Методическая разработка «Учимся писать письма»

Тема урока: "Учимся писать письма!" Цель урока: - дать учащимся навыки правильного написания письма; - повысить интерес учащихся к эпистолярному жанру;Современный молодой человек не стесняется произнести: "Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню..."   А ведь когда - то наши соотечественники умели и любили писать. Тогда не хватали открытку, чтобы вывести на ней торопливо... И счастье в личной жизни! Тогда перипетии этой "личной жизни" доверяли тщательно отобранным словам, уважая ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

«Учимся писать письма»

Тема урока: "Учимся писать письма!"Цель урока: - дать учащимся навыки правильного написания письма;- повысить интерес учащихся к эпистолярному жанру;Оборудование: Презентация "Учимся писать письма!"

Ход урока.1. Вступительное слово учителя. Наш урок будет посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству - умению писать письма. Современный молодой человек не стесняется произнести: "Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню..." А ведь когда - то наши соотечественники умели и любили писать. Тогда не хватали открытку, чтобы вывести на ней торопливо... И счастье в личной жизни! Тогда перипетии этой "личной жизни" доверяли тщательно отобранным словам, уважая себя и корреспондента. Многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс письма. Давайте вспомним их. (Ученики: "Евгений Онегин" Пушкина, "Война и мир" Толстого, "Гранатовый браслет" Куприна, "Преступление и наказание", "Бедные люди" Достоевского.) Сейчас много говорится о необходимости возрождения утерянных культурных традиций, звучат голоса и о важности, значимости эпистолярного жанра. И наш урок мне хотелось бы назвать вот такой побудительной фразой: "Учитесь писать письма!". Я призываю вас быть соучастниками возрождения искусства эпистолярного сочинительства. Как вы думаете, почему так важно уметь писать письма? Зачем люди вообще придумали письмо? Слайд (отрывок из личного письма) Не умею писать писем. Для чего их вообще пишут? Может быть, храня их, можно увидеть, что со временем меняются взгляды и почерк, и даже начинает казаться, что менялся и сам человек, их писавший. Эволюция в письмах смогла бы пригодиться для наблюдений Дарвину, который при желании усмотрел бы отмирание атавизмов в словах и поступках. Жизненный опыт - это накопление атавизмов и постепенная их утрата. Спорно?- Что является спорным в этом высказывании?- Как автор относится к письмам?- Какие строчки из его отрывка убеждают, что письма очень важны? Письма действительно сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Они дают возможность состояться содержательному, взаимно обогащаемому диалогу. В письме человек сам себя как бы систематизирует и "итожит", сам себя познает, объясняет себя другому. Эпистолярный слог, несомненно, всегда являлся показателем культуры и самосознания человека. Сохранились письма А. С. Пушкина к друзьям, к жене, Н. Гончаровой, письма М. Горького к сыну, переписка М. Горького, А. Чехова, В. Короленко и др. писателей. (Ученики читают отрывки из писем М. Горького, А. Чехова и др.)2. Осмысление понятия "эпистолярный жанр". Процесс создания письма довольно сложен. Он требует большого жизненного опыта и опыта пишущего. А если этого нет, то письмо может иметь вид следующего послания: Слайд (ребятам предлагается работа по редактированию негативного текста). Привет, С.Пишу тебе из дома. Вот решил написать тебе. У нас все как всегда. А как у вас? Скоро у нас будет смотр художественной самодеятельности. В последние зимние каникулы мы ездили на ёлку в Кремль. Там мне очень понравилось новогоднее представление.Ну ладно, кончаю тебе писать. Больше писать нечего. Ну, пока.

К. - Отвечает ли текст этого письма требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра?- Какие композиционные части отсутствуют? (Нет основной части, в которой адресант рассказал бы подробно о своей жизни; нет вопросов к собеседнику; не соблюдается этикетная форма конца письма.)- Какие задачи эпистолярного жанра не выполнены? (Нет пристройки, нет желания быть интересным собеседником).- Исправьте текст, отредактируйте основную часть, придумайте варианты заключительных фраз.Слайд (образец работы)Доброе утро, день, а может, вечер, моя милая подружка!Получив твоё письмо, немедленно пишу ответ. Так хочется поделиться с тобой своей жизнью, но, думаю, это будет интереснее сделать при встрече, ведь она не за горами. Хотя об одном факте, пожалуй, стоит рассказать. Я надеюсь, что он заставит тебя поскорее приехать ко мне. У нас в доме появился маленький диктатор. Как ты думаешь - кто? Это пушистый мягкий комок по имени Маркиз. Все домашние подчиняются его воле, его желаниям. Ужасный непоседа и игрун, но в то же время ангел - хранитель нашего дома. Приезжай, он очень любит новых людей.Передавай привет своим домашним. До скорой встречи. А. 3. Анализ опыта переписки. Мы говорили, что письмо - это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе. Теперь мы обратимся к опыту переписки, который поможет вам решить спорные вопросы. Вспомним основные жанровые разновидности личного письма (дружеское письмо, письмо - поддержка, письмо - просьба, письмо - соразмышление.) Сейчас вы будете работать с письмами различного характера, постарайтесь понять по их содержанию, какие отношения сложились у адресата и адресанта.Слайд (ученики читают текст открытки) Милая Леночка, шлю Вам и Вашим родным весенний привет и самые добрые пожелания. Пусть будет больше света и тепла!

Санал.

