Музыкально-образовательный лекторий Мой остров - гитара

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГККП Школа искусств «Жас дарын» СКО г. Петропавловск











Внеклассное мероприятие

Музыкально-образовательный лекторий.

Мой остров - гитара



Подготовил преподаватель

по классу гитары

Козлов Владимир Владимирович.





















г. Петропавловск

2015г

Тип внеклассного мероприятия: лекторий - концерт

Цель лектория:

Ознакомить учащихся с историей происхождения и развития гитары, композиторами, исполнителями, внёсшими большой вклад в развитие этого музыкального инструмента.

Задачи лектория:

1.Учебно-познавательная: приобщение учащихся к классической музыке, написанной для гитары.

2.Учебно-воспитательная: Формирование художественных вкусов на образцах классической музыки.

Музыкальный материал:

Леонардо де Калл «Лёгкий дуэт», 1ч. Адажио. 2. Менуэт.

И.С.Бах Кантата ор.156. «Адажио»

Эгберто Джисмонти «Вода и вино»

А.Затынченко «Портрет»

О.Копенков «Блюз»

С.Байтереков «Кiшкентай»

О.Копенков «И ничего не обещай»





Ход лектория:

Ведущий:

Добрый день, уважаемые зрители!. Сегодня мы пригласили вас на концерт гитарной музыки. Перед вами выступит преподаватель по классу классической гитары Козлов В.В. и его ученик Бочкарёв Дмитрий.

Известный испанский гитарист Андрес Сеговия однажды сказал: «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане. «Мой остров - гитара»

В настоящее время гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов. Для гитары написано много разнообразных произведений, отличающихся по стилю, форме и жанрам: от классической музыки до современных оригинальных сочинений и джаза.

И.С.Бах Кантата ор. 156 «Adagio»

Гитару, какой мы знаем её в нынешней классической форме, часто называют самым древним инструментом. Происхождение гитары теряется в глубине веков. На египетских пирамидах тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента - наблы - внешним видом напоминающим гитару. Как свидетельствуют иероглифические надписи, набла- символ добра. Гитара была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных памятниках Ассирии, Вавилона и Финикии. Струнный щипковый инструмент с изогнутым корпусом изображён на скульптуре могилы короля Фебе, жившего в 37 веке до н.э. Согласно археологическим данным, в древности щипковые инструменты существовали также в Персии и Аравии. По одной из версий, слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскристского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».

Леонардо де Калл «Лёгкий дуэт» 1ч. «Adagio», 2ч. «Mенуэт»

В ХIII веке арабы завезли гитару в Испанию. Однако развитие гитары за это время приостановилось, потому что те же арабы завезли в Европу в IVX веке - лютню. Заморская красавица надолго энергично оттеснила гитару и надолго притормозила её рост. Лютня - очень древний инструмент, в своей первоначальной форме она была известна ещё в древнем Вавилоне. К своему появлению в Европе лютня накопила обширный репертуар и усовершенствовала свои исполнительские навыки и приёмы. Гитара никак не могла с ней конкурировать и надолго осталась в тени. Однако гитаре было чему поучиться у лютни. Она переняла некоторые лютневые приёмы игры и научилась исполнять лютневый репертуар. Постепенно, набирая силы, гитара оттеснила свою соперницу. Но, до сих пор не так уж редки концерты лютневой музыки, исполняемые на гитаре.

Антонио Вивальди «Andante»

К началу XIX века уже вполне оформилась шестиструнная гитара - та, которую мы называем классической. Специально для гитары стали писать музыку крупные композиторы того времени.

Наиболее известным гитаристом этого периода является испанский композитор Франсиско Таррега, заложивший основы классической игры на гитаре. А знаменитый скрипач Николо Поганини не только сочинял пьесы для гитары, но и блестяще играл на ней и даже давал концерты. Музыканты единодушны в оценке его мастерства: «Если бы он не играл на скрипке, то наверняка прославился бы как гитарист».

В XX веке появляется много новых композиторов исполнителей, посвятивших своё творчество гитаре. Одним из всемирно известных инструменталистов и композиторов является Эгберто Джисмонти.

