;

- самостоятельно достигать коммуникативной цели;

- использовать реплики для стимулирования, поддержки диалога, формулы речевого этикета;

- придерживаться темы общения;

- соблюдать правила общения;

- соблюдать нормы литературного языка;

- демонстрировать определенный уровень сноровки в процессе диалога (краткость, логичность, выразительность, уместность, изобретательность и т.п.);

в) выражать личную позицию по обсуждаемой теме;

г) аргументировать высказанные тезисы, вежливо опровергать ложные высказывания собеседника.

Указанные характеристики диалога являются основными критериями при его оценке.

Материал для контрольных заданий подбирается с учетом тематики , уровня подготовки, возрастных особенностей и познавательных интересов учащихся.

Ориентировочное количество реплик соответствует уровню речевой компетентности учащихся каждого класса.

При оценке диалога необходимо дифференцировать реплики развернутые (состоят из двух и более предложений) и неразвернутые (выраженные одним предложением). Если реплики развернуты, то их количество уменьшается. К указанному количеству не засчитываются слова, относящиеся к речевому этикету (обращения, приветствия, прощания и т.д.).

Требования к оценке

Характеристика составленных учащимися диалогов

Оценка

Учащиеся составляют диалоги, допускают ошибки различного характера, не достигают коммуникативной цели.

1

Ученики участвуют в диалоге простой по содержанию речевой ситуации, могут не только отвечать на вопросы собеседника, но и формулировать некоторые вопросы, допуская ошибки различного характера. Однако коммуникативная цель достигается ими лишь частично.

2

Ученики успешно достигают коммуникативной цели в диалоге с несложной темой, их реплики в целом являются содержательными, отвечают основным правилам поведения в разговоре, нормам этикета, однако им не хватает самостоятельности суждений, их аргументации, новизны, лаконизма в достижении коммуникативной цели, имеется определенное количество ошибок в языковом оформлении реплик и тому подобное.

3

Ученики самостоятельно составляют диалог по проблемной теме, демонстрируя в целом достаточный уровень сноровки и культуры речи: четко высказывают мнения, обнаруживают умение сформулировать интересный вопрос, дать точный, остроумный ответ, в основном проявляют толерантность, сдержанность, корректность в случае несогласия с мнением собеседника, но в диалоге есть определенные недостатки: нечетко выражается личная позиция собеседников, аргументация не отличается оригинальностью и тому подобное.

4

Ученики составляют диалог, самостоятельно выбрав аспект предложенной темы (или же определяют проблему для обсуждения), убедительно и оригинально аргументируют свою позицию, сопоставляют разные взгляды на тот же предмет, понимая при этом возможность других подходов к обсуждаемой проблеме, проявляют уважение к мнению другого; структура диалога, языковое оформление реплик диалога отвечает нормам.

5

Монологическая речь

Говорение (устные пересказ и сочинение); письмо (письменные пересказ и сочинение)

При оценке монологической речи учащихся основной школы проверяется их способность:

а) выявлять определенный уровень осведомленности по теме которую необходимо раскрыть (устно или письменно);

б) демонстрировать умения:

- строить высказывания определенного объема, подбирая и упорядочивая необходимый для реализации замысла материал (эпизод из собственного жизненного опыта, прочитанный или прослушанный текст, эпизод из кинофильма, рассказ другого человека);

- учитывать цель общения, адресата речи;

- раскрывать тему высказывания;

- определенно отражать основную мысль высказывания, дифференцируя материал на главный и второстепенный;

- излагать материал логично, последовательно;

- использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей, соблюдая нормы литературного языка;

- соблюдать единство стиля;

в) проявлять свое отношение к предмету высказывания, понимать возможность различных толкований той же проблемы;

г) выявлять определенный уровень творческой деятельности, в частности:

- трансформировать полученную информацию, воспроизводя ее подробно, сжато, выборочно, своими словами, изменяя форму изложения, стиль и т.д. в соответствии с замыслом высказывания;

- создавать оригинальный текст определенного стиля;

- аргументировать высказанные мысли, убедительно опровергать ложные доказательства;

- излагать материал четко, уместно, экономно, выявлять богатство лексических и грамматических средств.

Изложение. Изложение с творческим заданием


Материалом для изложения (устного / письменного) могут быть: текст читаемый учителем, или предварительно проработанный текст;самостоятельно прочитанный материал из газеты, журнала, эпизод кинофильма или телепередачи, рассказ другого человека об определенных событиях, народные обычаи и тому подобное. Если пишется изложение с творческим заданием, ученикам предлагается, кроме того, также задание, предполагающее написание творческой работы, обязательно связанной с содержанием изложения.

