Методическая разработка практического занятия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  для студентов по МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм». ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ по теме «Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ» Специальность: «Фармация», базовый уровень подготовки Цели занятия: научиться готовить капли - водные растворы лекарственных веществ и оценивать их качество на основании теоретических положений темы, свойств лекарственных веществ и в соответствии с требованиями НД. Содействовать воспитанию  чувст...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОРОССИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для студентов

МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм»


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: «Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ»



Специальность: «Фармация»

базовый уровень подготовки








Составила

преподаватель

Сычинникова П.П.







2014

Технологическая карта практического занятия

Предмет_МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм

Группа 21-фц__

Тема занятия: «Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ»

Тип занятия практическое занятие


Цели занятия


Образовательная: Научиться готовить капли - водные растворы лекарственных веществ и оценивать их качество на основании теоретических положений темы, свойств лекарственных веществ и в соответствии с требованиями НД.

Воспитательная: содействовать воспитанию чувства профессиональной ответственности. развивать интерес к процессу обучения, способствовать активизации профессиональной памяти

Развивающая: развивать умение теоретически обосновать применяемые виды технологии изготовления для различных экстемпоральных лекарственных форм


Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Уметь:

  1. Проверять дозы лекарственных веществ ядовитых, сильнодействующих, списка А и Б в жидких лекарственных формах для внутреннего применения.

  2. Рассчитывать количества прописанных в рецепте ингредиентов.

  3. Пользоваться весами и разновесом, правильно взвешивать лекарственные вещества.

  4. Отмеривать жидкости с помощью бюреток и пипеток.

  5. Готовить жидкие лекарственные формы в соответствии с требованиями действующей НД и с учетом физико-химических свойств лекарственных веществ.

  6. Фильтровать жидкую лекарственную форму через соответствующий фильтрующий материал с учетом степени очистки и объема.

  7. Оформлять лекарственную форму к отпуску.

  8. Провести оценку качества приготовленной лекарственной формы в соответствии с требованиями действующей НД.

Знать:

  • Характеристика капель как лекарственной формы.

  • Классификация капель по способу назначения и природе растворителя

  • Особенности проверки доз ядовитых и сильнодействующих веществ в каплях для внутреннего применения.

  • Технология капель - водных растворов лекарственных веществ.

  • Оценка качества капель и оформление их к отпуску.

  • Основные пути совершенствования качества и технологии капель.

  1. Образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества, личностное обучение.


Методы и приемы обучения: наглядный, словесный, .

Средства обучения:

1. ГФ-ХI и другая НД, регламентирующая изготовление и качество ЛС

2. Презентация по теме «Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ»

3. Интерактивная доска.

4. Интернет-ресурсы.

5. Оборудование: ступки, пестики, воронки для фильтрования, мерная посуда, весы и разновес, стеклянные палочки, плитка электрическая, баня водяная.

6. Вспомогательные материалы: бумага, вата, марля, этикетки, пробки, крышки.

7. Штанглассы с лекарственными веществами.

Литература:

Основная: Краснюк И.И. , Г.В. Михайлова, Е.Т.Чижова, Издательский центр Академия, 2007, стр.167-186.

Дополнительная: Гроссман В.А., «Фармацевтическая технология», издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2013, стр.106-110.

Внутрипредметные связи

истоки: выход:


тема: Государственное нормирование качества лекарственных средств. Þ




Þтема:Изготовление капель из концентратов.






Жидкие лекарственные формы. Характеристика. Классификация. Þ




ÞИзготовление спиртовых капель






Общие правила изготовления растворов.Þ


Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ


ÞЧастная технология глазных капель и офтальмологических растворов





Растворители. Вода очищенная. Þ

Þ

Þ

ÞИзготовление глазных капель из концентратов.


Межпредметные связи:

истоки: выход:






Аналитическая химияÞ










Органическая химияÞ




ÞОтпуск лекарственных средств






Неорганическая химияÞ


Технология изготовления лекарственных форм


Микробиология





Анатомия и физиология человека Þ

Þ

Þ

Þ Контроль качества лекарственных средств


Фармакология

Патология

Экономика



Хронокарта практического занятия


1

Организационный момент

3 мин.

2

Сообщение темы и плана

5 мин.

3

Начальная мотивация и актуализация (развитие интереса к новой теме).

5 мин.

4

Активизация опорных знаний студентов (определения исходного уровня знаний по предыдущей теме или темам), необходимого для усвоения материала.

20 мин.

5

Вводный инструктаж

10 мин.

6

Самостоятельная работа

90 мин

7

Заключительный инструктаж

2-3 мин.

8

Заполнение дневников

35мин.

9

Подведение итогов

2 мин.

10

Задание для самостоятельной работы студентов

1-2 мин.

11

Уборка рабочего места

5 мин.(

Определение исходного уровня знаний:

Фронтальный опрос:

  • Характеристика капель как лекарственной формы.

