Обзор выставки Аққан жұлдыздың жарығы. Жизнь и творчество Саттара Ерубаева

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обзор выставки «Аққан жұлдыздың жарығы», посвященную жизни и творчеству Саттара Ерубаева в библиотеке Луганской СОШ.

Есть имена, перед которыми бессильно время. Это те, которые молнией вспыхнув, рано угасают, кто в благородном порыве ушли от нас в самые цветущие годы. Имя Саттара Ерубаева - в ряду тех, кто имеет право жить в веках.

Саттар Ерубаев (1914 - 1937) - выдающийся сын казахского народа, талантливый писатель, известный журналист. Он был заметным явлением в казахской литературе 30-х годов, оставил небольшое, но ценное литературное наследие. С.Ерубаев был писателем, но считал себя воином на боевом посту, был поэтом, но главную цель в жизни видел в исполнении гражданского долга.

С. Ерубаев родился в 1914 году в 21 ауле Туркестанского района Южно-Казахстанской области. В 1921 году его отдали местному мулле, который жил в 40 км от аула. Отведав палки, Саттар через несколько дней вернулся домой, сбежав от муллы. По-настоящему стал учиться в семилетней школе Туркестанского детдома, но это уже было в 1923 году.

После трех лет обучения, в 1926 году, подал заявление с просьбой принять его в ряды Ленинского комсомола. Но по возрасту он еще не подходил, и ему отказали. Лишь 17 января 1927 года осуществилась мечта тринадцатилетнего юноши. После окончания школы некоторое время работал в Туркестанском районном комитете комсомола. Активность и способности юноши не остались незамеченными, и вскоре его командировали на подготовительные курсы в Алма-Ату для поступления в высшее учебное заведение. В 1930 году, после успешного окончания курсов, Казнаркомпрос направляет его в Ленинградский институт истории, философии и лингвистики.

В 1933 году под руководством профессора Медведева Саттар отлично защитил свою дипломную работу на тему «Русский неоромантизм и казахская национальная литература». Комиссия высоко оценила научное исследование Саттара и приняла решение о его публикации в печати. Тогда же, по рекомендации профессора Медведева, Саттар был оставлен в аспирантуре. Но, получив телеграмму краевого комитета комсомола, приехал в Казахстан, который в те годы нуждался в квалифицированных кадрах.

Саттар приступил к работе. Вначале заведующим литературным отделом газеты «Ленинская смена», затем в газету «Лениншіл жас», где работал заместителем ответственного редактора, одновременно работал ассистентом кафедры философии Высшей сельскохозяйственной школы Алма-Аты, где читал лекции, вел семинарские занятия.

Летом 1935 года он начал готовиться в аспирантуру Ленинградского университета, в тот же год принял активное участие в работе Союза писателей. К 15-летию республики срочно выпускалась специальная литература, и Саттар по поручению секции художественной литературы перевел очерк Чуковского «Герои Сарыарки», роман Берзина «Краткая история жизни Сексенбая».

В 1935-1936 учебном году Саттар стал аспирантом Ленинградского университета, но из-за болезни проучился всего год. Вернулся из Ленинграда и с сентября 1936 года, являясь доцентом кафедры казахской литературы КазПИ, читал лекции по истории и теории литературы.

В начале 1937 года болезнь обострилась, и дирекция КазПИ 22 февраля направила его лечиться на курорт «Коменское плато». Несмотря на тяжелое состояние, Саттар старался не отрываться от творческой жизни, насколько мог продолжил работу над романом «Мои ровесники» и совместно с М. Жангалиным составил «Хрестоматию литературы» для 10 классов казахской школы. 2 июня 1937 года безвременная смерть оборвала жизнь прекрасного человека и писателя. Он ушел из жизни в самом расцвете, Саттару Ерубаеву было всего 23 года. Судьба была скорее сурова к нему, чем благосклонна. Он прожил короткую, но удивительную наполненную жизнь.

Был странником в литературном мире и кочевником, не находившим постоянного пристанища на просторах от Алма-Аты до Ленинграда. Казалось, время должно было уничтожить следы Саттара Ерубаева. Но и сейчас в Казахстане не иссякает интерес к его творчеству и жизни. Талантливые произведения публициста, критика, сатирика, прозаика получили новое прочтение. Его творчеством плодотворно занимается профессор Т. Какишев. Казахскому классику социалистического реализма посвящены диссертации М. Алтынбековой и Г. Султанбаевой, которая написала и книгу «Саттар Ерубаев - публицист» (Алматы,
2000 г.). Сохранились воспоминания людей, непосредственно общавшихся с «новым казахом» - так называли они своего товарища за страстное стремление к обустройству пролетарского государства. Уже после смерти С. Ерубаев стал
первым лауреатом премии Ленинского комсомола в Казахстане (1966 г.), был удостоен премии имени Николая Островского в честь 50-летия комсомола (1968 г.). Его имя увековечено на Всесоюзной доске памяти. В честь С. Ерубаева в г. Караганде названа улица, в г. Туркестане - школа-интернат, где осенью 2004 г. был открыт памятник.
Автор романа «Мои ровесники», новелл «Счастье», «Бессмертие», «О будущей войне», «Красота жизни» (написан на русском языке), баллад «Рапорт о жизни», «Песнь о бессмертии», «Осенний фрагмент», «Баллада о трех шахтерах». Видное место в творчестве Саттара заняла и поэзия.

