- Преподавателю
- Другое
- Урок 1 по обучение чтению глухих и слабослышащих детей
Урок 1 по обучение чтению глухих и слабослышащих детей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Валиева З.М. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Обучение чтению глухих и слабослышащих детей
Представленный материал содержит серию уроков по первоначальному обучению чтению глухих детей. Авторы нашли оригинальные методики, с помощью которых почти всех глухих детей удалось научить читать и полюбить книгу. Эти методики включают поэтапность обучения глухих пониманию прочитанного сначала на основе конкретной предметной деятельности, обозначенной словом, с постепенным усложнением речевого поведения с опорой в основном на словесную речь. Таким образом, иа уроках чтения дети не только учатся понимать прочитанное, изображать основное содержание в рисунках, схемах, но и постепенно увеличивают свой словарный запас, активизируют коммуникативную речь, развивают способность к анализу прочитанного, умению обсудить прочитанное, высказывая свое отношение к тому или иному событию. Методики, которые используют авторы, позволяют за три года начального обучения подготовить глухого ребенка к активному чтению разных текстов в средних и старших классах.
Данные материалы представляют эффективные методики поэтапного формирования основных учебных умений, обеспечивающих успешное овладение глухими детьми навыком чтения.
Хорошо известна роль чтения в образовании глухих детей. Чтение - это основа социальной реабилитации глухого. Оно является одним из основных средств, способствующих формированию личности глухого.
Цели данной методики:
Г) сформировать навык осмысленного чтения;
-
пополнить словарный запас глухих детей, активизировать коммуникативную речевую деятельность;
-
развить технику чтения;
-
развить слуховое восприятие на основе словаря чтения.
Задачи:
\) развить способность к анализу прочитанного;
-
развить умение обсуждать прочитанное, высказывая свое отношение к тому или иному событию, персонажу;
-
подготовить глухого ребенка к активному чтению разных текстов в средних и старших классах.
Основные аспекты методики:
-
Работа начинается с целевого чтения: учащиеся читают текст целиком, имея определенные задания. (Прочитайте текст и скажите «О ком ...?», «О чем ...?»).
Выборочное чтение с соотнесением прочитанного с предметом, признаками предметов, действиями. С этой целью используется наглядный материал, который может быть разным: макет, серия картин, подвижная аппликация, драматизация и др. Особое внимание уделяется пониманию прочитанного с помощью наглядности и использования слова. Ребенку предлагается точно соотнести прочитанное с предметом, картинками или точно воспроизвести действие. Расширение словаря ребенка осуществляется за счет словаря текста, подбора синонимов, обобщающих слов.
5. Основной и самой трудной работой является выявление причинно-следственных связей с помощью определенных вопросов («Почему?», «Зачем?», «Что было сначала?» и др.) и наглядного материала, включая демонстрацию действий.
В результате использования данных разработок: «
- дети оказываются подготовленными к активному чтению различных текстов в средних и старших классах;
- развивается способность к анализу прочитанного, дети учатся оценивать события, поступки героев с использованием нового словаря текста и специфического словаря («Я думаю, что ...», «Мне кажется, что ...»);
- активизируется коммуникативная речевая деятельность;
- увеличивается словарный запас глухих школьников.
III четверть
Сказка «Рыжий кот и весна»
1-й урок
Тема: Сказка «Рыжий кот и весна». Цель:
• познакомиться с содержанием сказки;
• определить действующих лип.
Оборудование:
1. перфокарты с вопросами: «Как называется рассказ (сказка), стихотворение?», «О
ком говорится в рассказе (сказке), стихотворении?», «О чем говорится в рассказе (сказке), стихотворении?»;
-
книга;
-
индивидуальные карточки для помощи слабым учащимся;
-
таблички со словарем, которые в ходе урока прикрепляются на доску;
-
фигурки действующих лиц сказки, среди которых имеются и лишние. Оформление доски:
План урока:
-
Узнать, что мы будем читать.
-
Прочитать ... (что?) и ответить на вопросы: «Как называется сказка?», «О ком говорится в сказке?», «О чем говорится в сказке?».