Объем текста изложения ориентировочно определяется так:

Класс

Количество слов

5-й

100-130

6-й

130-180

7-й

180-230

8-й

230-280

9-й

280-330

10-й

330-380

11-й

380-430

Объем текста для сжатого или выборочного изложения должен быть в 1,5-2 раза больше объема текста для подробного перевода.

Если для контрольной работы используются другие источники, то материал подбирается так, чтобы объем изложения мог быть в пределах предлагаемых для определенного класса норм. Длительность звучания устного изложения - 3-5 минут.

Объем творческого задания изложения, выполненного письменно:

Класс

Количество страниц

5-й

0,3-0,5

6-й

7-й

0,5-0,75

8-й

9-й

0,75-1,0

10-й

11-й

1,0-1,2

Сочинение


Материалом для сочинения (устного / письменного) могут быть: тема, сформулированная на основе предварительно оговоренной проблемы, жизненной ситуации, прочитанного и проанализированного художественного произведения; а также предлагаемые для отдельных учеников вспомогательные материалы (если избирается вариант дифференцированного подхода к оценке).

Объем письменного сочинения, написанного учеником, ориентировочно определяется так:

Класс

Количество страниц

5-й

0,5-1,0

6-й

1,0-1,5

7-й

1,5-1,75

8-й

1,75-2,0

9-й

2,0-2,5

10-й

2,5-3,0

11-й

3,0-3,5

В монологическом высказывании оценивают его содержание и форму (языковое оформление). За устное высказывание (изложение, сочинение) ставят одну оценку - за содержание, а также качество языкового оформления (ориентировочно, опираясь на опыт учителя и не подсчитывая ошибок  учитывая технические трудности фиксации ошибок разных типов в устной речи).

При оценивании устного высказывания, учитывают наличие отклонений от орфоэпических норм, правильность интонирования предложений; в письменных высказываниях - наличие: 1) орфографических и пунктуационных ошибок, которые подсчитываются суммарно, без дифференциации; 2) лексических, грамматических и стилистических.

По письму выставляют также одну оценку: на основе подсчета допущенных недостатков за содержание и ошибок за языковое оформление, учитывая их соотношение.

При выставлении единой оценки за письменную работу к количеству баллов, набранных за содержание изложения или сочинения, добавляется количество баллов за языковое оформление, и их сумма делится на два. При этом если доля не является целым числом, то она закругляется в сторону большего числа.

Требования к оценке монологической речи

Оценка

Критерии оценивания учебных достижений учеников

Грамотность

Содержание

Допустимое количество орфографичес-

ких и пунктуационных ошибок

Допустимое количество лексических, грамматических и

стилистических

ошибок


1

В тексте (высказывании) хватает связности и целостности, разнообразия требует лексическое и грамматическое оформление работы.

13

и более

9-10

7 и

больше

2

Текст (высказывание) характеризуется фрагментарностью, мысли излагаются на элементарном уровне; лексика и грамматическое построение речи нуждаються в обогащении и разнообразии.

9-12

9-10

6-7

3

По объему работа ученика (ученицы) приближается к норме, в общем является завершенной; тему в значительной степени раскрыто, однако она требует более глубокого освещения; должна быть четче определена основная мысль, усиленная единством стиля; разнообразить языковое оформление.

5-9

7-8

5-6

4

Ученик (ученица) самостоятельно строит полное (с учетом вида изложения), осмысленное высказывание; вообще основательно освещает тему, подбирает убедительные аргументы в пользу собственной позиции, однако словарный запас, грамматическое и стилистическое оформление работы требуют разнообразия.

1-4

2-6

2-4

5

Ученик (ученица) самостоятельно создает яркий, оригинальный по содержанию и оформлению текст (с учетом вида изложения);исчерпывающе освещает тему; анализирует различные взгляды на тот же предмет, подбирает убедительные аргументы в пользу той или иной позиции, использует приобретенную из разных источников информацию для решения определенных жизненных проблем; работа отличается богатством словарного запаса, грамматической правильностью и разнообразием, стилистическим совершенством.

1 (негрубая)

1

1

III. Чтение

Чтение вслух

Проверка чтения вслух осуществляется индивидуально в 5-9 классах: учитель дает ученику текст, проработанный на предыдущих уроках, некоторое время на подготовку и предлагает прочитать этот текст перед классом.

Материалом для контрольного задания является знакомый ученику текст, подобранный в соответствии с требованиями программы для каждого класса; текст подбирается с таким расчетом, чтобы время его озвучивания (по нормативной скорости) отдельным учеником равно 1-2 минутам (для чтения следует предлагать небольшие тексты указанных в программе стилей, типов и жанров речи, относительно завершенные отрывки произведений или сравнительно большой текст, разделенный на части, которые читаются несколькими учениками последовательно).

