ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е. С. Грачева

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Важную роль в профессиональной деятельности играет профессиональная позиция, которая определяет личностное отношение к той деятельности, которой занимается человек, к себе самому в этой деятельности. «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу», - писал Ш. А. Амонашвили.

Методология вопроса исследовалась очень многими педагогами: Поляков С.Д. (рассматривал вопросы детской, взрослой позиции); Теплов Б.М. (определяет позицию через способности); Н.Д. Левитов (рассматривал позицию через личность учителя); В.И. Слободчиков (определяет позицию, ориентируясь на непосредственную жизненную ситуацию, позицию, исходящую из признания неповторимости, уникальности каждого человека, а также на формирования у ребенка позиции учащегося («учащего себя»), приобретения им «умения учиться», овладения способами учебных действий.) «Такое обучение, - писал Ф.Ге, - посредством системы искусных расспросов учителя заставляющее ученика размышлять, ведет свое начало от Сократа и оказывает «неизмеримую помощь воспитанию» так как вносит порядок и ясность в данные внутреннего и внешнего опыта и содействует пробуждению различных форм интереса ко всем отраслям человеческой деятельности».

Уникальность позиции учителя как организатора образовательного процесса заключается в особой взаимосвязи («мудрец» и «учитель»). Признавая их равноценность в образовательном процессе, мы закрепляем приоритет за позицией «мудрец», как непосредственно относящейся к главной цели развивающего образования - формирование многосторонне и нравственно - образованного человека, готового к свободной и ответственной самореализации в обществе.

Миссия современного педагога включает несколько компонентов, без которых педагогическая деятельность лишается потенциала развития:

1. создание условий безопасности,

2. создание ситуаций развития,

3. позитивное стимулирование, поддержка инициатив,

4. обучение различным способам деятельности,

5. обучение жизненному проектированию,

6. организация учебного сотрудничества,

7. формирование потребности в рефлексии и самооценке.

Отправной точкой педагогической деятельности по учению Н.Г.Алексеева служит позиционное самоопределение педагога, выбор собственного способа. И я уверена, что без желания педагога ничего не получится.

Педагогу, работающему в современной школе, реализующему современную Концепцию воспитания до 2025 года, реализующего Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, очень важно понять, что от его позиции зависит очень многое. Современный ученик начальной школы должен в результате обучения научиться, не только читать, считать и писать, показывать результат, но и научиться учиться. Одним из инструментов является формирование культуры умственного труда, который позволит выйти на самостоятельное конструирование собственной образовательной деятельности, поможет ребенку вырасти позитивно мыслящим, продуктивным и успешным человеком, способным достигать поставленных целей. Учитель не просто создает условия для получения новых знаний и умений, а задача стоит более широкая, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика. Учитель выступает в роли тьютора, который должен разобраться в способностях, возможностях своих учеников. А для этого педагог должен хорошо разбираться в вопросах психологии, быть компетентным в вопросах семейного воспитания, быть эрудированным, коммуникабельным.

Учитель должен отказаться от традиционных уроков. Не давать готовых знаний, а учить детей учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение. С внедрением ФГОС начального общего образования меняется подход не только к урочной деятельности, но и к внеурочной. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ранее был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Приоритетной стала развивающая функция обучения, которая обеспечивает становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Основным этапом является самостоятельная работа. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная.

Для создания у младших школьников положительного отношения к познавательной деятельности, направленной, в частности, на развитие мыслительных процессов, рекомендуется применять ситуацию успеха, а ее нужно создать. Как же я добиваюсь создания такой ситуации?

В рамках внеурочной деятельности провожу с ребятами предметный курс «Учусь учиться». Данный курс рассчитан на 34 занятия. Примерное планирование курса (таблица 1).

Таблица 1

Что такое учение?

Любознательность - успех в учении.

Трудолюбие - верный друг ученика.

Дисциплина в школе.

Как работать на уроке.

Буду ли я успешен?

Я все смогу.

Учение и воля.

Я сам.

Упражнения для мыслительных операций.

Я планирую свою учебу.

Как составить план?

Как научиться беречь время?

Ищем ключ к успеху.

Упражнения для мыслительных операций.

Умеем отдыхать.

А нужен ли мне контроль?

Что такое внимание.

Упражнения для мыслительных операций.

Тайны хорошей памяти.

Упражнения для мыслительных операций.

Чтение - вот лучшее учение.

Тренируем мышление.

Упражнения для мыслительных операций.

Давай подумаем.

Лесенка успехов.

Упражнения для мыслительных операций.

А правильно ли я мыслю?

Люби прекрасное.

Культура внешнего вида.

Дерево радости.

Радуга настроения.

Упражнения для мыслительных операций.

Я знаю, я могу, я делаю.

Курс позволяет сформировать положительное отношение к познавательной деятельности. В конце четвертого класса мы отслеживаем не только предметные и метапредметные, но и личностные результаты. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя, а если ребенок может дать оценку своим результатам, то он может и самостоятельно, критично подойти к своим результатам.


Библиографический список

1. Ге Ф. История образования и воспитания / Пер. Первова. М.: (Тип. Русского тов-ва), 1912. С.387

2. Ге Ф. История образования и воспитания / Пер. Первова. М.: (Тип. Русского тов-ва), 1912. С.151-152.

3. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Том 2. / Под общ. ред. Л.И. Семиной. М.: Изд-во «Бонфи», 2002.

4. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. 2-е издание, переработанное и дополненное. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. С. 195.

5. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001. С. 287.





© 2010-2022