Урок 1 по обучение чтению глухих и слабослышащих детей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение чтению глухих и слабослышащих детей

Представленный материал содержит се­рию уроков по первоначальному обучению чтению глухих детей. Авторы нашли ориги­нальные методики, с помощью которых по­чти всех глухих детей удалось научить читать и полюбить книгу. Эти методики включают поэтапность обучения глухих пониманию прочитанного сначала на основе конкретной предметной деятельности, обозначенной сло­вом, с постепенным усложнением речевого поведения с опорой в основном на словес­ную речь. Таким образом, иа уроках чтения дети не только учатся понимать прочитан­ное, изображать основное содержание в ри­сунках, схемах, но и постепенно увеличива­ют свой словарный запас, активизируют ком­муникативную речь, развивают способность к анализу прочитанного, умению обсудить прочитанное, высказывая свое отношение к тому или иному событию. Методики, кото­рые используют авторы, позволяют за три года начального обучения подготовить глу­хого ребенка к активному чтению разных текстов в средних и старших классах.

Данные материалы представляют эффектив­ные методики поэтапного формирования основ­ных учебных умений, обеспечивающих успеш­ное овладение глухими детьми навыком чтения.

Хорошо известна роль чтения в образова­нии глухих детей. Чтение - это основа соци­альной реабилитации глухого. Оно является одним из основных средств, способствующих формированию личности глухого.

Цели данной методи­ки:

Г) сформировать навык осмысленного чтения;

  1. пополнить словарный запас глухих де­тей, активизировать коммуникативную рече­вую деятельность;

  2. развить технику чтения;

  3. развить слуховое восприятие на основе словаря чтения.

Задачи:

\) развить способность к анализу прочи­танного;

  1. развить умение обсуждать прочитанное, высказывая свое отношение к тому или ино­му событию, персонажу;

  2. подготовить глухого ребенка к активно­му чтению разных текстов в средних и стар­ших классах.

Основные аспекты методики:

  1. Работа начинается с целевого чтения: учащиеся читают текст целиком, имея опре­деленные задания. (Прочитайте текст и ска­жите «О ком ...?», «О чем ...?»).

Выборочное чтение с соотнесением про­читанного с предметом, признаками пред­метов, действиями. С этой целью использу­ется наглядный материал, который может быть разным: макет, серия картин, подвиж­ная аппликация, драматизация и др. Особое внимание уделяется пониманию прочитан­ного с помощью наглядности и использова­ния слова. Ребенку предлагается точно со­отнести прочитанное с предметом, картинУрок 1 по обучение чтению глухих и слабослышащих детейУрок 1 по обучение чтению глухих и слабослышащих детейками или точно воспроизвести действие. Расширение словаря ребенка осуществляет­ся за счет словаря текста, подбора синони­мов, обобщающих слов.

5. Основной и самой трудной работой яв­ляется выявление причинно-следственных связей с помощью определенных вопросов («Почему?», «Зачем?», «Что было сначала?» и др.) и наглядного материала, включая де­монстрацию действий.

В результате использования данных разра­боток: «

- дети оказываются подготовленными к активному чтению различных текстов в сред­них и старших классах;

- развивается способность к анализу про­читанного, дети учатся оценивать события, поступки героев с использованием нового словаря текста и специфического словаря («Я думаю, что ...», «Мне кажется, что ...»);

- активизируется коммуникативная рече­вая деятельность;

- увеличивается словарный запас глухих школьников.

III четверть

Сказка «Рыжий кот и весна»

1-й урок

Тема: Сказка «Рыжий кот и весна». Цель:

• познакомиться с содержанием сказки;

• определить действующих лип.
Оборудование:

1. перфокарты с вопросами: «Как называ­ется рассказ (сказка), стихотворение?», «О
ком говорится в рассказе (сказке), стихотво­рении?», «О чем говорится в рассказе (сказ­ке), стихотворении?»;

  1. книга;

  2. индивидуальные карточки для помощи слабым учащимся;

  3. таблички со словарем, которые в ходе урока прикрепляются на доску;

  4. фигурки действующих лиц сказки, сре­ди которых имеются и лишние. Оформление доски:

План урока:

  1. Узнать, что мы будем читать.