-
Ответить на вопрос: «Что мы сегодня узнали?»
Ход урока:
1. Организация урока.
Учитель выясняет, какой сейчас урок: «Какой_сейяас_урок2»>*
Услышавший ученик выясняет у ребят:
-
Ребята! Какой сейчас урок?
-
Сейчас урок чтения.
-
Почему?
-
Потому, что на партах лежат книги для чтения.
- Верно. Сейчас урок чтения.
Учащиеся повторяют эту фразу хором.
2. Выяснение жанра и названия произведения.
Учитель предлагает учащимся выяснить,
что они будут делать. Учащиеся обращаются к плану урока: «Сейчас надо узнать, что мы будем читать».
«Верно. Наденьте индивидуальные аппараты. Подойдите к доске»,- говорит учитель.
У доски учащиеся выясняют: «Мы будем читать рассказ?»
«Нет. Не рассказ», - отвечает учитель. Затем эта фраза повторяется хором.
Учащиеся: «Мы будем читать стихотворение?»
Учитель: «Нет. Не стихотворение».
Фраза повторяется хором: «Мы будем читать сказку?» - «Да. Мы будем читать сказку». Учитель прикрепляет на доску табличку со словом «сказка»: «Давайте поучимся хорошо говорить слово «Сказка».
На доске прикрепляется табличка:
А О У
АУ
С СКА СКЛС
С КА СКАЗКА
ЧИТАТЬ СКАЗКУ
мы
БУДЕМ ЧИТАТЬ СКАЗКУ.
Учащиеся проговаривают фразу слитно, деля на синтагмы.
Учащиеся, подражая учителю, учатся самостоятельно говорить материал таблички. Затем ученики садятся за парты и надевают наушники. Учитель спрашивает: «Мы_6удем читать сказку?» - «Да! Мы будем читать сказку».
Ученики: «И. В., как называется сказка?»
Учитель: «Сказка называется «Рыжий кот и весна»». На доску прикрепляется табличка с названием сказки.
Учитель: «Поучимся хорошо говорить название сказки».
На доске прикрепляется табличка:
от кот
С НА ВЕС
ВЕСНА КОТ И ВЕСНА
Учитель: «Сказку_«Рыжий кот и весна» мы будем читать на уроке чтения».
Фраза повторяется одним учащимся, а затем - хором.
Учитель: «Что мы сделали?» - «Мы узнали, что мы будем читать сказку «Рыжий кот и весна»».
В процессе работы над этим и другими этапами дети, подражая речи учителя, и с помощью элементов фонетической ритмики учатся говорить слогосочетания, слова, словосочетания, которые наиболее часто будут употребляться на данном уроке (серии уроков) и которые доступны им по произнесению. Этот речевой материал также различается ими на слух. Аналогичная работа проводится на остальных уроках.
Работа по всем пунктам плана урока завершается ответом на вопрос: «Что мы сделали?» («Что мы узнали?»)
3. Чтение сказки и ответы на вопросы.
Учащиеся обращаются к плану урока: «Сейчас надо прочитать сказку «Рыжий кот и весна» и ответить на вопросы».
Учитель: «Да. Ребята! Откройте книги».
Учащиеся спрашивают: «На какой странице открыть книги?».
Учитель: «Найдите по содержанию».
Ученик: «Я нашел. Ребята! Откройте книги на странице 166». - «Я открыл(а) книгу».
Учитель: «Покажите название сказки».
Учащиеся показывают: «Вот название сказки».
Учитель: «Покажите сказку».
Учащиеся точно показывают в книге весь текст сказки: «Вот сказка».
Учитель: «Сейчас надо прочитать сказку и ответить на вопросы: Как называется сказка? О ком говорится в сказке? О чем говорится в сказке?» Услышавший ученик повторяет сказанную учителем фразу.
Учитель: «Работайте». Учащиеся читают сказку и работают с перфокартой. «Я прочитал». «Я ответил(а) на вопросы». «Я все сделал(а)». Затем идет проверка работы.
