Разработка урока «Свойства предельных одноатомных спиртов»

Цели урока:          Рассмотреть свойства (физические и химические) предельных одноатомных спиртов.          Отработать навыки составления уравнений химических реакций. Развивать умения анализа, обобщения и систематизации учебной информации. Формировать навыки наблюдения.          Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении лабораторной работы, соблюдая правила техники безопасности. Оборудование: 1) дидактический материал: тестовые задания, проверочная                             р...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ "Железногорская средняя общеобразовательная школа №3"


УРОК ХИМИИ

В 10 КЛАССЕ




Тема урока:

«Свойства

предельных одноатомных спиртов»




Автор: Кириленко Татьяна Владимировна

Учитель химии


2008 год

Тема урока:

«Свойства

предельных одноатомных спиртов»

Цели урока:
Рассмотреть свойства (физические и химические) предельных одноатомных спиртов.

Отработать навыки составления уравнений химических реакций.

Развивать умения анализа, обобщения и систематизации учебной информации.

Формировать навыки наблюдения.

Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении лабораторной работы, соблюдая правила техники безопасности..

Оборудование: 1) дидактический материал: тестовые задания, проверочная
работа;

2) на каждый стол - пробирки.

3) мультимедиапроектор;
4) презентация к уроку;
5) диск «Уроки Кирилла и Мефодия», 10 - 11 класс;
6) компьютер;
7) экран.

Реактивы: раствор этилового спирта;
раствор изопропилового спирта;
раствор бутилового спирта;
вода.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

    1. Приветствие

    2. Работа с журналом.

    3. Объявление темы и целей урока. С помощью мультимедиапроектора на экране высвечиваются тема и цели урока.


  1. Актуализация опорных знаний.

Мы с вами начали изучать класс кислородосодержащих органических соединений - спирты.. Давайте немного вспомним.

  1. Фронтальный опрос по вопросам.

а) Сформулируйте определение спиртов, предельных одноатомных спиртов.

б) Назовите общую формулу предельных одноатомных спиртов.

в) Перечислите тривиальные названия первых трёх членов гомологического ряда предельных одноатомных спиртов.

г) Почему предельные одноатомные спирты называются предельными?

д) Почему предельные одноатомные спирты называются одноатомными?

е) Что называется функциональной группой? Назовите функциональную группу спиртов.


  1. Проверочная работа ( по проверке домашнего задания).

Предлагается тестовая работа «Строение и свойства предельных одноатомных спиртов» в двух вариантах. Проводится инструктаж о выполнении задания. Работы сдаются на проверку учителю.

  1. Изучение нового материала.

Запишите в тетради тему урока.

Сегодня мы с вами будем рассматривать свойства предельных одноатомных спиртов.

Физические свойства спиртов.

Сейчас мы рассмотрим свойства, проведём лабораторную работу. У учащихся на столах стоят спирты: этиловый, изопропиловый и бутиловый. Посмотрим растворимость этих спиртов в воде. Ребята выполняют опыт.

Проводится инструктаж по технике безопасности:
Работа со спиртами.

Лабораторная работа.


Опыт. Растворимость спиртов.

Учащиеся проводят опыт.

Ребята делают вывод о растворимости спиртов, который затем проецируется на экран с помощью медиопроектора.

- А какие ещё физические свойства характерны для спиртов?

В гомологическом ряду предельных одноатомных спиртов нет газообразных веществ. Это связано с тем, что молекулы спиртов в значительной степени ассоциированы, т. е. связаны друг с другом водородными связями. Этим объясняются более высокие по сравнению с соответствующими алканами температуры кипения и плавления спиртов. Спирты до С12 являются жидкостями, высшие спирты - твёрдыми веществами.

Жидкие спирты бесцветны, обладают характерным запахом. Метанол и этанол смешиваются с водой в любых соотношениях. С увеличением относительной молекулярной массы растворимость спиртов уменьшается. Твёрдые спирты в воде практически не растворимы и лишены запаха. Метанол очень ядовит. Небольшое его количество вызывает слепоту и смерть.

Виртуальная лабораторная работа.


Опыт № 1. Спирты - растворители.

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется растворение йода кристаллического в этиловом спирте и в воде. (Урок № 13, слайд № 13). Ребята делают вывод.

Опыт № 2. Горение спиртов.

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция горения этанола, пропанола, бутанола и пентанола. (Урок № 13, слайд № 15). Учащиеся пишут уравнение горения этилового спирта с объяснением учителя и затем самостоятельно пишут уравнение реакции горения пропанола самостоятельно. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

Опыт № 3. Окисление спиртов оксидом меди (II).

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция окисления спирта в альдегид. (Урок № 13, слайд № 16). Ребятам объясняется механизм этой реакции и они пишут уравнение окисления этилового спирта оксидом меди (II). После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

Опыт № 4. Окисление спиртов перманганатом калия KMnO4.

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция окисления спирта в альдегид перманганатом калия. (Урок № 13, слайд № 17). Ребятам объясняется механизм этой реакции и они пишут уравнение окисления этилового спирта перманганатом калия. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

Опыт № 5. Взаимодействие спиртов с металлическим натрием (кислотные свойства).

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция взаимодействия этанола с металлическим натрием. (Урок № 13, слайд № 18). Ребятам объясняется механизм этой реакции и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

Особое внимание указывается на то, что эта реакция является качественной реакцией на спирты.

Опыт № 6. Взаимодействие спиртов с галогеноводородами (основные свойства).

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция взаимодействия этанола с бромоводородом. (Урок № 13, слайд № 19). Ребятам объясняется механизм этой реакции и они пишут уравнение реакции взаимодействия этилового спирта с бромоводородом. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

- Итак, спирты проявляют и кислотные, и основные свойства. Какой мы можем сделать из этого вывод?

На экран проецируется схема амфотерности спиртов.

Свойство № 5. Дегидратация спиртов с образованием непредельных углеводородов (алкенов).

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется механизм реакции дегидратации этанола с образованием алкенов. Ребятам объясняется механизм этой реакции, её условия протекания и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

Свойство № 6. Дегидратация спиртов с образованием простых эфиров.

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется механизм реакции дегидратации этанола с образованием простого эфира. Ребятам объясняется механизм этой реакции, её условия протекания и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране. Затем ребятам предлагается написать уравнение реакции дегидратации метилового и этилового спиртов с образованием простого эфира. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

Общая формула простых эфиров: R1 O R2.

Свойство № 7. Одновременная дегидратация и дегидрогенизация спиртов с образованием диеновых углеводородов (алкадиенов).

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется механизм реакции одновременной дегидратации и дегидрогенизации этанола с образованием диенового углеводорода. Ребятам объясняется механизм этой реакции, её условия протекания и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

- Итак, какие свойства характерны для спиртов?


  1. Закрепление.

Сейчас мы попробуем написать уравнения реакций с другими представителями предельных одноатомных спиртов. У вас на столах имеется проверочное задание, по которому вы должны написать уравнения химических реакций.
Ребята выполняют работу и сдают её учителю на проверку.


  1. Домашнее задание.


  1. § 17.

  2. упр. 8, 9, 10, 14, стр. 154 - 155.

  3. Реферат «Влияние спиртов на организм человека».


  1. Итоги урока.

Оценки за урок.


  1. Рефлексия.

    1. Что нового вы сегодня узнали?

    2. Продолжите фразу: Теперь я умею …

    3. Продолжите фразу: После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку …

    4. Оцените результаты своей работы на уроке по пятибалльной шкале:
      а) «5» -
      б) «4» -
      в) «3» -
      г) «2» -

Урок закончен. Спасибо за урок!


© 2010-2022