  2. Прочитать ... (что?) и ответить на вопро­сы: «Как называется сказка?», «О ком гово­рится в сказке?», «О чем говорится в сказке?».

  3. Ответить на вопрос: «Что мы сегодня узнали?»

Ход урока:

1. Организация урока.

Учитель выясняет, какой сейчас урок: «Какой_сейяас_урок2»>*

Услышавший ученик выясняет у ребят:

  • Ребята! Какой сейчас урок?

  • Сейчас урок чтения.

  • Почему?

  • Потому, что на партах лежат книги для чтения.

- Верно. Сейчас урок чтения.
Учащиеся повторяют эту фразу хором.

2. Выяснение жанра и названия произведения.
Учитель предлагает учащимся выяснить,

что они будут делать. Учащиеся обращаются к плану урока: «Сейчас надо узнать, что мы будем читать».

«Верно. Наденьте индивидуальные аппа­раты. Подойдите к доске»,- говорит учитель.

У доски учащиеся выясняют: «Мы будем читать рассказ?»

«Нет. Не рассказ», - отвечает учитель. За­тем эта фраза повторяется хором.

Учащиеся: «Мы будем читать стихотворение?»

Учитель: «Нет. Не стихотворение».

Фраза повторяется хором: «Мы будем чи­тать сказку?» - «Да. Мы будем читать сказ­ку». Учитель прикрепляет на доску табличку со словом «сказка»: «Давайте поучимся хорошо говорить слово «Сказка».

На доске прикрепляется табличка:

А О У

АУ

С СКА СКЛС

С КА СКАЗКА

ЧИТАТЬ СКАЗКУ

мы

БУДЕМ ЧИТАТЬ СКАЗКУ.

Учащиеся проговаривают фразу слитно, деля на синтагмы.

Учащиеся, подражая учителю, учатся само­стоятельно говорить материал таблички. За­тем ученики садятся за парты и надевают на­ушники. Учитель спрашивает: «Мы_6удем чи­тать сказку?» - «Да! Мы будем читать сказку».

Ученики: «И. В., как называется сказка?»

Учитель: «Сказка называется «Рыжий кот и весна»». На доску прикрепляется табличка с названием сказки.

Учитель: «Поучимся хорошо говорить на­звание сказки».

На доске прикрепляется табличка:

от кот

С НА ВЕС

ВЕСНА КОТ И ВЕСНА

Учитель: «Сказку_«Рыжий кот и весна» мы будем читать на уроке чтения».

Фраза повторяется одним учащимся, а затем - хором.

Учитель: «Что мы сделали?» - «Мы узна­ли, что мы будем читать сказку «Рыжий кот и весна»».

В процессе работы над этим и другими эта­пами дети, подражая речи учителя, и с помо­щью элементов фонетической ритмики учатся говорить слогосочетания, слова, словосочета­ния, которые наиболее часто будут употреб­ляться на данном уроке (серии уроков) и кото­рые доступны им по произнесению. Этот ре­чевой материал также различается ими на слух. Аналогичная работа проводится на остальных уроках.

Работа по всем пунктам плана урока завершается ответом на вопрос: «Что мы сде­лали?» («Что мы узнали?»)

3. Чтение сказки и ответы на вопросы.

Учащиеся обращаются к плану урока: «Сейчас надо прочитать сказку «Рыжий кот и весна» и ответить на вопросы».

Учитель: «Да. Ребята! Откройте книги».

Учащиеся спрашивают: «На какой стра­нице открыть книги?».

Учитель: «Найдите по содержанию».

Ученик: «Я нашел. Ребята! Откройте кни­ги на странице 166». - «Я открыл(а) книгу».

Учитель: «Покажите название сказки».

Учащиеся показывают: «Вот название сказки».

Учитель: «Покажите сказку».

Учащиеся точно показывают в книге весь текст сказки: «Вот сказка».

Учитель: «Сейчас надо прочитать сказку и ответить на вопросы: Как называется сказка? О ком гово­рится в сказке? О чем говорится в сказке?» Услышавший ученик повторяет сказанную учителем фразу.

Учитель: «Работайте». Учащиеся читают сказку и работают с перфокартой. «Я прочи­тал». «Я ответил(а) на вопросы». «Я все сделал(а)». Затем идет проверка работы.

