ТЕМА УРОКА: Синтаксис и пунктуация сложного предложения

ТЕМА УРОКА: Синтаксис и пунктуациясложногопредложения   Цели урока: Обучающая:   ·        обобщение и систематизация знаний, полученных по теме «Сложное предложение»; ·        закрепление навыков пунктуации в сложном  предложении. Развивающая:        ·        обогащение словарного запаса; ·        развитие творческих способностей в плане  характеристики                             литературного героя. Воспитательная:     ·        развитие памяти о прошлом своей страны.    Литература:   Н.В.Гого...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное Общеобразовательное бюджетное Учреждение «Башкирская гимназия-интернат»

городского округа город нефтекамск




Синтаксис и пунктуация сложного предложения


План-конспект

урока по русскому языку в 9 классе



Адулина Наиля Нардисовна

учитель высшей

квалификационной категории

русского языка и литературы



2014 г.


ТЕМА УРОКА: Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Цели урока:

Обучающая:

  • обобщение и систематизация знаний, полученных по теме «Сложное предложение»;

  • закрепление навыков пунктуации в сложном предложении.

Развивающая:

  • обогащение словарного запаса;

  • развитие творческих способностей в плане характеристики литературного героя.

Воспитательная:

  • развитие памяти о прошлом своей страны.

Литература: Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души».

Фогельсон. Литература учит.

Л.Г.Саяхова. Овладеваем орфографией - обогащаем

словарь.

Ход урока


  1. Активизация учащихся

Объявление темы урока и определение цели урока совместно с учащимися.


  1. Лексико-орфографическая работа с целью подготовки восприятия темы урока

Задание: прочитать предложение со знаками препинания. Какое это предложение по наличию грамматических основ? (Сложное). Докажите это.

Литературный образ-тип (-) правдиво нарисованный человеческий характер (,) созданный воображением художника и имеющий эстетическое значение (;) воздействую на ум и сердце читателя (,) литературный образ-тип заставляет почувствовать и понять поступки (,) психологию (,) характеры людей в связи с их общественной и бытовой жизнью.

3. Основная тема урока

- Какие предложения называются сложными?

- Назовите основные виды сложных предложений, их общие и отличительные признаки. Приведите примеры из домашнего задания. (Домашнее задание: выписать из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя (1 и 2 главы) по одному сложносочиненному, сложноподчиненному, бессоюзному сложному предложению).


4. Работа с текстом поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

- Из последней части выписать сложные предложения:

1 вариант - сложносочиненное

2 вариант - сложноподчиненное

3 вариант - сложное бессоюзное.

- Объяснить расстановку знаков препинания и начертить схемы.

- Рассказать о каждом виде сложного предложения.


  1. Работа с текстом литературоведческого характера

- Прослушать текст, определить его тему, главную мысль; записать

основные мысли текста, используя сложное предложение.

Текст: Литературное произведение изображает хорошо знакомую нам окружающую действительность или переносит нас в неведомый мир прошлого или будущего, в дальние страны и континенты. Но каждый раз оно создает иллюзию нашего участия в событиях и жизни героев; мы вместе с ними радуемся и переживаем. Достигается это особым свойством литературы - изображать мир в художественных образах, воздействовать не только на наш разум, но и чувства, вызывать способность сопереживания. Свое понимание художественного образа, мысли, чувства, вызванные творением писателя, мы передаем в своих сочинениях на литературные темы. В них не обойтись без литературных терминов и слов, характеризующих персонажи произведения. Писать эти слова правильно - значит быть понятым.

(Тема: художественная литература - это искусство слова.

Основные мысли: изображение художественной литературой действительности и неведомого мира; изображение мира в художественных образах - особое свойство литературы; правильное написание литературных терминов и слов - значить быть понятым).

6. Словарный диктант по тематическому полю «Характеристика литературного героя» с последующим использованием материала в сочинении-миниатюре.

Авторская характеристика, литературный образ, слащавая сентиментальность, яркая и комическая гипербола, герой поэмы, прекраснодушная фраза, сатирическая оценка, духовное убожество, запоминающаяся деталь, горькая ирония, пустословие, напускное глубокомыслие, заискивающие манеры, портретная характеристика, ни то ни се, галерея портретов помещиков, полнейшая пустота, никчемность, «рыцарь пустоты».

7. Самопроверка: сверить написанное с доской.

- Для характеристики какого литературного героя можно использовать данные фразы и слова? (Для характеристики Манилова из поэмы «Мертвые души»).

Работа у доски.

- Прослушать предложение и записать его.

- Начертить схему данного предложения.

- Объяснить расстановку знаков препинания.

Текст: Писатель, которого можно будет потом назвать крупным, большим…, должен оставить после себя хотя бы одного живого человека с именем, отчеством, цветом волос и глаз, с определенными чертами характера, чтобы этот живой человек жил потом с другими поколениями на правах если не близкого, то хорошо им знакомого.

- Написать сочинение-миниатюру «Характеристика художественного образа-типа Манилова», продолжив предыдущее предложение из п.6 урока, также используя слова и фразы из словарного диктанта из п.6 урока и используя разные виды сложных предложений. Зачитать полученную характеристику (каждая последующая ученица зачитывает только то, что не было прочитано предыдущей, чтобы получился связный рассказ).

8.Обобщение и выводы по уроку

Пока все пишут характеристику, одна ученица у доски чертит схемы сложных предложений со всеми видами связи и расстановкой знаков препинаний и готовится к обобщению по уроку. Делает обобщение и вывод.

9. Домашнее задание

Выписать из «Мертвых душ» (гл.3,4.) сложные предложения с различными знаками препинания.


© 2010-2022