Психологический комфорт на уроках

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

1 Комфорт(психологический) на уроке-это важно? Какие условия могут его обеспечить?

2 Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником?

3 Конфликт на уроке: можно ли его предотвратить, каким образом?

В словаре Ожегова понятие «комфорт» определяется как бытовые удобства. А каков педагогический смысл этого понятия? Обеспечивает ли и каким образом деятельность учителя на уроке психологический комфорт для учащихся?

Учитель - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. В современном цивилизованном обществе учитель является фигурой, которая требует особого внимания .К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований- это любовь к детям, широкая

эрудиция , профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей , артистичность, веселый нрав, хороший вкус. Эти свойства не являются врожденными ,они приобретаются систематическим и упорным трудом.

Учитель должен уметь:

1 Правильно оценивать внутреннее состояние ученика ,сочувствовать, сопереживать ему.

2. Быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах, поступках.

3. Вызывать у ученика благородные чувства, желания, стремления становится лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

4. Приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям учащихся.

5. Вселять в ученика уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

6 .Находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

7 .Формировать у ученика мотивацию к учебной деятельности.

Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Об этом знают все и учителя ,родители и сами ученики. А вот добиться, чтобы дети учились с увлечением к сожалению удается не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, со слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами.

Основное в работе учителя :дать каждому ученику возможность реализовать свои способности. Создать комфортные условия на уроке для каждого ученика. Формировать ситуацию успеха, использовать на уроке личностно-ориентированные технологии.

Учителя школ используют методику опорных сигналов, схем, таблиц, идеи комментированного управления, объясняя вслух все свои действия, ведет за собой остальных, тоже опорные схемы, таблицы. Используют разработки Перовой, Хилько по развитию познавательной деятельности на уроках, с использованием дидактических игр, занимательных упражнений. Учителя используют приемы цветотерапии, сказкотерапии, здоровье сберегающие технологии. В процессе проведения таких уроков решается проблема дифференциации обучения., расширяются рамки учебной программы, появляется возможность работы в зоне ближайшего развития каждого ребенка, поднять авторитет даже самого слабого ученика.

А что предпринимает учитель, чтобы вызвать интерес к предстоящей работе?

ИГРЫ-ТРЕНИНГИ

Тренинг- тренировка психики, навыков, умений связанных с рефлексией. Это форма специально организованной деятельности ,общения, обучающее, развивающее воздействие, которое основано на активных методах групповой работы. Игры- тренинги это наиболее эффективный способ сблизить учеников. Они позволяют лучше узнать и почувствовать друг друга. К ним относятся мозговые штурмы. Они развивают креативность и системность мышления. Что дают тренинги?

1. Получение разнообразных знаний.

2.Овладение навыками понимания окружающих.

3.Развитие навыков рефлексии.

4.Приобретение опыта конструктивного отношения к окружающим.

5.Личностный рост.

6.Создание атмосферы доверия.

Успешный урок ,это урок на котором учитель со своими учениками решил все поставленные задачи и цели. Результатами таких уроков являются прочные знания ,полученные учениками, когда их умения и навыки совершенствовались в течении урока. Достижение положительных результатов невозможно без заинтересованности и активности ребят. Учитель должен заинтересовать ,активизировать познавательную деятельность учеников. Новый урок, новый материал- принцип новизны уже лежит в основе интереса .Однако поставив цель перед учениками ,мы можем не увидеть той самой заинтересованности .Поэтому можно прибегнуть к какой-то «интриге».В методике это близко к понятию «проблемный вопрос» или к понятию « поисковый метод». «Интрига» может быть использована на любом этапе урока, даже и для домашнего задания. Если мы сможем заинтересовать своих учеников , тогда на основе их вопросов, сомнений ,открытый и озаренный мы добьемся больших результатов. Поэтому подготовка успешного урока должна включать 2 аспекта :методический и психологический с точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда ,когда ты нравишься. Для этого есть многим известные советы психолога Корнеги:

1.Искренне интересуйтесь людьми

2.Улыбайтесь.

3.Помните, что имя человека-это самый сладостный и важный для него звук

4.Будьте хорошим слушателем.

5.Говорите о том , что интересует собеседника.

6.Внушайте ему сознание его значимости.

Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно. При подготовке к уроку можно руководствоваться принципами педагогических технологий А.А.Окунева :

1.Теоретический материал должен даваться на высоком уровне , а спрашиваться по способностям.

2. Принцип связи теории с практикой ,учить применять знания в необычных ситуациях.

3.Принцип доступности школьник должен действовать на пределе своих возможностей.

Талант учителя - угадать эти возможности. Выполнение этих принципов возможно лишь при разнообразном наборе и средств обучения при варьировании структуры урока, его технологии, обязательном использовании дифференцированного подхода. Результаты успешности и неуспешности нашей деятельности не всегда отражает аттестация учащихся, да и наша учительская аттестация тоже. Понятие успеха все же субъективно , но пока есть интерес у ребят к нашему предмету ,тем больше вероятность того ,что каждый следующий урок мы будем пытаться сделать его более успешным

Как учителя обеспечивают на уроке психологический комфорт ученикам? Возможны ли счастливые лица на скучных уроках ? Конечно, нет? Только шум, безразличие и постоянные «одергивания» учителя. Вспомним ,какие ребята приходят в 1 класс, как переполняют их предчувствие радостной встречи со школой ,с тайнами, которые их там ждут. Проходит время - и куда все подевалось. Потухшие глаза, реже тянутся ручонки, и все чаще сквозят на лице безразличие и скука. Что случилось? В чем дело? Как сохранить у детей жажду знаний ? Все начинается с первых дней, с первых огорчений. Многие даже не догадываются, что учится нелегко. Выполнение любого задания требует от ребенка больших усилий, которые надо развивать и формировать. Нелегко бывает довести начатое до конца дело. Не у всех сформирована познавательная активность. Как сделать урок интересным и занимательным, познавательным? Надо вводить в урок игровые ситуации , всегда легче запоминается ,то что интересно. Но наряду с положительными тенденциями, в любом образовательном процессе есть и негативные.

1.Падение интереса к знаниям

2.Снижение познавательной активности

3.Пропуски уроков учащимися

4.Конфликтные ситуации на уроке

Конфликтные ситуации на уроке можно разрешить, проанализировав сложившуюся ситуацию.

Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании;

Ученик - основной объект заботы учителя. Воспитание и обучение без уважения к ученику - подавление. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ученику.

В сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, школа должна создать условия для развития личности. При отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи.

« И НАМ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ ,КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ.»


© 2010-2022