Он родился в 1947 году в Бразилии. С 6-ти лет начал играть на фортепиано. Классическое музыкальное образование получил в Париже, изучая оркестровку и музыкальный анализ. По возвращении на родину заинтересовался choro, которое он воспринимал как разновидность популярного бразильского фанка. В своих композициях Джисмонти с успехом смешивал афро-бразильские формы с джазом. Он сам освоил гитару и вначале играл под влиянием Бадена Пауэлла и Дено. В 1973 году перешёл на 10-струнную гитару с дополнительными струнами. Его выступления как на пианино, так и на гитаре всегда пьянящие и мелодичные.

Эгберто Джисмонти «Вода и вино»

С именем Андреса Сеговии связано начало возрождения гитары в России. В 1926, 1927, 1935-1936 годах, он приезжал в СССР и с неизменным успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Киеве и Одессе. Сеговия выступал не только с концертами, но и встречался с местными гитаристами, слушал их игру, проводил методические беседы и открытые уроки. Четыре приезда великого испанца в СССР - это не только триумфальный успех его концертов, это развитие традиционных музыкальных связей между Испанией и Россией, связей, у истоков которых стоял великий Глинка. Концерты выдающегося гитариста оказали большое влияние на развитие гитарного искусства в Советском Союзе: после гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент, достойный серьёзного изучения. Следствием было открытие классов гитары в музыкальных училищах (тогда техникумах), а также в отдельных музыкальных вузах.

Горячим приверженцем Сеговия был П.С. Агафошин, который первым в СССР создал «Школу игры на шестиструнной гитаре», основываясь на методических установках выдающегося гитариста. Появились яркие исполнители, композиторы, посвятившие себя развитию и пропаганды гитары, одним из которых был Затынченко Александр Николаевич. Родился он 21 июня 1937 года в г.Одессе в семье военнослужащего. В виду трудного материального семейного положения, был отдан в спецдетдом с. Шабо Одесской области, где начал обучаться музыке (духовой оркестр). С 1967-1972 г. Он продолжил образование в Одесском пединституте им. К.Д.Ушинского на музыкально-педагогическом факультете. С 1962 года и по настоящее время работает в Измаильском Государственном Гуманитарном Институте доцентом кафедры музыки, по совместительству является преподавателем-методистом в ДШИ по классу гитары. И сейчас мы послушаем его произведение «Портрет», которое композитор посвятил своей супруге Тамаре Константиновне Затынченко.

А.Затынченко «Портрет»

На современном этапе очень многие композиторы пишут для гитары. Очень популярны среди молодых исполнителей произведения белорусского композитора, гитариста, аранжировщика, литератора и педагога - Олега Копенкова. С 1990 года он играет в дуэте с Сергеем кабановым. Дуэт носит название «Копакабана» и много гастролирует по стране и за рубежом. Музыку для гитары начал писать с 2005 года. Вышли в свет 10 авторских сборников: «Мне иногда бывает грустно», «Карнавал», «Давай споём», «Только для тебя» и другие.

О.Копенков «Блюз»

В последнее время стала популярна музыка композиторов Казахстана. В этом году вышел в печать сборник пьес «песнь акына», составленный из обработок мелодий казахских народных песен и произведения казахстанских композиторов. Материал, включённый в сборник, является результатом многолетней работы Козлова В.В., изложенного в простой лаконичной форме, доступной для работы с разными возрастными категориями. Мы предлагаем вам послушать одно произведение из этого сборника.

С.Байтереков «Кiшкентай»

Гитара - один из самых удивительных и популярных музыкальных инструментов в мире. При своих скромных размерах гитара обладает достаточно широким диапазоном и позволяет исполнять музыку самых разных стилей. Возможности инструмента настолько велики, что на нём можно изобразить клавесин, тамбурин, барабан, кастаньеты и даже флейту.

Гитара прекрасно сочетается со скрипкой , виолончелью, мандолиной и некоторыми другими инструментами, отлично слушается в дуэте, трио, квартете.

О.Копенков «И ничего не обещай»

Бесспорным остаётся то, что гитаре доступно исполнение сложных и серьёзных произведений, и идти к вершинам мастерства нужно много лет, отдавая гитаре несколько часов в день.

Использованная литература и нтернет источники.

1. Петухов М. О.,. Гитара // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : СПб., 1890-1907.

2. Шарнассе, Элен. Шестиструнная гитара . «От истоков до наших дней» М.: «Музыка», 1991. - ISBN 5-7140-0288-1.

3. e-music.fdstar.ru

4.tvoya-gitara.ru/istoriya/istoriya-gitari

5. re-minor.ru › Гитарные статьи



© 2010-2022