Эссэ Я - учитель

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Я - учитель».


«Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель»

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег



Говоря о роли педагога в нашем, современном обществе, мы не можем не затронуть те трудности, с которыми сталкиваются наши ученики. Имея с ними постоянный контакт в ходе нашей рабочей деятельности, эти проблемы, по сути, становятся значимыми и для нас, учителей, что и обозначает наше место, нашу миссию в теперешнем мире. Экономическое положение родителей оказывают значительное влияние на социализацию подрастающего поколения. В своей массе многие взрослые недостаточно обеспечены материально, не имеет собственного жилья. Если в периоды социальной стабильности эти проблемы в целом могут быть решены или смягчены, то в кризисный период они значительно усложняются. Духовные факторы не менее важны. В современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями окружающей реальности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция, иными словами, резко увеличивается численность подростков с девиантным и делинквентным поведением.

Теперь задумаемся немного над вопросом: может, эти перечисленные проблемы так обострены, в том числе, и потому, что ученики лишены подчас какого-то образца для подражания? В этих условиях актуальной становится роль педагога как своеобразного стержня в системе традиционных и фундаментальных норм нашего общества. Того стержня, который является образцом для подражания, на которого у подростков будет желание ориентироваться при собственном формировании как личности. Разумеется, это накладывает огромную, прежде всего, моральную ответственность на педагога: по сути, каждый его шаг в трудовой, так и личной жизни находится под постоянным, вольным или невольным вниманием общественности - коллег, родителей, учащихся, так что каждая ошибка в этой сфере, каждое неправильное действие, шаг, может стоить педагогу очень дорого. Педагог должен подавать пример честности, открытости, уважения к окружающим, быть примером человека, имеющего многостороннюю личность, готовую идти на взаимодействие с любыми общественными силами. Учитель должен всегда иметь в себе силы прийти на помощь ученику, оказать ему всевозможную поддержку в различных трудностях, ведь их так много в сложной, формирующейся молодежной личности. Отсюда, исходя из всего сказанного, становится очевидным, что человек «со стороны» просто не сможет долго находиться в педагогической сфере, ведь это - огромная самоотдача, готовность пожертвовать частичкой самого себя во имя достижения целей учебного и воспитательного процесса. Необходимо иметь в себе силы, в случае необходимости, находиться на работе до позднего времени, если нужно - переночевать там. Можно сделать вывод, что учитель - это даже не профессия, это образ жизни, более того, это - состояние души… Недаром говорил известный педагог В. А. Сухомлинский: «Сердце отдаю детям…». Как содержательны эти слова, имея небольшой объем по информационным показателям, но столь глубоко отражающие внутреннее состояние педагога!

Конечно же, во всем вышесказанном отражено и мое понимание профессии учителя. Что же послужило причинами выбора столь нелегкого пути? В школе большое влияние на становление моей личности оказал учитель русского языка и литературы Олег Николаевич Кузнецов как человек высоких моральных качеств. Это и определило мой выбор при вариации различных жизненных путей, находившихся передо мной после окончания школы. Так как из всех предметов в школе самыми интересными мне были история и обществознание, выбор специальности в рамках профессии учителя не заставил себя долго ждать. Моя работа сейчас - это моё постоянное творчество, мой прогресс и моё самовыражение. Конечно же, предмет истории здесь занимает свою, далеко не последнюю позиции среди других предметов, которые бы могли раскрыть весь потенциал молодого педагога. Не зря писал Цицерон: «История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины». На своих уроках стараюсь использовать современные образовательные технологии: групповые, игровые, информационно-коммуникативные и др. Мои ученики - мои единомышленники, доверившие мне частицу своей жизни, впустив меня в свой мир. Всем этим мне нужно распорядиться мудро. Я, естественно, горжусь своими детьми, когда они активны на уроках, проявляют интерес к моему предмету, когда занимают призовые места в различных конкурсах и олимпиадах, но и в момент неудачи я горд за них, ведь они получают одни из самых важных уроков - уроки жизни. Иногда одна неудача способна научить большему, чем тысяча побед, важно, что бы в нужный момент рядом оказался человек, который поверит и поддержит, что бы рядом был учитель!

И, напоследок, хотелось бы сказать, что мы, учителя, пожалуй, из всех профессий в мире оставляем наиболее глубокий след в жизни, памяти тех людей, с которыми мы имеем дело - прежде всего, конечно, речь идет о наших же учениках. Согласитесь, трудно найти среди читающих эти строки людей, которые хоть раз не вспоминали бы о своих школьных годах и учителях-предметниках - их слова, жесты, поступки… какие-то интересные случаи на уроках… Нас, учителей, будут помнить многие годы наши ученики, и мы не имеем морального права оставить в их душах какие-то негативные моменты.


© 2010-2022