Единица контроля: озвученный учеником текст (скорость чтения в обычном для устной речи темпе - 80-120 слов в минуту).


Требования к оценке

Оценка

Характеристика чтения

1

Ученики читают еще очень медленно, не структурируют текст и предложения, интонируют предложения с большим количеством ошибок

2

Ученики читают еще очень медленно, структурируют текст и предложения, читают и произносят слова, интонируют предложения с большим количеством ошибок

3

Ученики читают со скоростью, приближающейся к норме, разделяя текст на предложения, связывая слова в предложении между собой, но читают недостаточно плавно и отчетливо, допуская ошибки в интонировании, произношении и т.д.

4

Ученики читают плавно, с должным скоростью, правильно интонируют предложения и разделяют их на смысловые отрезки, но допускают определенные недостатки (выражение авторского замысла, выполнения коммуникативной задачи; норм орфоэпии, дикции)

5

Ученики читают плавно, быстро, правильно интонируют предложения и разделяют их на смысловые отрезки; хорошо воспроизводят авторский замысел, стилевые особенности текста, решают коммуникативную задачу; читают орфоэпически правильно, с хорошей дикцией.

Контрольная проверка чтения вслух в 10-11 классах не осуществляется.

Чтение молча

Проверка умения читать молча осуществляется фронтально с помощью тестовых заданий. В 5 классе ученикам предлагают 5 вопросов по тексту с четырьмя вариантами ответов, в 6-11 классах - 10 вопросов с четырьмя вариантами ответов.

Вопросы должны касаться фактического содержания текста, его причинно-следственных связей, отдельных языковых особенностей (переносное значение слова, выразительные средства языка и т.д.), отраженных в тексте образов (если есть), выражения оценки прочитанного.

Материалом для контрольного задания должны быть незнакомые ученикам тексты разных стилей, типов жанров речи, содержащие монологическую и диалогическую речь (в соответствии с требованиями программы для каждого класса). Текст подбирается таким образом, чтобы ученики, которые имеют сравнительно высокую скорость чтения, тратили на него не менее 1-2 минуты времени и были соответственно загружены работой.

Объем текстов для контрольного задания определяется так:

Класс

Объем текста для чтения молча

художественного стиля

других стилей

5-й

360-420 слов

300-320 слов

6-й

420-480 слов

320-400 слов

7-й

480-540 слов

400-460 слов

8-й

540-700 слов

460-520 слов

9-й

700-760 слов

520-580 слов

10-й

760 -820 слов

580-640 слов

11-й

820-880 слов

640-700 слов

Оценивание чтения молча осуществляется по двум параметрам: понимание прочитанного и скорость чтения. Понимание прочитанного выявляется с помощью тестовой проверки: правильный ответ на каждый из 5 вопросов оценивается одним баллом, а каждый из 10 вопросов оценивается 0,5 баллами (например, выбор правильных ответов на 10 вопросов дает оценку «5»).

Скорость чтения молча оценивается по уровню речевой компетенции по украинскому языку для каждого класса.

Скорость чтения при выведении оценки за этот вид речевой деятельности учитывается следующим образом: оценку «4» - «5» может получить только тот ученик, скорость чтения у которого не ниже, чем минимальный показатель в нормативах для соответствующего класса. Тот, кто не выполняет указанных норм, получает на один балл меньше. Например: за выбор 10 правильных ответов ученик 7 класса должен получить оценку «5»; но если он читает со скоростью, меньшей 120 слов в минуту, то ему выставляется оценка не «5», а «4».

В общем оценка производится с учетом того, что за этот вид речевой деятельности ученик может получить от оценки «1» (за добросовестную работу, которая еще не дала удовлетворительного результата) к оценке «5» (за правильные ответы на вопросы тестового характера и должную скорость чтение).

Скорость чтения молча в каждом классе оценивается с учетом следующих норм:

Класс

Скорость чтения молча

(слов в минуту)

5-й

100 - 150

6-й

110 - 180

7-й

120 - 210

8-й

130 - 240

9-й

140 -270

10-й

150 - 300

11-й

160 - 330

ІV. Оценивания языковых знаний и умений


Видами оценивания учебных достижений учеников по украинскому языку является текущее, тематическое, четвертное, годовое оценивание.

Текущая оценка - это процесс установления уровня знаний учащихся по овладению содержанием предмета, умениями и навыками в соответствии с требованиями учебной программы.

Текущее оценивание осуществляется в процессе поурочного изучения темы. Его основными задачами являются: установление и оценивание уровней понимания и первичного усвоения отдельных элементов содержания темы, установление связей между ними и усвоенным содержанием предыдущих тем, закрепление знаний, умений и навыков. Формами текущего оценивания является индивидуальный, групповой и фронтальный опрос; выполнение учащимися различных видов письменных работ; взаимоконтроль учащихся в парах и группах; самоконтроль и т.