  • Классификация капель по способу назначения и природе
    растворителя

  • Особенности проверки доз ядовитых и сильнодействующих веществ
    в каплях для внутреннего применения.

  • Технология капель - водных растворов лекарственных веществ.

  • Оценка качества капель и оформление их к отпуску.

  • Основные пути совершенствования качества и технологии капель.

Вводный инструктаж :

Правила техники безопасности.

Для выполнения работы понадобятся: ГФ Х, ХI изд., приказы по фармдеятельности, оборудование, субстанции, вспомогательные материалы,

Самостоятельная работа

Капли - жидкая лекарственная форма, предназначенная для внутреннего или наружного применения, дозируемая каплями. Капли обладают всеми достоинствами, присущими жидким лекарственным формам (высокая биодоступность, по сравнению с твердыми лекарственными формами, удобство в применении, простота в изготовлении). Но из-за более высокой концентрации лекарственных веществ по сравнению с микстурами в каплях относительно чаще встречаются химические несовместимости. В экстемпоральной рецептуре аптек капли занимают около 15%.

Капли квалифицируют по применению - для внутреннего и наружного применения (капли для носа, ушные, зубные и др.). Как дисперсные системы могут быть - истинные растворы, коллоидные растворы, эмульсии, суспензии. По характеру растворителя - водные и неводные капли.

Приготовление капель складывается из следующих стадий:

I. Подготовительная стадия:

  1. Анализ состава прописи на совместимость.

  2. Проверка доз ядовитых и сильнодействующих веществ (в каплях для внутреннего применения) и нормы отпуска для наркотических и одурманивающих лекарственных веществ.

  3. Подготовка упаковочного и укупорочного материала.

  4. Проведение необходимых расчетов.

II. Растворение (сухих лекарственных веществ в рассчитанном количестве воды очищенной или использование концентрированных растворов лекарственных веществ).

III. Фильтрование (с использованием "приема фильтрования малых объемов").

IV. Упаковка и оформление к отпуску (во флаконы бесцветного или оранжевого стекла с плотнозакрывающимися пробками и прокладками, этикетка "Наружное" или "Внутреннее", дополнительные этикетки - согласно свойств ингредиентов капель в соответствии с действующей НД).

V. Оценка качества капель ( проверка документации, правильность упаковки и оформления, органолептический контроль, отсутствие механических включений, отклонения в объеме, выборочно-химический и опросный контроль).

Особенностью технологии капель - водных растворов лекарственных веществ обусловлено малым объемом их прописывания в рецепте (обычно 5-15 мл). С целью сохранения объема и концентрации лекарственные вещества растворяют примерно в половинном количестве воды очищенной. Полученный раствор фильтруют через ватный тампон, предварительно промытый водой очищенной. Оставшееся количество воды фильтруют через этот же тампон.

ЗАДАНИЯ

Занятие проводится с использованием технологии сотрудничества с использованием игрового компонента: группа студентов делится на подгруппы по 4 человека. Один учащийся - «фармацевт», другой учащийся - «провизор-аналитик», третий - «заведующая аптекой», которая получила жалобу на приготовленные ими капли, четвертый участник - «дефектар». Каждый студент должен максимально «оправдаться» в глазах заведующей. Фармацевт демонстрирует знания технологии изготовления капель для внутреннего применения, аналитик - виды внутриаптечного контроля на всех этапах изготовления, дефектар - знание правил асептики, оформления штанглассов, правил хранения лекарственных веществ. При выполнении следующего задания по изготовлению капель для наружного применения, студенты меняются ролями. Оценивается каждая задача. Индивидуальное задание каждый учащийся получает в конце урока в виде ситуационной задачи.

Студенты неограниченно могут использовать сведения из Интернета, приказы, инструкции, используют презентацию «Изготовление капель, содержащих одно или несколько лекарственных веществ». Каждый участник должен чётко понимать меру своей ответственности при изготовлении ЛФ.

Заключительный инструктаж:

Акцентировать внимание на технологии, расчетах, оформлению ППК, сформировать знания по контролю качества экстемпорально приготовленных ЛФ.

Усвоить правила оформления, укупорки и отпуска лекарственной формы.

Заполнение дневников:

По алгоритму изготовления лекарственных форм:

Рецепт, бланк,

Описание лекарственных средств, проверка доз

ППК, лицевая сторона

ППК, обратная сторона

Технология изготовления лекарственной формы

Оформление лекарственной формы к отпуску, контроль качества

1

2

3

4

5

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

- По индивидуальному заданию преподавателя решить ситуационную задачу, в которой студент должен выявить отклонения от требований ГФ, НД, показать пути устранения отмеченных нарушений и дать оптимальный вариант технологии.

- Подготовить сообщение по теме «Заводская технология капель для внутреннего и наружного применения»(презентация, фильм, приборы и оборудование)

© 2010-2022