Учитель: «Как называется сказка?» Один из учащихся повторяет вопрос и задает его ребятам. Ученик читает по перфокарте и отвечает: «Сказка называется «Рыжий кот и весна».
Учитель: «Почему ты так думаешь?» -«Потому что в книге написано: «Рыжий кот и весна». Вот», - отвечает ученик, читает и показывает название в книге. В процессе проверки учащиеся оценивают свою работу и исправляют ошибки: «Ура! Я написал(а) верно», «Ох! Я ошибся», «Ой, я написал(а) с ошибками», «А я ответил(а) на вопросы без ошибок», «У меня тоже неправильно».
Учитель: «О ком говорится в рассказе?»
Учащиеся повторяют вопрос и учатся его произносить. На доске прикрепляется табличка:
ом
АКО М
О КОМ СКАЗКА?
Учитель: «0_ком_говор1!тся в сказке?» - «В сказке говорится о воробье».
Учитель: «Почему ты так думаешь?» -«Потому что в сказке написано: «На снегу сидел воробей.»» Ученики подтверждают свои ответы чтением в книге соответствующих предложений.
Учитель: «Верно».
Прикрепляется табличка «О воробье» и фигурка воробья.
Учитель: «Кто это?» - «Это воробей».
Учащиеся произносят эту фразу вместе с учителем, используя элементы фонетической ритмики. Аналогично проводится работа по определению других действующих лиц (в данном случае - кота). Затем дети хором с учителем произносят: «Сказка о воробье и коте».
Учитель: «Вы написали верно?»
Учащиеся оценивают свои ответы и исправляют ошибки.
В процессе работы над этим этапом учитель контролирует устно-дактильное чтение учащихся («Читай с рукой», «Читай громко»), их посадку, заполнение учениками перфокарт, определяет, какие трудности появляются у каждого ученика, помогает слабым ребятам. Слабые ученики пользуются индивидуальными карточками со списком действующих лиц, в который включены лишние герои - или, наоборот, не хватает каких-либо героев произведения.
Прикрепление фигурок может происходить в виде игры. Под табличкой «О воробье» прикрепляется фигурка совы, синицы или любая другая. Ребята живо реагируют, замечая «ошибку» учителя. Под табличкой «О коте» прикрепляется фигурка черного или серого кота. Ребята говорят: «Нет. Нужен рыжий кот».
Данный этап урока прерывается музыкальной паузой.
Учитель: «Встаньте. О ком сказка?»
Учащиеся: «Сказка о воробье». Ученики вместе с учителем говорят: «Мы будем воробьи. Ты воробей, ты воробей, и я воробей». Под музыку учащиеся выполняют характерные для воробья движения и произносят написанные на табличке: «Я - воробей. Чик-чирик, чик-чирик».
Учитель: «Еще о ком сказка?» - «Сказка о коте». Работа проводится аналогично. Под музыку произносятся слова: «Я - кот. Мяу-мяу». Учащиеся садятся за парты.
Учитель: «Сказкам Рыжий кот и весна», о воро6ье и коте». Повторяет один учащийся, затем хором.
Учитель: «Что мы сделали?»
Учащиеся: «Мы прочитали сказку и ответили на вопросы». Учащиеся при заполнении перфокарты пытаются ответить на вопрос «О чем говорится в сказке?», но пока им это плохо удается. Поэтому ответ на вопрос <-0 чем говорится в сказке?» разбирается на последнем уроке по теме, когда ученики уже понимают содержание прочитанного, ориентируются в тексте, могут выделить главные предложения из текста и сформулировать основные мысли произведения.
4. Итог урока.
Учитель: «Ребята! Что_А1ь^сгодая_узнали?» Учащиеся отвечают, пользуясь планом урока: «Мы узнали, что сказка называется «Рыжий кот и весна»и что в сказке говорится о коте и воробье». Ответ повторяется хором.
Учитель: «Послушайте оценки. Маша, Ката». - «Я».
Учитель: «Получают пятерки». - «Ура! Мы получили пятерки».
Учитель: «А четверки сегодня у Сережи Саши». - «Ура! У меня четверка».