Для контрольной проверки языковых знаний и умений используются задания в тестовой форме, составленные на материале слова, сочетания слов, предложения, групп связанных между собой предложений. Единицей контроля является выбранные учениками правильные варианты выполнения заданий тестового характера и самостоятельно подобранные примеры.

Оценивание осуществляется таким образом, чтобы за указанную выше работу ученик мог получить от оценки «1» (за добросовестную работу, которая не дала удовлетворительного результата) к оценке «5» (за безупречно выполненную работу).


V. Оценивание правописания (орфографических и пунктуационных) умений учащихся

Основной формой проверки орфографической и пунктуационной грамотности является контрольный текстовый диктант. Материалом является текст, доступный для учащихся определенного класса. Проверка осуществляется фронтально по традиционной методике.

Объем диктанта по классам:

Класс

Количество слов в тексте

5-й

90-100

6-й

100-110

7-й

110-120

8-й

120-140

9-й

140-160

10-й

170-180

11-й

180-190

Примечание. В определении количества слов в диктанте учитывают как самостоятельные, так и служебные слова.

Для контрольных диктантов используются тексты, в которых каждое из обработанных в течение четверти правил орфографии и/или пунктуации были представлены 3-5 примерами. Текст записывается учеником с голоса учителя.

Диктант оценивается одной оценкой на основе следующих требований:

  • орфографические и пунктуационные ошибки оцениваются одинаково; исправляются, но не учитываются такие орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не содержит школьная программа; 2) на еще не изученные правила; 3) в словах над которыми не проводилась специальная работа; 4) в передаче так называемой авторской пунктуации.

  • повторяющиеся ошибки (ошибка в том же слове, которое повторяется в диктанте несколько раз), считаются одной ошибкой; однотипные ошибки (на то же правило), но в разных словах считаются различными ошибками;

  • различают грубые и негрубые ошибки; в частности, к негрубым относятся такие: 1) в исключениях из всех правил; 2) в написаниибольшой буквы в сложных собственных наименованиях; 3) в случаях написания вместе и раздельно приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами; 4) в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой (замена знаков); 5) в случаях, что требуют различия не и ни (в сочетаниях не кто иной, как ....; не что иное, как ...; никто другой не ...; ничто иное не ...) 6) в пропусках одного из сочетаемых разделительных знаков или в нарушении их последовательности; 7) при замене украинских букв русскими;

  • пять исправлений (неправильное написание на правильное) приравниваются к одной ошибке.

Нормы оценки диктанта

Оценка

Количество ошибок

«5»

1 (негрубая)

«4»

2-4

«3»

5-9

«2»

10-14

«1»

15 и более

Контрольная проверка по украинскому языку осуществляется фронтально и индивидуально.

Фронтально оцениваются: аудирование, чтение молча, диктант, письменное изложение и письменное сочинение, языковые знания и умения.

Индивидуально оцениваются: говорение (диалог, устное изложение, устное сочинение) и чтение вслух. Для этих видов деятельности отдельный урок не отводится, результаты оценивания выставить в колонку без даты. Повторную оценку всех видов речевой деятельности не проводят.

Проверка языковых знаний и умений осуществляется с помощью задач тестового характера (на их выполнение отводится 15-20 минут урока) в зависимости от характера изучаемого материала. Остальное время контрольного урока может быть использовано на выполнение задач по аудированию, чтению молча.

Оценку за четверть выставляют на основании текущих оценок с учетом контрольной (тестовой) работы по языковой теме.

Оценивания говорения, чтения вслух осуществляется индивидуально путем постепенного накопления оценок для того, чтобы каждый ученик (ученица) получил (а) минимум одну оценку за выполнение заданий на построение диалога, устного изложения и устного сочинения. Для этих видов работ не отводят отдельного урока, а оценки выводят один раз в год и выставляют в колонки без даты.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРЕДМЕТА «УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК»

К - комплект

Д - демонстрационный материал

п / п

Название объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Книгодрукарська продукция (библиотечный фонд)

1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Примерная программа основного общего образования по украинскому языку.

Книга для учителя «Украинский язык» для 5-9 классов


К



Д




Д


Д

Книгопечатная продукция (для личного пользования учащихся)

2

Рабочая тетрадь.


Демонстрационные печатные пособия

3

Алфавит (настенная таблица)

Грамматические таблицы к основным разделам, которые изучаются.

Учебные плакаты по предмету.

Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры.

