• Преподавателю
  • Другое
  • Публикация в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции, г. Тюмень, 2011г

Публикация в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции, г. Тюмень, 2011г

Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Более того, самоовладение необходимыми для этого навыками также имеет свои особенности, так как практически не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию, как у зрячего ребенка, ввиду глубокого дефекта зрения. Воспитанники школ-интернатов должны быть готовы к вступлению в самостоятельную жизнь, иметь необходимые знания, умения, ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИИВАЛИДОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ

ПРОГРАММ СБО, ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ




Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Более того, самоовладение необходимыми для этого навыками также имеет свои особенности, так как практически не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию, как у зрячего ребенка, ввиду глубокого дефекта зрения

Воспитанники школ-интернатов должны быть готовы к вступлению в самостоятельную жизнь, иметь необходимые знания, умения, чтобы правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу.

Проживая длительное время в условиях школы-интерната, слепые и слабовидящие дети (как, впрочем, и зрячие) лишены возможности полноценно включаться в жизнь, протекающую вне стен школы. Дети отдалены от непосредственного приготовления пищи, ухода за одеждой, от целого ряда мелочей быта, составляющих уклад жизни современной семьи. В результате они не могут получить необходимых знаний и умений, которые позволили бы им самостоятельно организовать свой быт вне школы. Этот пробел не может восполнить и семья ребенка в силу того, что он долгое время живет в отрыве от нее. Более того, даже когда дети-инвалиды по зрению находятся дома (на каникулах), то во многих семьях они содержатся под очень большой опекой, что ни в коей мере не способствует выработке у них навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Обучение самостоятельности в быту и социальной сфере - одна из важных задач в школе для детей с нарушением зрения. Он должен уметь необходимое: ухаживать за собой, обслуживать себя. Это программа- минимум. Максимум - это ощущение, желание, умение жить, не испытывая дискомфорта. Занятия СБО являются первой ступенькой в длинной лестнице социально-бытовой реабилитации слепых и слабовидящих детей.

В школе учебным планом в компенсанаторно-адаптационной области предусмотрены занятия по СБО с I по XII класс. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетноролевые игры, беседы. Оборудованные специальные кабинеты для занятий по предмету СБО и «Технология», обеспечивают выполнение практических работ в полном объеме.

В программе СБО содержание обучения объединено по следующим основным темам: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище», «Культура поведения и общения», «Семья», «Транспорт», «Связь», «Медицинская помощь». Все темы повторяются на протяжении всех лет обучения. На каждом году обучения расширяется и усложняется содержание каждого раздела программы. Такое повторение тем с последующим расширением и усложнением их содержания соответствует изменениям, происходящим с самими учащимися, и учитывает обогащение запаса их знаний и опыта, который пополняется в ходе обучения и жизни в школе.





Тема «Личная гигиена» особенно важна в начальных классах, когда слепой ребенок только пришел в школу-интернат, привыкает жить по строгому распорядку, адаптируется к требованиям школьной жизни. Прохождение этого раздела программы невозможно без последовательной и кропотливой работы воспитателей, поскольку основное содержание ее усваивается и закрепляется при выполнении детьми режимных моментов на протяжении всего периода обучения и жизни в школе-интернате.

В содержание раздела программы «Личная гигиена» входит усвоение правил личной гигиены, гигиенических правил поведения в местах общего пользования, формирование умений пользоваться умывальником, душем, туалетом, формирование навыков выполнения утреннего и вечернего туалетов. У каждого ребенка имеется набор личных туалетных принадлежностей, поэтому необходимо объяснить детям, как следует их хранить, рассказать о назначении каждого предмета, требовать от ребенка правильного обращения с ним.

На занятиях по «Личной гигиене» дети узнают о правилах ухода за кожей лица, рук, полостью рта. Важно требовать от ребенка следующее:

аккуратно умываться, не расплескивая на пол и на себя, правильно и последовательно выполнять действия при умывании, при вытирании рук и лица.

Важным вопросом в рассматриваемой теме является вопрос гигиены зрения и охраны остаточного зрения. С первых дней пребывания в школе дети с остаточным зрением испытывают значительные нагрузки на глаза. Поэтому на занятиях ребята знакомятся с правилами охраны зрения, с различными средствами оптической коррекции зрения и ухода за ним. При умывании особое внимание следует обращать на глаза, так как больные глаза чаще гноятся, чем здоровые, их необходимо мыть не только утром и вечером, но и в течение дня.

Одним из важных требований личной гигиены является забота о чистоте полости рта и сохранении зубов. Следует объяснить детям и научить их правильным приемам выполнения этой процедуры (например: при плохом зрении или его отсутствии зубную пасту удобнее выдавливать не на щетку, а прямо в рот, человек очень хорошо может контролировать объем выдавливаемой пасты.)

Слуховое восприятие играет важную роль для слепых и слабовидящих при ориентации в пространстве и их движении. Слепые, пользуясь слуховым восприятием, могут не только ориентироваться во времени и пространстве, но и по звуку. Сохранность функции слухового анализатора обеспечивается, прежде всего, профилактическими мероприятиями.