Учитель: «Как называется сказка?» Один из учащихся повторяет вопрос и задает его ребя­там. Ученик читает по перфокарте и отвечает: «Сказка называется «Рыжий кот и весна».

Учитель: «Почему ты так думаешь?» -«Потому что в книге написано: «Рыжий кот и весна». Вот», - отвечает ученик, читает и показывает название в книге. В процессе проверки учащиеся оценивают свою работу и исправляют ошибки: «Ура! Я написал(а) верно», «Ох! Я ошибся», «Ой, я написал(а) с ошибками», «А я ответил(а) на вопросы без ошибок», «У меня тоже неправильно».

Учитель: «О ком говорится в рассказе?»

Учащиеся повторяют вопрос и учатся его произносить. На доске прикрепляется таб­личка:

ом

АКО М

О КОМ СКАЗКА?

Учитель: «0_ком_говор1!тся в сказке?» - «В сказке говорится о воробье».

Учитель: «Почему ты так думаешь?» -«Потому что в сказке написано: «На снегу сидел воробей.»» Ученики подтверждают свои ответы чтением в книге соответствующих предложений.

Учитель: «Верно».

Прикрепляется табличка «О воробье» и фигурка воробья.

Учитель: «Кто это?» - «Это воробей».

Учащиеся произносят эту фразу вместе с учителем, используя элементы фонетической ритмики. Аналогично проводится работа по определению других действующих лиц (в дан­ном случае - кота). Затем дети хором с учи­телем произносят: «Сказка о воробье и коте».

Учитель: «Вы написали верно?»

Учащиеся оценивают свои ответы и ис­правляют ошибки.

В процессе работы над этим этапом учи­тель контролирует устно-дактильное чтение учащихся («Читай с рукой», «Читай гром­ко»), их посадку, заполнение учениками пер­фокарт, определяет, какие трудности появ­ляются у каждого ученика, помогает слабым ребятам. Слабые ученики пользуются инди­видуальными карточками со списком дей­ствующих лиц, в который включены лишние герои - или, наоборот, не хватает каких-либо героев произведения.

Прикрепление фигурок может происходить в виде игры. Под табличкой «О воробье» при­крепляется фигурка совы, синицы или любая другая. Ребята живо реагируют, замечая «ошибку» учителя. Под табличкой «О коте» прикрепляется фигурка черного или серого кота. Ребята говорят: «Нет. Нужен рыжий кот».

Данный этап урока прерывается музыкаль­ной паузой.

Учитель: «Встаньте. О ком сказка?»

Учащиеся: «Сказка о воробье». Ученики вместе с учителем говорят: «Мы будем воро­бьи. Ты воробей, ты воробей, и я воробей». Под музыку учащиеся выполняют характер­ные для воробья движения и произносят написанные на табличке: «Я - воробей. Чик-чирик, чик-чирик».

Учитель: «Еще о ком сказка?» - «Сказка о коте». Работа проводится аналогично. Под музыку произносятся слова: «Я - кот. Мяу-мяу». Учащиеся садятся за парты.

Учитель: «Сказкам Рыжий кот и весна», о воро6ье и коте». Повторяет один учащийся, затем хором.

Учитель: «Что мы сделали?»

Учащиеся: «Мы прочитали сказку и отве­тили на вопросы». Учащиеся при заполне­нии перфокарты пытаются ответить на воп­рос «О чем говорится в сказке?», но пока им это плохо удается. Поэтому ответ на вопрос <-0 чем говорится в сказке?» разбирается на последнем уроке по теме, когда ученики уже понимают содержание прочитанного, ори­ентируются в тексте, могут выделить глав­ные предложения из текста и сформулиро­вать основные мысли произведения.

4. Итог урока.

Учитель: «Ребята! Что_А1ь^сгодая_узнали?» Учащиеся отвечают, пользуясь планом урока: «Мы узнали, что сказка называется «Рыжий кот и весна»и что в сказке говорится о коте и воробье». Ответ повторяется хором.

Учитель: «Послушайте оценки. Маша, Ката». - «Я».

Учитель: «Получают пятерки». - «Ура! Мы получили пятерки».

Учитель: «А четверки сегодня у Сережи Саши». - «Ура! У меня четверка».






















© 2010-2022