Д


Д




Д


Д

Информационно-коммуникационные средства обучения

4.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Интерактивная доска


1


1


1




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ( 70 часов)


7 класс

Речевая содержательная линия


Тематическое планирование

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

Сведения о языке

Повторение изученного о тексте и стилях речи. Виды и средства связи в тексте. Публицистический стиль.

Сложный план собственного высказывания.

Повторение изученного о типах речи. Особенности построения описания внешности человека и процессов труда, размышления дискуссионного характера.





Аудирование

Аудирование. Развитие памяти, внимания и воображения.

Выборочное аудирование отдельных фрагментов текста с заданиями (определить правомерность и неправомерность утверждения и т.д.).

Вычленение различных категорий смысловой информации (нахождение места прослушанного фрагмента в графическом тексте).

Установка грамматических различий между записанным и прослушанным предложениями.

Вычленение отдельных фраз по определенному признаку.

Целевое аудирование фрагмента или целого текста с целью использования полученной информации при подготовке высказывания.

Краткое воспроизведение прослушанного текста.

Определение сюжетной линии прослушанного текста. Запись услышанного рассказа.

Прогнозирование содержания (составление плана продолжения текста прослушанного фрагмента).



Чтение

Чтение различных по объему тек стов изученных стилей, типов и жанров речи.

Совершенствование умений читать вслух и молча, пользоваться изучающим, ознакомительным и выборочным видами чтения. Формирование начальных умений поискового чтения.

Обогащение и расширение словарного запаса. Определение коммуникативного намерения автора.

Определение структурно-смыс-
ловых компонентов текста.

Составление простого и сложного плана прочитанного.

Формирование умений находить в тексте конкретную информацию и использовать ее при подготовке собственных высказываний. Получение полной фактической информации, содержащейся в тексте.

Определение лексико-тематической основы текста (подготовка телеграфного сообщения).

Подбор тематически однородных текстов, сравнение, анализ. Перефразирование.

Сжатый и выборочный пересказ прочитанного.

Определение средств связи в тексте.

Интерпретация прочитанного.

Анализ употребления языковых средств.

Развитие техники чтения.


Говорение

Диалогическая речь.

Разыгрывание готового диалога без опоры на текст.

Самостоятельное расширение реплик диалога в соответствии с контекстом, коммуникативной задачей, за счет инициативной речи.

Конструирование диалога из набора предложенных реплик, на основе текста, по аналогии.

Составление диалогов на одну тему, но для различных ситуаций общения.

Монологическая речь.

Подробное, краткое и выборочное изложения повествовательных текстов с элементами описания (внешности человека, процесса труда) и размышления.

Подробное устное изложение текстов публицистического стиля.

Пересказ текста с адресацией его определенному лицу или группе лиц и оформлением средствами монологической речи.

Пересказ прочитанного с дополнением.

Расширение диалогических реплик в монологическое высказывание.

Рассказ на основе прочитанного, увиденного, услышанного.

Завершение высказывания по данному началу.

Краткое изложение содержания теленовостей, пересмотренного кинофильма.

Устное сообщение о каком-то событии.

Описание жанровой картины.

Самостоятельное создание монологических высказываний изученных стилей, типов и жанров речи.







Письмо

Написание изложений (по простому или сложному плану).

Подробное и сжатое изложения повествовательных текстов с элементами описания (внешности человека, процесса труда) и размышления.

Написание сочинений (По простому или сложному плану).

Сочинение-описание внешности человека, процесса труда (по собственным наблюдениям и по картине).

Сочинение-рассказ по данному сюжету.

Сочинение-рассуждение дискуссионного характера.

Сообщение дискуссионного характера в газету.

Телеграмма. СМС.

Деловые бумаги

Расписка. Поручение.


Перевод

Перевод с русского языка
текстов, содержащих описание внешности человека, процессов труда, размышления.

Изложение-перевод (письменный).

Нахождение лексико-граматических разногласий между исходным текстом и вариантами перевода.

Определяют виды и средства связи в тексте; распознают публицистический стиль среди других известных стилей речи, находят языковые средства, характерные для этого стиля; определяют особенности текстов по их принадлежности к изученным стилям речи; используют изученное о тексте, виды и средства связи при построении и совершенствовании собственных высказываний.

Внимательно слушают, воспринимают на слух, понимают чужую речь и вербально реагируют на нее в пределах возрастных возможностей и усвоенного языкового материала в условиях учебного и бытового общения; аудируют тексты изученных стилей, типов и жанров речи; вычленяют смысловую информацию, различают главную и второстепенную информацию, выделяют и удерживают в памяти необходимую информацию; используют полученную информацию при подготовке собственных высказываний; определяют сюжетную линию прослушанного текста; выделяют логически-смысловые части в прослушанном тексте; пересказывают услышанное подробно и кратко (устно или письменно); прогнозируют содержание озвученного текста; устанавливают грамматические различия между записанным и прослушанным предложениями; находят лексические и грамматические ошибки, допущенные при переводе.