Тема «Одежда и обувь» знакомит слепых детей с различными видами одежды, обуви, головных уборов, с правилами их подбора в соответствии со временем года и назначения. Дети учатся приемам чистки, хранения, ухода и маркировки одежды, обуви.





Слуховое восприятие играет важную роль для слепых и слабовидящих при ориентации в пространстве и их движении. Слепые, пользуясь слуховым восприятием, могут не только ориентироваться во времени и пространстве, но и по звуку. Сохранность функции слухового анализатора обеспечивается, прежде всего, профилактическими мероприятиями.

Тема «Одежда и обувь» знакомит слепых детей с различными видами одежды, обуви, головных уборов, с правилами их подбора в соответствии со временем года и назначения. Дети учатся приемам чистки, хранения, ухода и маркировки одежды, обуви.

Очень важно обратить внимание каждого ребенка на опрятность и чистоту одежды, обуви, на то, чтобы у каждой вещи должно быть свое место. Главное, вещи должны быть рассортированы, и храниться в строго определенных местах, тогда любую вещь можно найти без труда. Так, в шифоньере одежда может висеть в следующей последовательности: слева костюмы, за ними платья, юбки, блузы. В таком случае можно быстро и легко найти нужную вещь. Аналогично раскладываются вещи на полках. Грязные вещи определяются с помощью обоняния и убираются в «стирку» в ванную комнату или стираются. А если нет такой возможности, то убираются в полиэтиленовый пакет и ложатся в определенное место, на короткий промежуток времени.

Важным разделом темы «Приготовление пищи» является раздел, посвященный усвоению детьми правил поведения за столом во время принятия пищи. На этих занятиях ребята учатся правильно нарезать продукты для различных блюд, готовить бутерброды, салаты, супы, вторые блюда, разнообразные изделия из теста. Например, даже для правильного наливания жидкости в стакан незрячему человеку необходимо потренироваться. Момент наполнения сосуда незрячий может определить такими способами:

1. С помощью пальца, который следует держать у верхнего сечения наполняемого сосуда; 2. По весу (для этого сосуд время от времени необходимо поднимать);

  1. По звуку, т.к. по мере наполнения сосуда жидкость издает характерный звук, тон которого меняется, когда жидкость подходит к краю;

  2. С помощью деревянной ложки, которая по мере наполнения сосуда всплывает, отчего угол, образуемый ложкой и краем сосуда, уменьшается.

Принятие пищи, как и множество других повседневных ситуаций, требует от ребенка овладения четким порядком действий, умения хорошо ориентироваться в малом пространстве стола и удерживать в памяти, где какой предмет находится, умения обратиться к рядом сидящим, если это потребуется. Выработка навыков аккуратного приема пищи является очень важным достижением слепого ребенка и воспитательной работы, проводимой с ним воспитателем и учителем.

Основным содержанием темы «Жилище» является знакомство детей с различными видами жилых помещений, выработка навыков сухой


и влажной уборки помещений, и

соответственно, знакомство с различным оборудованием и средствами ухода за жилыми помещениями. При уборке помещения ребенок должен хорошо ориентироваться в помещении, соблюдать правильную последовательность действий, что требует от него собранности и организованности, умения спланировать свою деятельность. Уборку помещения нужно начинать с какого-либо угла комнаты и двигаться последовательно по периметру комнаты.

Особое внимание уделяется правилам поведения на занятиях по темам «Транспорт», «Торговля», так как незрячий человек прилагает много усилий, чтобы держаться очереди, не потерять ее, купить необходимые продукты, отбить чек в кассе или сесть в автобус нужного маршрута.

Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие. Программа адаптирована таким образом, что с ней может справиться слепой и слабовидящий ребенок. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в поддержке, оценке, поощрении.

Работы учеников неоднократно участвовали в конкурсах, выставках различного уровня и удостоились наград.

Мною были составлены методички с рекомендациями для родителей при обучении детей личной гигиене и самообслуживанию.

Список литературы:


  1. Солнцева Л.И., Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения - М: «Налоговый вестник», 2004 г.

  2. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих - С-П: «Каро», 2004 г.

  3. Сборник статей «Проблемы этического и эстетического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения» - М: «Школьный весник», 2004 г.

  4. Денискина В.З. Особенности обучения социально бытовой ориентировке детей с нарушением зрения -Уфа, 2004 г.

  5. Волкова О.А., Денискина В.З., Числова H.JL, Шалагина Т.С. Навстречу незрячему-М: «Полиграфбанксервис», 1998 г.

  6. Графов А.П. Слепой и зрячий - М:»Логос ВОС», 2003 г.

  7. Норбеков М.С. Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавится от очков - М: «Весь», 2003 г.

  8. Маркевич В.В. Как ухаживать за глазами - Минск «Харвест», 2003 г.

  9. Соловьев Э.Я. Современный этикет - М: «Логос ВОС», 2003 г.





Публикация в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции, г.Тюмень, 2011г.

© 2010-2022