- Соответствует ли это письмо требованиям, предъявляемым к традиционному оформлению открытки? Да, приятно получать такие открытки. И я желаю, чтобы ваши поздравления были столь же оригинальны и личностны. Теперь обратимся к тексту второго письма.Слайд (ученик читает письмо) Милая Леночка!Я очень огорчен тем, что не состоялся наш поход в библиотеку. Вина у нас взаимная, но теперь уже нет смысла выяснять отношения.Пишу же Вам по поводу, о котором упоминал. Хочу попросить Вас зайти в Агентство по недвижимости и заполнить там обменную карточку на имя моей сестры, проживающей в Лагани и исполненной желания перебраться, путем обмена квартир, в Элисту. Для заполнения анкетки на обмен сообщаю Вам необходимые данные... Требуется однокомнатная квартира в г. Элисте.Буду, как говорили в старину, весьма и премного Вам обязан за эту услугу.А еще прошу Вас не забывать меня и писать почаще. Буду отвечать. Самые искренние пожелания. Михаил. - К какому жанру мы можем отнести это письмо?- С какой целью пишутся такие письма?- Какова композиция этого письма? На какие части можно его разделить? (На три части: 1. этикетная (цель - установить контакт с адресатом); 2. деловая (содержит непосредственно просьбу); 3. этикетная (прощание).- Какую роль играют в этом письме этикетные части? (В начале письма - создание дружеского расположения, в конце - установление контакта для продолжения переписки). Надеюсь, что этот образец поможет вам, ребята, оформлять письма такого рода. Но больший интерес представляет другой тип письма. Прочитаем третий текст.Слайд. ЛенаМного ли человеку надо? И да, и нет.Я понял (прочитав твоё письмо), что ты из тех, кто любит писать, но не знает, для чего он этого хочет.Сейчас я скажу тебе слова, которые мог бы сказать тебе уже состоявшийся писатель. Я таковым быть никогда не хотел, но чувствую смысл их труда настолько, что все - таки даю тебе совет: - Реши сегодня, раз и навсегда, что является предметом искусства для тебя. - Найди свой круг, круг вокруг себя - пиши только то и только так, чтобы в конце даже я понял, чего же ты хочешь. Для этого надлежит тебе перестать писать просто слова и предложения. Нет красивых слов - есть красивые мысли. Пусть у тебя все они будут таковыми. И все вместе пускай подчиняются только одной - твоей идее. Все остальные (и пусть даже красивые) следует отбросить. Сегодня много бытописателей, но мало писателей. Помни об этом. Все. Желаю успеха! До свидания!

Миша. - Как бы вы определили жанровую разновидность этого письма? (Письмо - рекомендация)- Как оформляется пристройка?- Какие пристроечные фигуры помогают снять излишнии дидактизм? Письма такого рода пишутся, чтобы посоветовать, поразмышлять вместе с адресатом, поделиться своим опытом. Текст письма, с которым мы работали, окрашен тоном дружеского расположения. Это самый сложный вариант письма. Он требует большого жизненного опыта и опыта пишущего. Письмо - это тип текста с открытой жанровой структурой, поэтому часто в одном письме сочетаются элементы разных жанровых разновидностей. Сейчас мы это увидим, проанализировав последний текст.Слайд с текстом. Дорогая Лена!Как надо жить? - знают миллионы людей.Как надо жить? - не знает никто. Каждый может посоветовать, но что?Это обязательно будут пути и выходы, которые полны ошибок, по которым мы обязательно пройдем и скажем потом: "Вот если бы все сначала!"Я живу не просто и не сложно. Просто живу. Это - моя основная профессия. Я пишу тебе "хоть что - нибудь".Счастье - уметь сильно писать. Но это несчастье одновременно. Достоевский писал лучше всех в мире и был очень несчастлив. Я не умею писать, и это несчастье. Но я счастлив оттого, что... (дальше я не знаю). Вот.Кто же тебя обидел? Твое письмо в самой середине прострелено крупной пулей (градиной, слезой).Если тебя обидел я, то... Прости! (за что - нибудь.)Теперь возьми хорошую книжку, свернись калачиком и читай. Съешь яблоко, причешись, посмотри в зеркало. Стало лучше? Ну вот. Я пошел на кухню. Целую. Миша.

- С какой целью пишутся подобные письма? (Поделиться мыслями по поводу, какой - то общей волнующей проблемой, это письмо - соразмышление). - Найдите композиционные элементы писем разных жанровых разновидностей. - Какие стилевые особенности личного письма вы можете указать в этом тексте? (Диалогичность - большое количество вопросов, предполагаемые ответы; убедительность; использование слов, оформляющих пристройку; разговорная лексика; свободный синтаксис - неполные предложения, предложения - самоперебивы; умолчания; предложения с открытыми концами; разговорная и публицистическая интонация). - Как заканчивает автор своё письмо? - Почему он переводит разговор в бытовую плоскость? (Чтобы снять назидательность, которая прозвучала в рекомендации). - Каковы отношения коммуникантов? 4. Важность обращения к эпистолярному жанру. Эпистолярный жанр - это труд души, обращенный к другому человеку. Помните, адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия. 5. Домашнее задание. Прочитайте письма, адресованные молодому поколению в книге Д. С. Лихачева "О вечном и прекрасном". Что особенно заинтересовало вас? Какую проблему вы хотели бы обсудить? О чем хотели бы спросить автора писем? Оформите свои размышления и вопросы в форме письма Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Не забудьте об этикетных правилах письма, а главное - будьте заинтересованным собеседником.




© 2010-2022