Читают тексты изученных стилей, типов и жанров речи в соответствии с нормами украинского литературного языка и требований "Критериев оценивания учебных достижений учеников"; прогрессируют в технике чтения, пользуются усвоенными видами чтения, овладевают поисковым чтеним; систематически обогащают и уточняют свой ​​словарный запас, пользуются словарями разных видов; выделяют логически-смысловые части прочитанного; составляют простой и сложный планы текста; интерпретируют и оценивают прочитанное; анализируют языковое оформление текста, определяют средства связи (в пределах изученного материала); подбирают тематически однородные тексты; пересказывают прочитанное по самостоятельно составленным простому или сложному планам подробно, сжато и выборочно (устно и письменно); используют полученную из текстов информацию при подготовке собственных высказываний.


Составляют диалог из предложенных реплик (с добавлением собственных реплик по содержанию), на основе текста или ситуации общения, по аналогии; корректно и эффективно ведут диалог с конкретным адресатом по определенной проблематике, с представителями разных возрастных групп, знакомыми и незнакомыми, непосредственно и косвенно (по телефону), дают логическую и эмоциональную оценку реплик собеседника; инициируют, поддерживают разговор и реагируют на реплики собеседника в различных ситуациях общения: выражают сомнения по поводу достоверности полученной информации или ее источников, уверенность в ее недостоверности; просят уточнить информацию; выражают одобрение, интерес, согласие, несогласие, обеспокоенность, волнение, удивление, недовольство, запрет, радость, восторг, пожелания, призыв, дают разрешение, совет и т.д.; реагируют на соответствующие реплики; участвуют в дискуссиях на знакомую тему, выражают и убедительно аргументируют свое мнение, опровергают ложные утверждения, соблюдая правила ведения дискуссии; пересказывают содержание прочитанного (прослушанного) текста; составляют подготовленные устные высказывания изученных стилей, типов и жанров речи; соблюдают требования к устной речи и правилам общения.


Пересказывают прослушанное и прочитанное по самостоятельно составленному простыму и сложному планам, подробно и кратко.

Пишут сочинения (указанных в программе видов) по простому и сложному планом, выбирают в соответствии с ситуацией общения стиль речи (разговорный, художественный, научный, публицистический, официально-деловой), используют различные типы речи (в том числе описания внешности человека и процесса труда, размышление дискуссионного характера).

Составляют телеграмму, СМС.

Составляют расписку, доверенность.

Переводят с русского языка предложения, диалоги, тексты изученных стилей, типов и жанров речи (в т. ч. с описаниями внешности человека, процессов труда и размышлений) в пределах изученного языкового материала; осуществляют изложение-перевод; находят и устраняют лексико-грамматические расхождения между исходным текстом и вариантами перевода.

Метапредметные связи

Письменная характеристика литературного героя, роль описания внешности в раскрытии его характера (литература); элементарный анализ содержания и художественных средств произведения портретной живописи (изобразительное искусство); роль описания трудовых процессов в художественных произведениях (литература).

Языковая содержательная линия

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

Вступление. Повторение изученного в шестом классе

Место украинского языка среди других славянских языков.

Знаки препинания в синтаксических конструкциях.

Сложные орфограммы.

Определяют место украинского языка среди других славянских языков.

Применяют полученные знания, сформированные умения и навыки.

Морфология. Орфография. Элементы стилистики

Причастие (12 часов)

Причастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Склонение причастий. Правописание гласных в окончаниях причастий.

Причастный оборот. Выделение запятыми причастных оборотов.

Активные и пассивные причастия. Образование активных и пассивных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание гласных и согласных в суффиксах причастий.

Н в причастиях и нн в прилагательных причастного происхождения.

Правописание не с причастиями.

Безличные глагольные формы на -но, -то.

Распознают причастия, отделяют их от деепричастий, определяют морфологические признаки, синтаксическую роль.

Различают активные и пассивные причастия.

Правильно ставят ударения.

Образуют от глаголов причастия.

Делают разбор причастия как части речи.

Правильно строят предложения с причастными оборотами.

Правильно используют в речи причастия и безличные глагольные формы на - но, -то.

Находят изученные орфограммы в причастиях (деепричастиях, служебных частях речи по мере их усвоения); объясняют их с помощью правил; правильно пишут слова с изученными орфограммами, выделяют запятыми причастные обороты (далее - и деепричастные обороты и единичные деепричастия); находят и исправляют ошибки на изученные правила.

Метапредметные связи

Использование причастий как одного из средств создания образности (литература).

Деепричастие (6 часов)

Деепричастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Правописание не с деепричастиями.