Роман «Мои ровесники» представлен нам не как декорацию из старых фильмов, а как подлинная страница нашей общей истории, в которой, к счастью, были созидательный труд, дружба народов, любовь и вера. В романе «Мои ровесники», прежде всего, воспевается эталонная вера людей в высокие идеалы - справедливость, дружбу, любовь, товарищество. Согласитесь, эти общечеловеческие ценности. Именно они и легли в основу романа.

Произведение начинается необычно - одухотворенной увертюрой к роману. В ней автор делится своими мыслями с юношеским задором: «Как можно жить без волнения, без всплеска сердца, без дрожи и буйства души?!» Сияющими и светлыми красками полон роман С. Ерубаева. Новый человек советской эпохи у автора выделяется внутренним светом, одержимостью, романтикой. Наивные, на первый взгляд, герои Ерубаева отнюдь не примитивны, они мыслящие, живые. Вспомним чувства, которые обуревали Рахмета, вспомним мучительные монологи Ихласа. Побеждая в себе неизменные чувства, они становятся носителями духовности и гуманизма.

Содержание романа типично для своего времени. Главный персонаж Рахмет - сын бедняка, пастух. Он получает образование, становится инженером, строит в Караганде шахту Гигант. Его возлюбленная Лиза - дочь знаменитого академика Вознесенского. Новая биография бывшего пастуха вызывает жгучую зависть людей, которые, к сожалению, присущи любому времени. От рук вредителя и убийцы Оспана он получает тяжелое ранение. Его спасает Ихлас - врач и соперник в одном лице. Наряду с этим событием в шахте случается авария: под завалом остаются шахтеры. Но благодаря организованной помощи все обходится благополучно. Таков краткий сюжет книги.

Читая роман, ощущаешь дыхание, ритм эпохи. Произведение волнует лиризмом, наполненным душевной чистотой, созидательной силой, покоряет искренностью. Перед читателем разворачивается целая галерея персонажей, которые стремятся к культуре и знаниям, духовному общению. С. Ерубаев описывает эпизод, когда Рахмет, собрав комсомольцев к себе домой, вслух читал роман Ильи Эренбурга «День второй». Молодежь того времени неудержимо тянулась к литературе, искусству. Они верили сердцем в то, что происходит подлинное возрождение жизни, становление счастливых дней, не подозревая, что впереди их ждет жесточайший катаклизм: войны, репрессии. Герои романа - люди высоких и светлых идеалов. Автор смог создать одухотворенный облик своих современников, процесс рождения, формирования и роста казахской интеллигенции в лице Рахмета, Лизы, Ихласа. К несомненным удачам романа следует отнести и создание живых запоминающихся образов шахтеров Шымырбека, Толепа, Елемеса, Ермека и других.

Саттар Ерубаев красочно, образно, необычно рисует портреты своих героев. Например, вот как он описывает красавицу Дамели: «Когда смотришь на Дамели, замечаешь прежде всего не белое личико, не пухленькие губы, не женскую ее прелесть, а видишь исходящее от нее изумительное сияние. Правильными, красивыми чертами лица - любуешься, статной фигурой - восхищаешься. Но у Дамели совсем иная, особая красота. Красота бушующего в ней счастья, ее трепетной радости. И она вся на виду, это лучистая красота». Мастерство писателя видно и на построении романа. С. Ерубаев акцентирует внимание на контрасте: безрадостное тяжелое прошлое и сегодняшняя действительность, полная оптимизма. Параллельно с основным сюжетом развивается и любовная линия.

Сложно определить стиль романа «Мои ровесники». Существует мнение критиков, что это, якобы, «кинодраматургический стиль». Но это, скорее достоинство романа, чем недостаток. Писатель пишет емко, сжато, точно. Роман ценен радостным восприятием мира, юношеским порывом, творческими находками. Ощущение эйфории, восторг по поводу созидания новой жизни - идейно-тематическое ядро произведения. Если же проанализировать роман в духе сегодняшнего времени и отделить наносное, то я принимаю творение Саттара Ерубаева как призыв стать активным творцом жизни.

Проживший всего 23 года, Саттар Ерубаев своими вдохновенными произведениями наполнил земную жизнь солнечным светом. Хочется верить, что новые поколения читателей откроют для себя этого замечательного писателя, который щедро поделился с нами тем прекрасным, что рождалось в его восторженной, окрыленной душе. Как будто таким лучезарным личностям посвящены эти проникновенные строки:

Есть звезды, они умирают,

Но еще много лет

На небосводе сверкает

Их негасимый свет

Есть люди, они умирают,

Но еще много лет

В жизни нашей сияет

Чистой любви их след.



© 2010-2022