Деепричастный оборот. Знаки припинания при деепричастных оборотах и единичном деепричастии.

Деепричастия несовершенного и совершенного вида, их образование.

Распознают деепричастия, определяют их морфологические признаки, синтаксическую роль.

Различают деепричастия несовершенного и совершенного вида.

Образуют деепричастия обоих видов от глаголов.

Делают разбор деепричастия как части речи.

Правильно строят и интонируют предложения с деепричастными оборотами.

Метапредметные связи

Использование деепричастий как одного из средств создания образности; употребление деепричастий в научных текстах (литература).

Наречие (15 часов)

Наречие: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Степени сравнения наречий.

Способы образования наречий.

Буквы н и нн в наречиях.

Не и ни с наречиями.

Ы и и в конце наречий.

Дефис в наречиях.

Правописание наречий вместе и раздельно.

Распознают наречия, определяют их морфологические признаки, синтаксическую роль.

Образуют наречия с помощью известных способов словообразования.

Образуют степени сравнения наречий, правильно находят и употребляют наречия высшей и превосходной степени.

Подбирают к наречиям синонимы, антонимы и употребляют их в речи.

Используют наречия как средство связи предложений в тексте, а также для выразительности речи.

Составляют и используют в речи предложения с обстоятельствами, выраженными наречиями.

Метапредметные связи

Использование наречий как средства создания образности в художественных произведениях (литератра).

Служебные части речи

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Предлог как средство связи в словосочетании. Непроизводные и производные предлоги.

Написание производных предлогов слитно, раздельно и через дефис.

Различают самостоятельные и служебные части речи; распознают предлоги, определяют их грамматические признаки.

Различают непроизводные и производные предлоги.

Определяют падеж, с которым используют предлог.

Делают разбор предлога как части речи.

Правильно пишут и используют в речи предлоги (в т. ч. предлоги-синонимы).

Союз

Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их виды. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

Написание союзов слитно и раздельно.


Распознают союзы, определяют их грамматические признаки.

Различают союзы сочинительные и подчинительные, их виды.

Делают разбор союза как части речи.

Составляют простые и сложные предложения с сочинительными союзами составляют сложные предложения с подчинительными союзами, правильно употребляют их.

Частица

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению.

Написание частиц -бо, -но,
-то, -от, -таки.

Не с разными частями речи (обобщение).


Распознают частицы, различают их по значению и роли в предложении.

Различают частицу не и приставку не-.

Делают разбор частицы как части речи.

Правильно используют частицы в речи.

Метапредметные связи

Использование частиц как выразительного средства в художественных произведениях (литература).

Междометие

Междометие как особая часть речи.

Дефис в междометиях.

Запятая и восклицательный знак при междометиях.


Распознают и правильно выделяют междометия с помощью интонации при чтении и в устной речи.

Правильно употребляют междометия.

Метапредметные связи

Использование междометий как средства выразительности в художественных произведениях (литература).

Обобщение и систематизация изученного в морфологии и орфографии

Части речи (самостоятельные, служебные, междометие), их значение, грамматические признаки, стилистическая роль.

Наиболее сложные орфограммы.

Резервное время

Культурологическая содержательная линия

Государственные и народные праздники.

Образование. Наука. Культура. Литература. Искусство.

Общечеловеческие нравственные ценности.

Духовная сфера личности. Стремление к самосовершенствованию - физическому и духовному.

Материальная культура общества.

Человек в мире вещей.

Мир профессий.

Открытия. Поиски. Находки.






Виды контроля

Кол-во часов

Языковая тема


6

Контрольное изложение


1

Контрольное сочинение


1

Контрольный диктант


1

Аудирование


1

Чтение молча


1

Чтение вслух


1

Диалог


1

Устное изложение


1

Устное сочинение


1













































Материально -техническое обеспечение учебного предмета

Вакурова, М.: Издательство «Просвещение», 2014

Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - testent.ru/index/0-537

Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - gramma.ru/RUS/?id=6.0 , testent.ru/index/0-535 , testent.ru/index/0-540

Орфография (система проверки правописания - orfo.ru/online/) - Режим доступа - rusyaz.ru/pr/

Морфология. - Режим доступа - testent.ru/index/0-538 , gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml

Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -gramma.ru/RUS/?id=5.0 , licey.net/russian/map

Адреса электронных ресурсов

1.Презентации.

2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия..

3. Единая коллекция ЦОР: school-collection.edu.ru/
























Календарно- тематическое планирование 7-Б класс



Дата проведения

Тема урока

Примечание


План

факт

1



Язык - сокровищница духовности народа.


2



Повторение. Знаки препинания в простом и сложном предложении


3



Р.р.1 Повторение изученного о тексте, его особенностях, средствах связи предложений в тексте.


4



Р.р.2 Разновидности чтения: ознакомительное, обучающее, обзорное. Учебное чтение молча.


5



Повторение. Части речи. Основные орфограммы в самостоятельных частях речи.


6



Сложные орфограммы.


Морфология. Орфография

7



Глагол: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.


8



Формы глагола: неопределенная форма, личные формы, причастия, деепричастие, безличные формы -НО, -ТО


9



Неопределенная форма (инфинитив) и личные формы


10



Совершенный и несовершенный вид глагола.


11



Р.р.3 Устное изложение с элементами описания внешности человека.


12



Времена глагола. Настоящее время.


13



Времена глагола. Прошедшее время. Замена глаголов в прошедшем времени.


14



Времена глаголов. Будущее время.


15



Контрольный диктант с грамматическим заданием.


2 четверть

16



Глаголы І и ІІ спряжений. Спряжение глаголов настоящего и будущего времени.


17



Наклонение глаголов. Образование глаголов условного и повелительного наклонения.


18



Безличные глаголы. Способы образования глаголов.


19



Контрольное подробное изложение повествовательного текста художественного стиля с элементами описания внешности человека.


20



Правописание глаголов. НЕ с глаголами. Правописание ТЬСЯ, ШСЯ, в конце глаголов.


21



Буквы Е, И в личных окончаниях глаголов І и ІІ спряжений. Буква Ь в глаголах повелительного наклонения.


22



Контрольная работа по теме: Глагол. Чтение молча.


23



Причастие как особая форма глагола: значение, морфологические признаки.


24



Активные и пассивные причастия.


25



Образование и склонение действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.


26



Р.р.4 Сочинение описания внешности человека в художественном стиле.


27



Причастный оборот. Обособление причастных оборотов (после определяемого слова).


28



Безличные глагольные формы на -НО, -ТО.


29



Правописание причастий. Правописание гласных в окончаниях причастий.


30



Контрольный диктант с грамматическим заданием


31



Правописание гласных и согласных в суффиксах причастий.


3 четверть

32



Написание -Н в причастиях и -НН в прилагательных образованных от причастий.


33



Не с причастиями.


34



Р.р.5 Составление и разыгрывание диалогов дискуссионного характера.


35



Наречие: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.


36



Разряды наречий.


37



Степени сравнений наречий.


38



Способы словообразования наречий.


39



Контрольное сочинение-описание внешности человека по картине в художественном стиле.

Картина А Пластова «Витя - подпасок»

40



Правописание наречий. Буквы Н и НН в наречиях. НЕ и НИ с наречиями.


41



И и Ы в конце наречий. Правописание наречий -О, - Е, образованных от прилагательных и причастий.


42



Написание наречий раздельно, слитно и через дефис.


43



Написание наречных словосочетаний типа: то и дело, изо дня в день…


44



Контрольная работа по теме: Наречие. Тестовые задания


45



Р.р.6 Устное сочинение-рассуждение дискуссионного характера в публицистическом стиле.


Служебные части речи.

46



Предлог. Как средство связи слов и словосочетаний и предложений.


47



Виды предлогов по структуре. Непроизводные и производные глаголы.


48



Правописание предлогов. Написание производных предлогов слитно, раздельно и через дефис.


49



Написание производных предлогов слитно, раздельно и через дефис. Практическая работа


50



Р.р.7 Устное сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания действий в художественном стиле


51



Р.р.8 Письменное изложение повествовательного текста с элементами описания действий в художественном стиле


52



Союз как служебная часть речи. Виды союзов по структуре, происхождению, способу использования в предложении.


4 четверть

53



Использование союзов в простом и сложном предложении.


54



Союзы и соединительные слова.


55



Р.р. 9 Сочинение- рассказ по заданному сюжету.


56



Контрольная работа по теме: Предлог, союз. Аудирование.


57



Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению.


58



Правописание частиц с местоимениями и наречиями (повторение).


59



Написание частиц БО, НО, ТО, ОТ, ТАКИ


60



НЕ и НИ с различными частями речи.


61



Р.р.10 Деловые документы. Расписка. Поручения.


62



Р.р.11 Перевод с русского языка текстов, содержащих описание внешности человека.


63



Междометие как особая часть речи. Группы междометий по значению.


64



Правописание междометий. Дефис в междометиях. Знаки препинания в междометиях.


65



Р.р.12 Выразительное чтение вслух художественных научно-популярных и публицистических текстов.


66



Р.р.13 Нахождение лексико-грамматических разногласий между исходным тестом и вариантом перевода.


67



Контрольный диктант с грамматическим заданием


68



Обобщение и систематизация изученного по морфологии и орфографии.



29


© 2010-2022